Методические рекомендации по организации профориентационной работы в системе общего образования то 1 Панов А. И. Типовое положение о профессиональной ориентации в общеобразовательной организаци



Скачать 141,31 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2016
Размер141,31 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2
Методическое сопровождение профориентации школьников.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Дударева Л.Н Методические рекомендации по организации профориентационной работы в системе общего образования ТО 1

2. Панов А.И. Типовое положение о профессиональной ориентации

в общеобразовательной организации. 5

3. Кушниренко Т.В. Методические рекомендации по организации профориентации детей с ОВЗ 9

4. Кушниренко Т.В. Методические рекомендации по организации профориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ 12

5.Булгакова Н.Ф. Гузикова Н.А, Профессиональное самоопределение старшеклассников – главная задача профориентационной работы в школе в условиях реализации ФГОС 17

6. Нормативно-правовая база по профориентации 22

7. Интернет-ресурсы по вопросам выбора профессии 23

8.Литература 25


Методические рекомендации

по организации профориентационной работы в системе общего образования Томской области
Дударева Л.Н., к.п.н., зав. лабораторией

профориентации кафедры управления

и экономики образования ТОИПКРО
Правительством Российской Федерации (Поручение от 19 марта 2012 г. (№ АЖ-П12-1623), письмом Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 июля 2011 г. № МОН-П-1968, ФГОС) указано на необходимость подготовки каждого обучающегося общеобразовательного учреждения как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору профессии и построению карьеры в меняющихся социальных условиях. «Решение этой проблемы становится актуальной задачей и важнейшим условием не только совершенствования самой профориентационной работы, но и совершенствованием всей кадровой политики государства… Это предполагает постепенное перемещение акцентов в профориентационной работе от констатирующе-рекомендательных вариантов помощи к активизации самих школьников и формирования у них умения ориентироваться в разнообразных ситуациях выбора и принимать ответственные решения.

Соответственно, это возможно лишь при соблюдении следующих условий:



  • увеличение времени на психолого-педагогическую поддержку самоопределяющимся клиентам (переход от одноразовых, эпизодических консультаций к многоразовым встречам);

  • создание организационных условий для такой работы (к системной и комплексной работе);

  • специальную подготовку профориентаторов, способных работать по разным направлениям, с разными категориями обучающихся и с использованием разных методов);

  • изменение самого отношения к профориентации (осознание ее реальной важности)» (Чистякова С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе.- М.:, 2011 г.)

Департаментом образования Томской области издано соответствующее Распоряжение «Об утверждении Плана мероприятий по проведению профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений общего образования на 2012-2015 годы, реализуемых на территории Томской области» от 20.06.2012 г. № 455-р. План мероприятий разработан и согласован с Департаментом труда и занятости населения Томской области. Аналогичные планы рекомендовано разработать и реализовать в каждом муниципалитете, в каждом образовательном учреждении.

В качестве регионального координатора по реализации данного плана в рамках выполнения госзадания по организационно-методическому и консультационному сопровождению утверждён ТОИПКРО. В институте создана лаборатория профориентации. Лабораторией проведён мониторинг состояния работы по профориентации в муниципалитетах и школах области, в дальнейшем мониторинги будут проводиться 2 раза в год: по состоянию на январь и июнь. В мониторинговом исследовании приняли участие 15 из 20 муниципальных органов управления образованием, 317 школ.

Исследования показали необходимость создания на всех уровнях системы образования координационных советов (комитетов, комиссий), назначения ответственных (координаторов) за профориентацию, принятия локальных актов и планов по профориентационной работе: Положения о профориентации (модель Положения прилагается), распределения должностных обязанностей по профориентации, комплексных планов по профориентации (2013- 2020г.г.), ежегодного планирования работы, разработки сетевого взаимодействия (школы, учреждения дополнительного образования, социальные службы, медицина, культура, предприятия, учреждения профессионального образования, успешные предприниматели и специалисты различных сфер деятельности). Требует повсеместной проработки и система управления профориентацией: планирования, контроля (муниципалитеты, ОУ), анализа и отчетности.

В учреждениях образования необходимо создать кабинеты, уголки профориентации, продумать их содержание: указать список востребованных профессий, профессиональных учреждений Томской области, план работы (включить профориентационную работу с детьми с ОВЗ и одаренными детьми), состав и план работы координационного совета, смотры, конкурсы, экскурсии и другое. В Томской области, по материалам статуправления, востребованы работники инженерного корпуса, агротехнического, лесного хозяйства, экологи, педагогические и медицинские работники, специалисты, связанные с сервисом и сферой обслуживания, механики, водители, IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения, специалисты в области нанотехнологий, электроники и биотехнологий, маркетологи, логисты.

Федеральным государственным образовательным стандартом определено место профориентации в образовательном процессе: урочная и внеурочная деятельность по предмету (в части основной образовательной программы); внеклассная и внешкольная деятельность (социальное, общеинтеллектуальное направление развития). Способом решения этого направления образовательной деятельности могут стать программы профориентации, определяющие место, тематику и содержание профориентационной работы, разработанные рабочими группами и принятые на педагогическом совете. Предварительно данные вопросы рассматриваются методических совещаниях учителей-предметников, классных руководителей с учетом соблюдения преемственности, взаимосвязи взаимосвязь теории и практики профориентации. Как инновационные формы профориентации в учреждениях образования Томской области, по результатам мониторинга, названы бизнес-инкубаторы, бизнес-классы, мини-предприятия, учебная фирма, профессиональные пробы, профильные смены (лагерь), профориентационные кластеры, сети, ярмарки, фестивали, форумы, выставки, конкурсы (робототехника, народные промыслы), проекты создания рабочих мест и востребованной продукции, страницы по профориентации на сайтах учреждений, электронные библиотеки.

Качество профориентационной работы возможно только при условии подготовленности кадров, понимания важности роли профориентации в жизни человека, сформированности культуры его профессионального самоопределения. Рекомендуем спланировать повышение квалификации специалистов муниципальных органов управления образования, работников методических служб, руководителей и педагогов образовательных учреждений. Первые бюджетные мероприятия по организации профориентации проведены ТОИПКРО 9-10 апреля 2013г. - семинар «Новый подход к школьной профориентации как системе взаимодействия личности и общества» (41 участник из 12 муниципалитетов). Курсы повышения квалификации по теме «Современные контексты управления профессиональной ориентацией обучающихся в условиях модернизации системы образования Томской области» (13-24 мая - 26 слушателей из 6 районов области). Эффективность профориентации повышается, когда она проводится квалифицированными работниками (учителями, психологами, медицинскими и социальными работниками и библиотекарями, педагогами дополнительного образования) со всеми категориями обучающихся: со здоровыми детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с одаренными и детьми, имеющими комплекс трудностей в обучении. Участвовать в такой работе должны специально подготовленные работники различных отраслей: образования, труда и занятости, культуры, с консультанты служб занятости, а также работники кадровых служб предприятий, , врачи, работники правоохранительных органов, журналисты и др.

Сотрудники лаборатории профориентации ТОИПКРО подготовили тематику и содержание выездных семинаров по профориентации и готовы к сотрудничеству по заявкам муниципалитетов и учреждений.

Лабораторией института формируется сборник рекомендаций и статей из опыта работы муниципалитетов и образовательных учреждений области по профессиональной ориентации и самоопределению школьников. Предполагается, что во всех муниципалитетах области будут проведены семинары, смотры по внедрению новых форм профориентационной работы в учреждениях общего и дополнительного образования, работы с родителями, проектов, разработанных школьниками по созданию рабочих мест, планированию профессиональной карьеры. В содержание всех курсов повышения квалификации ТОИПКРО введен обязательный компонент по профориентации.

На сайте ТОИПКРО создан раздел «Профориентация школьников» по нормативно-правовому и кадровому обеспечению организации профессиональной ориентации в школах Томской области; организационно-методическому и информационно-методическому сопровождению профориентации обучающихся, обмену опытом работы.. Необходимо открытие страниц по профориентации на сайтах образовательных учреждения с информацией для обучающихся, родителей и педагогов. Рекомендации и материалы по организации профориентации публикуются также в газете «Вестник ТОИПКРО».

Профилизация как нововведение в основной и старшей школе, актуализируемое введением ФГОС и переходом на новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», имеет высокий профориентационный потенциал (элективные курсы должны создавать образы трудовых действий, портфель индивидуальных достижений может обеспечивать образовательную и профессиональную самоидентификацию). Профилизация сможет обеспечить открытость школы для культурных, социальных и профессиональных общностей, а предусмотренная ею организация сетевых форм взаимодействия общеобразовательных учреждений между собой и с объектами внешкольной социокультурной среды также создаст условия для повышения социальной зрелости подростков. При этом необходима ориентация на выбор и освоение не одной, а нескольких профессий (включая и сочетание профессий высшего, среднего и начального образования у одного человека). Это значительно расширит возможности трудоустройства на рынке труда конкретного человека и повысит качество человеческих ресурсов (по критериям профессионализма и диапазона освоенных профессий) на уровне региона, страны.

«Реальностью ХХI века становится не просто смена профессий в течение жизни, а комбинирование своей, индивидуальной «профессии» из мозаики компетенций (того, чего в той или иной ситуации требует от него работодатель или заказчик товаров и услуг). Одно из предположений об изменении роли профессиональной ориентации в ближайшие годы заключается в том, что для значительной части людей не так важно будет найти свою нишу на рынке труда, сколько уметь сконструировать свой собственный профессиональный маршрут». (Чистякова С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе. - М.;, 2011 г.)

Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Приложение №1

Типовое положение о профессиональной ориентации

в общеобразовательной организации
А.И.Панов. с.н.с. лаборатории профориентации

кафедры управления и экономики образования

ТОИПКРО
1. Общие положения

1.1. Положение регулирует цели, задачи, направления, состав участников и их функции, средства и методы профориентации обучающихся общеобразовательных организаций.

1.2. Положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, Поручение Правительства Российской Федерации от 26.07.2011 №АЖ-П8-5284, региональной программы «Развитие профессионального образования Томской области на 2012 – 2013 годы», распоряжение Департамента общего образования Томской области от 20.06.2012 г. № 455-р «О реализации комплекса мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных учреждений Томской области на 2012-2015 гг.» и других федеральных и региональных нормативно-правовых актов.

1.3. Положение принимается государственно-общественным органом управления и утверждается директором общеобразовательной организации.


2. Цели профориентации

2.1. Обеспечение сознательного выбора профессии каждым выпускником общеобразовательной организации на основе развития и формирования культуры профессионального самоопределения.

2.2. Наличие у каждого выпускника образовательной организации образовательного плана получения выбранной (выбранных) профессии.
3. Задачи профориентации

3.1.Развитие и формирование профессиональной осведомлённости в мире профессии, уважительного отношения к профессиональной деятельности;

3.2. Развитие и формирование профессиональной направленности;

3.3. Развитие и формирование профессионального сознания, умения разрабатывать и осуществлять образовательные и профессиональные планы;.

3.4. Развитие и формирование культуры профессионального самоопределения.
4. Содержание профориентации

4.1. Профориентационная работа на уровне общеобразовательной организации включает следующие направления:

- профессиональное информация (просвещение);

- профессиональная диагностика;

- профессиональное консультирование;

- профессиональный подбор/выбор;

- профессиональная адаптация;

- планирование образовательной и профессиональной карьеры.

4.2. Формой представления содержания профориентации является программа профориентации обучающихся, входящая в состав основной образовательной программы образовательной организации;

4.3. Стратегическим документом, отражающим направления профориентации выступает Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся _______________общеобразовательной организации. Разрабатываемый, принимаемый и утверждаемый на период _________..


5. Организация профориентации

5.1. Основными работниками образовательной организации, осуществляющими профориентацию, являются: руководитель государственно-общественного органа управления; директор; заместители директора по НМР, УВР; координатор по профессиональной ориентации; классные руководители; социальный педагог, учителя-предметники; руководители кружков/факультативов; педагог-психолог; медицинский работник; педагог-библиотекарь; заведующие мастерскими /кабинетами/, производственными участками, педагоги дополнительного образования. В должностных инструкциях, указанных работников общеобразовательной организации, указываются компетенции (трудовые функции), реализуемые ими в части осуществления профориентации обучающихся.

5.2. Организационная структура профессиональной ориентации на уровне общеобразовательной организации включает следующие органы, реализующие в рамках своих компетенций производственные функции в части осуществления профориентации:

- государственно-общественный орган управления (координационный совет);

- администрацию;

- (научно, учебно) методический совет;

- методические объединения;

-проблемная группа «Профессиональная ориентации обучающихся» (по необходимости);

- формы организации обучающихся с целью их профессиональной ориентации. В т.ч сетевое взаимодействие.

В положениях о данных органах образовательной организации, указываются компетенции (производственные функции), реализуемые ими в части осуществления профориентации обучающихся.

5.3. В общеобразовательной организации создаются и действуют следующие формы организации обучающихся с целью профориентации:

- органы детского самоуправления (в части осуществления профориентации);

- научные-ученические общества;

- профессионально-ориентированные группы (инкубаторы, кружки, студии, клубы, предприятия, и т.п.)

- лагерь труда и отдыха, бригады, цеха;

- волонтёрские команды/десанты;

5.4. Основными формами профориентационной работы в общеобразовательной организации выступают:

- внешкольные: экскурсии, фестивали, конференции, смотры, …

- школьные: педсовет, заседания (методических объединений, проблемных групп и

т.п.), месячник профориентации, профориентационные игры, профессиональные

пробы, фестивали, смотры, ярмарки, конкурсы. Беседы;

- классные: уроки, классные часы и т.п.

5.5. Формой представления организации профориентации является план работы образовательной организации по профессиональной ориентации обучающихся.
6. Средства и методы профориентации

6.1. Основными средствами осуществления профориентации являются:

- идеальные (средства сознания): знания, мыслительные операции и т.д.;

-материализованные (знаковые): речь, учебники, рабочие тетради, плакаты,

мультимедиа и т.п.;

- материальные: транспортные средства, оборудование, инструменты и т.п., …

6.2. Основными методами осуществления профориентации являются:

- методы применения идеальных средств;

- методы применения материализованных средств;

- методы применения материальных средств и т.п..


7. Обеспечение профориентации

7.1. В образовательной организации создаётся следующая система обеспечения профориентации:

- правовое обеспечение: программа профориентации…, план работы по профориентации…, должностные инструкции…, приказы…

- педагогическое (дидактическое обеспечение, обеспечение воспитания, методическое обеспечение): образовательная программа, учебники, пособия для обучающихся , пособия для учителей, УМК. Методические рекомендации и т.п.;

- кадровое обеспечение: учителя-предметники, классные руководители, психолог, медицинский работник, …

- психологическое - профессионально-диагностический комплекс и т.п.;

- материальное, техническое, технологическое обеспечение – предметные кабинеты, лаборатории, мастерские, школьные цеха/участки/предприятия; библиотека, медицинский кабинет, кабинет психолога, кабинет профориентации и т.п.

7.2. В образовательной организации ежегодно принимается и утверждается и паспорт обеспечения профориентации.


8. Связи профориентации

8.1. Внутренние связи профориентации:

- базовые учебные и воспитывающие предметы (федеральные, образовательной организации);

- элективные учебные и воспитывающие предметы;

- факультативные учебные и воспитывающие предметы;

- внеурочные занятия..

Формой представления внутренних связей является учебный план, разрабатываем, принимаемый и утверждаемый образовательной организацией.

8.2. Внешние связи профориентации:

- органы государственной власти и управления;

- хозяйствующие субъекты;

- профессиональные образовательные организации;

- общеобразовательные организации;

- организации дополнительного образования детей.

Формами представления внешних связей являются: контрольный перечень партнёров, соглашения/договора с партнёрами, в том числе сетевого взаимодействия - участников профориентации обучающихся


9. Управление профориентацией

9.1. Общее управление профориентации обучающихся осуществляет директор образовательной организации.

9.2. Непосредственное управление профориентацией осуществляет координатор по профессиональной ориентации в соответствии с должностной инструкцией. Статус координатора определяется штатным расписанием общеобразовательной организации.. В зависимости от организационно-финансовых условий должностные обязанности координатора по профессиональной ориентации исполняются работником общеобразовательной организации или работником на условиях совмещения.

9.3 Директор образовательной организации ежегодно до 1 сентября текущего года издаёт приказ «О профессиональной ориентации обучающихся в ____ учебном году».


10. Документация по профориентации

10.1. Стратегическим документом, отражающим направления профориентации выступает Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся _______________общеобразовательной организации. Разрабатываемый, принимаемый и утверждаемый на период _________..


10.2 Основными документами, регулирующими профориентацию обучающихся, являются:

- приказ «О профессиональной ориентации обучающихся в ____ учебном году»;

- программа профориентации обучающихся;

- должностные инструкции работников;

- положения об органах образовательной организации, в компетенцию которых входят вопросы профориентации обучающихся;

- план работы образовательной организации по профессиональной ориентации обучающихся;

- паспорт обеспечения профориентации обучающихся;

- учебный план образовательной организации;

- контрольный перечень партнёров, соглашения/договора с партнёрами - участников профориентации обучающихся;

-ежегодный отчет по результатам мониторинговых исследований по профессиональной ориентации обучающихся;

- карты результатов профдиагностики обучающихся (профессиональные интересы, намерения, профпригодность)

- журнал распределения выпускников(обучения и трудоустройства, службы в армии)

10.3. Хранение документации по профориентации осуществляется в соответствии с требования ведения внутреннего делопроизводства.
Кушниренко Т.В., с.н.с. лаборатории профориентации

кафедры управления и экономики образования ТОИПКРО
Методические рекомендации по организации профориентации детей с ОВЗ
Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система профессионального образования. Профессиональная ориентация подростка решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. В контексте рассмотрения проблемы самоопределения особое значение представляют вопросы, связанные с изучением проблемы профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей

Не менее важна для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния учащегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа

Современный подход к профориентации подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школа, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества, профессиональные учебные заведения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.п. Учитывая большую включенность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы. В настоящее время в качестве такого координатора чаще всего выступает школа, а в ней - психологи и социальные педагоги, в редких случаях открываются специализированные профориентационные центры городского или окружного подчинения.


Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ

Особенности профессионального консультирования подростков с ОВЗ определяются разными объективными и субъективными факторами.

1. Основным из них является неоднородность выделяемых групп подростков по принципу ОВЗ, характеризуемых специфическими психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения.

Таким образом, в профессиональном консультировании должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подходы, преобладание индивидуальных форм работы над групповым. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.

2. Биологическое неблагополучие, являясь предпосылкой нарушения взаимодействия с окружающим миром, может обуславливать возникновение отклонений в психическом развитии.

3. Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории

Все эти особенности осложняют профориентационную работу с данными группами. Сложности возникают и на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при подборе профиля профессиональной подготовки. Специалистами признается, что профоконсультирование и профориентация для подростков с ОВЗ имеет свою специфику, но разработка современных моделей профессионального самоопределения молодых людей с ОВЗ началась только в последнее время и представлена весьма схематично.

В профессиональном консультировании подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:

1. анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);

2. психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности).

3. социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое социальное окружение;

Необходимым условием консультирования подростков с ОВЗ является их желание консультироваться – получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности у подростков с ОВЗ варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других. И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профессионального консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.

Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.

В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с ОВЗ, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие «примерить» различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т.п.

Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:


  1. из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности;

  2. ориентация подростков на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

  3. составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

Важно соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

Обозначим некоторые проблемы, характерные для профессинального самоопределения детей с ОВЗ.



  1. Отсутствие помощи в профессиональном самоопределении со стороны родителей и неадекватные семейные установки могут затруднить этот процесс для подростков, имеющих ограничения здоровья. Нередко советы родителей бывают ориентированы на более «престижные» и менее «перспективные» профессии. Их представления о «правильном» выборе часто не соответствуют реальной жизни и больше соотносятся с прошлыми социально-экономическими периодами развития страны. Родители могут деформировать представления ребенка о своих способностях и возможностях, инвалидизируя его. При благоприятных семейных условиях к подростковому возрасту у молодого человека формируется адекватное самовосприятие, подбирается подходящая сфера профессиональной деятельности.

  2.  Подростки в своем выборе часто ориентируются на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. При этом их внимание, как правило, направлено не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни, где профессия – всего лишь средство достижения желаемого. Существенное влияние на профессиональный выбор подростков играет мнение сверстников. Поэтому профориентационная деятельность психологов должна включать групповые формы работы. Особенно это актуально при интегративных и инклюзивных формах образования.

Обозначим методы, которые применяются в процессе профориентационной работы

  1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.

  2. Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.

  3. Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого.

  4. Интерактивные методики. В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая, так же как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

  5. Проективные методики, построенные главным образом на интерпретации ответов оптанта на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям профконсультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т. д.

  6. Стандартизированное аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.

  7. Приборные психофизиологические методики, применяемые в основном в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы. К этой группе методик относятся также аппаратурные поведенческие методики. С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.

Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профориентационной помощи. Применение конкретных методов, направленных на решение профориентационной проблемы, определяет психодиагностическое поле деятельности профориентолога, позволяют подобрать и модифицировать конкретные методики, адекватные уровню развития и особенностям здоровья подростков.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:



  1.  Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.

  2. Методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ.

  3. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.

  4. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.



Методические рекомендации по организации профориентации одаренных детей

Кушниренко Т.В., с.н.с., лаборатории профориентации

кафедры управления и экономики образования ТОИПКРО

Результаты исследований эффективности профориентационных программ на одаренных детях показывают крайне низкую результативность работы. Рассмотрим проблемы, которые возникают в профориентации таких детей и дадим некоторые рекомендации.




№№

Проблемная ситуация или возможное ее присутствие

Наши рекомендации

1.

Результаты на конкурсах, олимпиадах многих детей провоцируют выбрать профессию в пользу соответствующего направления. Кажущийся вывод – таким детям профориентация не нужна. Реальность показывает, что во многих случаях - впоследствии разочарование, профессия не только из конкурсов состоит.

Проводить профориентацию по полной программе. Отдельно отработать конкурсное направление, разобраться что привлекает обучаемого, возможно сама ситуация конкурса, конкурентности, а содержание профессии в малой степени с этим связано.

2.

Некоторые одаренные дети бывают плохо социализированы, в результате у них мало друзей, почти не общаются.


Важно таких детей включать в большее количество тренингов по общению, командообразованию.. Донести до них мысль, что успешен тот, кто может себя «преподнести», иначе люди могут не догадаться, не понять что ты такой замечательный.

3.


Анализ участия детей в различных конкурсах показывают ранимость и психологическую незащищенность многих детей от неудач на очередном, более высоком этапе конкурса. Это может привести к неправильному отказу от любимого ранее направления.

Проводим специальную работу, тренинги и пр., повышающую устойчивость к неудачам, правильному реагированию на них. Важно это сделать в упреждающем варианте.

4.


Типичная ситуация для одаренного с точки зрения умения учиться ребенка – победы сразу по нескольким направлениям. Учителя начинают « выталкивать» подряд каждый на свое направление пользуясь словом «должен» с кажущимся благом для одаренного.

Помощь эдесь должен оказать психолог, классный руководитель, важно помочь разобраться, а что же важно и интересно самому школьнику, показать, как правильно делать выбор, эффективно распределять и контролировать свои силы.

5.

Трудность выбора при хороших результатах по нескольким направлениям

Тщательная работа психолога в выделении общей составляющей, влияющей на все удачные направления и в понимании, как это можно использовать в выборе, и тогда выбор может быть сделан совсем в другом направлении.

6

Типичная ситуация – нравится очень педагог, его стиль, школьник начинает заниматься больше этим предметом, раз больше, значит показывает хорошие результаты. На этом основании делается выбор, который по прошествии времени может не удовлетворять, потому что на другое просто не обращено внимание.

Разбираемся в основаниях выбора, в понимании ситуации, важно чтобы сам школьник умел понимать основания своего выбора.

7.


Родительская помощь одаренным. Бывает так, что на выбор, в том числе и одаренных детей, оказывают родители с заботой о лучшем будущем и со своими представлениями. Такой навязанный выбор впоследствии может быть отвергнут, а время упущено.

В профориентационную работу важно включать работу с родителями, обучать правильной помощи, помогать в демонстрации разных возможностей профессий, но не делать выбор.

Залог успеха в работе с одаренными детьми – индивидуальная работа, тщательный анализ, прогнозирование будущего, взаимодействие всех заинтересованных лиц ребенок- психолог- учитель- родитель.



Профессиональное самоопределение старшеклассников – главная задача профориентационной работы в школе в условиях реализации ФГОС

Булгакова Н.Ф., к.п.н., зав.каф. психологии и педагогики ТОИПКРО,

Гузикова Н.А., ст. преподаватель

каф. психологии и педагогики ТОИПКРО

Когда человек не знает, к какой пристани он

держит путь, для него ни один ветер

не будет попутным Сенека


Проблема подготовки школьников к личностному и профессиональному самоопределению в современных социально- экономических условиях развития российского общества становится все более актуальной, что обусловлено несколькими обстоятельствами:

1. Необходимостью реализации ФГОС, одной из стратегических целей которого является готовность выпускника основной школы к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов (Кондаков А.М.), реально связанных с показателями профессионального самоопределения личности старшеклассников.

2. Отсутствием системы развития персонала предприятий, утратой прежних связей между профессиональным образованием и профессиональным трудом.

3. Нарушением адекватного соотношения общего и профессионального образования и рядом других.

В то же время всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям - становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентноспособного профессионала, в конечном счете – благополучия его семьи.

По данным региональных органов по труду, составивших примерный перечень дефицитных специальностей, первую десятку занимают в основном рабочие специальности и специалисты сферы услуг. Но старшеклассники несколько лет подряд на первое место ставят профессии юриста, экономиста, менеджера. Большинство выпускников не имеют ясной профессиональной перспективы, более 40 % находятся в состоянии ярко выраженного стресса, связанного с выбором дальнейшего профессионального пути.

Трудности выбора обусловлены во многом личностными проблемами подростков, неосведомленностью об основах самопознания и личностного роста, несформированностью представлений об экономике, производстве. Без решения этих вопросов невозможен обоснованный выбор профессии, успешная социальная адаптация, семейное благополучие.

Таблица 1.

Причины, мешающие выбору профессии:


Причины

9 кл. (%)

11 кл. (%)

Не знаю, как выбирать

7,3

4

Мало знаю о профессиях

11,6

5,2

Не знаю о своих способностях и склонностях

12

6,8

Не знаю о востребованных профессиях

5,7

5,9

Затрудняюсь ответить

22,2

19,1

Самопознание и рефлексия, развитие и закрепление навыков рефлексии процессов личностного и профессионального самоопределения относятся к базовым понятиям и явлениям, которые во многом определяют характер профессиональных предпочтений подростка, а также определяют сформированность универсальных учебных действий (по ФГОС).

Наиболее эффективное развитие рефлексивной компетентности достигается при использовании рефлексивных методик обучения и создании акмеологических условий, а именно: наличие проблемного поля, соотнесение его с актуализируемым профессиональным опытом участников, снятие межличностных барьеров при организации коллективной мыследеятельности, организация рефлексивной социально-образовательной среды. Кроме этого, требуется личностная включенность участников образовательного процесса в процесс профсамоопределения , что существенно повышает значимость и эффективность обучения. В результате, кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объеме конкретных знаний и навыков в области своей профессии, достигается развитие навыков постановки и решения проблем, способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение профессионального и личностного опыта - того, что способствует достижению высоких результатов в деятельности (Метаева В.А.)

На основе результатов современных исследований Сафина В.Ф., Кострюковой Е.А., Чистяковой С.Н. и др. определена система показателей профсамоопределения:

1.Ценностные ориентации школьников.

2.Мотивы


3.Умения самопознания.

4.Учебная рефлексия, рефлексия в общении.

5.Самооценка.

6.Предметные интересы.

Российскими психологами предлагается следующая модель психолого – педагогического сопровождения профессионального самоопределения (Пряжников Н.С. и др.)

Модель психолого-педагогического сопровождения

профессионального самоопределения


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ


Обогащение ресурсов среды профориентационной работы


Психолого – педагогическое сопровождение


Формирующая стратегия

Развивающая стратегия



Психолого-педагогическое содействие в формировании компетенций профессионального самоопределения

Создание условий, стимулирующих формирование готовности к профессиональному самоопределению




РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ПОДХОДОВ


Каталог: tonews -> doc -> 2013
doc -> Методические рекомендации по организации профориентации детей с овз 12 Методические рекомендации по организации профориентации одарённых детей 17
doc -> Эксперимент продолжается аннотация в книге обобщаются основные принципы и
doc -> Педагогика в. Шаталова: личная история
doc -> Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы
2013 -> Малокомплектная школа как социокультурный центр
doc -> А. И. Панов Методика разработки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница