МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»
для студентов 1 и 3 курсов специальности 040104 – «Организация работы с молодежью»
Автор: М.И. Сидорова, к.п.н., доцент кафедры «Социальных наук».
Цель освоения дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» - формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью, содействие разработке индивидуального технологического багажа специалиста для его активного использования в практике организации работы с молодежью.
Основные задачи курса «Социальные технологии работы с молодежью»:
-
дать общее представление о содержании и характере социальных технологий;
-
изучить особенности социальных технологий работы с молодежью;
-
сформировать научные представления о видах социальных технологий работы с молодежью и их специфике;
-
изучить индивидуальные и групповые методы работы с молодежью;
-
содействовать развитию у студентов навыков анализа и оценивания социальных ситуаций, затрудняющих жизнедеятельность молодых людей;
-
формировать у студентов на основе полученных знаний практические навыки и умения применения социальных технологий в работе с молодежью.
Данный курс является одним из ключевых к пониманию теоретико-методологических оснований организации работы с молодежью. Особое внимание при изучении дисциплины уделяется социальной работе с молодежью: подходам, методам, практическим моделям работы, технологиям. В основе технологий социальной работы с молодежью лежат помогающие отношения субъектов взаимодействия, что определяет гуманистический характер работы с молодежью.
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
-
основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы с молодежью;
-
сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению трудных жизненных ситуаций и решению социальных проблем молодых людей;
-
основные виды технологий в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами молодежи;
уметь:
-
технологически организовывать процессы работы с молодежью на разных уровнях;
-
создавать индивидуальные технологические разработки в сфере организации работы с молодежью;
-
применять индивидуальные технологические разработки для работы с различными категориями и группами молодежи, в том числе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
-
поддерживать инициативы молодежи на уровне местного самоуправления, вовлекать молодежь в добровольческую деятельность, способствовать созданию качественных культурно-досуговых программ для молодежи и клубных сообществ по месту жительства, организовывать мобильную социальную работу с молодежью;
-
определять эффективность проведенных мер в процессе оказания помощи клиентам.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№
|
Наименование раздела, темы
|
Количество часов
|
всего
ауд.
|
Лк
|
Пр/
СМ
|
ЛБ
|
СР
|
Раздел I. Социальная работа с молодежью как технологический процесс
|
1.1
|
Технология социальной работы с молодежью как отрасль научного знания и учебная дисциплина
|
1
|
1
|
-
|
-
|
2
|
1.2
|
Технологический процесс в работе с молодежью: сущность, содержание и особенности
|
1
|
1
|
-
|
-
|
2
|
1.3
|
Социальные проблемы: специфика, уровни, критерии разрешимости
|
1
|
1
|
-
|
-
|
2
|
1.4
|
Типология социальных технологий работы с молодежью
|
1
|
1
|
-
|
-
|
2
|
Раздел 2. Общие технологии и методы социальной работы с молодежью
|
2.1
|
Методы социальной работы с молодежью. Классификация методов
|
4
|
2
|
2
|
-
|
2
|
2.2
|
Индивидуальная социальная работа с молодежью. Основные этапы технологического процесса решения проблем клиента
|
3
|
1
|
2
|
-
|
4
|
2.3
|
Метод групповой работы
|
3
|
1
|
2
|
-
|
2
|
2.4
|
Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения
|
3
|
1
|
4
|
-
|
2
|
2.5.
|
Социальная экспертиза в системе социальной работы с молодежью
|
3
|
1
|
-
|
4
|
2.6.
|
Адаптационные технологии в работе с молодежью
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
2.7.
|
Сущность и содержание технологии социальной реабилитации в молодежной среде
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
2.8.
|
Социальная терапия и социальная профилактика: особенности и методы осуществления
|
4
|
2
|
2
|
-
|
4
|
2.9.
|
Социальное консультирование и посредничество
|
4
|
2
|
2
|
-
|
4
|
2.10.
|
Социальное обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование как виды традиционных технологий социальной защиты и поддержки населения
|
4
|
2
|
2
|
-
|
4
|
2.11.
|
Опека и попечительство как социальная технология
|
1
|
1
|
-
|
-
|
4
|
2.12.
|
Социальные инновации в социальной работе с молодежью
|
1
|
1
|
-
|
-
|
4
|
Раздел 3. Социальные технологии работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности. Частные технологии социальной работы с молодежью
|
3.1
|
Технологии социальной работы с молодежью в сфере производства
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
3.2
|
Технологии работы с молодежными общественными организациями. Роль некоммерческих организаций в решении социальных проблем молодых людей
|
6
|
2
|
4
|
-
|
4
|
3.3
|
Технологии социальной работы с молодежью в сфере образования
|
6
|
2
|
4
|
-
|
4
|
3.4
|
Технологии социальной работы с молодежью в системе здравоохранения
|
4
|
2
|
2
|
-
|
4
|
3.5
|
Технологии социальной работы с молодыми инвалидами
|
6
|
2
|
4
|
-
|
4
|
3.6
|
Технологии социальной работы с молодыми людьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотическими средствами
|
6
|
2
|
4
|
-
|
4
|
3.7
|
Технологии социальной работы с молодежью в системе пенитенциарных учреждений
|
4
|
2
|
2
|
-
|
4
|
3.8
|
Технологии социальной работы с молодежью в армии
|
4
|
2
|
2
|
-
|
4
|
3.9
|
Социальные технологии работы с молодежью в семье
|
6
|
2
|
4
|
-
|
4
|
3.10.
|
Технологии социальной работы с молодыми безработными
|
6
|
2
|
4
|
-
|
2
|
3.11.
|
Социальные технологии работы с молодежью в сфере досуга
|
2
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Итого:
|
90
|
44
|
46
|
-
|
90
|
Содержание практических занятий
Практическое занятие №1 (2 часа)
Тема : Методы социальной работы с молодежью. Классификация методов
План:
-
Понятие о методах, классификация методов, используемых в социальной работе с молодежью.
-
Общенаучные теоретические методы.
-
Методы социальной работы, классифицируемые по направлениям деятельности: социологические методы, педагогические и социально-педагогические методы, психологические и социально-психологические методы, социально-экономические методы, организационно-распорядительные методы (регламентирование, нормирование, инструктирование).
-
Методы социальной работы, классифицируемые по объектам: индивидуальная социальная работа, социальная работа с группой.
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
Каковы основные характеристики инструментария технологии социальной работы с молодежью?
-
Что такое метод и в чем заключается его роль в социальной работе?
-
Каково место в социальной работе всеобщего метода познания и в чем его сущность?
-
Какие общенаучные методы используются в социальной работе с молодыми людьми?
-
Какие основные частные методы применяются в практике социальной работы с молодежью?
Задания для самостоятельной работы:
-
Ответьте на вопросы плана, используя предложенную литературу.
-
Подготовьте доклады к практическому занятию об основных методах, используемых в социальной работе с молодежью. Выделите традиционные и инновационные методы, обсудите их «плюсы» и «минусы».
Основная литература:
-
Технологии социальной работы: Учебник. /Под общ.ред. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001.
-
Технология социальной работы: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Завед. / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
-
Технология социальной работы: Учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
-
Социальная работа: Учебное пособие. / Под ред. В. И. Курбатова. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Дополнительная литература:
-
Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. —2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
-
Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). — М., 1992.
-
Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами — М. — Белгород, 1993.
-
Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2001.
Практическое занятие №2 (2 часа)
Тема: Индивидуальная социальная работа с молодежью. Основные этапы технологического процесса решения проблем клиента
План:
-
Социальная работа как процесс решения проблем клиента.
-
Подготовительный этап: выбор основных подходов в работе с клиентом (технический и коммуникативный подходы и др.).
-
Этап оценивания.
-
Этапы оказания помощи, оценка стратегии действия.
-
Этап оценки эффективности помощи.
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
Какую роль играют этические принципы взаимодействия в процессе индивидуальной работы с клиентом?
-
Как соотносятся понятия «индивидуальная социальная работа» и «case-study»?
-
Каковы методы предварительной психологической настройки?
-
В чем особенности работы с «трудными» клиентами?
-
В чем специфика работы в микро- и макросоциальном окружении клиента?
-
Назовите известные подходы в социальной работе с клиентами. В чем их отличия?
-
Почему необходим рабочий контракт?
-
Как осуществить планирование последующих действий?
Задания для самостоятельной работы:
-
Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.
-
Разработайте алгоритм процесса решения проблем клиента.
Основная литература:
-
Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2001. – с. 70 – 96, 176 – 188.
-
Психология социальной работы. / Под ред. М. А. Гулиной. СПб: Питер, 2002.
-
Технологии социальной работы: Учебник. /Под общ.ред. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001.
-
Технология социальной работы: Учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
-
Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. – М., 2002. С. 66 – 82.
Дополнительная литература:
-
Социальная работа: Учебное пособие. / Под ред. В. И. Курбатова. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
-
Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии: Учебн. Пособие. – К.: Ника-Центр; М.: Алтейа, 1999.
-
Кондрашенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия, Мн.: Выш.шк., 1998.
-
Фирсов М. В., Студентова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2001.
-
Технология социальной работы: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Завед. / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
Практическое занятие №3 (2 часа)
Тема: Метод групповой работы
План:
-
Сущность группового метода.
-
Место метода работы с группой среди других методов социальной работы с молодежью.
-
Методологические основы группового метода.
-
Методика организации групповой работы.
-
Этапы работы группы.
-
Задачи организатора работы с молодежью на этапах взаимодействия с группой.
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
Какие основные направления теорий группового взаимодействия и оказания помощи существуют в практике социальной работы с молодежью?
-
Каковы основные этические принципы работы с группой?
-
Перечислите основные стадии, которые проходит группа в своем развитии.
-
Какие принципы лежат в основе работы команды?
-
Какова роль различных специалистов в команде?
Задания для самостоятельной работы:
-
Составьте схему метода групповой работы.
-
Подготовьте краткие выступления об основных направлениях групповой работы (группы тренинга (Т-группы), группы встреч, гештальт-терапия, психодрама, группы тренинга умений (поведенческая психотерапия).
Основная литература:
-
Психология социальной работы. / Под ред. М. А. Гулиной. – СПб: Питер, 2002.
-
Технологии социальной работы: Учебник. /Под общ.ред. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001.
-
Технология социальной работы: Учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
-
Технология социальной работы: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Завед. / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
-
Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. – М., 2002. С. 124 – 185.
Дополнительная литература:
-
Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии: Учебн. Пособие. – К.: Ника-Центр; М.: Алтейа, 1999.
-
Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. Яз. Под ред. Б. Ю. Шапиро. – М.: АО Аспект Пресс, 1995.
-
Кондрашенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. - Мн.: Выш.шк., 1998.
-
Социальная работа: Учебное пособие. / Под ред. В. И. Курбатова. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
-
Фирсов М. В., Студентова Е. Г. Теория социальной работы. – М., 2001.
Практическое занятие №4 (2 часа)
Тема: Социальная диагностика и социальная экспертиза в работе с молодежью
План:
-
Понятие, сущность, функции и принципы социальной диагностики и социальной экспертизы.
-
Технология социальной диагностики в работе с молодежью.
-
Методика проведения социальной экспертизы. Организационные модели социальной экспертизы: «рецензия», «мониторинг», «проект» и др.
-
Проблемы объективности социального диагноза и социальной экспертизы, причинной обусловбязате, комплексности и верификации.
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
В чем заключается сущность социальной диагностики?
-
Каковы задачи и область применения социальной диагностики?
-
Каковы принципы, уровни и этапы социально-диагностической деятельности организатора работы с молодежью?
-
Каковы особенности диагностики в социальной работе с молодыми людьми?
-
Каковы требования, предъявляемые к современным методам социальной диагностики?
-
Назовите основные методы социальной диагностики и охарактеризуйте их.
-
В чем отличие социальной экспертизы от других видов экспертизы?
-
Что значит соблюдать требования относительно интерфейса при подготовке экспертного заключения?
Задания для самостоятельной работы:
-
Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.
-
Составьте алгоритм постановки социального диагноза, выделите основные этапы социальной диагностики, охарактеризуйте основные пункты каждого этапа для определенной категории молодых граждан (на выбор: дети-сироты, лица БОМЖ, мигранты и др.)
-
Решите задачи, предложенные в учебнике «Технология социальной работы» / Под ред. А. А. Чернецкой . – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – С. 42 – 43.
Основная литература:
-
Аминов Н. А., Суслаков Б. А. Диагностика в социальной работе // Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1.- М., 1997. – С. 156- 162.
-
Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. – М., 2004.
-
Нортен Х. Социальный диагноз // Энциклопедия социальной работы. Т. 3. – М., 1994. – С. 286 – 292.
-
Технология социальной работы / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д., 2006. – С. 36 – 43.
-
Технологии социальной работы. /Под ред. Е.И. Холостовой. — М, 2001. – С. 61– 75.
-
Триполи Т. Оценка социальных программ / Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: Пер. с англ. — М: Центр общечеловеческих ценностей, 1994, т. 2.
Дополнительная литература:
-
Аверьянова Л. Я. Социология: что она знает и может. – М., 1993.
-
Социальная работа. / Под ред. В. И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
-
Холостова Е.И. Социальная работа. — М., 2005.
-
Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. — М.: Патент, 1996.
-
Луков В.А. Социальная экспертиза / Ин-т молодежи. — М., 1996.
-
Социогуманитарная экспертиза: принципы и методология («круглый стол») // Социологические исследования. – 1992. - № 11.
Практическое занятие №5 (2 часа)
Поделитесь с Вашими друзьями: |