Научно-образовательный материал



Скачать 178,5 Kb.
страница1/3
Дата23.05.2016
Размер178,5 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству»

Анализ и оценка качества образовательного процесса в части применения перспективных образовательных технологий и методик преподавания



Научно-образовательный материал

«Введение в образовательный процесс перспективных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС, основанных на компетентностном подходе обучения»

Состав научно-образовательного коллектива:


1

Борисова М.В.

доцент

2

Грачев И.А.

профессор

3

Григорьев В.М.

профессор

4

Денисов Д.А.

ассистент

5

Конокотин Д.Н.

доцент

6

Конокотин Н.Г.

профессор

7

Лялькина С.И.

доцент

8

Матюшкин В.Б.

доцент

9

Серова Т.И.

ст. преподаватель

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1 Компетентностный подход в образовательном процессе вуза…………………....3



2 Современные перспективные технологии обучения в контексте компетентностного подхода при профессиональной подготовке выпускника вуза………………………………………………………………………………………….…9

3 Интерактивное обучение в ВУЗе как разновидность активных перспективных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС, основанных на компетентностном подходе обучения…....................................................................16

4 Модульно – компетентностный подход как основа перехода обучения на ФГОС нового поколения…………………………………………………………………………...23

Литература…………………………………………………………………………………..23



1 Компетентностный подход в образовательном процессе вуза

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для России. В связи с этим в современной высшей школе происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция» и «компетентность». То есть происходит фиксация компетентностного подхода в современном образовании. Компетентностный подход является системным и междисциплинарным, характеризуется личностным и деятельностным аспектами, имеет практическую, прагматическую и гуманистическую направленность. Другими словами, компетентностный подход усиливает собственно ориентированность образования на практику, его прагматический, предметно-профессиональный аспект.

Сегодня в рамках смены образовательной парадигмы, нового подхода к конструированию образовательных стандартов (А. В. Хуторской), формирования профессиональных требований к специалисту (А. Г. Бермус, Н. Ф. Ефремова, И. А. Зимняя), выделения ключевых компетенций необходимо поднимать и рассматривать такую важную проблему, как профессиональная компетентность выпускника вуза.

Личностные достижения выпускников связываются с уровнем компетентности обучающегося в образовательном процессе.

Компетенция - характеристика требований к человеку, которые позволят стать ему компетентным в определенном виде деятельности. Именно деятельность диктует требования к человеку, ее осуществляющему.

Слово «компетентный» в русском языке используется достаточно давно. Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова дает следующее определение термина «компетентность» - осведомленный, являющийся знатоком в каком-либо вопросе; обладающий компетенцией, полноправный [1].

По существу трактовка этого определения в дальнейшем не изменилась.

В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова понятие «компетентный» рассматривается как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, понятие «компетенция» - как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; круг полномочий, прав.

В «Кратком словаре иностранных слов», в «Энциклопедическом словаре» и «Советском энциклопедическом словаре» определение «компетентный» - это знающий сведущий в определенной области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.

В современном словаре иностранных слов термин «компетентность» (от лат. competens), «компетентный» (от лат. competentis) - соответствующий, способный, обладающий компетенцией, сведущий в определенных областях.



Во всех этих определениях достаточно много общего, что говорит о единстве, но в то же время и о многогранном понимании понятия «компетентность». Опираясь на них, можно сделать вывод о том, что компетентный человек - это субъект, обладающий какой-либо (какими-либо) комптенцией (ями) - соответствующий каким-либо требованиям, обладающий необходимыми правами и обязанностями [2].
Иерархия компетенций:

  • ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

  • общедисциплинарные компетенции – относятся к определенному кругу учебных дисциплин и образовательных областей;

  • предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных дисциплин.

Ключевые компетенции:

ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры обучающегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях):

  • формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности;

  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность):

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графически редакторы, презентации);

  • имеет опыт освоения научной картины мира.

Социокультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

  • определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве; владеет культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффектными способами организации свободного времени;

  • иметь представления о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь собственный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями):

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

  • уметь представлять свою учебную группу, вуз, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями):

  • владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD - ROM , Интернетом;

  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

  • владеет навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир;

  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет.

здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности):

  • иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (лесу, поле, на водоеме и др.);

  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

  • иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами первой медицинской помощи;

  • владеть элементами психологической грамотности, половой культуры поведения;

  • иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации отдыха и досуга;

  • уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств.

Формирование компетентности выпускника высшей школы представляется сложным синтезом личностного, когнитивного и предметно-практического опыта и существенно отличается от формирования понятийного «академического» знания выпускника вуза. Обусловлено это, прежде всего тем, что формирование понятийного знания основано на запоминании, воспроизведении или служит для получения другого знания логическим или эмпирическим путем. Специфика компетентностного подхода к обучению состоит в том, что обучаемый усваивает не «готовое знание», а сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи [3].

При таком подходе учебная деятельность, приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Компетентностный подход ориентирован на создание обучающимся личностно значимого продукта за счет того, что в учебном процессе моделируются способы профессиональной деятельности, создаются условия для реализации творческого потенциала каждого обучаемого и его субъективного опыта.

К основным организационно-педагогическим условиям реализации компетентностного подхода относятся:


  1. формирование содержания образования, реально отражающего целостную профессиональную деятельность;

  2. учет специфики компетентностного подхода при выборе образовательных технологий;

  3. изменение способов оценки образовательных результатов обучающихся.

Компетенции как результат образования составляют только основу дальнейшего развития профессионализма и личности. Другая часть компетенций определяется последовательным накоплением опыта профессиональной деятельности и социальной жизни. Компетенции нельзя рассматривать в виде раз и навсегда сформированных результатов. Они изменяются по разным обстоятельствам и на разных этапах деятельности человека. Отсюда есть смысл говорить о качестве компетенций, сформированных в результате образования. Критериями такого качества могут быть следующие:

1. Состав компетенций, отражающих развитые в образовательном процессе способности, готовности (к видам деятельности, ролям, полномочиям, психологическим нагрузкам и пр.), ценности.

2. Соответствие системы полученных знаний компетенциям.

3. Комплекс навыков и умений, необходимых для реализации компетенций.

4. Потенциал компетентностного саморазвития личности (приобретение новых компетенций в пожизненном образовании).

В последние годы стал разрабатываться новый подход к пониманию и реализации результата образования— человеческий капитал (Г.Беккер, Т. Шульц и др.), что характеризует дальнейшее развитие компетентностного подхода [6].

Капитал, рассматриваемый как сугубо экономическое понятие -возрастающая стоимость, в настоящее время стало широко использоваться и в описании социальных явлений. В этом случае говорят о человеческом капитале, понимая под этим комплекс особых характеристик как человека в отдельности, так и общества в целом.

Сегодня образование необходимо рассматривать как производство человеческого капитала, важной составляющей которого является интеллектуальный капитал. Человеческий капитал рассматривается как запас, структура и характер знаний и интеллектуальный потенциал (опыт и возможности использования знаний в решении проблем), навыки деятельности, мотивации, образование, жизненный и трудовой опыт, здоровье, географическая мобильность, возможность поиска и получения информации.

В формировании человеческого капитала образование занимает центральное место. От его характера и уровня зависят все остальные характеристики человеческого капитала.

Поэтому человеческий капитал и следует рассматривать как результат образования. Действительно, именно в процессах образования человек обогащается знаниями, овладевает навыками и умениями, осваивает приемы самообразования, психологически настраивается на определенные виды профессиональной деятельности и роли профессионального поведения, развивает творческие способности.

Именно понимание человеческого капитала как результата образования соответствует цели образования. Человеческий капитал исходит в своем понимании из системы ценностей человека и общества. Для любого человека самым ценным является возможность роста благополучия, социального статуса, профессиональной карьеры[6].

Стратегия модернизации российского образования, разработка новых образовательных стандартов, информатизация образовательной среды определяют новые ориентиры в развитии высшей школы, закладывают основы успешного реформирования высшего образования.

Специфика новых ФГОС ВПО обуславливает необходимость введения дополнительных требований к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса в учреждениях ВПО. Педагогические кадры, участвующие в реализации основных профессиональных образовательных программ ВПО, должны владеть образовательными технологиями формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. Соответственно, введение в образовательный процесс перспективных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС, основанных на компетентностном подходе обучения актуально и продиктовано новыми требованиями к организации профессиональной подготовки студентов в вузах.

2 Современные перспективные технологии обучения в контексте компетентностного подхода при профессиональной подготовке выпускника вуза
Технология образования отражает целенаправленное и ориентированное на реализацию ФГОС построение процесса образования в вузе, выбор наиболее рационального и эффективного по пространственно-временным и содержательным характеристикам его варианта.

Учет специфики компетентностного подхода при выборе образовательных технологий является непременным организационно-педагогическим условием современного обучения в высшей профессиональной школе для реализации ФГОС.



Технология является важнейшим фактором качества образования. Образовательные учреждения самостоятельно выбирают образовательные технологии освоения профессиональных и общих компетенций.

Технология — от греческих слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия. Это определение технологии, как и множество подобных ему, не может претендовать на полноту и точность, несмотря на то, что непрерывно появляются новые (экологические, космические, информационные) технологии.

В самом общем виде технология — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Например, из научной и методической литературы назовём некоторые варианты определения технологии:



  1. технический метод достижения практических целей;

  2. совокупность способов, используемых для получения предметов, необходимых для существования человека;

  3. набор процедур и методов организации человеческой деятельности;

  4. средства, используемые для моделирования поведения человека.

Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила технологии преподавания видятся в следующем:

  1. Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С. Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».

  2. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание — это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся. Главная задача учителя, как её видел К. Д. Ушинский, — превратить деятельность ученика в его самодеятельность.

  3. Предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых педагогом способах деятельности обучающихся.

  4. Необходимым элементом технологии преподавания является тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой.

  5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся.

  6. Стимулирование творческой деятельности обучающихся, ориентация на студента не только знающего, но и умеющего.

  7. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы[4].

Современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

  1. технологией распределяются усилия, внимание, ресурсы при осуществлении образовательного процесса;

  2. технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

  3. технология образования определяет требования к дифференциации и интеграции дисциплин, их объемным соотношениям;

  4. приоритеты в методиках преподавания и выбор комбинации методических приемов отражают технологические особенности образовательного процесс;

  5. технология образования — это и последовательность приемов углубления знаний, закрепление их в долгосрочной памяти, контроль освоения материала, обеспечение ритмичности и интенсивности образовательного процесса, распределения потенциала преподавательского состава по видам и областям знаний и по всей цепочке их получения и презентации;

  6. технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

  7. функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

  8. поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

  9. органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности;

  10. в понимании технологии образования надо исходить из понимания конечного результата образования и его соответствия цели образовательного процесса.

В педагогике существуют многочисленные классификации технологий обучения. Условно они разделяются (в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения) на: пассивные, активные и интерактивные.

Каталог: grant
grant -> Мониторинг сформированности профессионально-значимых компетентностей в условиях непрерывного образования
grant -> Национальный благотворительный фонд
grant -> М. А. Шолохова «Разработка методики оперативного прогнозирования психических состояний водителей с использованием айтрекера»
grant -> Незаконный оборот наркотиков в уральском федеральном округе
grant -> Документация по отбору научных проектов
grant -> Самооценка руководителя как фактор влияния на психологический климат коллектива
grant -> Конкурсы 2003 года. Фонд объявляет о проведении следующих видов конкурсов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница