Мониторинг сформированности профессионально-значимых компетентностей в условиях непрерывного образования



Скачать 352,95 Kb.
Дата14.02.2016
Размер352,95 Kb.
ТипИсследование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ульяновский государственный технический университет
З.В. Степчева, В.А. Основина, Л.А. Маттис

Мониторинг сформированности

профессионально-значимых компетентностей

в условиях непрерывного образования

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Формирование профессионально-значимых компетентностей специалистов машиностроительного профиля в условиях непрерывного профессионального образования»,
проект № 10-06-21605а/В.


г. Ульяновск, 2010
Введение
Компетентностная ориентация образовательных программ различного уровня определяет необходимость изменения не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетент­ностно-ориентированных требований новых стандартов образования. В системе непрерывного образования это означает необходимость разработки принципиально новой оценочной компоненты дидактической системы, основанной на реализации как внешних, так и внутренних оценочных процедур.

Необходимым условием реализации управления процессом формирования компетентностей в любом образовательном учреждении является постоянный внутренний аудит качества. В условиях перехода на новые стандарты эталон качества задается моделью выпускника и достигается на основе сквозной программы комплексной диагностики (дифференцированной по уровням и курсам обучения) на предмет соответствия подготовки учащихся поэтапным ожидаемым результатам образования.



§ 1. Мониторинг в образовании – инструмент оценки его качества
Качество образования мы рассматриваем двояко:

во-первых, как социальную категорию, определяющую состояние и результат процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности;

во-вторых, как степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса и предоставляемых ОУ образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач.

Существуют внешняя и внутренняя оценка качества образования, предоставляемого ОУ.



Внешняя оценка качества образования оценка, данная качеству образования в ОУ государством, социумом, профессиональной средой и т.д. Это наиболее приоритетная оценка. Основные показатели внешней оценки качества профессионального образования:

  • конкурентоспособность специалиста на рынке труда;

  • процесс и результат адаптации молодого специалиста на рабочем месте.

Внутренняя оценка качества образования – оценка, данная самой личностью или учреждением образования. Данная оценка используется для осуществления обратной связи с обучающимися и необходимой корректировки в проведении образовательного процесса.

Современным средством в выявлении и определении качества образования на уровне образовательного учреждения является мониторинг качества образования.

В деятельности каждого образовательного учреждения необходимо определить место и роль мониторинга качества образования, методы и формы его осуществления, разработать собственные подходы в организации мониторинговых исследований на уровне администрации и педагога.

Под мониторингом в образовании понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Система мониторинга в образовательном учреждении – это совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения информации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой отношений главных субъектов учебно-воспитательного процесса в аспекте рассогласования культуры производства и культуры потребления образовательных услуг, условий протекания их, совместной деятельности участников образовательного процесса, результатов освоения учебных программ, степени удовлетворения образовательных потребностей.

Целью мониторинга является информационно-аналитическое обеспечение принятия решений, направленных на согласование позиций в ситуации возникновения дисгармонии отношений участников учебно-воспитательного процесса.

Основные направления деятельности по освоению мониторинга включают:


  • формирование культуры работы с разнообразной информацией и средствами ее получения у всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учащихся, местного сообщества;

  • организацию накопления и оформления практических знаний и опыта в области мониторинга в виде тематических материалов;

  • проведение семинаров, педагогических и методических советов по проблемам мониторинга;

  • контроль качества используемых средств сбора информации;

  • организацию в учреждении образования целенаправленного процесса по освоению специалистами мониторинговых технологий.



§ 1.1. Виды и направления мониторинга в образовании
Существующие системы мониторинга можно условно сгруппировать по нескольким основаниям.

Первая группа – предполагает мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это система мониторинга законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т.д.

Вторая группа – мониторинг развития знаний, умений, компетенций и компетентностей обучающихся.

Данная система построена с использованием модели «цель-результат» и с учетом характеристик процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики, так и сравнительные результаты относительно группы обучающихся или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного обучающегося, по которым допускаются выводы о ситуации в учебном классе, учебной группе. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений.



Третья группа – системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход-выход», позволяющие определить эффект влияния школы, учреждения среднего или высшего профессионального образования имея в виду различия между средним уровнем деятельности ОУ и определенным стандартом с учетом статистической корректировки в отношении количества и состава обучающихся в данном ОУ.

Четвертая группа – системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения.

§ 1.2. Принципы мониторинга
Построение любой из отмеченных систем мониторинга основывается на следующих общих принципах.

1. Принцип объективности информации, согласно которому запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверяемы.

2. Принцип сравнимости данных – один и тот же объект должен изучаться на основе одинаковых эмпирических показателей.

3. Принцип адекватности – изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им).

4. Прогностичность – получение данных, позволяющих прогнозировать будущее состояние системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

§ 2. Психолого-дидактические основы создания системы мониторинга качества образования на различных ступенях непрерывного образования
В результате изучения условий организации образовательного процесса и его результативности в образовательных учреждениях можно выявить общие проблемы, решение которых позволит повысить качество образования в целом в системе непрерывного образования. Рассмотрим возможности повышения качества образования на каждой из ступеней.
§ 2.1. Общее образование
Согласно последним исследованиям, среди проблем общего образования на современном этапе можно выделить следующие:


  1. низкий уровень предметной обученности школьников;

  2. высокий уровень тревожности, проявляющийся, прежде всего в нежелании учащихся посещать занятия, а также в росте уровня заболеваемости;

  3. различный социальный уровень учащихся, на фоне которого фронтальные формы организации учебно-познавательной деятельности являются малоэффективными для учащихся с разными познавательными возможностями и интеллектуальными способностями.

Решение выше обозначенных проблем общего образования возможно, прежде всего, на основе организации дифференцированного подхода к обучающимся.

Разработка дидактических материалов для организации управляемой самостоятельной работы учащихся по освоению системы знаний, овладению умениями, навыками и способами деятельности является необходимым условием для организации дифференцированного подхода к обучающимся.

Дифференциация учащихся осуществляется по результатам определения параметров личностного развития и по показателям уровня обучаемости.

Параметры личностного развития определяются психологом по специальным методикам. Психолог выявляет уровень познавательной мотивации, самостоятельности, рефлексии и другие личностные качества учащихся.

Каждый учитель в рамках учебного предмета может овладеть методиками выявления уровня обучаемости и обученности учащихся. Сравнение данных показателей позволяет определить зоны актуального (обученность) и ближайшего развития (обучаемость) каждого ученика и спрогнозировать успешность продвижения учащегося к зоне ближайшего развития.

Рассмотрим подробнее методику выявления уровня обучаемости (по Третьякову П.И.):



  1. Выбирается учебный материал на 7-8 минут (для старших классов до 15 минут).

  2. Повторяется все, что нужно для овладения новыми знаниями и умениями.

  3. Объясняется учебный материал и его применение при выполнении учебного задания.

  4. Учащиеся выполняют задание на применение знаний и умений в сходной ситуации.

  5. Разбирается образец применения знаний и умений в измененной ситуации.

  6. Проводится самостоятельная работа (на 10-15 минут) с перечнем следующих заданий:

1) напиши, что ты усвоил нового;

2) ответь на вопросы (предлагаются вопросы причинно-следственного характера);

3) выполни задания (предлагаются задания разного уровня): по образцу; в измененной ситуации; в незнакомой ситуации.

Уровень обучаемости определяется следующим образом: выполнение всех 4-5 заданий соответствует III уровню обучаемости; если выполнены 3 задания − II уровень обучаемости; если менее 3-х заданий − I уровень обучаемости.

При этом обученность понимается как реальный уровень овладения учащимися знаниями, умениями, навыками и способами деятельности. Всего можно выделить 5 уровней обученности:

Минимальный уровень включает овладение операциями различения и запоминания):

1) Распознавание (различение) − ученик способен узнать и выделить материал по существенным ярким признакам («Выбери …», «Найди …», «Продолжи … ».

2) Запоминание − ученик способен дать определение.

Обучаясь на данном уровне учащийся способен выполнять операции узнавания (различения) и запоминания (1 и 2 задания в описанной методике выявления уровня обучаемости).

К базовому уровню относятся:

3) Понимание и осознанное применение знаний по образцу (3-е задание в описанной методике), согласно которому в дополнение к предыдущему уровню учащийся демонстрирует понимание изученного программного материала и применение его по образцу.

4) Повышенный уровень (профильный), при этом ученик способен применять знания и умения в измененной ситуации ( 4-е задание в методике).

5)Творческий уровень, при котором ученик осуществляет «перенос» усвоенных знаний, умений, навыков и способов деятельности в незнакомые ситуации (5-е задание в методике).

Уровень обученности школьников можно определить и с использова­нием показателей, характеризующих уровень сформированности системы качества знаний учащихся, разработанных Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко с позиций прочности, действенности и системности знаний. Так, показатели сформированности качества знаний включают в себя следующие:



Показатели прочности знаний:

1) свободное воспроизведение существенных признаков понятий и их использование при решении учебных задач;

2) полное сохранение и воспроизведение знаний при отсроченном контроле;

3) четкая организация самостоятельной познавательной деятельности;

4) преимущественное использование логической памяти;

5) владение умением выделять главное в учебном материале, структурировать его.

6) наличие умения свертывать и схематизировать знания при запоминании и развертывать их при воспроизведении.
Показатели действенности знаний:

1) Свободное объяснение явлений, фактов соответствующими правилами, закономерностями;

2) правильное (безошибочное) применение всех правил или основных понятий.

3) свободное применение знаний по образцу, в измененных и новых ситуациях;

4) самостоятельное преобразование учебного материала и поиск новых путей решения проблем.

5) владение мыслительными действиями по преобразованию учебного материала;

6) четкая самоорганизация, самоконтроль и самооценка своей деятельности.
Показатели системности знаний:

1) Полное знание существенных признаков понятий, законов;

2) свободное установление связи между понятием, его конкретным выражением и законом;

3) владение умением сравнивать и анализировать основные признаки понятий, сами понятия, изучаемые объекты;

4) самостоятельное выявление причинно-следственных связей;

5) владение обобщением по системе существенных признаков;

6) проявление устойчивого интереса к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и к процессу познавательной деятельности.

§ 2.2. Среднее и высшее профессиональное образование
Уровень овладения учащимися общими учебными умениями, навыками и способами деятельности определяет степень готовности учащихся к продолжению образования и создает предпосылки формирования профессионально-значимых компетентностей выпускников учреждений высшего профессионального образования, в частности машиностроительного профиля, в условиях непрерывного профессионального образования.

Формирование глобального инновационного общества неизбежно приводит к трансформации инженерной деятельности, а, следовательно, предъявляет новые требования к качеству современного технического образования. В новых экономических условиях, ориентированных на развитие высокотехнологичных инновационных производств в РФ, деятельность компетентного специалиста заключается не только в выполнении проектов, направленных на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов на основе современных технологий, но и в успешной реализации коммерческого использования результатов своей работы. Для этого современному выпускнику необходимо обладать определенными способностями инновационно-технологической деятельности, которые формируются и развиваются на всем протяжении его непрерывного профессионального образования.

Структурирование инновационно-технологической деятельности на основе компетентностного подхода позволяет выделить следующие ее элементы (табл. 1), выступающие в виде эталона качества в модели выпускника в современных стандартах ГОС ВПО нового поколения по направлению «Металлургия».

Таблица 1


Структура инновационно-технологической деятельности выпускника по направлению «Металлургия»

Элементы модели выпускника

Технологические

Инновационные

Базовые свойства личности

Интеллектуальные действия

Сопоставлять и сравнивать

Систематизировать

Обобщать

Приобретать новые знания



Анализировать и синтезировать

Критически осмысливать накопленный опыт

Генерировать идеи


Обобщенные компетентности

Социальные

Коммуникативность

Самосовершенствование

Инструментальные

Проводить расчеты и делать выводы

Владеть методами анализа и синтеза

Пользоваться приборами и оборудованием

Осуществлять литературный и патентный поиск

Находить и перерабатывать информацию

Проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы

Использовать информационные средства и технологии

Владеть русским и иностранным языком

Общепрофессиональные

Моделировать

Анализировать и синтезировать

Планировать и организовывать

Обосновывать и принимать решения

Управлять

Прогнозировать

Составлять

Выбирать методы исследования, планировать и проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы

Оценивать

Устанавливать

Специальные профессиональные

Корректировать технологические процессы

Разрабатывать и улучшать технические объекты и технологические процессы

Управлять технологическими процессами

Выявлять объекты для улучшения в технике и технологиях

Обеспечивать безопасность и охрану окружающей среды

Трансформировать приобретаемые знания в инновационные технологии

Поддерживать производственную среду

Оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов

Применять методы технико-экономического анализа

Деление деятельности специалиста на два уровня – технологический и инновационный (табл. 1) – можно использовать как основу для организации дифференцированного подхода в обучении студентов в вузе.

Нам удалось выявить и установить преемственность в мониторинговых исследованиях качества образования в системе непрерывного образования: школа-колледж-вуз. Рассмотрим это на примере выявления двух, наиболее значимых для подготовки специалиста, показателей системы качества знаний обучающихся – действенности и системности. Результаты сравнительного анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2



Сравнительный анализ показателей действенности и системности знаний

Показатели системы качества знаний

Общее образование

Высшее образование

технологический уровень

инновационный уровень

Действенность знаний


1) Свободное объяснение явлений, фактов соответствующими правилами, закономерностями.

Находить и перерабатывать информацию


Анализировать и синтезировать;

критически осмысливать накопленный опыт




2) Правильное (безошибочное) применение всех правил или основных понятий


Приобретать новые знания.

Владеть методами анализа и синтеза.

Осуществлять литературный и патентный поиск.

Генерировать идеи.


3) Свободное применение знаний по образцу, в измененных и новых ситуациях.

4) Самостоятельное преобразование учебного материала и поиск новых путей решения проблем.



Проводить расчеты и делать выводы.

Пользоваться приборами и оборудованием.



Проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы

5. Владение мыслительными действиями по преобразованию учебного материала.

Сопоставлять и сравнивать.

Систематизировать.

Обобщать.


Анализировать и синтезировать.

Прогнозировать.



6. Четкая самоорганизация, самоконтроль и самооценка своей деятельности

Использовать информационные средства и технологии.

Обосновывать и принимать решения

Системность знаний

1. Полное знание существенных признаков понятий, законов

Моделировать.

Планировать и организовывать.



Выбирать методы исследования, планировать и проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы.

2. Свободное установление связи между понятием, его конкретным выражением и законом.

Управлять.

Составлять.

Устанавливать.


Поддерживать производственную среду.

3. Владение умением сравнивать и анализировать основные признаки понятий, сами понятия, изучаемые объекты.

Оценивать.

Применять методы технико-экономического анализа.

4. Самостоятельное выявление причинно-следственных связей.


Управлять технологическими процессами.

Корректировать технологические процессы



Разрабатывать и улучшать технические объекты и технологические процессы.

5. Владение обобщением по системе существенных признаков.

Обеспечивать безопасность и охрану окружающей среды.

Оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов.

6. Проявление устойчивого интереса к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и к процессу познавательной деятельности.

Поддерживать производственную среду.

Выявлять объекты для улучшения в технике и технологиях.

Реализация непрерывного образования по траекториям «школа»-«вуз» и «школа»-«колледж»-«вуз» по направлению «Металлургия» предполагает поэтапное формирование соответствующих компетенций и компетентностей на каждой из предшествующих ступеней образования. При этом особая роль отводится оценке уровня сформированности каждой из них на соответствующем этапе как с целью своевременной коррекционной работы, так и для выработки индивидуальной образовательной траектории.


§ 3. Единые подходы к созданию системы оценки качества образования на уровне образовательного учреждения (ОУ)
Непременным условием адекватности квалиметрических процедур является использование единства принципов оценивания на всем протяжении непрерывного профессионального образования в контексте рассматриваемых образовательных траекторий. В ОУ необходимо вырабатывать единые подходы к диагностике, контролю и оценке знаний, умений и навыков, способов деятельности учащихся. Единые целевые ориентиры заданы в государственном образовательном стандарте. На их основе по каждому предмету целесообразно разработать контролирующие комплексы − систему контрольно-измерительных материалов (КИМ) для входной диагностики, текущего, рубежного и итогового контроля знаний. Предлагаемая апробированная технология является одним из подходов в организации работы по данному направлению.
§ 3.1. Технология разработки КИМ в общеобразовательном учреждении

Общая технологическая последовательность разработки КИМов по каждому учебному предмету в общеобразовательном учреждении может быть организована в следующей последовательности.

1. На основе «Требований к уровню подготовки выпускников» создаётся фонд оценочных средств (в терминологии, принятой в условиях реализации преемственности ступеней образования) по каждой теме, из которых далее формируются проверочные, контрольные работы, тексты. При этом задания подбираются по каждой рубрике требований:


  • что учащиеся должны знать/понимать;

  • уметь;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Отдельно создаётся банк данных заданий на выявление уровня сформированности общих учебных умений и навыков, способов деятельности – познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной.

С учетом специфики учебного предмета подбираются задания на выявление уровня сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности.



Умения в познавательной деятельности оцениваются с позиций:

1) использования различных методов познания: наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования;

2) определения структуры объекта познания, выделения функциональных связей между частями целого;

3) выделения причинно-следственных связей;

4) умения различать структурные элементы знаний: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

5) сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

6) исследования несложных практических ситуаций, выдвижения предложений.

Умения в информационно-коммуникативной деятельности:

1) Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов;

2) перевод информации из одной знаковой формы в другую (из таблицы, схемы, аудиовизуального ряда в текст).

Умения в рефлексивной деятельности:

1) Организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств);

2) умение прогнозировать результат;

3) поиск и устранение причин, описанных в заданиях трудностей, проблемных ситуаций;

4) оценочные умения.

Фонд оценочных средств формируется из заданий 3-х уровней сложности в следующем процентном соотношении:



1-ый уровень: задания на применение знаний, умений и способов деятельности в знакомой ситуации - 35%;

2-ой уровень: задания на применение знаний, умений и способов деятельности в изменённой ситуации - 50%;

3-ий уровень: задания на применение знаний, умений и способов деятельности в незнакомой ситуации - 15%.

Создание фонда оценочных средств по предлагаемой структуре позволит учителю:



  • охватить контролем всю систему формируемых знаний, умений, навыков и способов деятельности;

  • экономить время при составлении КИМ;

  • пополнять и обновлять банк данных новыми интересными заданиями из открытого сегмента КИМов единого государственного экзамена, международных исследований качества знаний учащихся;

  • использовать автоматизированные способы диагностики.

Организационное обеспечение мониторинга предполагает разработку и утверждение в педагогическом коллективе единых критериев оценки учебных достижений учащихся, выявленных в ходе контроля.

Унифицированные подходы к разработке КИМов, единые критерии оценки знаний, умений, навыков и способов деятельности позволят создать объективную систему контроля качества образования. На её основе в дальнейшем выявляются положительные и отрицательные факторы, разрабатывается система управления качеством в образовательном учреждении в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Это требует соответствующего уровня аналитической культуры учителя при:


  • проведении контрольных, проверочных, самостоятельных работ;

  • анализе постановки самостоятельной работы учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками и способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;

  • анализе и самоанализе педагогической деятельности.

Для подготовки диагностических и контролирующих материалов, проведения контроля и анализа полученных результатов, учитель должен владеть определенными умениями:

на этапе подготовки диагностирующих и контролирующих материалов:

1) Четко и однозначно формулировать цели контроля (они должны соответствовать требованиям государственного стандарта);

2) подбирать задания разного уровня сложности в нужном процентном

соотношении для выявления знаний, предметных и общих учебных умений, навыков и способов деятельности;

3) разрабатывать поэлементный анализ выполнения каждого задания;

4) разрабатывать на основе принятых в коллективе требований, критерии оценивания знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся;

на этапе проведения контроля обеспечивать самостоятельное выполнение работы каждым учащимся;

при проверке работ учащихся и анализе результатов выполнения:

1) выявлять успешность овладения каждым элементом знаний и умений, способами деятельности;

2) планировать коррекцию знаний, умений, навыков и способов деятельности по группам учащихся и индивидуально;

3) при необходимости вносить коррективы в календарно-тематическое планирование с целью отработки необходимых знаний и умений из ранее пройденного материала.

Планирование, организация и анализ постановки самостоятельной работы учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками и способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности позволит обеспечить управление учебным процессом в соответствии с учебными возможностями учащихся, в зоне ближайшего развития каждого.
§ 3.2. Особенности разработки фонда оценочных средств в учреждениях профессионального образования

Реализация непрерывного образования по траекториям «школа»-«вуз» и «школа»-«колледж»-«вуз» по направлению «Металлургия» предполагает поэтапное формирование универсальных (общих, общекультурных) и профессиональных компетентностей на каждой из предшествующих ступеней профессионального образования. При этом особая роль отводится квалиметрической оценке уровня сформированности каждой из них на соответствующем этапе, как с целью своевременной коррекционной работы, так и для выработки индивидуальной образовательной траектории. Непременным условием адекватности квалиметрических процедур является использование единства принципов оценивания на всем протяжении непрерывного профессионального образования в контексте выше названных траекторий. Эффективным способом обеспечения такого единства является сквозное использование единых ключевых индикативных показателей результатов образования (1 группа показателей), систематизированных в виде матрицы формирования соответствующих компетентностей на всем протяжении непрерывного профессионального образования (табл. 3).

На основе этой структурной матрицы уточняется содержательный компонент дидактической системы конкретной ступени образования, в рамках которой формулируется вторая группа индикативных показателей результатов – способность к продуктивной творческой деятельности на основе интеллектуальных умений.

Удовлетворить потребность в создании единого инструментария для адекватной оценки интеллектуальных умений позволяет технология портфолио учащегося/студента. Если в качестве целевой основы применения этой технологии в системе непрерывного образования используется таксономия Б. Блума на уровне начальной и средней ступени школы, то в профильной школе и на ступенях профессионального образования – обновленная таксономия учебных целей Л. Ан­дерсон и Д. Красвол (2001). Это, наряду с традиционными педагогическими функциями портфолио, позволяет зафиксировать во времени и выразить в виде комплекса индикативных показателей результат индивидуального процесса интеллектуального развития учащегося или студента (табл. 2, 3).

Содержательную основу мониторинга индикаторов второй группы составляет матрица показателей, формируемая на основе табл. 5, которая может быть конкретизирована в любой предметной области рассматриваемого направления.
Таблица 3
Система индикативных показателей результатов непрерывной подготовки по направлению «Металлургия»


Группа
индикаторов

Код
учебного элемента

по СООМ


Дисциплина

Наименование
контролируемой компетенции

Содержание компетенции

ВПО

СПО

Магистратура

Бакалавриат

Специалист

Техник

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1 - 11

Русский язык

Свободно владеть русским языком как средством делового общения.

Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Владеть культурой разговорной, публичной речи и делового общения.

ОК-3; ПК-7; ПК-16; ПК-17; ПК-29

ОК-2; ОК-17; ОК-14; ОК-13; ПК-6

ПК3.8.; ПК4.5.; ПК5.2.

ПК3.8.; ПК4.5.; ПК5.2.

Соблюдать нормы литературного языка, речевого поведения в различных сферах общения, речевой и деловой практики

Уметь создавать тексты различных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Соблюдать нормы литературного языка при их написании.

2

основная школа - 1-11;
средняя школа -
1-6

Математика, Алгебра, Основы мат. анализа

Владеть математическими знаниями, умениями и навыками математического моделирования явлений и процессов в металлургии

Уметь применять математические знания и умения в повседневной жизни.

ОК-4; ОК-10; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22; ПК-23; ПК-28.

ОК-6; ПК-13; ПК-14; ПК-18; ПК-19; ПК-20.

ПК1.1; ПК1.2; ПК1.6; ПК2.4; ПК2.6; ПК3.1; ПК3.4; ПК3.5; ПК3.9.

ПК1.1; ПК1.2; ПК1.6; ПК2.4; ПК2.6; ПК3.1; ПК3.4; ПК3.5; ПК3.9.

Уметь применять законы логики математических рассуждений, алгоритмическую культуру в профессиональной деятельности

Уметь использовать математические законы, формулы, зависимости, графики и их интерпретацию в практической деятельности при решении технических, производственных, управленческих и социально-экономических прикладных задач.

Владеть навыками построения и исследования математических моделей процессов управления, организации и проектирования металлургического производства. Уметь выполнять анализ информации с помощью диаграмм, графиков, а также статистических методов исследований.

3

1 - 8

Геометрия, Черчение, Инженерная графика

Владеть пространственным воображением и умением использовать геометрические законы и методы в профессиональной инженерной деятельности

Уметь читать и выполнять чертежи пространственных форм, распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями

ОК-7; ОК-8; ПК-11; ПК-12; ПК-13; ПК-15; ПК-27; ПК29.

ПК-1; ПК-24; ПК-25.

ПК1.2; ПК2.1; ПК3.5; ПК3.8; ПК3.9; ПК4.5.

ПК1.2; ПК2.1; ПК3.5; ПК3.8; ПК3.9; ПК4.5.

Использовать теоремы, методы геометрии, свойства геометрических фигур, навыки решения планиметрических стереометрических задач в инженерной деятельности.

Использовать средства компьютерной графики, 3D-моделирования для решения профессиональных задач;

Продолжение табл. 3.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

1.1 - 2.8.

Информатика и ИКТ

Использование ИКТ в решении управленческих и инженерных задач в области металлургии.

Понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности.

ОК-7; ПК-28

ОК-4; ОК-10; ОК-12; ОК-16; ПК-26

ОК5; ПК1.1; ПК1.2; ПК1.3; ПК1.5; ПК3.7.

ОК5; ПК1.1; ПК1.2; ПК1.3; ПК1.5; ПК3.7.

Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. Использовать ИКТ как средство управления информацией

Работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Использовать базы данных, пакеты прикладных программ и средства компьютерной графики для решения профессиональных задач

Использовать стандартные программные средства при проектировании управленческих, организационных и инженерных процессов в металлургии

5

физика - 1-6; химия - 1 - 4

Физика, Химия

Владеть общеобразовательными инженерными знаниями физико-химических явлений, законов, принципов, постулатов и умением применять их в профессиональной деятельности

Использовать физико-химические явления и законы при проектировании технологических процессов обработки металлов давлением,

ОК-5; ОК-8; ПК-9; ПК-13; ПК-23; ПК-24; ПК-25.

ОК-7; ОК-6; ПК-1; ПК-4; ПК-5; ПК-7; ПК-8; ПК-12; ПК-20; ПК-21; ПК-22.

ПК2.1; ПК2.4; ПК2.6; ПК3.1; ПК3.3; ПК3.4; ПК3.5; ПК3.9.

ПК2.1; ПК2.4; ПК2.6; ПК3.1; ПК3.3; ПК3.4; ПК3.5; ПК3.9.

Уметь анализировать основные закономерности фазовых равновесий и кинетики превращений в многокомпонентных системах

Знать свойства материалов и способы их получения, уметь анализировать полный технологический цикл получения и обработки материалов

Выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических процессов в металлургии

Использовать физико-математические методы для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности

Использовать основные понятия, законы и модели термодинамики, химической кинетики, переноса тепла и массы

Выбирать средства измерений в соответствии с требуемой точностью и условиями эксплуатации оборудования.

Рассчитывать показатели и коэффициенты деформации обработки металлов давлением, калибровку рабочего инструмента и формоизменение выпускаемой продукции

Применять типовые методики расчета физико-механических параметров материалов и технологического процесса обработки металлов давлением.

Уметь применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды

Таблица 4

Таксономия мыслительных умений по Б. Блуму

Уровни когнитивных процессов

Интеллектуальные компетенции

1

2

Знание

  • воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

Понимание

  • объясняет факты, правила, принципы;

  • преобразует словесный материал в математические выражения;

  • предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Применение

  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

  • использует понятия и принципы в новых ситуациях.

Анализ


  • вычленяет части целого;

  • выявляет взаимосвязи между ними;

  • определяет принципы организации целого;

  • видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

  • проводит различие между фактами и следствиями;

  • оценивает значимость данных.

Синтез


  • пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

  • предлагает план проведения эксперимента или других действий;

  • составляет схемы задачи.

Оценка


  • оценивает логику построения письменного текста;

  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

­

Как видно из табл. 5, высокоорганизован­ное креативное мышление при­обретается через мыслительные процессы раз­ного уровня сложности: от простых мысли­тельных операций к более высоким ступеням интеллектуальной активности и самостоятель­ности, а постоянная обратная связь, построенная на диагностике индикативных показателей второй группы, позволяет отслеживать способности творческой деятельности на основе приобретаемых интеллектуальных умений.

Таблица 3

Таксономия мыслительных умений по Л. Андерсон и Д. Красвол)



Уровень когнитивных процессов

Катего­рии знания

Интеллектуальные компетенции

декларативное

концептуальное

процессу­альное

метакогнитивное

Запомнить


Узнавание

Припоми­нание















Понимать


Интерпретация

Приведение примеров

Классификация

Обобщение

Умозаключение

Сравнение

Объ­яснение














Применить


Исполнение

Применение















Анализиро­вать


Дифферен­циация

Организа­ция

Соотнесе­ние














Оценить


Проверка

Критика














Создать


Генерация

Планирова­ние

Производство













Необходимым условием применения этой технологии в системе непрерывного образования, является единство подходов в формировании портфолио и его оценке на каждой ступени обучения. Для этого потребуется пересмотреть структуру портфолио сообразно образовательной ступени с точки зрения учета соответствующих индикативных показателей в суммарной оценке уровня образовательных результатов.



В заключение отметим, что описанная группа индикативных показателей результатов носит надпредметный характер, и общие подходы для их определения можно распространить, также, и на другие области профессионально-технической деятельности.
Литература


  1. Аванесов В.С. Формы тестовых заданий. Учебное пособие. М., 1991.

  2. Андреева Н.В. Тематические тесты. Физика. Учебно – методическое пособие для учителей и учеников. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2001.

  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

  4. Галкина Т.И. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Книга современного завуча / Т.И. Галкина, Н.П. Озерова. – Ростов н/Д: Феникс. 2006. – 384 с.

  5. Ишкова Л.В. Теория и практика педагогической оценки в образовании старшеклассников и взрослых. СПб., 2000.

  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования: Сб.приказов и инструкций Министерства образования России. - 2002.

  7. Крамаренко И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. №1.

  8. Майоров А.Н. Мониторинг как научно-практический феномен // Школьные технологии. 1998. №5.

  9. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 1999.

  10. Радионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. М., 1995.

  11. Севрук А.И., Филимонова И.В., Юнина Е.А. Мониторинг как технология информационного обеспечения качества образования // Мониторинг образовательного процесса. 2002. №3.

  12. Стандарты и качество / 9-2002

  13. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьников // Педагогика. 2003. №7.

  14. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие // под ред. М.М.Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 448 с.

  15. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб., 2004.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница