О педагогической программе развития А. Гавралан, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии Владимирского ИУУ Сегодня у школы появилась большая свобода «маневра». Растет число образовательных заведений новых типов. Школы, не имеющие своего «лица», своей «изюминки», часто просто теряют учащихся.
Все это требует разработки каждой школой своей собственной педагогической программы развития. А это есть ни что иное, как план управления учебно-воспитательным процессом, выражающий две ведущие тенденции российского образования - переход на научно организованное руководство и опирающуюся на гуманистические идеи концептуаль-ность.
Содержание и структура
Педагогическая программа развития школы - сугубо индивидуальный документ, составленный с учетом конкретных условий и особенностей, и отражающий реальную картину состояния образовательного учреждения на данный момент. Его нельзя автоматически перенести из одной школы в другую, однако общая структура сопоставима.
Первая часть программы - аналитическая. На основе изучения человеческого потенциала (педагоги, персонал и воспитанники), социально-экономического окружения и результатов предыдущей работы делаются выводы и ставятся задачи.
Второй блок - концептуальный. Оценки результатов диагностики, подходы к взаимодействию с окружающим социумом и организация жизнедеятельности должны основываться на принципах, составляющих целостную систему.
Третья часть - практическая,направленная на реализацию поставленных целей и задач. В ней расписаны конкретные дела по организации жизни школы.
Это не принципиальные названия разделов, а их сущность, содержание.
Как разработать такую программу?
Здесь прежде всего предполагается способность педагогического коллектива, а главное - директора, видеть свою сегодняшнюю школу в целом, моделировать лень завтрашний. Изначально у директора школы должны быть определенные мировоззренческие и педагогические установки.
Для создания программы, направленной на развитие и самореализацию ученика, необходимо признать личность этого ученика высшей ценностью, считаться с объективными возможностями и условиями, понимать допустимые границы вмешательства в личную жизнь ребенка и многие другие факторы, которые и определяют гуманистический подход.
Словом, первый шаг - это готовность директора к созданию такой программы и общее (пока еще схематическое, в виде идеи) видение изменений.
Второй шаг - сбор информации по следующим областям:
Внешняя среда
1. Нормативно-правовая база.
2. Региональная программа развития образования.
3. Статистические данные по социуму микрорайона школы, миграция, культурные тенденции, национальные, региональные особенности, отношение к школе.
4. Микросоциальный заказ (родители и окружающий социум).
5. Новые научные концепции и теории.
6. Информация об опыте работы других школ.
Внутренняя среда
1. Статистические сведения об учащихся.
2. Сведения о здоровье учащихся.
3. Результаты текущей и итоговой успеваемости.
4. История, традиции и предыдущий опыт работы школы.
5. Материально-финансовые возможности школы.
6. Социальный заказ учащихся и педагогов.
7. Интеллектуальный и творческий потенциал учащихся и педагогов.
8. Социально-психологический климат (для учащихся и для педагогов).
Такую информацию можно получить, во-первых, из нормативных документов Правительства Российской Федерации, Министерства образования. Во-вторых, из анкетирования родителей, учителей, учащихся, опросов жителей микрорайона. В-третьих, путем изучения результатов работы школы в динамике за 2-3 года, материалов аттестации и экспертных групп, педсоветов, публикаций об опыте других школ, в том числе и зарубежных, новых научных концепций и теорий (по литературе и на различных курсах). В-четвертых, диагностика, самодиагностика, тестирование учащихся и педагогов, наблюдение за деятельностью педагогов и учащихся, собеседования с педагогами, педагогические консилиумы, микроисследования, оценка независимых экспертов. В-пятых, ознакомление с возможностями финансового обеспечения, изучение статистических данных по микрорайону.
Большинство из этих приемов знакомы нашим руководителям и не представляют для них трудности. Рассмотрим подробнее применение оригинальной комплексной методики оценки ситуации в школе - КОС. Проводится она путем заполнения специального опросника. При этом следует учитывать, что анонимное заполнение дает более адекватную оценку ситуации в целом по школе. Если же Вы хотите иметь данные по конкретным педагогам, то опросники делаются именными. В этом случае целесообразно включить статистический блок (стаж, возраст, пол, образование и т.п.). Чтобы получить более достоверную оценку, анализируя именные анкеты, следует сопоставлять ответы на коррелирующие вопросы в различных блоках (например, I,4-II,5-IV.4). Если опросник заполняется в соответствии с инструкцией, то общие результаты легко поддаются компьютерной обработке. А инструкция такова: в первой графе необходимо поставить номер суждения для завершения фразы, которая наиболее адекватно будет отражать реальную ситуацию, во второй - желаемое состояние. В третьей графе ставится номер, соответствующий оценке достоинств реальной ситуации, а в четвертой - согласие или несогласие с необходимостью перемен.
Наш опыт работы со школами с позиции консалтинговой (диагностико-консультационной) службы показывает, что самым важным и сложным является интерпретация полученных результатов. Если руководитель самостоятельно делает анализ, то оценка может идти по нескольким направлениям. Желательно представить совокупный результат по школе (или по группе педагогов) в виде диаграмм. Различие между реальной и желаемой ситуацией наглядно покажет проблемы школы. Вопросы, по которым будет максимальное расхождение, выявят основные направления первоочередного приложения сил. Они уточняются через оценку реальной ситуации. Очень важные выводы дает сопоставление граф 3 и 4. Если желаемая ситуация совпадает с реальной, а оценка ее невысока, или реальная ситуация далека от желаемой, но оценка ее высока, - налицо явное непонимание или безответственное отношение к заполнению опросника. Это сопоставление показывает достоверность ответов. Если же по итогам опроса реальная ситуация оценивается низко и желаемо другое положение дел, а в графе 4 доминируют ответы «нет» и «не знаю», то следует вывод о неготовности педагогов к инновационной деятельности, нежелании тратить на это время и силы, об отсутствии стремления к самореализации. В таком коллективе явно доминирует мнение, что проблемы школы от них не зависят и в их решении они надеются на посторонние силы. В данном случае на первый план в деятельности руководителя выдвигаются разъяснение ведущих концептуальных идей, изложение перспектив развития, повышение общепедагогической культуры коллектива и создание мотивации.
Сопоставление ответов по разным блокам показывает целостность позиции учителя, ее внутреннюю логику. Самое главное, чтобы полученные результаты не остались без внимания, а вместе с информацией, полученной по другим каналам, легли в основу аналитической части программы развития школы. В ней и выявляются сильные и слабые стороны коллектива, его творческий и профессиональный потенциал, готовность к новациям, характеризуется взаимодействие и влияние окружающей среды (социальной и экономической). На основе анализа делаются выводы, намечаются проблемы и ставятся задачи.
Так, аналитическая часть педагогической программы развития школы № 825 г. Москвы (директор В. А. Караковский) включает в себя следующие разделы: о чем говорит статистика; работа в творческом режиме; проблемы, проблемы, проблемы. (Они связаны с падением вобществе престижа знании, с ростом количества детей с различными психофизическими отклонениями, с общей тенденцией спада общественной активности школьников).
А вот аналитический блок такой же программы школы № 2 г. Лакинска Владимирской области (директор Т. Н. Жарёнова) называется «Анализ исходных позиций» и содержит в себе следующие пункты:окружающая среда; кто мы: личный состав, учащиеся, родители; деятельность школы: на уровне классов, общешкольная коллективная деятельность, участие родителей; результаты, выводы, оценки, задачи.
При этом в выводах отмечаются как сильные точки (для учителей - компетенция, творчество, динамизм, внимание к своим ученикам, к их становлению, для учащихся - дисциплинированность, малое количество пропусков, ровные межличностные отношения), так и слабые (для педагогов - отсутствие новых учебников, программ, слабая материальная база, для учеников - пассивность, отсутствие коллективной ответственности, невысокая культура речи).
Таким образом, аналитический блок, показывающий состояние школы, ее взаимодействие с социумом и сегодняшний потенциал, является базой и определяет остальные блоки.
На пути к главной цели
На втором этапе директор вместе с заместителями и всем педколлективом вырабатывает концепцию развития школы. Определяются цели и конкретные задачи, понимаемые как всем коллективом, так и руководителями районного управления (отдела) образования. Конкретизируются и объединяются в систему те установки, которые существовали у директора еще на первом этапе,
Лучшая форма привлечения коллектива к разработке концепции - деловая игра «Перспектива развития школы». В этот момент очень важно сформировать у педагогов, учащихся, родителей образ школы, который складывается из таких составляющих: образ учащегося и выпускника школы; образ жизнедеятельности школы, организация деятельности, общения и отношений между участниками учебно-воспитательного процесса; представление о месте и роли групп и индивидов в воспитательной системе школы; образ материально-технической базы школы; представление о взаимодействии учебного заведения с окружающей социальной и природной средой.
В ходе игры методом «мозгового штурма» продуцируются идеи, которые обрабатываются специально созданной аналитической группой. Проводить игру целесообразно в течение двух дней. В первый день в групповой работе определяются составные части концепции:
а) цели воспитательной системы школы, то есть те качества личности, ценностные ориентации, которыми должен обладать человек, выходящий из школы (учитывая общечеловеческие ценности, государственные ориентации, национальные и региональные особенности);
б) принципиальные позиции, идеи, реализация которых позволит претворить в жизнь целевые установки (например, признание приоритета ребенка в школе, сотрудничество педагогов, детей, родителей, творчество и др.);
в) виды деятельности, которым будет отдан приоритет в процессе создания воспитательной системы (на разных его этапах), и те, которые впоследствии станут системообразующими, интегрирующими учебную и внеурочную работу в целостный воспитательный процесс;
г) типы воспитательных комплексов, «крупных доз воспитания» (В. А. Караковский), в которых концентрируются основные воспитательные воздействия (например, разновозрастные объединения и др.);
Во второй день сообщаются и обсуждаются итоги совместной работы предыдущего дня, а затем определяются главные проблемы, с решения которых необходимо начать совместную деятельность педагогов, учащихся и родителей по реализации основных положений концепции, а также пути и способы решения этих проблем. Каждая микрогруппа разрабатывает одну из проблем и предлагает ее на обсуждение остальным участникам, выступающим в качестве оппонентов. Очень эффективен прием, когда после выступления одной группы представитель второй излагает, как они поняли их идеи.
На следующем этапе педагоги, получившие опыт собственного коллективного обсуждения и наработанные идеи концепции, адаптируют их к условиям классного коллектива, организуя подобную деятельность с учащимися и родителями.
Для координации работы и обобщения результатов создается инициативная группа, возглавляющая теоретическую подготовку педагогов к нововведениям. В нее могут привлекаться преподаватели вузов, методисты. В конце этого этапа организуется обсуждение и утверждение текста концепции на педагогическом совете, возможно, с участиемактива родителей и старшеклассников. Основные идеи концепции целесообразно обсудить на конференции родителей и старшеклассников.
Концептуальный блок не представляет собой какой-либо определенной программы деятельности. Это могут быть просто ориентиры, инновационные идеи, стремясь к которым, каждый педагогический коллектив должен через приобретение своей педагогической индивидуальности, своего «лица», прийти к главной цели - развитию и самореализации личности (как учащегося, так и педагога).
В программе московской 825-й школы это принципы природосообразности и культуросообразности. Главные ориентиры воспитания - общечеловеческие ценности. Как возможную систему таких понятий, к которым необходима выработка ценностных отношений, в школе выбрали: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек». Цель - максимальное развитие личности учащегося.
В программе педагогического колледжа г. Владимира концептуальная часть включает в себя:
* цель (модель выпускника: профессионализм, творчество, духовная культура, самостоятельность, «помехоустойчивость» в практической жизни);
* системообразующая связь: отношение творческого познания;
* принципы организации жизнедеятельности: самостоятельность учащихся, индивидуализация и дифференциация обучения, гуманизация отношений, многогранность образования, сотрудничество, центрация на развитии личности.
Органическим продолжением второго этапа является третий, где происходит разработка действий (практической части) по достижению цели. Здесь также необходимо максимальное включение педагогов, учащихся и родителей в процесс планирования, что создает эффект сопричастности, который в дальнейшем способствует сознательному, творческому и ответственному выполнению запланированного.
Практическая часть программы - это по сути дела конкретные формы организации жизнедеятельности единого воспитательного коллектива школы. Оформить такой план можно в любой наиболее удобной форме. Например, в виде сетки. Стратегические направления планируются на 3-4 года.
Практический блок опирается на характеристику потенциала (материального и интеллектуального) школы, принимает в расчет объективные условия, общественный заказ и включает пожелания педагогов,
учащихся, персонала, представителей микросоциума.
Так, к примеру, в уже упоминавшейся школе № 2 г. Лакинска Владимирской области этот блок имеет следующую структуру:
1. Развитие традиций в школе: перспективный план педсоветов (на 3 года); психолого-педагогические семинары (на 3 года); темы исследовательской работы педагогов; коллективные творческие дела (на 3 года); взаимодействие с окружающей средой.
2. Направления инновационной работы: базисный план; развивающаяся и развивающая школа.
3. Управление развитием школы (сетевое планирование). А для того, чтобы иметь возможность измерить эффективность всех действий, нужно, начиная с концепции, предвидеть объективные критерии оценки, по которым и будет проводиться коррекция того или иного вида деятельности.
По своей сути педагогические итоги являются одновременно как характеристикой деятельности в течение учебного года, так и инструментом оценки различных предусмотренных стратегий. Из этой характеристики делаются, например, такие выводы: как чувствуют себя ученики классов выравнивания; как набраны учащиеся прогимназических классов; правильно ли установлен уровень их развития; положительно ли было партнерство с различными учреждениями микросоциума; получили ли учащиеся достаточную информацию для выбора профессии; сыграл ли свою роль орган самоуправления.
Список можно продолжать, он зависит от конкретных условий. Четвертый этап - непосредственное выполнение программы, которое учитывает постоянную обратную связь и моменты коррекции. Если какие-то задачи не решены или дали побочные проблемы - значит необходим возврат к стадии планирования и внесение необходимых поправок.
Программа развития школы, как уже говорилось, документ индивидуальный, однако он имеет достаточно общую структуру и может подвергаться общей оценке. Основными критериями ее качества можно считать два. Первое - успешная реализация программы адекватно поставленным целям, т.е. соответствие личности выпускника перспективной модели, его способность к самореализации и готовность к жизни. И второе - общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка и учителя, их социальная защищенность, условия для развития и самореализации, внутренний комфорт.