Новости │ Издательский │



Дата02.05.2022
Размер0,52 Mb.
#143190

┌──────────────────┐
│ Информационно- │
Н О В О С Т И │ Издательский │
│ Центр │
ТРИЗ-движения │ "ТРИЗ-инфо" │
================ │ ─────────── │
│ г. Челябинск │
Январь - февраль 1998 г. (4/98) └──────────────────┘

----------------------------------------------------------------------------


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
! !
! !
! 21 февраля 1998 года Волюславу Владимировичу !
! Митрофанову исполняется 70 лет. !
! От всей души поздравляем его с этим юбилеем и желаем !
! больших творческих успехов и долгих лет жизни старейшине !
! ТРИЗ-движения! !
! !
! !
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
============================================================

Вышел из печати пробный выпуск журнала


"ТЕХНОЛОГИИ творчества",
издаваемый Информационно-Издательским Центром
"ТРИЗ-инфо".

Пробный выпуск рассылается бесплатно и его можно получить по


запросу. Дальнейшие выпуски (в этом году журнал будет выходить
ежеквартально) можно получить по подписке. Стоимость подписки
составляет 30 руб. Журнал будут получать также абоненты
Информационно-Издательского Центра "ТРИЗ-инфо" вместе с другими
информационными материалами.

Плату и в редакцию, и в Центр можно отправлять по мере


возможности. Необходимо лишь сообщить о своем намерении получать
информацию из Центра либо журнал. Вероятно, следующий выпуск
"Новостей ТРИЗ-движения" гарантированно получат лишь абоненты
Центра (к сожалению, наши средства ограничены).

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ пробного выпуска журнала "Технологии


творчества" размещена на сайте Н. Хоменко и Д. Кучерявого (адрес:
http://www.triz.minsk.by). Сайт работает с начала этого года и мы
приглашаем всех "посетить" его.

==================================================================


ТРИЗ В ВУЗАХ


==============
С 1976 года ведется подготовка к проведению учебных занятий в
ЧУВАШСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА по ТРИЗ. Она
включает накопление учебной литературы по ТРИЗ (в библиотеке ЧувГУ -
собрано 20 наименований изданий 1970-1990 годов в количестве 300 книг). С
1976 года изданы в РИО ЧувГУ 5 методических указаний и по 100 экземпляров
имеются в учебной библиотеке для студентов. В 1992 г. издано учебное
пособие "Решение учебных задач по ТРИЗ", включающее 70 задач 4 уровней
сложности, из них 50 задач с подробным разбором решений.
В настоящее время вместе с группой студентов составляется учебное
пособие "Сборник творческих задач по химической экологии" с разбором
решений по ТРИЗ, ИМ и МИП. Отобрано для включения в него 200 таких задач,
подготовлены 50 файлов обучающих и контролирующих программ для проведения
учебных занятий в классе ЭВМ КУВТ-86 и РС. Имеются 20 файлов тестирования
знаний по ТРИЗ, МИП (изобретающей программы микро-ЭВМ типа ИМ-П) и ИМ.
Разработаны также программы ранжирования результатов тестирования как по
уровням знаний учащихся, так и по качеству используемых тестов.
Опытные оценки качества тестов проводятся с участием до 100 студентов
в течение 5 лет, по этим результатам проводится совершенствование системы
тестовых заданий по ТРИЗ и решениям задач по МИП и ИМ-П. Программы и тексты
файлов-тестов, разборов решений учебных задач готовятся с участием
студентов как на учебных занятиях по "Информатике", так и при выполнении
дипломных работ (с 1977 г. защищено 25 дипломных работ по ТРИЗ с тестовыми
файлами) и студенческих научных работ. С 1995 г. студентами химического
факультета, участвующими в СНИР по темам ТРИЗ, получено 8 стипендий Фонда
Сороса (из 12 по ЧувГУ). Получен также грант Соросовского доцента. Студенты
получили 3 диплома Всероссийских конкурсов и конференций СНИР химических
факультетов, РХО им. Д.И. Менделеева.
В настоящее время ознакомительные занятия по ТРИЗ проводятся для
студентов химического факультета (в курсе "Информатика"),
машиностроительного и электротехнического факультетов ЧувГУ (в элективной
дисциплине "Эвристика на основе ТРИЗ"). В 1997 году начались такие занятия
также для студентов магистратуры ("Эвристика" и "Методология творчества" -
лекции 30 часов, практики в классах ЭВМ 16 часов, со сдачей экзамена) в
Техническом институте и на химическом факультете ЧувГУ.
Ознакомительные занятия для учеников 8-10 классов проводятся в классах
ЭВМ СШ 46, 40, 22, 59, 27 г. Чебоксары с использованием программ ДЕБЮТ,
Био-Дебют, Демо-МИП и программ тестирования знаний по ТРИЗ и ИМ.
Михайлов В.А., Стоменский С.Н., Кузнецов Ю.П., Кожевников И.В.,
Сергеев С.Н., Соколов А.Ю., Воронина Э.П.
В ПЕНЗЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:
1. Студентам технических специальностей ТРИЗ пока не преподается.
Причины очевидны: нет кадров, а дисциплина "Основы инженерного творчества"
занята очень заслуженными преподавателями-изобретателями. Нет учебника.
2. На факультете экономики и управления (декан Б.Л. Свистунов)
преподаются:
- курс "Эвристика" для специальностей "Государственное и муниципальное
управление" на втором курсе очного факультета (часы - 34+17) и на заочном
обучении по той же специальности. Основа курса - ТРИЗ.
- для экономистов и информационщиков читается курс "Концепции
современного естествознания". Вторая часть курса читается во втором
семестре. 70% второй части - ТРИЗ (8 лекций и 8 семинаров). Преподавание
ведется по учебному пособию: Концепции современного естествознания: Учеб.
пособие. Ч.2. Техносфера и основы современных технологий /Ю.В.Горин, В.В.
Евстифеев, Б.Л. Свистунов и др. - Пенза: Изд-во Пензен. гос. техн. ун-та,
1997. - 200с.
3. Университет ведет работу с абитуриентами в двух гимназиях в 10 и 11
классах по программе курса "Физика+ТРИЗ" по 4 часа еженедельно. В лицее тот
же курс идет под названием "Эвристика".
Горин Юрий Васильевич

Работа, проводимая по ТРИЗ В ВУЗАХ Г. БАРНАУЛА


1. В Барнаульском педагогическом университете для студентов 5-го курса
физического факультета В.В. Дергунов читает спецкурс ТРИЗ (40 часов). Он же
читает курс по ТРИЗ для 8-го физико-математического класса (35 часов)
2. В Алтайском краевом институте усовершенствования учителей А.В.
Локтионов читает основы ТРИЗ для учителей физики (12 часов). Для школьников
он читает курс ТРИЗ в 10 классе лицея при Педагогическом университете (35
часов) и в 8-м и 10-м физико-математических классах шк. 42 (по 35 часов).
3. Для 9-х, 10-х физико-математических классов при Алтайском
государственном университете В.И. Сидоренко читает курс ТРИЗ (по 36 часов).
4. Для студентов 3 курса химического факультета Алтайского
государственного университета Э.И. Петров читает курс ТРИЗ (20 часов). Для
9-х, 10-х физико-математических классов при университете читается курс ТРИЗ
(по 36 часов)
5. Курс ТРИЗ для магистров-физиков Алтайского государственного
университета (36 часов) читает В.И. Волков.

Волков Валерий Иванович


В настоящее время ТРИЗ в рамках дисциплины "Методы научно-технического
творчества" (МНТТ) стал равноправным предметом обучения в высшей школе. В
ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МНТТ включен в учебные
программы большинства выпускающих кафедр, правда в разных объемах и на
разных курсах. Задачи и цели обучения в вузе существенно отличаются от тех,
которые ставятся на семинарах, где в большей степени приоритет отдается
эмоциональному аспекту обучения. В вузе более конкретно должны быть
определены цели, задачи и содержание предмета, его связь с другими
дисциплинами. Необходимо также учитывать сложившуюся иерархию изучаемых
дисциплин, загруженность студентов и методологическую базу вузов.
Для студентов специальности ракетные двигатели преподавание МНТТ
ведется с 1989 года. В действующем учебном плане изучение предмета
предусмотрено во 2-м и 3-м семестрах в объеме 150 часов, включая лекции,
лабораторные и практические занятия со сдачей экзамена в конце обучения.
Цель преподавания - овладение диалектикой технического творчества,
формирование системного мышления на основе законов и закономерностей
развития технических систем и эффективных методов поиска новых технических
решений, воспитание качеств творческой личности.
В нашей программе это достигается тем, что при изучении предмета
студенты в одном семестре выполняют индивидуальную работу по анализу
отобранных ими же изобретений и технических решений с помощью методологии
ТРИЗ (уровень изобретения, ТП и ФП, стандарты и информационный фонд, ЗРТС).
При этом используется программа ИМ. На втором этапе студенты выполняют
курсовую работу, включающую решение изобретательской задачи по АРИЗ-85В или
анализ творческой личности. Таким образом, имея цель, студент сам в течение
всего периода обучения формирует итоговую экзаменационную оценку.
Нам удалось в свое время наполнить библиотечный фонд литературой по
ТРИЗ и МНТТ, но проблема хорошего базового учебника стоит достаточно остро.
Еще одна проблема заключается в том, что на выпускающих кафедрах предмет
читают разные преподаватели и по разным программам с различным, порой
диаметрально противоположным отношением к ТРИЗ. Отсутствие учебника и
специальной кафедры делает невозможным координацию преподавания в рамках
всего университета.
Есть и положительные тенденции. Делаются попытки написания учебных
пособий по отдельным спецпредметам на базе методологии ТРИЗ, постепенно
формируется круг выпускников, исповедующих методологию технического
творчества. Нет сомнений - у ТРИЗ есть будущее в высшей школе, но ведь и
старая система еще жива, а поэтому впереди большая работа.

Скоморохов Геннадий Иванович


В конце 80-х годов в ТОЛЬЯТТИНСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ в учебные


планы всех факультетов введен комплекс дисциплин по курсу "Основы
технического творчества". Прежде всего были организованы 2-х семестровые
учебные семинары для преподавателей, на которых они осваивали новые
дисциплины не только теоретически, но и выполнили весь объем практических
занятий и курсовых работ, а в заключении обучения готовили и защищали
дипломную работу в полном соответствии с учебным планом студентов своей
специальности.
Учебной частью был установлен обязательный минимум дисциплин и часов
для всех факультетов, это - "Патентная информация и патентные
исследования", "Методы технического творчества", "Оформление заявки на
изобретение", Всего 42 часа лекций, 42 часа практики, две курсовые работы и
дипломная работа, которая защищается одновременно с дипломным проектом по
специальности. На некоторых факультетах эти дисциплины изучаются на 2-м или
3-м курсе, на автомобильном факультете на 4-м.
За почти десятилетний период накоплен определенный опыт преподавания
технологии творчества, теории решения изобретательских задач (ТРИЗ занимает
около 70% всего объема часов). Имеется и неплохие наработки по преподаванию
ИМ-технологии: создан компьютерный класс, приобретены и освоены программы
ИМ-ФСА, ИМ-Приемы, ИМ-Стандарты, ИМ-Эффекты, разработано несколько
методических пособий, в т.ч. одно издано типографским способом, разработан
компьютерный обучающий комплекс по ИМ-технологии, накоплен опыт работы со
студентами-дипломниками.
Но накопилось и много проблем: нехватка компьютеров, новых версий
программ, в т.ч. и обучающих, дефицит учебного времени и т.д. Все это
сдерживает компьютеризацию обучения, а жаль, т.к. при квалифицированном
подходе компьютерное обучение может значительно продвинуть вперед вопрос
разрешения основного противоречия ТРИЗ-образования: массовость и качество
обучения технологии творчества. В частности, программная система ИМ
является хорошей поддержкой работы студента, позволяет практически
закрепить у студентов знания по ТРИЗ, является наглядным обучающим
средством, вызывает у обучающихся чувство уверенности при использовании
приемов и правил технологии творчества, позволяет выходить на сильные
решения задач, поставленных в дипломном проекте (в т.ч. и с оформлением
заявок). Но, к сожалению, вузы не могут ее купить (да теперь уже и негде)
по крайней мере в русскоязычном варианте.
Наш опыт в вузе и 2-х летняя подготовка ИМ-технологии специалистов
ВУЗа, позволяют утверждать, что "ручной" ТРИЗ - это удел
ТРИЗовцев-профессионалов, а ТРИЗ на компьютере (автоматизированный) - это
массовый ТРИЗ для широкого круга специалистов.
Бугаков Юрий Степанович

Креативная педагогическая система непрерывного формирования


творческого системного мышления и развития творческих способностей учащихся
(НФТМ), разработанная в МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ (МГИУ), включает дошкольное - школьное - начальное и среднее
профессиональное - высшее профессиональное (ВУЗ) - послевузовское
образование.
Система непрерывного формирования творческого инженерного мышления
студентов ВУЗа (НФТИМ) является частью НФТМ. Разработку ее в вузовском
образовании (и в других звеньях образовательной цепи) осуществляет
специально созданный в 1993 г. Межкафедральный центр инженерного творчества
(МКЦ) "Современные методы развития инженерного мышления и творческих
способностей студентов" под научным руководством автора Системы академика
АПО, доктора педагогических наук, кандидата технических наук, проф. М.М.
Зиновкиной.
МКЦ имеет докторантуру и аспирантуру по всем указанным направлениям,
где учатся и проводят педагогические исследования более 30 докторантов,
аспирантов и соискателей.
МКЦ имеет компьютерный зал, оснащенный сетевым вариантом компьютерной
системы интеллектуальной поддержки "Изобретающая машина", где силами МКЦ
проводятся плановые учебные занятия со студентами, аспирантами и
профессорско-преподавательским составом университета.
Внедрение системы НФТИМ в педагогический процесс МГИУ осуществляется
на ведущем факультете университета - автомобильном и в группе Сан-Марино
(университет "Рутения")
К настоящему моменту прошли обучение 400 студентов и группа магистров
университета.
В учебный план 4-х специальностей Автомобильного факультета введен
разработанный МКЦ совместно с ведущими профессорами кафедр
Гуманитарно-инженерный цикл дисциплин (ГИЦ). ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГИЦ
"Творческая личность, исторические и духовные основы отечественной и
мировой культуры и искусства" содержит элементы ТРТЛ. Гуманитарный цикл
включает не только культурологический курс, но и курсы "Психология
творчества" и "Личность и творчество".
ИНЖЕНЕРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГИЦ представляет собой цикл курсов по
методологии инженерного творчества, который получил название "Основы
инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления"
(ОИТ и КИП). Он включает в себя: "Введение в ТРИЗ" (36 часов), "Развитие
творческого воображения и фантазии" (36 часов), "Эвристические приемы ТРИЗ"
(36 часов), "Азбука ТРИЗ" (ФСА-ТРИЗ) (144 часа).
Базовый цикл курсов "ОИТ и КИП" ДЛЯ ВСЕХ СТУДЕНТОВ общим объемом 252
часа заканчивается выполнением курсовой работы, тема которой тесно связана
с их инженерно-производственной подготовкой на базовых заводах.
В конце 3-го курса, МКЦ совместно с ведущими профессорами выпускающей
кафедры "Автомобили и двигатели" проводит конкурсный отбор студентов для
углубленного изучения ТРИЗ и ФСА. С 4-го курса формируется одна сводная
группа студентов ("элита"), которая изучает элективный курс ТРИЗ по
УГЛУБЛЕННОЙ ПРОГРАММЕ и решает реальные инженерные проблемы по заказам
предприятий и фирм в составе экспериментальной лаборатории творчества ЭЛИТ
при МКЦ.
Одновременно с изучение методологии творчества, студенты используют
системный проблемно-алгоритмический подход и полученные знания в
профилирующих интегративных курсах. Интегративные курсы разрабатываются
преподавателями МКЦ совместно с профессорско-преподавательским составом
кафедры "Автомобили и двигатели" на базе психолого-педагогических основ
системы НФТИМ.
Профессора профилирующей кафедры, прошедшие обучение ТРИЗ и
инновационным педагогическим технологиям НФТИМ в МКЦ, и преподаватель МКЦ
проводят бинарные занятия по интегративным курсам, в процессе которых
преподаватель кафедры "Автомобили и двигатели" получает необходимую
педагогическую практику работы по новой технологии и приобретает готовность
к самостоятельному их проведению на должном научно-методическом уровне.
МКЦ разрабатывает полное методическое обеспечение учебного процесса
для обучения студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского
состава.
Зиновкина Милослава Михайловна
Долгие годы пробивал в АРХАНГЕЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ дисциплины по инженерному творчеству. Натыкался на стену
непонимания. Факультативно пытался проводить занятия с дипломниками. Один
из моих учеников, благодаря методам творчества, изобрел-усовершенствовал
лесозаготовительную машину. Мы совместно оформили заявку на изобретение.
Студент на отлично защитил диплом, а через некоторое время пришло решение о
выдаче авторского свидетельства на изобретение.
В последние годы удалось пробить новую специализацию "Технический
менеджер". Технический менеджер - это Творческая Личность, это -
специалист, способный генерировать идеи и на их базе организовывать
серийное производство новой продукции. Это руководитель малого или среднего
предприятия. Это специалист, нацеленный на поиск нового, на модернизацию
продукции и производства.
В программу подготовки технических менеджеров удалось протащить
несколько дисциплин: "Основы технического творчества" - два семестра,
курсовая (творческая) работа и экзамен. "Защита интеллектуальной
собственности" - один семестр, зачет или экзамен. "Формирование качеств
творческой личности и творческого коллектива" - один семестр, зачет.
При подготовке технического менеджера изменяется и процесс обучения.
Работа над дипломным проектом начинается на третьем курсе. К этому времени
студент овладевает методами творчества и должен создать что-то новое,
изобрести. Далее, он защищает свое изобретение. Усовершенствует его еще
больше с использованием ТРИЗ. А по другим дисциплинам выполняет все
необходимые расчеты для серийного производства: выбор материалов, расчет
деталей на прочность, разработка технологии изготовления, бизнес-план,
экономическое обоснование.
Буров Сергей Вячеславович

Имея предварительный двухлетний опыт преподавания в вузе отдельных


курсов, связанных с ТРИЗ, инициативная группа преподавателей из 5-ти
человек довольно легко (видимо, сказались общие тенденции демократизации
образования, периферийный синдром и достаточная прогрессивность
администрации) в июне 1996 года создала в КОМСОМОЛЬСКОМ-НА-АМУРЕ
ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (КнАГТУ) кафедру ТРИЗ.
В настоящее время кафедра ведет работу по следующим направлениям.
1. Чтение лекций студентам технических ("Технология машиностроения",
"Литейное производство", и т.п.) и нетехнических ("Социальная работа",
"Менеджмент", "Экономика" и т.п.) специальностей и направлений.
Название дисциплин ("Развитие творческого воображения", "ТРИЗ",
"Формирование системного мышления" и т.п.) выбиралось в зависимости от ее
содержания, но с учетом личных вкусов декана соответствующего факультета и
с таким расчетом, чтобы на близких специальностях названия курсов
отличались между собой (последнее делалось для предотвращения объединения
групп в большие потоки, что затрудняет обучение). Объем часов 25-100, из
которых примерно 70% аудиторных. Перечисленные дисциплины относятся к числу
элективных, перечень которых определяет вуз.
2. Подготовка студентов специальности "Оборудование и технология
сварочного производства" (основная специальность большинства преподавателей
кафедры) по СПЕЦИАЛИЗАЦИИ "Инжиниринг и инженерное управление
предприятием". Название специализаций не регламентируется Министерством
образования, а количество часов, выделяемое существующими стандартами не
дисциплины специализации, достаточно велико.
Планируется, что выпускник по этой специальности, помимо требований
стандарта по специальности "Оборудование и технология сварочного
производства", будет обладать достаточной квалификацией для того, чтобы
оценить перспективность технической идеи и организовать работу по доведению
ее до практической реализации. Блок дисциплин, соответствующих этой задаче,
базируется на методологии ТРИЗ и включает в себя такие дисциплины как
"Развитие творческого воображения", "Диалектика технических систем",
"Теория решения изобретательских задач", "Функционально-стоимостной анализ"
и ряд других. В то же время он должен обладать достаточной квалификацией
для создания собственного дела, преимущественно в сфере производства. Эти
навыки ему будут прививаться в рамках таких дисциплин как "Венчурный
бизнес", "Приемы рекламы", "Финансовое и налоговое планирование" и т.п.
3. Чтение дисциплины "Современные концепции обучения в высшей школе"
для слушателей Факультета повышения квалификации при КнАГТУ, в число
которых входят как преподаватели университета, так и преподаватели
некоторых средних специальных учебных заведений города. Содержание данной
дисциплины разработано преподавателями КнАГТУ и на две трети базируется на
методологии ТРИЗ.
4. Руководство стажировками преподавателей университета, во время
которых решалась конкретная техническая задача и делалась попытка прогноза
развития рассматриваемой технической системы.
5. Проведение ознакомительных (4-6 часов) семинаров по ТРИЗ с
преподавателями отдельных факультетов университета.
6. Проведение занятий по дисциплине "Выбор и анализ объектов бизнеса"
для студентов, получающих дополнительное образование на внебюджетной
основе. Данная дисциплина также на две трети базируется на методологии ТРИЗ.
8. Создание при региональном учебно-методическом центре, объединяющем
вузы Давльневосточного региона, секции "Использование ТРИЗ-технологий в
высшей школе" (практическая работа этого центра пока не началась).

Накопленный опыт позволяет сделать следующие выводы:


1). В стандартах практически всех специальностей в той или иной мере
упоминается о необходимости формирования у студентов творческого мышления.
Министерство образования, администрация вузов и педагогическая
общественность (см. публикации в журналах "Высшее образование в России",
"Alma-mater") готовы к внедрению новых курсов, формирующих творческое
мышление. В связи с этим внедрение ТРИЗовских курсов в учебные планы не
должно встречать активного сопротивления. Переход на многоуровневую систему
подготовки в вузах (бакалавры, специалисты, магистры) дополнительно
облегчает внедрение ТРИЗовских курсов. Их можно внедрять в обучение в виде
элективных курсов в рамках гуманитарного и естественнонаучного циклов.
2). Внедрению ТРИЗовских курсов препятствует:
- отсутствие учебника. Это очень "нервирует" администрацию;
- отсутствие преподавателей (опытные - "старые" - преподаватели не
хотят осваивать ТРИЗ, а молодые - не имеют опыта чтения лекций);
- высокая стоимость "Изобретающей машины";
- слабая база данных по примерам, иллюстрирующим действие различных
инструментов ТРИЗ (в настоящее время кафедра приступила к созданию такой
базы данных с ориентиром на специальности, преподаваемые в университете, и
традиционные инструменты ТРИЗ);
- не разработанная система контроля знаний, которая хорошо вписывалась
бы в вузовскую систему и одновременно учитывала бы специфику ТРИЗ. Особенно
остро стоит вопрос со студентами (их в группе обычно 1-2 человека), которые
не принимают идеологию ТРИЗ.
3). Чтение лекций по ТРИЗ с использованием примеров из основной
специальности студентов повышает их интерес в ней: при этом у студентов
появляются вопросы, на которые преподаватели не всегда могут ответить.
Последнее стимулирует преподавателей к самообразованию по своей
специальности.
4). По мере изложения ТРИЗовских дисциплин целесообразно использовать
в основном следующую цепочку примеров: бытовые - по специальности - по
направлению подготовки - разнообразные.
5). Внедрение элементов ТРИЗ в традиционные вузовские курсы достаточно
тяжело, т.к. требует коренного пересмотра их и, в конечном счете, они
перестают удовлетворять требованиям утвержденных министерством стандартов.
6). Для соблюдения нормального учебного процесса и облегчения
подготовки студентов к контролю целесообразно не более чем через 10-15
минут давать студентам информацию под запись.
7. Преподавание ТРИЗ как общеобразовательной дисциплины целесообразно
проводить в два приема: сначала небольшой (30-50 часов) общеобразовательный
курс, а затем - более объемный (80-150 часов) курс.
Магиденко Владимир Евгеньевич

В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АВИАЦИОННОМ ИНСТИТУТЕ (техническом


университете) на кафедре "Производство аэрокосмической техники" с 1991 г.
преподается дисциплина "Теория решения технических задач" (лекции 44 часа,
самостоятельная работа студентов - 26 часов). Целью дисциплины является
развитие мышления у студентов и формирование у них системы методологических
знаний по поиску решений технических задач.
Содержанием дисциплины являются наиболее общие приемы и методы решения
задач. Овладение этими приемами способствует формированию профессионального
подхода и психологической готовности к решению технических проблем.
Учебная дисциплина создавалась на основе анализа и обобщения
отечественных и зарубежных монографий и учебных пособий по приемам анализа
и синтеза технических решений, и молодой науки "Теории решения
изобретательских задач".
С 1994 г. эта дисциплина преподается на факультете повышения
квалификации МАИ и для аспирантов.
Ревенков Алексей Владимирович
Дополнение, сделанное Калошиным Н.Г.:

В издательстве МАИ выпущены два учебных пособия:


1. Ревенков А.В., Панасенков В.П. Анализ и синтез технических решений
при производстве летательных аппаратов: Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ,
1992. - 76 с.
2. Инженерные методы поиска технических решений при создании
летательных аппаратов: Методические указания для курсового проектирования /
Авт.-сост.: В.П. Панасенков, А.В. Ревенков. - М.: Изд-во МАИ, 1994. - 52 с.
ТРИЗ и система высшего образования педагогов-технологов в МОСКОВСКОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.

1. УЧЕБНАЯ РАБОТА (Дисциплины: Теплотехника, Гидравлика, Основы


творческой деятельности)
1.1. Разработан и читается курс "Основы творческой деятельности" (ОТД)
(Л - 36 час. л/практ. зан. - 36 час., творческие работы по ОТД).
1.2. Разработаны и проводятся спецкурсы, имеющие сквозной характер.
Для студентов:
2 курса: - Методы активизации творческого мышления (психология
продуктивного мышления) (36 час.);
3 курса: - Законы развития технических систем (ЗРТС) (связь с физикой,
изучаемой студентами) (36 час.);
4 курса: - Основы творческой деятельности (ОТД) (связь с педагогикой и
методикой) (36 час.);
5 курса: - ТРИЗ - основа для развития сильного мышления
педагога-технолога (36 час.).
1. 3. Законы развития технических систем введены специальным разделом
в учебные программы по теплотехнике и гидравлике. С позиций ЗРТС
осмысливаются процессы развития теплотехнических и гидравлических систем.
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
2.1. Разработана программа курса "Основы творческой деятельности"
(ОТД) для студентов-технологов МПГУ. Программа одобрена Координационным
Советом УМО РФ и НИИ Высшей школы.
2.2. Разработаны и опубликованы методические пособия по курсам
"Теплотехника" и "Гидравлика". При отборе содержания и структурировании
курсов использован системный подход, ЗРТС, методологический аппарат и
инструментарий ТРИЗ.
2.3. Разработан (и внедряется в практику при выполнении творческих
работ) список творческих работ, имеющих специальную и прикладную
направленность: 1) психология творчества; 2) педагогика и творчество; 3)
конструирование объектов техники, лабораторного оборудования для л/работ по
теплотехнике и гидравлике, 4) изобретательские работы по использованию
бытовых и промышленных отходов; 5) научно-методические работы, касающиеся
разработки дидактических пособий для "Уроков творчества" в ср. школе, для
детей разных возрастных групп; 6) научно-исследовательские работы,
касающиеся применения системного подхода и аппарата ТРИЗ в различных сферах
человеческой деятельности: бизнесе и предпринимательстве, менеджменте,
дизайне, различных направлениях специализации педагогов-технологов.
2.4. Готовится к печати учебно-методическое пособие по ОТД для
студентов-технологов МПГУ.
2.5. Готовится к печати учебно-методическое пособие по физике,
построенное по модульному принципу с рассмотрением физических эффектов и
использованием ЗРТС.
3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
3.1. НИР направлена на использование идей ТРИЗ в системе высшего
образования (СВО):
Системный подход к совершенствованию системы высшего образования
педагогов-технологов (с выявлением внутренних резервов совершенствования
СВО, повышением гибкости и динамичности СВО, с целью максимального
удовлетворения образовательных потребностей и уровня притязаний обучаемых).
Совершенствование структуры и содержания общетехнических и специальных
дисциплин.
Формирование сильного мышления педагогов-технологов в период
профессиональной подготовки.
3.2. По результатам НИР опубликовано более 25 работ в центральной
(Высшее образование в России, 1993, N 4; 1994, N 2) и университетской
печати.
3.3. С 1993 г. по тематике НИР, проводимой ГК по Высшему образованию,
руководила темой "Модульная система обучения и образования", в которой
заложены идеи системного подхода ТРИЗ применительно к образовательному
процессу в вузах. С этой тематикой участвовала в научных конференциях вузов
РФ в городах С.-Петербурге, Москве, Минске, Пензе.
4. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ
4.1. Конструкторские разработки студентов:
- Разработка и изготовление испытательного стенда двигательных
установок, используемых в авиамоделировании - л/р (ст. Романов А.).
- Разработка и изготовление стенда для исследования теплопроводных
свойств сыпучих, теплоизоляционных материалов - л/р (Казаков В.) и др.
4.2. Изобретательские работы студентов:
- Разработка гидропонной установки с использованием материалов бытовых
отходов (Савенко Л.). (1 премия МПГУ за лучшую студ. работу).
- Разработка конструкции демонстрационного стенда солнечной
паросиловой установки с использованием отходов. (Сигунин Н.) и др.
4.3. Психолого-педагогические работы студентов:
- Разработка дидактических материалов для "Уроков творчества" в 5-7
кл. общеобразоват. школы. (Кравцова С.). (1 премия МПГУ за лучшую студ.
работу).
- Коллективное творчество на уроках технологии. Разработка методики
проведения и дидактических материалов. (Галкина Ю.). (2 премию МПГУ за
лучшую студ. работу) и др.
4.4. Научно-методические и учебно-методические работы студентов:
- Развитие сильного мышления у школьников старших классов на
факультативных занятиях по ТРИЗ. (Зименков Ю.). (1 премия за лучшую студ.
работу. Рекомендован в аспирантуру).
- ТРИЗ и бизнес. (Ковылова Е.).
- Физические эффекты, возникающие при взаимодействии твердых тел и
механических полей. (Аксенов К.).
- Задачник по ТРИЗ. (Гридин Д.).
- Развитие творческих способностей (воображения и фантазии) в кружке
"Кузнечное дело". (Лотков В.).
- Законы дизайна и законы развития технических систем (на примере
дизайна автомобиля). (Дубова Е.). (2 премия МПГУ за лучшую студ. работу) и
др.

В общей сложности, за последние годы студентами ФТиП выполнено более


30 научно-исследовательских, конструкторских и изобретательских работ,
опубликовано более 20 статей в сборниках МПГУ по итогам НИРС.
Студенты принимают участие в научно-методических конференциях МПГУ и
ФТиП, проводящихся ежегодно по итогам НИРС. По их результатам: 9
студенческих работ отмечены 1 премиями МПГУ, 8 - 2-ми премиями МПГУ. 5
человек по результатам дипломных работ рекомендованы в аспирантуру при ФТиП.
Тимофеева Юлия Федоровна
доцент кафедры машиноведения, факультет
"Технология и предпринимательство"
В МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА начата подготовка инженеров по специальности
072100 - "Реновация средств и объектов материального производства".
Специальность эта утверждена приказом Государственного комитета Российской
Федерации по высшему образованию от 05.03.94 г. N 180. К настоящему времени
студенты доучились до 3-го курса. В учебном плане для них предусмотрена
дисциплина "Основы научных исследований и инженерного творчества". По форме
данная дисциплина является стандартной для всех студентов МГТУ, что
облегчило включение ее в учебный план. Что касается содержания, то по
договоренности с руководством кафедры и факультета оно (содержание) будет
ориентировано на ТРИЗ. (Лекции - 36 часов, семинары - 36 часов,
самостоятельная работа студентов - 54 часа).
Евсюков Сергей Александрович
доцент кафедры "Технология
конструкционных материалов"
факультета "Машиностроительные технологии"

Преподавание ТРИЗ в САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ИНСТИТУТЕ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ


(СПИКиТ) проводилось в 1996 и 1997 годах для студентов 5 курса факультета
аппаратуры записи и воспроизведения информации (ФАЗВИ) по программе
"Технология инженерного творчества" дисциплины "Киновидеоаппаратура" в
объеме 34 часов на осеннем семестре. Программа курса "Технология
инженерного творчества" включает подразделы:
- средства управления психологическими факторами - 4 ч.
- методы выявления задач по совершенствованию ТС - 10 ч.
- методы активизации творческого мышления - 2ч.
- теория решения изобретательских задач - 2ч.
- законы развития ТС - 6 ч.
- приемы и стандарты для решения изобретательских задач - 6ч.
- алгоритм решения изобретательских задач - 4 ч.
Второй подраздел программы включает изучение операций аналитического
этапа ФСА, т.е. генетического, элементного, структурного, функционального,
параметрического, диагностического анализа ТС, а также анализа на
соответствие законам развития ТС, анализа потоков вещества, энергии и
информации, анализ причинно-следственных цепочек нежелательных эффектов и
функционально-идеального моделирования ТС. Остальные подразделы посвящены
изучению ТРИЗ и других методов технического творчества.
В результате изучения курса студенты ФАЗВИ при курсовом и дипломном
проектировании должны уметь выявлять задачи по совершенствованию ТС,
применять методы преодоления психологической инерции, активизации
творческого мышления, устранения технических и физических противоречий в
ТС, законы развития ТС и алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85В,
находить оптимальные по стоимости технические решения механизмов
киновидеоаппаратуры.
Саранчук Эдуард Федорович
зав. лаб. киновидеоаппаратуры
В РУБЦОВСКОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ (Алтайский край) отдельные
элементы ТРИЗ введены в учебный процесс с 1988 года в курсе "Основы
инженерного творчества" в объеме 12 часов аудиторных занятий (6 часов
лекций и 6 часов практических занятий).
С 1989 года введен курс "Основы изобретательского творчества" в объеме
51 час аудиторных занятий (34 часа - лекции, 17 часов - практические
занятия) и 51 час аудиторных занятий (34 часа - лекции: 17 часов -
практические занятия) и 51 час на самостоятельную работу. В это же время
была приобретена "Изобретающая машина". На базе данного курса в курсовой
проект по специальности введены специальные разделы.
В 1995 году в учебный процесс были внедрены новые образовательные
стандарты. В учебный план специальности 171000 "Сельскохозяйственные машины
и оборудование" (СХМ) включены курсы: "Основы инженерного творчества" (51
час аудиторных и 51 час самостоятельной работы), включающий в себя элементы
ТРИЗ, и "Теория решения изобретательских задач" (51 час аудиторных занятий
и 51 час самостоятельной работы). В курсовой и дипломный проекты по
специальности СХМ введены разделы с проработкой отдельных элементов
конструкций при помощи ЭВМ по программе "Изобретающая машина" (версия - 2).
Кроме этого, ряд студентов специальности "Прикладная математика"
выполняют курсовые проекты с элементами ТРИЗ и ФСА с факультативным
изучением соответствующих курсов в объеме 51 час каждый (34 - лекции, 17 -
упражнения).
Фокеев Александр Константинович
зав.кафедрой СХМ
С 1993 г. в МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АГРОИНЖЕНЕРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
(МГАУ) проводятся занятия по ТРИЗ на 3 и 4 курсах, а с 1997 г. - на всех
курсах по дисциплинам:
1-й курс - "Технология сильного мышления";
2-й курс - "Компьютерные технологии успешного решения задач в
управлении, бизнесе, технике";
3-й курс - "Информационные технологии в интеллектуальной деятельности;
4-й курс - "Компьютерные системы интеллектуальной поддержки";
5-й курс - "Компьютерное проектирование новых средств и систем
управления".
Программное обеспечение, используемое при проведении занятий:
- "Изобретающая машина", подсистемы приемов разрешения противоречий,
вепольного анализа, банка физических и др. эффектов;
- "ФСА";
- "Учитель";
- "ИМ-Заявка";
- "Дебют";
- "Мастер";
- "Энерго-информационный метод Зарипова".
Объем часов по каждой дисциплине - от 64 до 104.
Распределение учебной нагрузки: 40% - лекции, 60% - семинарские и
практические занятия. Курсовые и дипломные работы выполняются с
использованием элементов ТРИЗ и др. компьютерных технологий проектирования.
Нередко по материалам дипломных проектов студенты опубликовывают научные
статьи, а отдельные технические решения защищаются изобретениями (такие
материалы включаются в списки литературы дипломных проектов и выносятся на
их защиту в подтверждении новизны предлагаемых в дипломе решений).
Имеются 6 публикаций и 3 методических пособия (издательство
университета).
Судник Юрий Александрович
доцент кафедры автоматизации МГАУ

Дисциплины по научно-техническому творчеству в МАГНИТОГОРСКОЙ


ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ (МГМА) являются элективными.
60-70% всех специальностей имеют курс по творчеству (или патентоведению)
объемом 36 часов. Читаются они на четвертом курсе. Название курсов
варьируется - "Основы инженерного творчества", "Основы технического
творчества", "Изобретательское творчество", "Научно-техническое творчество"
и др. Практически все курсы включают раздел по патентоведению и иногда весь
курс читает патентовед. Непосредственно ТРИЗ занимает в программах разный
объем (это во многом зависит от степени владения и отношения к нему
преподавателя).
Каждый преподаватель, читающий курс по творчеству, сам составляет
рабочую программу по этой дисциплине.
Для специальности "Промышленная теплоэнергетика" читается курс (36
часов) "Научно-техническое творчество". В процессе обучения студенты
знакомятся с диалектическими законами развития ТС, учатся прогнозировать
появление новых задач. Изучают методы активизации перебора вариантов.
Изучают теорию решения изобретательских задач и информационный фонд ТРИЗ,
определяют применение физических, химических и геометрических эффектов для
решения теплоэнергетических проблем. Знакомятся с качествами творческой
личности инженера.
По собственному опыту могу сказать, что отношение студентов к
дисциплине по творчеству довольно легкомысленное - привыкли к контролю
знаний из учебников, нет стимула или объекта для творчества и др.
Методическое обеспечение в МГМА по данным курсам довольно ограниченное:
имеются книги Половинкина, Голдовского, Кудрявцева и др. По ТРИЗ две книги
Альтшуллера Г.С. "Алгоритм изобретений" и "Творчество как точная наука" -
по 3 экз. и те на руках. В целом по городу ситуация та же. Так что
порекомендовать студентам литературу по ТРИЗ почти нет возможности.
Морозов Александр Прокопьевич
В КРАСНОЯРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ
вопросы ТРИЗ читаются в курсе "Теория принятия решений" (творчество в
строительстве), в составе которого излагаются теория и алгоритмы принятия
решений для различных систем, в том числе и изобретений.
В данном курсе используется книга "Творчество в строительстве"
(Стройиздат, 1992г.)
Методология курса такова: на основе системного подхода выбирается
(строится) система, затем выявляются законы ее функционирования (в том
числе и противоречия), из огромного многообразия способов принятия решений
выбирается эффективный способ, позволяющий преодолеть установленные
противоречия системы (здесь с успехом может использоваться арсенал
физических эффектов). Если конечное решение не столь эффективно, то в ряде
случаев возвращаются к первому этапу (изменяют или расширяют систему).
В понятие системы естественным путем входят условия "жизнеобеспечения
технических систем". При создании управляемых конструкций целесообразно
включить источник энергии в рассматриваемую управляемую систему, как это
предусматривает предложенный нами энергетический принцип. На его основе
сделан ряд изобретений, опубликованных в сборнике (Управляемые конструкции
(патенты и изобретения)/Межвуз. учеб.-исслед. лаб. КрасГАСА-КГТУ
"Управляемые конструкции" - Красноярск, 1997. - 136с.)
Абовский Наум Петрович
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
===========

ПОЛОЖЕНИЕ


О "ЛАБОРАТОРИИ ПО ТРИЗ-РТВ" СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ N 17
Г. ПЕТРОЗАВОДСКА
1. "Лаборатория по ТРИЗ-РТВ" является консультативно-экспертным и
обучающим органом по внедрению методов теории решения изобретательских
задач в программу обучения в средней школе. С этой целью лаборатория
сотрудничает с коллективом школы, Карельским агентством по поддержке малого
и среднего бизнеса, Ассоциацией ТРИЗ, со школами и другими организациями
г.Петрозаводска.
2. В своей деятельности Лаборатория по ТРИЗ-РТВ руководствуется
настоящим положением, уставом школы, договором о сотрудничестве между
школой и Карельское Агентство МСБ.
3. Основными целями лаборатории являются:
- подготовка кадров для преподавания РТВ, ТРИЗ и интегрированных
курсов с использованием данной методики;
- интегрирование предметов начального образования на основе РТВ;
- интегрирование предметов среднего и старшего звена на основе ТРИЗ и
РТВ.
4. В задачу лаборатории входит:
- проведение семинаров и конференций по ТРИЗ - РТВ;
- разработка программ и курсов по РТВ и ТРИЗ;
- разработка методик преподавания интегрированных курсов на основе РТВ
и ТРИЗ;
- ведение картотек;
- экспертиза программ и курсов внедряемых в школу;
- создание фонда литературы по технологиям творчества и других фондов.
5. Непосредственное руководство лабораторией по ТРИЗ - РТВ
осуществляет руководитель лаборатории, назначаемый приказом директора школы
по согласованию с директором Карельского Агентства МСБ. Руководитель
лаборатории является штатным работником школы.
6. Программа работы лаборатории по ТРИЗ-РТВ разрабатывается
руководителем при участии членов лаборатории и утверждается директором
школы.
7. Все программы, курсы и методики с использованием ТРИЗ и РТВ
внедряемые в 17 школе должны пройти экспертизу в лаборатории по ТРИЗ - РТВ
и переданы в экспертную комиссию для рассмотрения.
8. Для проведения экспертизы программ, курсов, методик, внедряемых в
17 школе лаборатория по ТРИЗ-РТВ имеет право получать всю необходимую
информацию.
9. Лаборатория по ТРИЗ-РТВ осуществляет свою деятельность используя
различные формы работы:
- индивидуальные консультации;
- проведение занятий по РТВ и ТРИЗ с учениками школы;
- проведение семинаров, конференций, олимпиад, конкурсов и др.;
- подготовка методических пособий, программ, курсов, статей.
10. Изменения и дополнения в данное положение вносятся по инициативе
Лаборатории по ТРИЗ-РТВ, директора 17-й школы или Карельского Агентства МСБ
и утверждаются директором 17 средней школы.
В настоящий момент членами "Лаборатории по ТРИЗ-РТВ" является 15
человек.
Рубин Михаил Семенович
МЕЖКАФЕДРАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
"ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО"

Межкафедральный учебно-методический центр "Инженерное творчество"


создан в МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ в
соответствии с приказом ректора университета в декабре 1997 года при
кафедре "Путь и путевое хозяйство". Руководителем Центра назначен доцент
кафедры А.И.Гасанов.
Основные задачи центра:
- оказание кафедрам университета методической помощи в подготовке
рабочих программ по курсу "методы инженерного творчества" ("Основы
инженерного творчества" и т.д.);
- разработка рекомендаций по проведению лекционных и практических
занятий по указанному курсу;
- подготовка преподавателей для чтения курса путем проведения
семинаров на факультете повышения квалификации;
- оказание помощи преподавателям, научным работникам университета,
аспирантам и дипломникам при решении их научных, производственных и учебных
задач с применением теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- ознакомление кафедр с компьютерными технологиями поддержки
изобретательской деятельности и обучения методам инженерного творчества
("Изобретающая машина", "Учитель", "Дебют" и т.д.);
- оказание помощи кафедрам в приобретении программного обеспечения для
обучения методам инженерного творчества;
- подготовка и издание методического обеспечения (учебных пособий,
курсов лекций, методических указаний по проведению практических занятий) по
данному курсу.
Гасанов Александр Искандерович
В павильоне "Центральный" на Всероссийском Выставочном Центре (б.
ВДНХ) вот уже 7 лет существует уникальный "ГОРОДОК ОТКРЫТИЙ И ТВОРЧЕСТВА"
для детей и юношества (ГОТ). Городок состоит из нескольких разделов и
ориентирован на детей "от 3 до 33... и старше". Для малышей - строительная
площадка, игровой компьютерный класс, батут; для детей постарше - надувной
планетарий, "Мир открытий", физическое шоу, театр физических эффектов, где
зрители познают земные физические, химические и другие законы; для взрослых
- выставка-продажа проектов изделий инновационного бизнеса, голографии,
"вечных" двигателей и много другого неожиданного и интересного.
Побудить людей к творчеству, заинтересовать их, погрузив в "мир
открытий" и "наукоемких эмоциональных приборов, поделок и подарков" - вот
основная задача существования такого Городка. ТРИЗовцы Москвы, благодаря
Н.П.Линьковой организовали центр "Маленькие находчивые", который хорошо
вписался в международную организацию "Маленькие находчивые". Главный девиз:
"Через опыт приблизить знания к творческому пониманию". Работу центра
разбили на два этапа:
1 этап. Изготавливают из подсобных материалов и демонстрируют в
павильоне, школах, интернатах приборы, демонстрирующие физические,
химические, математические и другие законы и явления. Тем самым идет
приобщение детей к науке и технике через понятие тех или иных законов.
2 этап. Дети, у которых на первом этапе проявился интерес к такой
деятельности, переходят к творческой изобретательской деятельности. Находя
или придумывая в демонстрационных приборах недостатки, они их
усовершенствуют. А отсюда уже идет переход к разработке новых приборов
демонстрации.
В работе используется практически весь арсенал творческого багажа. В
центре придумываются, изготавливаются, демонстрируются, включая
международные выставки, продаются приборы, развивающие игры, головоломки и
др.
Ивченко Юрий Григорьевич
инженер-методист павильона "Центральный" ВВЦ
ПРОЕКТЫ
=======
В Белой Церкви начат проект "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТРИЗ". Цели проекта: полное
изложение терминологии ТРИЗ, описание инструментария ТРИЗ, краткие биографии
тех, кто внёс заметный вклад. Предполагается описание не только терминов и
инструментария, которые можно охарактеризовать как ортодоксальные, но и
других. Средний размер статьи - страница. Основные требования к статье:
корректность, эволюция, лаконичность, объективность (разность взглядов),
ссылки, литература, факты (минимум полемики и доказательств). Могут принять
участие все желающие. Авторство будет зафиксировано.
Королев Владимир Александрович

ИИЦ "ТРИЗ-инфо" будет оказывать всемерную поддержку


данному проекту, ход работы над ним планируется освещать на
страницах журнала "Технологии творчества". Связь с автором
проекта можно поддерживать через Центр (кому это удобнее).
============================================================
В 1998 г. начался процесс восстановления НОВОСИБИРСКОЙ ДВУХГОДИЧНОЙ
ОБЛАСТНОЙ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ (с
возможностью дальнейшего обучения слушателей по индивидуальной программе).
ТРИЗ триедин. С одной стороны ТРИЗ - инструмент для решения задач (как
скальпель у хирурга или гаечный ключ у слесаря); с другой стороны ТРИЗ -
наука (как, например, математика). С третьей стороны ТРИЗ - мировоззрение,
мировосприятие, система жизни.
Исходя из этого, сформулированы цели Школы-семинара:
1) подготовка пользователей ТРИЗ (по 120-140 часовой программе)
[программа - "Пользователь ТРИЗ"];
2) подготовка преподавателей ТРИЗ (по 240-280 часовой программе)
[программа - "Преподаватель ТРИЗ"];
3) подготовка постановщиков и решателей практических задач (по 360-420
часовой программе) [программа - "Профессионал ТРИЗ"];
4) подготовка исследователей в области ТРИЗ (по 480-560 часовой
программе) [программа - "Исследователь ТРИЗ"];
5) воспитание Творческой Личности (с использованием основных положений
ЖСТЛ) [программа - "Творческая Личность"];
6) создание Творческого Коллектива [программа - "Творческий
Коллектив"].
Определены и задачи (промежуточные цели), которые должны быть решены
организаторами и руководителями Школы-семинара:
1. Организовать качественное одногодичное обучение.
2. Организовать качественное двухгодичное обучение.
3. Организовать качественное заочное обучение.
4. Обеспечить устойчивую работу Школы-семинара.
5. Подготовить команду преподавателей Школы-семинара.
6. Подготовить команду "дублеров" преподавателей.
7. Выйти в преподавании на уровень лучших школ ТРИЗ.
8. Разработать полный комплект методических и справочных материалов
по всему курсу ТРИЗ.
9. Разработать программу непрерывного обучения ТРИЗ в средней
общеобразовательной школе с 1 по 11 класс как основного интегрирующего
курса, объединяющего все школьные предметы для решения творческих задач.
10. Выйти на уровень решения производственных задач силами участников
Школы-семинара (в рамках хозяйственных договоров) для обеспечения
самофинансирования.
11. Обеспечить устойчивую деятельность детской научно-исследовательской
лаборатории "Олимп".
12. Выйти на уровень самостоятельных исследований по ТРИЗ.
13. Выйти в исследованиях на уровень филиала ОЛМИ.
14. На базе коллектива участников Школы-семинара организовать
творческую научно-исследовательскую лабораторию систем БТМ.
Организационная сторона пока не рассматривалась. Идет разработка
программы занятий для первого курса [программа - "Пользователь ТРИЗ"];
готовятся информационные, справочные и раздаточные материалы для
слушателей. В основу занятий по ТРИЗ будет положен комплекс программ "Икар"
и "Дедал".
Губанов Сергей Николаевич
СЕМИНАРЫ
========

27 января в Московском государственном педагогическом университете


проведен семинар "СИСТЕМАТИКА ПРИЕМОВ ПОИСКА РЕШЕНИЙ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ".
Основной доклад прочитал доцент московского авиационного института Алексей
Владимирович Ревенков.
Семинар будет постоянным. Занятия в нем будут проводить преподаватели
московских вузов.
Второй семинар намечен на 24 февраля. Тема "Путь к ТРИЗ через развитие
творческого воображения". Основной доклад прочитает Людмила Игоревна Судник
(гимназия N6, г.Ивантеевка Московской обл.)
На обсуждение участников семинара будет вынесен и вопрос: "Что надо
сделать для того, чтобы новый журнал "Технологии творчества" имел
практическую направленность?"

Калошин Николай Григорьевич


В сентябре 1997 г. М. и Н. Рубины (Петрозаводск) провели двухдневный


семинар "ВВЕДЕНИЕ В ТРИЗ" для преподавателей 17-й школы. На нем
присутствовали 14 преподавателей школы (литераторы, английский язык,
начальные классы, география, психолог, директор школы). Были даны следующие
темы: ИКР, различные типы противоречия, метод проб и ошибок, ресурсы,
различные виды приемов (фантастические, разрешения противоречий, разрешения
физ. противоречий и др.), схема решения изобретательских задач по АРИЗ,
морфологический анализ, метод фантограмм, основные понятия ТРТЛ и
социально-технического прогнозирования (на основе БТМ) и ряд других
материалов.
В январе цикл семинаров будет продолжен. Будет проведен двухдневный
семинар "Введение в курс РТВ". В отличии от первого семинара на обучение
будут приглашены преподаватели других школ Петрозаводска.
Рубин Михаил Семенович
Ассоциация профессиональных консультантов "Ключевые технологии"
(г.Новосибирск) с 29 по 1 февраля провела в г. Новосибирске семинар
"КЛЮЧЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ" (24 часа).
В ходе семинара изучаются законы развития систем управления, уровни
решения управленческих задач, теория развития коллективов, диверсификация
развития и объединение систем, психологические эффекты и их применение в
управлении, ЖСТЛ.
Сибиряков Виссарион Григорьевич
Семенова Людмила Николаевна

Исследовательско-Аналитический Центр ECSD (Эстония) приглашает к


сотрудничеству всех желающих освоить "НЕЛМАР-технологию" с элементами
психологического ТРИЗ.
Курс 56 астрономических часов плотного и увлекательного тренинга.
Способствует коммерческому успеху и личному духовному совершенствованию.
Состоит из классической фенотипологии (научно обоснованная физиогномика) и
практических приёмов психологии (манипулятивное карате).
Освещаются такие проблемы как профессиональная дистанционная разведка
(кто есть кто), работа с фотографиями, графология, язык жестов,
экспресс-анализ (что с этим "кто" можно делать и чего от него ждать), ДФА
(аналог ФСА но с диверсионно-психологическим подходом), правила и приёмы
гарантированного трудоустройства и продвижения по службе.
Директор Нелли Вахтерова-Орловская

Агентство интеллектуальной собственности "А-ИС" и Система


профессиональных разработчиков, консультантов и преподавателей Теории
решения изобретательских задач (ТРИЗ) "ТРИЗ-ШАНС" (г. Санкт-Петербург).

"КРУГЛЫЙ СТОЛ ТРИЗ-ШАНС" в 1997-98 уч. году запланирован по субботам в


Педуниверситете в следующие дни:
21 февр., 21 марта, 18 апр., 23 мая 1998 г.
Начало в 12 час. ВХОД СВОБОДНЫЙ.

В программе:


1. Работа над экспериментальной программой С.Гин для 3 - 4 классов
"Мир логики"
2. Обмен опытом преподавания ТРИЗ.
3. Литература по ТРИЗ.

1997-98 учебном году запланированы следующие


авторские семинары-практикумы по ТРИЗ:
1. 23-27 марта Семинар С.И. Гин (г.Гомель) по программам: "Мир
человека", "Мир фантазии", "Мир логики".
2. 1-5 июня. Семинар 2 уровня А. А. Нестеренко для учителей начальной
школы.
3. 1-5 июня Семинар Т.А. Сидорчук 2 уровня для воспитателей ДДУ
Стоимость семинаров в 1998 году 360 тысяч рублей.
Березина Валентина Геннадьевна

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ


==================
Из письма Игоря Петровича Горчакова (г. Рыбинск)

"Всегда интересно знать, как человек нашел свое дело - добился успеха.


Предлагаю начать сбор описаний изобретений и историй их создания,
написанные авторами-тризовцами. Это будет информационной базой, например,
для формирования разделов будущего журнала. Для этого необходимо в
"Новостях..." привести перечень вопросов, на которые желательно ответить
автору описания своего успеха, достижения".
27 января 1998 на собрании тризовцев г. Челябинска был учрежден
"ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД РАЗВИТИЯ ТРИЗ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ".
Фонд будет собирать средства для развития ТРИЗ и вкладывать их в
конкретные проекты. Для сбора средств предусматриваются открытые и целевые
взносы (первые из которых были сделаны на собрании), а также различные
акции Фонда, например, проведение благотворительных лекций (первая такая
лекция запланирована на конец февраля).
На собрании был утвержден первый проект: "Проведение педагогической
конференции по развитию творческих способностей детей дошкольного и
младшего школьного возраста на основе ТРИЗ" (см. объявление в конце
Новостей) - главные исполнители проекта (ГИП): Березина В.Г., Кожевникова
Л.А.
Валентина Геннадьевна Березина
В серии "Философы России ХХ века" вышла книга ГЕНРИХА СТЕПАНОВИЧА
БАТИЩЕВА (1932-1990 гг.) "ВВЕДЕНИЕ В ДИАЛЕКТИКУ ТВОРЧЕСТВА" (С-Пб.: Изд-во
РХГИ, 1997. - 464 с.).
Книга посвящена философскому содержанию творчества. Здесь творчество
рассматривается как процесс и объективное гармоническое отношение человека
ко всему миру и самому себе. Разбирается обширная литература.
В книге, в частности, упоминается о ТРИЗ:

"Особое место занимает чрезвычайно оптимистическая и щедрая на широкие


экстраполяции своих методик новейшая "теория решения изобретательских
задач", или ТРИЗ, Г.С. Альтшуллера. В ней предпринимаются попытки уделить
внимание разностороннему развитию самого субъекта творчества, а такое
устремление, всерьез претворяемое, прорывает узкий горизонт
прикладничества" [с. 99]

===============================================================


Информационно-издательский центр "ТРИЗ-инфо" и


региональное представительство Системы "ТРИЗ-ШАНС" на Урале
планируют провести в июне 1998 года в Челябинске
региональную научно-практическую конференцию "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".
Для участия в конференции необходимо представить в
оргкомитет конференции тезисы доклада. Объем тезисов до 3
машинописных страниц. Заявки на участие в конференции и
тезисы докладов принимаются до 1 мая 1998 года.


====================================
Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> «Из опыта работы по внедрению фгос»
2016 -> Вопросы по отечественной истории для студентов очного и заочного отделений
2016 -> Конспект занятия «Уроки доброты»
2016 -> Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной практики профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в высшем учебном заведении
2016 -> Программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум общения «Я и мои друзья»
2016 -> Как надо вести себя родителям с единственным ребенком Заботиться и опекать, но не до безрассудства
2016 -> 1 Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 11 Содержательный раздел
2016 -> «Музыкальное воспитание детей»
2016 -> А. С. Пушкина» Фонд «Духовно-нравственное просвещение» имени А. И. Петрова омские епархиальные кирилло-мефодиевские чтения сборник статей Омск 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница