Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии работы с молодежью»



страница1/4
Дата22.02.2016
Размер0,62 Mb.
#10872
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины
«СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

для студентов 1 и 3 курсов специальности 040104 – «Организация работы с молодежью»

Автор: М.И. Сидорова, к.п.н., доцент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» - формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью, содействие разработке индивидуального технологического багажа специалиста для его активного использования в практике организации работы с молодежью.

Основные задачи курса «Социальные технологии работы с молодежью»:

  • дать общее представление о содержании и характере социальных технологий;

  • изучить особенности социальных технологий работы с молодежью;

  • сформировать научные представления о видах социальных технологий работы с молодежью и их специфике;

  • изучить индивидуальные и групповые методы работы с молодежью;

  • содействовать развитию у студентов навыков анализа и оценивания социальных ситуаций, затрудняющих жизнедеятельность молодых людей;

  • формировать у студентов на основе полученных знаний практические навыки и умения применения социальных технологий в работе с молодежью.

Данный курс является одним из ключевых к пониманию теоретико-методологических оснований организации работы с молодежью. Особое внимание при изучении дисциплины уделяется социальной работе с молодежью: подходам, методам, практическим моделям работы, технологиям. В основе технологий социальной работы с молодежью лежат помогающие отношения субъектов взаимодействия, что определяет гуманистический характер работы с молодежью.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:



  • основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы с молодежью;

  • сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению трудных жизненных ситуаций и решению социальных проблем молодых людей;

  • основные виды технологий в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами молодежи;

уметь:

  • технологически организовывать процессы работы с молодежью на разных уровнях;

  • создавать индивидуальные технологические разработки в сфере организации работы с молодежью;

  • применять индивидуальные технологические разработки для работы с различными категориями и группами молодежи, в том числе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

  • поддерживать инициативы молодежи на уровне местного самоуправления, вовлекать молодежь в добровольческую деятельность, способствовать созданию качественных культурно-досуговых программ для молодежи и клубных сообществ по месту жительства, организовывать мобильную социальную работу с молодежью;

  • определять эффективность проведенных мер в процессе оказания помощи клиентам.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

ауд.

Лк

Пр/

СМ

ЛБ

СР

Раздел I. Социальная работа с молодежью как технологический процесс

1.1

Технология социальной работы с молодежью как отрасль научного знания и учебная дисциплина


1

1

-

-

2

1.2

Технологический процесс в работе с молодежью: сущность, содержание и особенности

1

1

-

-

2

1.3

Социальные проблемы: специфика, уровни, критерии разрешимости

1

1

-

-

2

1.4

Типология социальных технологий работы с молодежью

1

1

-

-

2

Раздел 2. Общие технологии и методы социальной работы с молодежью

2.1

Методы социальной работы с молодежью. Классификация методов

4

2

2

-

2

2.2

Индивидуальная социальная работа с молодежью. Основные этапы технологического процесса решения проблем клиента

3

1

2

-

4

2.3

Метод групповой работы

3

1

2

-

2

2.4

Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения

3

1

4

-

2

2.5.

Социальная экспертиза в системе социальной работы с молодежью

3

1

-

4

2.6.

Адаптационные технологии в работе с молодежью

2

2

-

-

4

2.7.

Сущность и содержание технологии социальной реабилитации в молодежной среде

2

2

-

-

4

2.8.

Социальная терапия и социальная профилактика: особенности и методы осуществления

4

2

2

-

4

2.9.

Социальное консультирование и посредничество

4

2

2

-

4

2.10.

Социальное обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование как виды традиционных технологий социальной защиты и поддержки населения

4

2

2

-

4

2.11.

Опека и попечительство как социальная технология

1

1

-

-

4

2.12.

Социальные инновации в социальной работе с молодежью

1

1

-

-

4

Раздел 3. Социальные технологии работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности. Частные технологии социальной работы с молодежью

3.1

Технологии социальной работы с молодежью в сфере производства

2

2

-

-

4

3.2

Технологии работы с молодежными общественными организациями. Роль некоммерческих организаций в решении социальных проблем молодых людей

6

2

4

-

4

3.3

Технологии социальной работы с молодежью в сфере образования

6

2

4

-

4

3.4

Технологии социальной работы с молодежью в системе здравоохранения

4

2

2

-

4

3.5

Технологии социальной работы с молодыми инвалидами

6

2

4

-

4

3.6

Технологии социальной работы с молодыми людьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотическими средствами

6

2

4

-

4

3.7

Технологии социальной работы с молодежью в системе пенитенциарных учреждений

4

2

2

-

4

3.8

Технологии социальной работы с молодежью в армии

4

2

2

-

4

3.9

Социальные технологии работы с молодежью в семье

6

2

4

-

4

3.10.

Технологии социальной работы с молодыми безработными

6

2

4

-

2

3.11.

Социальные технологии работы с молодежью в сфере досуга


2

2

-

-

2

Итого:

90

44

46

-

90

Содержание практических занятий


Практическое занятие №1 (2 часа)

Тема : Методы социальной работы с молодежью. Классификация методов

План:

  1. Понятие о методах, классификация методов, используемых в социальной работе с молодежью.

  2. Общенаучные теоретические методы.

  3. Методы социальной работы, классифицируемые по направлениям деятельности: социологические методы, педагогические и социально-педагогические методы, психологические и социально-психологические методы, социально-экономические методы, организационно-распорядительные методы (регламентирование, нормирование, инструктирование).

  4. Методы социальной работы, классифицируемые по объектам: индивидуальная социальная работа, социальная работа с группой.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Каковы основные характеристики инструментария технологии социальной работы с молодежью?

    2. Что такое метод и в чем заключается его роль в социальной работе?

    3. Каково место в социальной работе всеобщего метода познания и в чем его сущность?

    4. Какие общенаучные методы используются в социальной работе с молодыми людьми?

    5. Какие основные частные методы применяются в практике социальной работы с молодежью?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Ответьте на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  2. Подготовьте доклады к практическому занятию об основных методах, используемых в социальной работе с молодежью. Выделите традиционные и инновационные методы, обсудите их «плюсы» и «минусы».


Основная литература:

  1. Технологии социальной работы: Учебник. /Под общ.ред. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001.

  2. Технология социальной работы: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Завед. / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

  3. Технология социальной работы: Учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

  4. Социальная работа: Учебное пособие. / Под ред. В. И. Курбатова. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.


Дополнительная литература:

  1. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. —2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

  2. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). — М., 1992.

  3. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами — М. — Белгород, 1993.

  4. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2001.



Практическое занятие №2 (2 часа)

Тема: Индивидуальная социальная работа с молодежью. Основные этапы технологического процесса решения проблем клиента

План:

  1. Социальная работа как процесс решения проблем клиента.

  2. Подготовительный этап: выбор основных подходов в работе с клиентом (технический и коммуникативный подходы и др.).

  3. Этап оценивания.

  4. Этапы оказания помощи, оценка стратегии действия.

  5. Этап оценки эффективности помощи.



Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Какую роль играют этические принципы взаимодействия в процессе индивидуальной работы с клиентом?

    2. Как соотносятся понятия «индивидуальная социальная работа» и «case-study»?

    3. Каковы методы предварительной психологической настройки?

    4. В чем особенности работы с «трудными» клиентами?

    5. В чем специфика работы в микро- и макросоциальном окружении клиента?

    6. Назовите известные подходы в социальной работе с клиентами. В чем их отличия?

    7. Почему необходим рабочий контракт?

    8. Как осуществить планирование последующих действий?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

  2. Разработайте алгоритм процесса решения проблем клиента.


Основная литература:

    1. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2001. – с. 70 – 96, 176 – 188.

    2. Психология социальной работы. / Под ред. М. А. Гулиной. СПб: Питер, 2002.

    3. Технологии социальной работы: Учебник. /Под общ.ред. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001.

    4. Технология социальной работы: Учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

    5. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. – М., 2002. С. 66 – 82.

Дополнительная литература:

  1. Социальная работа: Учебное пособие. / Под ред. В. И. Курбатова. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  2. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии: Учебн. Пособие. – К.: Ника-Центр; М.: Алтейа, 1999.

  3. Кондрашенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия, Мн.: Выш.шк., 1998.

  4. Фирсов М. В., Студентова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2001.

  5. Технология социальной работы: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Завед. / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.


Практическое занятие №3 (2 часа)

Тема: Метод групповой работы

План:

  1. Сущность группового метода.

  2. Место метода работы с группой среди других методов социальной работы с молодежью.

  3. Методологические основы группового метода.

  4. Методика организации групповой работы.

  5. Этапы работы группы.

  6. Задачи организатора работы с молодежью на этапах взаимодействия с группой.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие основные направления теорий группового взаимодействия и оказания помощи существуют в практике социальной работы с молодежью?

  2. Каковы основные этические принципы работы с группой?

  3. Перечислите основные стадии, которые проходит группа в своем развитии.

  4. Какие принципы лежат в основе работы команды?

  5. Какова роль различных специалистов в команде?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте схему метода групповой работы.

  2. Подготовьте краткие выступления об основных направлениях групповой работы (группы тренинга (Т-группы), группы встреч, гештальт-терапия, психодрама, группы тренинга умений (поведенческая психотерапия).


Основная литература:

  1. Психология социальной работы. / Под ред. М. А. Гулиной. – СПб: Питер, 2002.

  2. Технологии социальной работы: Учебник. /Под общ.ред. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001.

  3. Технология социальной работы: Учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

  4. Технология социальной работы: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Завед. / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

  5. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. – М., 2002. С. 124 – 185.

Дополнительная литература:

  1. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии: Учебн. Пособие. – К.: Ника-Центр; М.: Алтейа, 1999.

  2. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. Яз. Под ред. Б. Ю. Шапиро. – М.: АО Аспект Пресс, 1995.

  3. Кондрашенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. - Мн.: Выш.шк., 1998.

  4. Социальная работа: Учебное пособие. / Под ред. В. И. Курбатова. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  5. Фирсов М. В., Студентова Е. Г. Теория социальной работы. – М., 2001.



Практическое занятие №4 (2 часа)

Тема: Социальная диагностика и социальная экспертиза в работе с молодежью

План:

  1. Понятие, сущность, функции и принципы социальной диагностики и социальной экспертизы.

  2. Технология социальной диагностики в работе с молодежью.

  3. Методика проведения социальной экспертизы. Организационные модели социальной экспертизы: «рецензия», «мониторинг», «проект» и др.

  4. Проблемы объективности социального диагноза и социальной экспертизы, причинной обусловбязате, комплексности и верификации.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. В чем заключается сущность социальной диагностики?

    2. Каковы задачи и область применения социальной диагностики?

    3. Каковы принципы, уровни и этапы социально-диагностической деятельности организатора работы с молодежью?

    4. Каковы особенности диагностики в социальной работе с молодыми людьми?

    5. Каковы требования, предъявляемые к современным методам социальной диагностики?

    6. Назовите основные методы социальной диагностики и охарактеризуйте их.

    7. В чем отличие социальной экспертизы от других видов экспертизы?

    8. Что значит соблюдать требования относительно интерфейса при подготовке экспертного заключения?


Задания для самостоятельной работы:

      1. Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

      2. Составьте алгоритм постановки социального диагноза, выделите основные этапы социальной диагностики, охарактеризуйте основные пункты каждого этапа для определенной категории молодых граждан (на выбор: дети-сироты, лица БОМЖ, мигранты и др.)

      3. Решите задачи, предложенные в учебнике «Технология социальной работы» / Под ред. А. А. Чернецкой . – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – С. 42 – 43.


Основная литература:

  1. Аминов Н. А., Суслаков Б. А. Диагностика в социальной работе // Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1.- М., 1997. – С. 156- 162.

  2. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. – М., 2004.

  3. Нортен Х. Социальный диагноз // Энциклопедия социальной работы. Т. 3. – М., 1994. – С. 286 – 292.

  4. Технология социальной работы / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д., 2006. – С. 36 – 43.

  5. Технологии социальной работы. /Под ред. Е.И. Холостовой. — М, 2001. – С. 61– 75.

  6. Триполи Т. Оценка социальных программ / Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: Пер. с англ. — М: Центр общечеловеческих ценностей, 1994, т. 2.

Дополнительная литература:

  1. Аверьянова Л. Я. Социология: что она знает и может. – М., 1993.

  2. Социальная работа. / Под ред. В. И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  3. Холостова Е.И. Социальная работа. — М., 2005.

  4. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. — М.: Патент, 1996.

  5. Луков В.А. Социальная экспертиза / Ин-т молодежи. — М., 1996.

  6. Социогуманитарная экспертиза: принципы и методология («круглый стол») // Социологические исследования. – 1992. - № 11.



Практическое занятие №5 (2 часа)


Каталог: files -> kafsoc -> metodic -> 2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Педагогическое обеспечение работы с молодёжью»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технология социальной работы»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технология социальной работы»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии работы с семьёй»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Трудный подросток»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Связи с общественностью (PR)»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодёжью»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология коммуникации»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница