Непрерывного образования: проблемы становления



страница1/81
Дата04.10.2019
Размер4,38 Mb.
#78079
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   81


Камчатский государственный педагогический университет

Камчатский филиал образовательного учреждения

«Московский университет потребительской кооперации»
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ

Материалы межрегиональной научно-практической конференции

Петропавловск-Камчатский 2004
5Б6(03)

Региональная система непрерывного образования: проблемы становления. Сб. докл. Петр.-Камч.: Изд-во КГПУ. – 2004 г. -396 с.


ISBN
© Издательство Камчатского государственного педагогического университета, 2004.


Проблемы непрерывного образования: теория и практика
Единый государственный экзамен по матиматике как одно из средств непрерывного математического образования

______________________________________

М.И. Водинчар, Т.П. Яковлева

Камчатский государственный педагогический университет
Сложившаяся за десятилетия система обязательной итоговой государственной аттестации выпускников, которой завершается освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования, в современных условиях требует серьезных изменений и совершенствования.

«Единый экзамен – это обусловленная реальной ситуацией попытка создать независимую систему оценки качества обучения в системе общего образования, такой оценки, которая принималась бы как заслуживающая доверия и школы, и вуза» [6. С. 12].

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике, в котором выпускной экзамен в школе совмещается со вступительным экзаменом в высшее учебное заведение, становится реальностью и в ближайшее время будет нормой. Эффективность этого мероприятия зависит от качества предварительного решения большого числа достаточно сложных организационных проблем (апробация новых видов контрольно-измерительных материалов, новых способов обеспечения информатизационной поддержки ЕГЭ, создание базы данных выпускников и др.) и содержательного аспекта экзамена.

По мнению И.И.Калина, «единый госэкзамен стал очень серьезной проверкой региональной системы образования на организованность, управляемость и работоспособность» [6. С. 18].

Но никакая реформа школы, системы образования и аттестации выпускников невозможна без соответствующих изменений в подготовке учительских кадров и учителей математики в частности. Поэтому одна из основных задач педагогического вуза – это приобщить будущих учителей математики к процедуре единого государственного экзамена.

Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «032100.00 – Математика с дополнительной специальностью», программы курса «Методика преподавания математики» КГПУ показал, что итоговой аттестации учащихся по математике (переводные экзамены, экзамены за курс основной и полной школы) уделяется недостаточно внимания в процессе обучения будущих учителей математики. Большинство газетных и журнальных публикаций [1, 3, 5, 6, 8] посвящено содержательной стороне ЕГЭ. Проблемы, связанные с особенностями подготовки будущих учителей математики по методике организации и проведения ЕГЭ, индивидуальной работе с учащимися, направленной на подготовку к ЕГЭ, почти нигде не нашли своего отражения [2,7].

То же можно сказать о педагогической практике. Периоды учебных и производственных практик будущих учителей математики не затрагивают процедуру аттестации школьников, не дают возможности студентам-практикантам окунуться в атмосферу экзаменационного пространства, понять специфику этой деятельности, прочувствовать волнение и переживания учащихся. Поэтому, придя в школу на работу, начинающие учителя математики не готовы к проведению не только переводных экзаменов, но и ЕГЭ по математике.

Возникает проблема включения в профессиональную образовательную программу будущих учителей математики фрагментов подготовки, организации и проведения ЕГЭ, а также экспертной работы [4]. Решение этой проблемы видится нам в необходимости включения в курсы «Методика преподавания математики», «Элементарная математика» таких видов занятий, которые предусмотрят ориентирование будущих учителей математики на организацию, проведение и содержание ЕГЭ. Также, реализовать поставленные задачи, мы предлагаем в разделе «Единый государственный экзамен – современная система аттестации по математике в школе» курса по выбору «Современные системы обучения и аттестации по математике в школе», общей трудоемкостью 50 часов. Мы приводим примерный тематический план дисциплины (см. Приложение).

Этот курс поможет будущим учителя математики включиться в систему ЕГЭ по математике, оценить свои возможности в качестве организаторов, экспертов, а в дальнейшем эффективно осуществлять подготовку учащихся к такой форме аттестации.

В 2003-2004 учебном году со студентами двух групп V курса специальности «Математика и информатика» в рамках учебной дисциплины «Методика преподавания математики» был проведен эксперимент по включению отдельных разделов, предлагаемого курса, с проведением практических занятий как по выполнению заданий ЕГЭ, так и по их проверке.

Будущих учителей математики разбили на группы по два человека. Им было предложено по одному варианту заданий ЕГЭ по математике 2003 года [9]. Каждой группе присвоен шифровой номер. После выполнения варианта, студенты проверяли эти (но не свои) работы в качестве экспертов.

Как показал анализ проведенного эксперимента, все студенты проявили заинтересованность в нем. Даже те, кто по какой-то причине отсутствовал, брали задания и выполняли их во внеучебное время.

Такой эксперимент позволил каждому будущему учителю оценить свою профессиональную подготовку к новому виду деятельности. Например, при решение заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом у большинства студентов выявлен достаточно высокий уровень владения необходимыми знаниями, умениями, навыками. Сложным в выполнении для них оказались задания с развернутым ответом. Только половина будущих учителей математики справилась с ними. Это объясняется тем, что при их решении необходимо применять знание материала, относящегося к различным разделам курса математики, в незнакомой ситуации, то есть творческие. Поэтому без предварительной подготовки выполнить задание многие не смогли.

Для экспертной работы студентам были розданы критерии оценки заданий с развернутыми ответами. Однако многие из них и после этого обращались за консультацией к преподавателю. После проверки будущие учителя математики заполняли «Протоколы проверки ответов». Результаты, полученные при анализе протоколов, показали, что у третьей части студентов-экспертов расхождения в оценках составили два и более баллов. В дальнейшем это влечет назначение дополнительной экспертизы работ.

Проведенный эксперимент дал возможность будущим учителям математики проявить свои коммуникативные умения, умения работать с полученной информацией, сотрудничать и взаимодействовать в группах и конечно же приобщиться к новой форме профессиональной деятельности – единому государственному экзамену по математике.

С нашей точки зрения, предлагаемый курс также хорошо вписывается в структуру системы непрерывного математического образования, например, в системе повышения квалификации и дополнительного профессионального образования для подготовки кадров по проведению единого государственного экзамена, в формировании экспертных комиссий, привлечения независимых экспертов.



Приложение

Тематическое планирование раздела «Единый государственный экзамен – современная система аттестации по математике в школе»








Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   81




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница