Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Дифференциальная психофизиология»



Скачать 199,75 Kb.
страница1/7
Дата22.02.2016
Размер199,75 Kb.
#11445
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7
Негосударственное образовательное учреждение

высшего образования

«Институт управления и права»

Методические указания для организации

самостоятельной работы

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Дифференциальная психофизиология»


Направление подготовки

37.03.01 «Психология»
Уровень квалификации – бакалавр

(Образец титульного листа)


Негосударственное образовательное учреждение

высшего образования
«Институт управления и права»
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
направление «___________»

ИЛИ!!! СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «___________»


РЕФЕРАТ

(контрольная работа)

(КУРСОВАЯ РАБОТА)
по дисциплине «________ »
семестр ___
Вариант № __ (для контрольных работ)
«ТЕМА РАБОТЫ» (для рефератов, курсовых работ)

Работу выполнил студент ______________ ___________________

(подпись) (Фамилия Имя Отчество)
Проверил _______________

(подпись)


Регион _______________

Дата выполнения работы _______________

Москва 2015

Варианты контрольных работ



Контрольная работа (1 вариант)

(для студентов, фамилии которых начинаются с букв А,Б,В)


I.Теоретическая часть (развернутый ответ на поставленные вопросы)
1.Предмет дифференциальной психофизиологии.

2.Основные проблемы дифференциальной психофизиологии.

3. Методы дифференциальной психофизиологии.

4. Исследование групповых различий как способ анализа источников индивидуальных различий.



5. Принципы и методы идиографического подхода к исследованию психологических особенностей человека.
III.Тесты
1. Термин «дифференциальная психофизиология» был введен в 1963 г.:

  1. Ф. Гальтоном;

  2. В. Штерном;

  3. В.Д. Небылицыным;

  4. Б.М. Тепловым;

  5. И.П. Павловым.

2. Использовавшийся ранее синоним дифференциальной психофизиологии, являющийся буквальным переводом слова:

  1. Психология развития;

  2. Общая психология;

  3. Индивидуальная психология;

  4. Сравнительная психология;

  5. Этническая психология.

3. Задачи дифференциальной психофизиологии:

  1. Установление закономерностей возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека;

  2. Разработка теоретических основ психодиагностических исследований;

  3. Разработка теоретических основ психокоррекционных программ;

  4. Анализ возрастных особенностей человека.

4. Предпосылками возникновения дифференциальной психофизиологии выступили:

  1. Установление закономерностей возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека;

  2. Внедрение в психологию эксперимента;

  3. Внедрение генетических методов исследования;

  4. Внедрение математических методов.

5. Этот исследователь изучал большие группы и обратил внимание на ритмичность социальных процессов, на основании чего им была создана многократно критикуемая отечественными психологами теория «среднего человека»:

  1. Ф. Гальтон;

  2. В. Штерн;

  3. В.Д. Небылицын;

  4. Б.М. Теплов;

  5. А. Кетле.

6. Этот исследователь сосредоточивался не на средних характеристиках, а на супернормальных значениях, особых способностях:

  1. Ф. Гальтон;

  2. В. Штерн;

  3. В.Д. Небылицын;

  4. Б.М. Теплов;

  5. А. Кетле.

7. Найдите соответствие:

Отрасль психологического знания

Предмет изучения

1. Дифференциальная психология


А. Особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы, опирается на данные зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания.

2. Общая психология

Б. Общие закономерности психики (включая психику животных).

3. Сравнительная психология

В. Особенности психического развития людей, находящихся на разных возрастных стадиях.

4. Возрастная психология

Г. Особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой.

5. Социальная психология

Д. Происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании.

6. Психогенетика

Е. Индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

7. Дифференциальная психофизиология

Ж. Индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

9. Господство ________парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе:

_____________________



10. Найдите соответствие:


Фактор, влияющий на содержание понятия психологической нормы

Описание нормы

1. Статистическое понятие

А. Нормальным считается то, что не требует обращения к клиницисту. В качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции.

2. Социальные стереотипы

Б. Нормальным считается то, что совпадает с ожиданиями и собственным опытом.

3. Ассоциация с психическим здоровьем

В. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения.

4. Ожидания, собственный необобщенный опыт и другие субъективные переменные

Г. Если поведение человека соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как нормальное.


11. «Метод» в переводе с греческого означает:

__________________


12. Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на следующие группы:

  1. Общенаучные;

  2. Психогенетические;

  3. Исторические;

  4. Собственно психологические;

  5. Математические.

13. Эти методы предназначены для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, использовались в исследованиях школы Б.М. Теплова; требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко:

  1. Интроспективные методы;

  2. Психофизиологические (аппаратные) методы;

  3. Социально-психологические методы;

  4. Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов;

  5. Анализ продуктов деятельности (творчества);

  6. Тестирование;

  7. Психосемантические методы.

14. Автором одной из первых типологий (IV в. до н.э.), оказавшей влияние на европейскую гуманистическую философию, стал:

  1. Аристотель;

  2. Вундт;

  3. Феофраст;

  4. Жан де Лабрюйер;

  5. Гиппократ.

15. Вклад Вундта в развитие представлений о темпераменте заключается в следующем:

  1. Уход от чисто описательных типологий темперамента;

  2. Введение двух психологических характеристик, которые могут быть объектом экспериментального исследования;

  3. Анализ не только крайних проявлений психологических характеристик, свойственных разным типам темперамента;

  4. Все ответы верны.

16. Автор системы соматотипирования:

  1. У. Шелдон;

  2. Э. Кречмер;

  3. Г.С. Айзенк;

  4. Дж. Кеттелл;

  5. К.Г. Юнг.

17. Черта – это:

  1. Качество, устойчиво присущее данному человеку и проявляющееся в различных ситуациях;

  2. Особенность, отличающая конкретного человека от других представителей психотипа;

  3. Особенность, затрудняющая человеку приближение к так называемому «нормальному» характеру.

18. Черты выявляются следующими способами:

  1. Посредством сопоставления данных «продольных» и «поперечных» срезов;

  2. Благодаря использованию L-, Q- и Т-данных;

  3. Семантически, посредством факторного анализа и концептуализации.

19. Два классических примера, демонстрирующих эмпирический смысл факторного анализа:

  1. Семантический дифференциал;

  2. Тест личностных конструктов;

  3. «Коробка Терстона»;

  4. «Шар Кеттелла»;

  5. Тест Векслера.

20. «Языковую личность» представляют следующие наиболее устойчиво определяемые факторы:

  1. Экстраверсия (вовлеченность);

  2. Доброжелательность (приятность);

  3. Добросовестность (надежность);

  4. Психотизм – сила Суперэго;

  5. Эмоциональная стабильность;

  6. Культурность, открытость к опыту.

21. Первая работа, в которой была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта, появилась в 1904 г. Ее автор:

  1. Сирил Берт;

  2. Чарльз Спирман;

  3. Филип Вернон;

  4. Раймонд Кэттелл;

  5. Льюис Терстон.

22. Найдите соответствие:


Группа теорий интеллектов

Название теории интеллекта

1. Психометрические теории интеллекта
2. Теории множественности интеллектов

А. Теория тройственного интеллекта

Б. Теория иерархии интеллектов

В. Теория многих интеллектов

Г. Двухфакторная теория интеллекта

Д. Теория первичных умственных способностей

Е. Кубическая модель структуры интеллекта

Ж. Иерархические модели интеллекта

З. Теории множественности интеллектов


23. По мнению А. Адлера, к факторам, предрасполагающим ребенка к ошибочному жизненному стилю, относятся следующие:

  1. Базовое доверие,

  2. Неполноценность ребенка,

  3. «Испорченность» ребенка,

  4. Отверженное положение ребенка,

  5. Скрытые биологически обусловленные мотивы.

24. В России изучение отдельных сторон проявления стиля человека активно ведется на методологической основе, включающей элементы:

  1. Психологии отношений В.Н. Мясищева;

  2. Деятельностной парадигмы А.Н. Леонтьева;

  3. Концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина;

  4. Типологического подхода к анализу свойств нервной системы; разрабатываемого в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына;

  5. Концепции человекознания Б.Г. Ананьева.

25. Попытки обобщить данные, полученные в факторно-аналитических исследованиях, и на основании этих данных создать структуру психологических характеристик, относящихся к разным психологическим сферам (интеллектуальной, личностной, мотивационной и т.д.) получили название:

___________________


26. Найдите соответствие:


Автор

Системообразующие свойства

1. Б.Г.Ананьев

А. Эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение

2. В.С.Мерлин

Б. Свойства личности

3. Э.А.Голубева

В. Индивидуальный стиль деятельности


27. В выраженности каких факторов Большой Пятерки существуют половые различия:

  1. Экстраверсия (вовлеченность);

  2. Доброжелательность (приятность);

  3. Добросовестность (надежность);

  4. Эмоциональная стабильность;

  5. Культурность, открытость к опыту.

28. Найдите соответствие:


Название теории

Представление о формировании половых различий

1. Теория социального обучения

А. Поощрение и наказание, поло-ролевое наблюдение за поведением → поведение других и имитация

2. Теория идентификации

Б. Определение ребенком своего пола → предпочтение деятельности, соответствующей своему полу, и предметов, связываемых в сознании ребенка со своим полом → поло-ролевое поведение

3. Когнитивная теория

В. Бессознательная идентификация с родителем своего пола → имитация → поло-ролевое поведение

4. Теория схематизации

Г. Представления о половых различиях, существующие в обществе → поло-ролевое поведение


29. Согласно данной парадигме, показатель наследуемости, который в генетике поведения рассматривается как часть фенотипической вариативности, связанная с аддитивной генетической вариативностью, на самом деле испытывает влияние и жизненных событий, и средовых условий развития:

  1. Биогенетическая;

  2. Социогенетическая;

  3. Персоногенетическая;

  4. Био-экологическая.

30. К идиографическим методам можно отнести:

  1. Анализ профилей психологических черт;

  2. Биографический метод;

  3. Обобщение документальных материалов;

  4. Этологическое исследование;

  5. Феноменологические методы описания индивидуальности;

  6. Все ответы верны.


Темы рефератов

1.Значение исследований индивидуально-типологических различий для теории и практики.

2.Индивидуальность и личность в поведении и общении.

3. Индивидуальные различия в факторах риска.

4. Роль индивидуально-типологических различий в формировании индивидуального стиля и результативности спортивной, учебной и трудовой деятельности.

5. Значение индивидуально-типологических различий в профессиональном отборе.

6. Типологические свойства нервной системы и проблемы личности и индивидуальности в трудах Б.Г.Ананьева и В.С.Мерлина.

7. Место теории свойств нервной системы в концепциях психофизиологов и персонологов Запада (Я.Стреляу, Г.Айзенк, Р.Б.Кэттелл, Дж.Грей).

8.Способности и их значение в профессиональной деятельности.

9.Психофизиология функциональных асимметрий человека и их значение в профессиональной деятельности.

10.Развитие электрофизиологических методов и их применение для измерения индивидуальных различий.

11.Понятия структуры индивидуальности и личности.

12.Индивидуальность как неповторимая целостность.

13.Сочетания типологических свойств нервной системы в их ЭЭГ-выражении с измерениями параметров индивидуальности и личности.

14. Б.М.Теплов — основатель отечественной школы дифференциальной психофизиологии. Значение исследований Б.М.Теплова по сенсорной психофизиологии для разработки типологической теории.

15. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей

16.Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей

17. Краткий исторический обзор изучения проблемы способностей

18. Об "общих" и "специальных" способностях и одаренности

19. Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.

20. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и типологические особенности.

Контрольная работа (2 вариант)

(для студентов, фамилии которых начинаются с букв Г,Д,Е,)


I.Теоретическая часть (развернутый ответ на поставленные вопросы)
1.Место дифференциальной психофизиологии в системе психологического знания и практики

2. Задачи дифференциальной психофизиологии.

3. История дифференциальной психофизиологии (общий очерк).

4. Статистические модели в исследованиях индивидуальных различий.



5. Психологические теории, основанные на идиографическом анализе индивидуальности (В. Штерн, Г.Олпорт, Дж. Келли, теории феноменологической психологии). Принципы и методы идиографического анализа.

III.Тесты
1. Термин «дифференциальная психофизиология» был введен в 1963 г.:

  1. Ф. Гальтоном;

  2. В. Штерном;

  3. В.Д. Небылицыным;

  4. Б.М. Тепловым;

  5. И.П. Павловым.

2. Использовавшийся ранее синоним дифференциальной психофизиологии, являющийся буквальным переводом слова:

  1. Психология развития;

  2. Общая психология;

  3. Индивидуальная психология;

  4. Сравнительная психология;

  5. Этническая психология.

3. Задачи дифференциальной психофизиологии:

  1. Установление закономерностей возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека;

  2. Разработка теоретических основ психодиагностических исследований;

  3. Разработка теоретических основ психокоррекционных программ;

  4. Анализ возрастных особенностей человека.

4. Предпосылками возникновения дифференциальной психофизиологии выступили:

  1. Установление закономерностей возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека;

  2. Внедрение в психологию эксперимента;

  3. Внедрение генетических методов исследования;

  4. Внедрение математических методов.

5. Этот исследователь изучал большие группы и обратил внимание на ритмичность социальных процессов, на основании чего им была создана многократно критикуемая отечественными психологами теория «среднего человека»:

  1. Ф. Гальтон;

  2. В. Штерн;

  3. В.Д. Небылицын;

  4. Б.М. Теплов;

  5. А. Кетле.

6. Этот исследователь сосредоточивался не на средних характеристиках, а на супернормальных значениях, особых способностях:

  1. Ф. Гальтон;

  2. В. Штерн;

  3. В.Д. Небылицын;

  4. Б.М. Теплов;

  5. А. Кетле.

7. Найдите соответствие:

Отрасль психологического знания

Предмет изучения

1. Дифференциальная психология


А. Особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы, опирается на данные зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания.

2. Общая психология

Б. Общие закономерности психики (включая психику животных).

3. Сравнительная психология

В. Особенности психического развития людей, находящихся на разных возрастных стадиях.

4. Возрастная психология

Г. Особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой.

5. Социальная психология

Д. Происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании.

6. Психогенетика

Е. Индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

7. Дифференциальная психофизиология

Ж. Индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

9. Господство ________парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе:

_____________________



10. Найдите соответствие:


Фактор, влияющий на содержание понятия психологической нормы

Описание нормы

1. Статистическое понятие

А. Нормальным считается то, что не требует обращения к клиницисту. В качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции.

2. Социальные стереотипы

Б. Нормальным считается то, что совпадает с ожиданиями и собственным опытом.

3. Ассоциация с психическим здоровьем

В. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения.

4. Ожидания, собственный необобщенный опыт и другие субъективные переменные

Г. Если поведение человека соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как нормальное.


Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Скачать 199,75 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница