Нетрадиционные формы обучения в старших классах средней школы.



Скачать 309,76 Kb.
Дата21.04.2016
Размер309,76 Kb.

Трофимов Николай Борисович

Нетрадиционные формы обучения в старших классах средней школы. (Из опыта работы Трофимова Николая Борисовича, учителя истории и обществознания МОУ Гранитной СОШ.) Школа сможет эффективно и успешно продвигаться вперед, если она будет уделять первостепенное значение повышению профессионального уровня учителя. Одним из наиболее продуктивных способов повышения квалификации было и остается самообразование. С течением времени учитель накапливает материал, обобщает его, использует полученные знания в дальнейшей работе. При этом нарабатываются методики, накапливается опыт. В моей работе за 27 лет тоже скопилась определенная информация, обобщение которой и представлено в этой работе.

С самого начала своей деятельности я работаю в старших классах, поэтому всегда стремился к тому, чтобы мои ученики получали много новой, качественной информации. Наиболее продуктивными в этом плане стали такие формы уроков как уроки- лекции и уроки –семинары, которые, помимо своей основной задачи, давали возможность сначала обучать, а потом и отрабатывать навыки анализа, обработки, обобщения информации, умения делать выводы, применения полученных знаний на практике.

С началом в нашей стране процесса модернизации системы образования значительное место в работе учителя стали занимать активные формы, к которым, в частности, относятся и лекции и семинары. Кроме того, принятые Стандарты образования, в частности по обществознанию прямо указывают, что: «освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе», являются важнейшими целями обучения в общественных дисциплинах. Конечно же, достигать этих целей призваны итакие формы как лекция и семинар.

В методической литературе некоторые авторы по-прежнему относят эти формы уроков к «нетрадиционным», что, на мой взгляд, утратило актуальность применительно к старшей школе. В условиях, когда объемы информации постоянно возрастают, через такие формы только и возможно донести до ребят новые знания. А с учетом оперативности информации лекция вообще часто единственная форма занятий, позволяющая «не отстать от жизни». Это не означает, конечно же, что лекция не требует особой подготовки, равно как и семинар.

О том, что такое лекция и семинар, как формы учебных занятий; каковы методики их подготовки и проведения; как изменилась методика подготовки и содержание лекции с появлением ИК-технологий и пойдет речь в данной работе. В работе использованы материалы методических пособий, сети Интернет, собственные наработки автора. В Приложении можно найти примеры современных лекций, которые автор проводит с 2006 года.

Лекция как одна из форм обучения в школе, её цели и функции.

В последние годы система общего среднего образования живёт в эпоху перемен, новых педагогических технологий, внедрения информационных технологий как в процесс управления, так и в процесс обучения. Третья ступень обучения подразумевает наибольшее, насколько это возможно в школе, приближение к вузовской методике преподавания. Учащимся этой ступени обучения не в диковинку использование возможностей Интернета при подготовке рефератов, использование компьютера  в процессе изучения различных предметов, умение пользоваться справочной литературой. Среди всех этих новых технологий свою нишу на третьей ступени обучения занимает такая форма обучения, как лекция. Лекция в 21-м веке уж не та, что была лет 10-15 назад. К использованию возможностей диа-  и графопроекторов добавились на вооружение лектора возможности аудио и видеотехники, возможности информационных, компьютерных технологий использования, например, такой программы, как «Microsoft Power Point», что существенно расширяет возможности изложения материала на лекции, её объём, наглядность и доказательность, позволяет повысить интерес учащихся к теме лекции. Но сколько бы не использовалось новых технологий, главной составляющей успеха всё же остаётся личность учителя, его профессионализм и увлечённость своим предметом, его умение владеть ораторским искусством, аудиторией во время лекции, его умением построить лекцию так, что бы она нашла отклик на всех уровнях восприятия, а сам процесс подготовки и чтения лекции можно классифицировать на определённые составляющие, попытка чего и сделана далее.

Лекция – это традиционная форма группового обучения. С лекции начинается каждая новая тема и за ней следуют практические и лабораторные занятия, практикумы решения задач, семинары, зачёты и т.д.  Поэтому от того как проведена лекция зависит результативность следующих этапов обучения.  Различают лекции публичные и научные. В школе имеют место как научные ( на уроках ), так и публичные ( на внеклассных, на воспитательных мероприятиях ) лекции. Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы предмета  и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные  явления. Хорошая лекция – это произведение ораторского искусства сочетающего научную мысль и эстетику, красоту слова. Лекция содержит последние данные науки и в ней наука выступает в виде живого человеческого слова, а поэтому и воспринимается слушателями на эмоциональном уровне. Известный русский педагог Н.И.Пирогов называл лекцию мощным источником популяризации новых идей и передачи научных истин, ещё не вышедших в печатных сочинениях.

Главные дидактические цели лекции:

1. Дать обучаемым современные, целостные, систематизированные знания, уровень которых определяется целью изучения каждой конкретной темы; 2. Прививать интерес к изучаемому предмету, развивать самостоятельность и творчество в мышлении.

 В лекции, как в форме и методе обучения, можно вычленить четыре основные педагогические функции, которые определяют её возможности и преимущества в учебно-воспитательном процессе:  обучающую, развивающую, воспитательную, организующую.

Обучающая функция заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научно – практических задач и проблем. Лекция даёт целостное, систематизированное, доказательное представление решении той или иной прикладной проблемы. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, названных учителем, является главным в обучающей ( познавательной ) функции.

Лекция должна дать самое современное (сегодняшнее ) представление об изучаемой теме. Никакие учебники и учебные пособия не в состоянии отразить так решение поставленного вопроса т.к. даже только что появившаяся книга отстаёт от жизни на 2 – 4 года, необходимых для её издания.

Кроме того, учащимся, которые впервые знакомятся со всей системой наук, трудно самостоятельно разобраться в конкурирующих точках зрения, особенностях подходов разных авторов и обоснованно оценить достоинства и недостатки той или иной научной школы. Лекция должна помочь в понимании фундаментальных основ темы, в ориентировке в современных проблемах, дать опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам изучаемой науки.

Познавательное значение возрастает когда нет учебников, пособий, когда учащиеся впервые знакомятся с новой областью научных знаний, когда тема лекции не нашла отражения в школьных учебниках.



Развивающая функция выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память, не даётся как набор фактов, а учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ и синтез поставленной проблемы. Следовательно развивающая функция лекции находится в зависимости от методики её изложения, если угодно – от артистизма лектора. Логичное, доказательное изложение материала, стремление совместно с учащимися искать пути решения проблемы, показывать приёмы такого поиска и вместе придти к обоснованным выводам – в этом будет мастерство учителя учащего думать.

Воспитательная функция лекции заключена в её содержании, в формировании научно – материалистического мировоззрения, развитии самоанализа своих действий и поступков. Большое влияние на воспитание учащихся оказывает авторитет преподавателя, его манера общения во время лекции ( и вне её ) с учащимися, проявление уважения к отличающемуся мнению. Сказывается и атмосфера совместной работы, построенной на реализации культуры общения, педагогики сотрудничества.

Организующая функция лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся, как в процессе лекции, так и после неё. Эта функция усиливается при чтении вводных лекций, а также лекций по которым планируется проведение семинаров и практических занятий. В ходе лекции указывается необходимая литература, обращается внимание на то, что надо изучить и с чем сопоставить, тем самым организуется дальнейшая самостоятельная научная работа учащихся, умение их получать знания, пользоваться литературой, справочными пособиями и другими источниками знаний.

Изложенное показывает, какое место может занять лекция в системе других форм и методов на третьей ступени обучения в школе, в гимназии, в лицее. Не будет верным утверждение о том, что на лекциях ученики пассивны и поэтому данный вид занятий в школе ( гимназии, лицее ) мало эффективен. Ученики пассивны лишь на плохо подготовленной лекции, но это можно сказать и о любых других формах и методах обучения. Несомненно, лекция требует высокого профессионализма и мастерства от учителя, глубокого и, что очень важно, современного знания своего предмета, излагаемой темы. Поэтому чтение лекций целесообразно поручать учителям с первой и высшей категорией.



Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.

Современная дидактика рассматривает лекцию как развивающую форму обучения: методика её чтения должна меняться исходя из целей, определяющих требуемый уровень усвоения программного материала. В связи с этим ниже представляется передовой педагогический опыт, позволяющий выделить несколько разновидностей лекций, каждой из которых присущи свои методы изложения материала.

Современные учебные лекции можно разделить на вводные, установочные, обзорные, лекции-беседы, лекции с элементами самостоятельной работы учащихся, проблемные и предметные, академические и т.д.

Но как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие для них требования.



  1. Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении.

  2. Лекция должна, безусловно, выходить за рамки даже самою свежего и удачного учебника.

  3. Лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов.

  4. Лекция должна быть грамотной и логичной с точки зрения языка.

  5. Лекция должна быть яркой и убедительной.

Таковы самые главные черты учебной лекции как ведущей формы учебного процесса и основные требования, предъявляемые к ней.

 Дадим краткие характеристики перечисленным разновидностям лекций. Вводная лекция даётся традиционно в начале изучения какого- либо предмета (МХК, информатика, обществознание, история и т.д.) и в ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе образования учащихся. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе научных знаний.

Основным методом изложения является популярное чтение лекции, заинтересовывающее в изучении новой науки, ориентирующее на решение предстоящих проблем, познании нового, расширении своего кругозора. В этой лекции схематично, блоками отображается весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы ученики могли себе представить, что они будут изучать, какими знаниями и умениями они обогатятся. Заинтересовать в изучении нового предмета, с тем, чтобы на следующее занятие ученики шли с желанием и интересом – основная цель вводной лекции («Там будет интересно!»).

Установочная лекция даёт общие, а по отдельным темам – конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов, поставленных проблем. Ознакомиться со статьёй в энциклопедии,  провести домашний опыт, подготовить доказательство отличное от данного в учебнике, изучить некоторые вопросы (темы) самостоятельно, найти публикации в Интернете о ком либо или о чём либо… Метод объяснения с иллюстрацией (наглядность), репродуктивный метод и метод проблемного изложения материала с тем, чтобы учащиеся поняли суть поставленных вопросов для последующего их решения методом самостоятельной работы – будут основными на установочной лекции.

Лекция – беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться (пусть даже ошибочно!) – цель учителя на данной лекции. Широкое применение иллюстративного материала для того чтобы дать ученикам опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов – необходимость на таких лекциях. Процессу диалога предшествует рассказ учителя, постановка проблемы, дача ориентиров в путях её решения (что будет, если…, или…, а может…?).Такие лекции высокопродуктивны для небольшого количества участников (класс), когда каждый имеет возможность высказаться, каждая, пусть даже брошенная с места, реплика будет услышана («Вот! Кто сказал? Молодец! Дальше?»).

Академическая лекция знакома всем своей традиционностью. Ей присущи достаточно высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность и доказательность. Чёткое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения, иллюстрация излагаемого и приведение в этом качестве примеров характерны для такой лекции. Её цель – дать основные, фундаментальные знания теории и практики.

Метод чтения академической лекции зависит от численности аудитории. Если лекция планируется для параллели классов, то материал чаще всего приходится излагать монологически, применяя репродуктивный или объяснительно- иллюстративный метод, обращаясь реже к проблемному. Используя проблемный метод – учитель ставит проблему, создаёт проблемную ситуацию и сам показывает пути и способы её решения.

Когда академическая лекция даётся в классе – учителем может использоваться метод дискуссии в сочетании с проблемным методом. Появляется возможность привлечь учащихся к диалогу, учебный материал усваивается не на уровне воспроизведения, а более осознанно, на уровне творчества.

Обзорная лекция (лекция – консультация) проводится, как правило, перед экзаменами, зачётами. На ней освещаются наиболее важные темы, темы, вызывающие наибольшее затруднение при изучении либо воспроизведении учащимися, анализируются типичные ошибки и недочёты, делаются выводы из полученных практических результатов при изучении данной темы (тем, раздела, курса, предмета) на практических занятиях.

Лекция с элементами самостоятельной работы может быть использована при обучении навыкам и приёмам исследовательской деятельности. Цель такой лекции – дать теоретические основы и сразу же закрепить их особыми тренировочными заданиями. Пример такой лекции можно найти в Приложении 3.

Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения, либо изучения большого раздела, части изучаемого предмета . Это итоговый урок после изучения большой темы. Её целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, темах, вопросах; дать «видение» изученного не «изнутри», а «сверху», в системе других изучаемых тем, в системе научных знаний как всего человечества, так и данного конкретного, сидящего в этом классе, здесь и сейчас, ученика. Вместе с тем в ходе лекции учащиеся ориентируются на дальнейшее самостоятельное познание, углубление изученного с целью расширения своего кругозора, овладения более широким научным мировоззрением, эрудицией и профессиональной подготовленностью. На лекции применимы репродуктивный (изложение), аналитический, дискуссионный методы.

Дидактические требования к лекции, методика её подготовки и чтения.

Безусловно, помимо таких составляющих, как личность учителя, знание им предмета, эрудиция, на результат, итоговый выход проведения лекции, будет оказывать её основная составляющая: содержание. Чему учить? Как учить? Какими методами, приёмами, способами заинтересовать учащихся? Как «заразить» учеников темой лекции, пусть даже не всех именно этой темой, но у нескольких слушателей она должна найти отклик на эмоциональном уровне. А такой результат может получить только тот, кто сам проводит лекцию увлечённо, эмоционально, разными способами демонстрируя свой интерес к её теме. Поэтому именно содержание и методика лекции являются основными её определяющими.

Научиться хорошо читать лекции - одна из профессиональных задач педагога, показатель педагогического мастерства. На основе методических материалов и личного опыта можно рекомендовать следующее: I. Подготовка содержания: 1. Использование специальной научной литературы по теме. 2. Тема лекции в школе определяется учебной программой. 3. Составление развернутого плана лекции с подразделениями на

пункты, соблюдая логическую и методическую стройность и последователь-

ность в расположении материала.

4. Ознакомление с источниками. Вначале - беглый просмотр учебника, книги, статьи. Затем из просмотренных материалов делаются нужные

выписки со всеми замечании. 5. Саморедактирование текста: - вычитка текста лекции, исправление неточных, неверно использованных слов и выражений; - разъяснение сложных терминов и понятий, целесообразна их замена

более простыми и ясными; - избавление от лишних слов, повторов, неблагозвучных сочетаний; - поиск нешаблонных слов и выражений;

- целесообразность включения в текст риторических вопросов. 6. Начало лекции должно быть проблемным, увлекательным, побуждающим к размышлению.

7. Структура лекции обычно состоит из введения, основного материала и выводов.

8. Подготовленный текст лекции следует отрепетировать, т.е. прочитать лекцию для себя, с контролем по времени.

II. Методика чтения лекции: 1. Речь лектора должна быть четкой, выразительной, логичной, достаточно громкой, с вариациями тембра и интонаций. 2. Организация и активизация восприятия излагаемого материала школьниками путем следующих приемов: за счет краткости изложения, использования освежающих отступлений, использование наглядной информации, ИК-технологий. 3. К речевым средствам активизации внимания относятся следующие: - использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;

- использование разностильной, экспрессивной лексики;

- художественность изложения: речевые аналоги, контрасты, парадоксы, афоризмы;

- интонационная выразительность: перемена тона, темпа, тембра;

- внутренняя диалогичность.

4. Психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса:

- проблемный ввод в лекцию;

- вопросно-ответный ход рассуждения;

- рассмотрение проблемных ситуаций в лекции;

- выделение основных положений;

- использование личностных установок;

- доводы от авторитета, от личности;

5. Целям мобилизации внимания слушателей лекции служат также следующие приемы:

- прием новизны;

- прием взаимодействия интересов;

- прием персонификации.

6. К аудиовизуальным средствам активизации внимания, памяти, интереса относятся:

- структурно-логические схемы;

- таблицы, графики;

- картины, плакаты;

- кинофильмы, диафильмы;

- звукозаписи;

- слайд-шоу и презентации.

7. Внимание аудитории нужно не только завоевать, но и удержать.

Для этого можно использовать следующие приёмы:

- не доказывать очевидного и не опровергать невероятного;

- не доказывать большего, когда можно ограничиться меньшим;

- отбросить все посредственные и ненадежные выводы;

- не спорить против несомненных доказательств и верных мыслей противника;

- не договаривать, когда факты говорят за себя;

- главное - избегать однообразия.

8. Не заискивай перед аудиторией и не говори с нею свысока!

9. Жесты и мимика должны иметь смысл, должны быть в согласии со

значением слов и чувством говорящего.

10. Нельзя во время лекции расхаживать по аудитории, забавляясь

часами, кольцом или другими предметами.

Для отбора содержания определяющими являются требования учебной программы к уровню подготовки учащихся (базовые, профильные классы, классы с углубленным уровнем изучения предмета), учебно-воспитательные цели, время изложения лекции и её разновидность, место данной темы в системе изучения предмета.

Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции,  структурой и объёмом содержания, разновидностью лекции, логикой её построения, возможностью использования наглядных и технических средств обучения.

Решение следующих организационно – методических вопросов включает в себя подготовку учителя к проведению лекции:

Целеполагание, исходящее из места даваемой темы в программе предмета, её связи внутрипедметной и межпредметной, уровня подготовленности к восприятию, спецификой ( дифференциацией) класса.

Определение объёма оптимально – необходимого материала, с соблюдением баланса «необходимо и достаточно» исходя из реалий отведённого на лекцию времени, с учётом резерва на использование наглядности, ТСО, ИК-технологий.

Структуризация содержания с учётом поставленных целей, логики и последовательности изложения предлагаемой темы.

Написание текста лекции – творческий процесс учителя над научностью и точностью изложения, нравственностью и воспитывающей значимостью излагаемого, чётким обозначением и раскрытием прикладного значения, работа над образностью и яркостью выражений, их эмоциональностью, логикой доказательств.

Обеспечение текста лекции наглядностью для придания ему удобства использования. Хотя проведение лекции не должно быть считыванием с листа, а живой, эмоциональной беседой по теме лекции с учащимися, тем не менее содержание этой беседы должно быть максимально близко к подготовленному материалу с привлечением, конечно, известной доли артистизма и личностного влияния учителя. Выделение структурных элементов, опорных, узловых и переходных моментов так, чтобы они бросались в глаза , не вчитываясь в собственно текст, позволят учителю следовать логике продуманного заранее хода изложения отобранного материала. В этом смысле огромное поле деятельности представляют современные ИК-технологии. Конечно, и в ходе лекции могут появиться новые свои методические приёмы и открытия – в этом проявится творчество учителя, а не его догматический подход.

Решение организационно – методических вопросов , т.е. создание презентаций, предварительный просмотр слайдов, видеофрагментов, таблиц и схем, проверка, а при необходимости – овладение навыками пользования, используемой аппаратуры, определение времени необходимого для её включения и использования.

Краткая характеристика структуры лекции.

Традиционно лекцию можно структуировать на введение, основную часть и заключение. Каждый из этих элементов имеет свои правила и закономерность изложения, логику построения.



Введение:

Объявление темы, плана изложения лекции.

Доведение перечня литературы для самостоятельного (возможно более углубленного) изучения как темы в целом, так и отдельных вопросов.

Ознакомление с целями лекции (с какими знаниями уйдёте).

Определение места изучаемой темы внутри и межпредметно.

Постановка проблемы и создание атмосферы творческого поиска.

Можно с уверенностью сказать, что введение в лекцию является её организующей, во многом определяющей дальнейший ход, важной составляющей частью. Умение быстро овладеть аудиторией, заинтересовать тематикой, постановкой проблемы и ориентирами в путях её решения – маломинутное решение этих важных вопросов определяет мастерство, приходящее с опытом, с практическими навыками, иногда путём проб и ошибок.

Основная часть: подразумевает

расчленение на этапы изложения с использованием приёмов ораторского искусства (вариация темпа, интонации, громкости, повторения важных, основных моментов), соблюдение научности, логики изложения с использованием доказательных или сопутствующих путям изложения иллюстративных материалов.

Опору на основной, подготовленный текст, его основные положения и научные выводы.

Поддержание, а при необходимости и корректировка, обратной связи с аудиторией, использование диалоговых приёмов.

Организация, обучение приёмам конспектирования, акцентирование внимания на основных, важных моментах. Медленное (под диктовку) воспроизведение необходимых определений, посылок, доказательств и т.д. с введением при необходимости пунктов или нумерации.

В основной части лекции многогранно раскрывается талант учителя как специалиста увлечённого своим предметом, его эрудиция и кругозор, владение ораторским искусством изложения и овладения умами и эмоциями всех и каждого и учащиеся видят либо человека монотонно и скучно излагающего с бумажки, либо ярко горящую личность, ведущую вперёд за собой.



Заключению свойственны такие моменты, как: -подведение итогов лекции и полученных выводов и результатов; -рекомендации по самостоятельной работе над изложенной темой; -доведение до учащихся требований к знанию изложенной темы на семинарах, практических занятиях, зачётах.

В заключение этой части немного о новом, только что пришедшем в массовую школу методическом приеме – использовании ИК- технологий, ЦОР в обучении и воспитании. Лекция как раз та форма работы, которая позволяет максимально использовать новый ресурс. Хотя справедливости ради отмечу, что в нашей школе и мне лично еще не удалось накопить необходимый опыт в этом направлении. Мы в поиске. Тем не менее, определенное представление уже сложилось. Итак, какие возможности получает современный преподаватель с появлением компьютера в школе?

При подготовке занятий ( и лекций в том числе), создается презентация, которая будет эффективна и оправдана при некоторых условиях. Мне это представляется следующим образом.

Представленный в презентации материал должен способствовать достижению целей урока, повышать мотивацию к изучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.

Организация работы с ЦОР позволяет использовать визуальную память как для закрепления нового материала , так и для отработки умений и навыков ( например, анализа информации).

Ученикам обычно предлагается большой иллюстративный ряд по данной теме, что позволяет расширить их кругозор. Применяемые эффекты смены слайдов привлекают внимание учащихся. Однако следует заметить, что необходимым элементом грамотно построенной презентации является оптимальное количество подготовленных слайдов, достаточное для раскрытия темы. Одним словом, презентация не должна создаваться ради самой презентации! Материал должен быть изложен в доступной форме. Слайды расположены в логическом порядке. Каждый слайд презентации должен соответствовать этапам и задачам урока.

Немаловажное значение имеет и технология подготовки презентаций. Исходя из опыта подготовки подобных материалов, можно рекомендовать следующие необходимые условия: 1.Презентация должна быть оформлена логично, отвечать требованиям эстетики, дизайн - соответствовать содержанию презентации. 2. Необходимые изображения подобрать привлекательные, интересные и соответствующие содержанию. 3. Сочетание фона с графическими элементами. 4.Списки, схемы необходимо размещать и выстраивать корректно. 5.Особое внимание надо обратить на отсутствие ошибок правописания и опечатки, текст должен легко читаться, используем подходящий возрасту словарь, понятийный аппарат. 6. Эффекты подбираем таким образом, чтобы они соответствовали уровню изложения материала и не перегружали внимание. 7.Количество карт, схем, таблиц и т.д. достаточно и соответствует задачам, стоящим перед преподавателем.

Методика подготовки и проведения семинарских занятий в старших классах.

Семинарские занятия – та форма обучения, которая эффективно организует и направляет самостоятельную работу старшеклассников. Именно поэтому семинары - составная часть курсов истории и обществознания в 9-11 классах.

Для семинарских занятий как формы организации учебного процесса характерны следующие особенности: - расширение, углубление и обобщение ранее изученного материала; - изучение нового материала; -коллективное обсуждение вопросов, заранее поставленных учителем; -обсуждение сообщений и рефератов учащихся, подготовленных на основе самостоятельного изучения источников и литературы.

Семинар позволяет успешно решить следующие проблемы: -получать новые знания, в том числе, на основе работы с источниками; - выполнять функцию школы публичного выступления, развития навыков отбора и обобщения информации; -закреплять полученные ранее знания, обобщать и укреплять их, применять к новому материалу; -развивать мышление учащихся; -осуществлять контрольную функцию; -формировать убеждения; -развивать умение доказывать и отстаивать свои позиции.

Семинарские занятия отличаются друг от друга рядом признаков, которые методическая литература группирует следующим образом: 1. По роли в формировании знаний учащихся (обобщение знаний по отдельным темам; обобщение и изучение нового материала). 2. По источникам, с которыми работают учащиеся ( историческая и учебная литература, исторические документы, краеведческий материал, правовые документы, материалы СМИ и т.д.)

3. По преобладающей форме проведения занятий (обсуждение поставленных учителем вопросов, без специальных сообщений учащихся; занятия преимущественно на основе сообщений учащихся; семинары- дискуссии).

Конечно, реальные занятия включают в себя все эти признаки, но преобладание тех или иных из них определяет характер занятия и его методические и педагогические возможности. При определении тематики и типа семинара необходимо учитывать особые методические условия, позволяющие наиболее эффективно использовать данный вид учебных занятий. Соотношение уже изученного и нового материала предполагает наличие у учащихся необходимого уровня знаний по обсуждаемым вопросам. Поэтому целесообразнее всего проводить семинар в середине или конце изучения темы.

Характер материала, предполагаемого для самостоятельного изучения, анализа, и обобщения должен быть посильным для учащихся, вызывать интерес, нести познавательный заряд.

Необходимо обеспечить всех учащихся источниками, литературой для самостоятельной работы.

Успех может быть достигнут только при наличии у школьников определённых умений и навыков самостоятельной работы, а именно: - анализа исторического источника; - анализа и обобщения нескольких источников; -подготовки кратких сообщений; - рецензирования сообщений и дополнительной литературы; - выступления в ходе обсуждения и т.д.

Важнейший аспект семинарских занятий состоит в том, что в ходе семинара учащиеся получают возможность овладеть навыками таких логических операций, как: анализ и синтез, сравнение, обобщение, доказательное рассуждение, учатся формулировать проблемы и находить пути их решения.

Безусловно, семинар нельзя рассматривать в отрыве от других форм занятий. В общем-то, семинар – логическое звено в системе таких форм как школьная лекция, лабораторная и практическая работы, зачёт. По степени самостоятельности семинар – высший тип занятий в школе.

Особое место в осуществлении такого типа занятий занимает методика подготовки и проведения семинаров. Этот вопрос хорошо описан в различной методической литературе. Автор считает, что, тем не менее, с учетом подготовленности класса, а также необходимостью постоянного фронтального контроля знаний учащихся и усилением мотивации к учению, целесообразно внести в подготовку и проведение семинаров некоторые нюансы. В целом же методика подготовки семинара может выглядеть следующим образом:

1. Все учащиеся извещаются о теме и вопросах семинара минимум за 2 недели, при этом сообщается и перечень необходимой литературы. Темы для выступлений могут быть розданы и распределены заранее - это так называемые "фиксированные выступления". Такой подход лишь усилит информативность семинара и повысит его теоретический уровень. 2. Целесообразно, чтобы каждый ученик изучил и дополнительную литературу. При этом важно заметить, что многие учащиеся способны привлечь интернет - ресурсы. А это особенно важно в условиях дефицита учебной и дополнительной литературы в школьных библиотеках. 3. С учетом пожеланий, учащимся могут выдаваться дополнительные самостоятельные задания, выходящие за рамки рекомендованной литературы. 4. Необходимое условие успеха семинара – тщательная консультация докладчиков. При этом достигается цель обучения учащихся приёмам научной организации труда (НОТ): выбор литературы; составление плана, тезисов; использование цитат, цифр; подготовка справочного аппарата и т.д. Необходимо заметить, что на уроках истории и обществознания в старших классах нашей школы методы НОТ используются в обязательном порядке при подготовке докладов, рефератов, сообщений. В этом смысле накоплен определённый опыт работы над рефератами.

Особый разговор о подготовке к семинару самого учителя. Необходимым должен быть следующий алгоритм: 1.Составление плана семинара, определение его целей и задач. 2.Изучение источников, рекомендованных учащимся, определение тем сообщений. 3.Учитель продумывает способы раскрытия основных вопросов и выводы, к которым необходимо подвести учащихся. 4. Подготовка вступительного слова, заключительного слова по каждому вопросу и итоговых выводов.

В ходе самого семинара учитель оценивает выступления учащихся, комментирует их, вносит поправки, а главное – выделяет новое в разбираемых на семинаре проблемах.

5.Необходимо также предусмотреть какую-либо форму фронтального контроля над уровнем подготовки всего класса, например, тестирование, которое может быть проведено как в начале, так и в конце занятия. Это позволит вовлечь в работу весь класс и даст возможность оценить каждого ученика.

Прежде чем перейти к практической части, следует отметить, что семинар – форма занятий, наиболее приемлемая в 10-11 классах, особенно в курсах «История мировых цивилизаций» и «История России с древнейших времен до наших дней», а так же «Человек и общество. Основы современной цивилизации». Что касается 9 класса, то подобные формы должны преследовать цель ознакомления и проводиться не чаще 2-3 раз в учебном году.

Из опыта работы покажем, как можно реализовать отмеченные выше методические условия в курсах истории 10-11 классов.

I.Семинарное занятие по теме:



«Эпоха Петра Великого» 11 класс.

Цель: I. Обобщение знаний учащихся о эпохе правления Петра I.

2. Развитие навыка анализа: умения обобщить изученный материал и делать выводы, навыка работы с учебной картой.

3. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.

Продолжительность: 2 часа.

Литература: I. «История России ( конец 17-19 в.) » под редакцией

А.Н.Сахарова.10 кл. Москва, 1998г. Параграфы 40-44.

2. «История отечества» - 6-7, под редакцией

Б.А. Рыбакова, Москва, 1998г.

3. «Русь, Россия, Российская империя. Хроника

правлений и событий 862 – 1917 гг.», Москва, 1997 г.,

стр. 346 -385.

Оборудование: 1.Карта «Россия с конца 17 в. до 60-х гг. 18 в.»

План: 1.Роль личности в истории. Влияние Петра 1 на историю России (вступительное слово учителя).

2.Цель «Великого посольства».

3.Борьба за выходы к морю.

4.Северная война: причины, ход, важнейшие события, результаты и значение.

5.Российский флот: рождение, первые шаги, успехи.

6.Реформы Петра 1: необходимость, содержание, результат.

7.Характеристика Петра 1.В чём противоречивость этого человека?

Данный семинар по форме – занятие, целиком посвященное обсуждению заранее поставленных вопросов. Дополнительных заданий учащимся не выдавалось. На этапе подготовки проведена школьная лекция – обзор. Далее, в течение 2-х недель, учащиеся готовились самостоятельно.

Вводное слово было посвящено не только общим теоретическим рассуждениям о роли личности в истории, но и краткому обзору-напоминанию об эпохе Петра 1 и о тех изменениях, что произошли в России за время его правления и в последующие эпохи.

В обсуждаемых вопросах особо выделяется вопрос №4, разбор которого целиком связан с работой по карте. Учащиеся должны были показать умение читать карту, ориентироваться в историческом пространстве, анализировать информацию. При обсуждении вопроса №6 особое внимание было уделено реформам государственного управления и экономическим преобразованиям.

При обсуждении личной характеристики Петра 1 упор делался на такие личностные качества, как: целеустремлённость, упорство, стремительность. Было уделено время для обсуждения противоречивых черт его характера: яркой индивидуальности, простоты в общении, умение ценить людей не за титулы и происхождение, а за хватку, сообразительность, умение и желание работать. С другой стороны – грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и в быту. Отмечалась и особая отличительная черта Петра 1 – огромный личный вклад в управление государством. В заключение семинара классу был предложен тест по теме из трёх типов заданий на 20 минут:

1.По какому принципу образованы ряды? А. Лефорт, Меньшиков, Апраксин, Головин. Б. 1700, 1708, 1709, 1714, 172 2.Что лишнее? А. Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Мануфактур-коллегия. Б. Губернии, волости, провинции, дистрикты.

3.Раскройте содержание понятия «абсолютизм».

Итоги семинара и тестирования показали, что материал учениками в основном усвоен. В ходе обсуждения вопросов выставлено 12 оценок. Из выполнявших тест 32-х учащихся:

«5» - 10, «4» - 8, «3» - 11, «2» - 3 - результат удовлетворительный: 56,2% учащихся усвоили материал хорошо, 28,1% - удовлетворительно, 7,3% - не справились с тестом.

Семинарское занятие по теме: «Россия в средние века». Цель: 1. Обобщить знания учащихся по теме, акцентировать внимание на особых условиях формирования цивилизации в России. 2. Развитие навыка анализа, отбора материала, навыка самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой.



Продолжительность: 2 часа.

Литература: 1. «История мировых цивилизаций» 10-11 кл. В.М.Хачатурян, М.1997 г. 2. «История России» (с древних времен до конца XVII в.) под ред. А.Н.Сахарова,10кл.М.1998г. 3. «История России до петровских времен» Богданов, М.1997 г.

4. «Из истории гуманистической мысли в России», сборник М.1994 г 5. Ключевский В.О. Краткий очерк истории России

6. Российская цивилизация. Конспект. Е.Н. Захарова журнал ПиШ, №6, 1993 г.

П Л А Н


  1. Между Западом и Востоком (истоки цивилизации).

  2. «Москва – третий Рим». Власть и общество. Основные проблемы.

  3. Византийское наследие. Его роль (положительная и отрицательная) в становлении российской цивилизации.

  4. Россия – это Восток или Запад?

На этапе подготовки учащихся были выданы дополнительные занятия, цель которых – привлечь дополнительные источники для изучения темы:

    • «Географии России и особенности развития».

    • «Отношения власти и общества».

    • «Философы прошлого о России и ее месте в мире»

    • Составить толковый словарь по теме.

    • Россия – это Запад? Восток? (защита идеи)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:

Цивилизация, боярская вотчина, экстенсивный путь развития, поместье, «Москва- третий Рим», идеал «мирского» человека, теория ограниченной монархической власти, двоеверие, диалог власти и общества ,церковный раскол, Византийское наследие, традиционность.

Вступительное слово учителя посвящено некоторым особенностям развития российской цивилизации. Подчеркивается, что, например, А.Тойнби выделил двадцать типов цивилизации, в том числе как особый тип выделил российскую. Семинарское занятие сегодня будет посвящено именно этой проблеме: что есть Россия – Запад? Восток? Как влияет ее географическое положение на государственность, духовную культуру? Чего же больше в России – Запада или Востока? Вопросы эти дискуссионные, однозначного ответа на них нет, поэтому предстоит сделать вывод самим.

При обсуждении вопроса 1 делается основной упор на географический фактор, кроме выступлений учащихся привлекается дополнительно задание №1.

Рассмотрение вопроса 2 целесообразно начать с выяснения истоков и происхождения формулы «Москва - третий Рим», для чего привлекается дополнительное задание №2, 4. В ходе обсуждения выявляются основные проблемы взаимоотношений власти и общества, подчеркивается содержание ограниченной монархической власти и т.д.

Вопрос 3 – один из самых значительных на семинаре. Роль Византии в русской истории чрезвычайно велика. Религия, письменность, общая культура, форма правления, атрибуты власти… - все из Византии. Вместе с тем можно выделить аспекты как положительный, так и отрицательный. Используются дополнительные задания №3, 4.

При обсуждении вопроса 4, упор делается на дополнительные задания №5, 6, смысл которых как раз и состоит в том, чтобы доказать одну из точек зрения: Россия – Запад и Россия – Восток. После заслушивания доводов той или другой организуется дискуссия в классе с целью подвести ребят к выводу:



Россия – особая страна, в которой причудливо переплелись западные и восточные пути развития и, очевидно, вырабатывается третий вариант.

В завершении урока проводится тестирование, цель которого контроль над уровнем знаний и усвоением материала учащимися всего класса.



Т Е С Т.

1.По какому принципу образованы ряды?

А) Иосиф Волоцкий, Иван Пересветов, Андрей Курбский Б) 1497, 1550, 1581, 1649.

2. Какому из приведенных ниже понятий соответствует определение: «Земельное владение, владелец которого имел право наследования и полную свободу распоряжения землей?»

а) поместье; б) крестьянские наделы; в) вотчина.

3. Что более всего соответствует содержанию понятия «российская цивилизация»? Отметьте знаком - коллективизм, индивидуализм, двоеверие, «разбегающееся пространство», воздействие общества на государство, переход от первобытного общества к феодализму, диалог власти и общества, влияние мировой культуры, православие, Византийское наследие, протестантизм,традиционность. Результат: Выполнили: 21 человек, из них: «5» - 4, «4» - 11, «3» - 6, «2» - 0.

Результат хороший: 72,7% - материал усвоили хорошо, 27,9% - удовлетворительно.

Заключение.

Подводя итог, хотелось бы поделиться некоторыми мыслями по поводу обучения в современной школе. Думаю, что весь опыт моей педагогической деятельности, и, конечно, не только мой, говорит о том, что сегодняшний учитель – это человек ищущий.

Безусловно лекции, семинары, использование ИК- технологий –далеко не панацея в создании для ученика приемлемых и необходимых условий обучения. Хотя в старшей школе это особо важный элемент, который помогает выпускнику быстро адаптироваться в будущем, при поступлении в ВУЗы и другие учебные заведения. Тем немение, немаловажно и то, какие особые практические навыки и умения вынесет из школы наш выпускник. Поэтому считаю, что в современной школе надо больше внимания уделять обучению приемам НОТ (научной организации труда), приобщать школьников к исследовательской работе, вовлекать, например, в проведение социологических опросов и обработку полученной информации. Активно использовать многочисленные олимпиады, конкурсы, чемпионаты для развития наших детей. Вот поэтому мы и находимся в постоянном поиске. Но это, как говорится, совсем другая история. И еще: современный учитель – это, прежде всего человек, владеющий технологией производства знаний. И, конечно, профессионал. Необходимо знать свой предмет, владеть фактами, понятийным аппаратом, но если ты не овладел технологией – ты не профессионал и не учитель. «Профессионалу не стыдно не знать – стыдно не уметь!» - это мой главный принцип.


МОУ Гранитная СОШ



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница