Опыт исследования



Дата22.03.2021
Размер28,5 Kb.
#107893
ТипДоклад

Владимиркина С.С. (г. Ульяновск)

ГОРОДСКИЕ ПАРКИ КАК МЕСТО СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Адрес для обсуждения доклада: http://vk.com/topic-78986453_30923234

Каждый человек испытывает постоянную потребность в новой информации о других людях, жизни, об окружающем мире в целом. В свою очередь, «информация идет отовсюду, где есть люди, и в значительной мере она поступает из городского пространства»1.Парки как часть городского публичного пространства сегодня пользуются большим интересом, являясь объектом внимания исследователей из самых разных областей науки, таких как экология, социология, философия, архитектура, урбанистика.

Сегодня городские парки становятся не только природной зоной городского пространства, но также уникальным местом для общения, зоной для занятий спортом на свежем воздухе и территорией, способной оживить целый район города за счет проведения интересных событий, многообразия развлечений и качественной дружелюбной городской среды.

Актуальность изучения социальных коммуникаций в таком пространстве, как городские парки, обуславливается рядом причин. Во-первых, его комплексное изучение способствуют воздействию на социальное самочувствие и установки горожан. Другая причина заключается в том, что «пространство города является отражением своеобразия образа жизни каждой исторической эпохи, общественного мировоззрения, при этом аккумулируя социальную информацию и способствуя культурной интеграции городского населения»2.В эпоху расцвета информационных технологий парки, как элемент городского пространства, способствуют возникновению чувства комфорта, гармонии, удовлетворенности человеком окружающей средой. С другой стороны, неэффективное использование социальных коммуникаций в парковой среде может вызывать обратный результат – чувство отчужденности, которое впоследствии ведет к «социальной аномии».



Цель – разработать теоретико-методологическую базу исследования социальных коммуникаций в городских парках, а также рассмотреть принципы и подходы изучения рассматриваемого процесса.

Если принять, что городские парки есть «элемент городского пространства, который представляет собой мощную материально-техническую базу: зеленое строительство, благоустройство территории, внутрипарковый транспорт, садовая мебель, механизация уборочных работ, телефонизация и специальное техническое оборудование для различных видов работы, механическое оборудование площадок, эстрад и сцен, техника информации, развлечения, обеспечивающие высокое качество обслуживания огромных масс посетителей»3, то все эти составные части взаимодействуют между собой и влияют друг на друга. Кроме того, любая коммуникативная деятельность учреждения неразрывно связана с экономической ситуацией в регионе и поддержкой правительства, уровнем культурного развития города, сложившимися нормами, традициями и мнениями. В этой связи в качестве главного научного принципа исследования используется принцип системности. Он позволяет сконцентрировать исследование на сущности его объекта, а также позволяет оцени­ть связи с его элементами.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теории и концепции, изложенные как в работах отечественных ученых, так и западных социологов и урбанистов. В рамках системно-структурного подхода городские парки рассматриваются как целостное образование, выявляются его структурные элементы, их места и роли в контексте социальных коммуникаций. Социокультурный подход основан на изучении тех явлений, которые связаны с внутренним миром участников социального процесса. В исследовании важно узнать, каково отношение горожан к городской жизни, какое место занимают городские парки отдыха и культуры в жизни горожанина, а также какую функцию они выполняют для разных групп общественности.

Изучение городских парков тесно связано с городским пространством. В теории блазированности Г. Зиммеля4 социальное пространство рассматривается как форма совершения событий в мире; одно из качеств взаимоотношений людей в пространстве города он определяет как блазированность, другими словами, феномен «бесчувственного равнодушия» – неспособность современного горожанина эмоционально реагировать на каждого человека, с которым он вступает в контакт. Изучение зависимости внешних факторов на степень блазированности населения встречается в теории «социального пространства, пространства потоков и пространства мест» М. Кастельса5, который описывает пространство не как отображение общества, а как его выражение. Каждое взаимодействие целенаправленно, потому может быть тематизировано или аналитически расчленено на определенные аспекты. Исследователь отметил другой фактор, влияющий на процесс социальных коммуникаций.

С развитием средств электронной связи физическое пространство перестает быть обязательным контекстом коммуникации. Идея данного тезиса развивается в теории публичного человека Р. Сеннета6. В настоящее время наблюдается усилении пассивности, наступает кризис непосредственной (то есть такой, в которой не участвуют СМИ и технические устройства) межличностной коммуникации в публичном городском пространстве. Существует опасность вытеснения непосредственного взаимодействия горожан пассивным использованием телекоммуникационных технологий. С усилением процесса «приватизма» улица перестает быть местом встречи и общения, публичная коммуникация перемещается в закрытые пространства – кафе, моллы, спортивные и развлекательные центры.

Наибольшее развитие, благодаря государственной или частной инициативе, городские парки получили сегодня в крупнейших европейских городах (Париж, Лондон, Берлин, Мадрид). Например, в парке «Диснейлэнд» в Орландо, где пропускная способность 17 млн. человек в год, царит идеология потребителя, рассчитанная на то, чтобы человек чувствовал себя в другой среде, где все работает на него, где он самый важный. Это идеология праздника, отдыха. Тенденции развития городских парков (отказ от разрастания городской территории вширь; приоритетное развитие скоростного общественного транспорта, пешеходных зон; переформатирование старых промышленных зон в территории коммуникации) стали постепенно распространяться и на малые (средние) европейские города. Наиболее яркие проекты развития парковых пространств в городах такого типа представлены в Финляндии, Великобритании и Швеции.

Если обратиться к России, то здесь ситуация иная: активное развитие общественных пространств началось не более десяти лет назад, и затронул этот процесс пока такие крупнейшие города, как Москва и Санкт-Петербург. После ряда мероприятий по восстановлению Центрального парка культуры и отдыха им. Горького г. Москвы данное место стало одной из точек притяжения жителей города. По результатам рейтинга А. Высоковского, данный парк возглавляет городской рейтинг московских парков. В Санкт-Петербурге по результатам многочисленных социальных запросов в ходе исследований открыли территорию для семейного отдыха и развития детей - «Дивный город».

Исследования социальных коммуникаций в пространстве городских парков способствуют разработке новых интерактивных, а главное эффективных форм коммуникаций. Например, Союз ассоциаций партнеров и развлечений («САПИР») в 2009 году стал инициатором проведения всероссийской благотворительной акции «Улыбнемся солнечному дню», которая уже пять лет подряд объединяет всех неравнодушных людей от Калининграда до Владивостока. С помощью посетителей парка оплачиваются билеты на аттракционы детям из многодетных семей, детям-сиротам. За время существования акцию поддержали более ста парков. Силами Союза удалось собрать более 100 тыс. билетов на аттракционы нуждающимся ребятишкам России.

По мнению Куценко Н., Баклыской Л.Е, «парки призваны снимать психологическую напряженность и физическую усталость человека, настраивать его на социальноеединение в общении с единомышленниками, дарить умиротворение или желание физической активности, а также просто создавать хорошее настроение»7. Акция «Улыбнемся солнечному дню», призвана привлечь внимание широкой общественности к паркам культуры и отдыха как к площадке для реализации социальной активности населения.

Итак, изучение социальных коммуникаций в таком общественном пространстве, как городской парк, в условиях массовой информатизации общества крайне актуальна и необходима. Имеющиеся исследования коммуникаций городского населения свидетельствуют о негативных тенденциях. Выявление новых форм социальных коммуникаций способствует не только развитию городских парков, но также - социальной и культурной интеграции городского населения.

Список использованной литературы

1. Города для людей / Ян Гейл; Изд. на русском языке – КОНЦЕРН «Крост», пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2012. – С.9.

2. Кашкабаш, Т.В. Интерпретация городского пространства в современных условиях // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – №10.– С. 53.

3. Шайгарданова, Н.Л. Специфика и смыслы парка культуры и отдыха / Вестник гуманитарного университета, 2013. №2 (2). – С. 140-144.

4. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь // Логос: журнал по философии и прагматике культуры. 2002. № 3-4.

5. Kastel's M. Information najajepoha: jekonomika, obwestvoikul'tura. M.: GU-VShJe, 2000. 608 p.

6. Sennett R. The Public Domain // The Public Face of Architecture: Civic Culture and Public Spaces / Ed. by N. Glazer, M. Lilla. New York: Free Press. P. 26-47.



7. Куценко, Н., Баклыская, Лепарк социалистического периода / Материалы конференции «Новые идеи нового века» Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), г. Хабаровск, Россия. ̶ Том 1. – 2010. ̶ С.461-465.



1 Города для людей / Ян Гейл; Изд. на русском языке – КОНЦЕРН «Крост», пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2012. – С.9.


2 Кашкабаш, Т.В. Интерпретация городского пространства в современных условиях // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – №10.– С. 53.

3 Шайгарданова, Н.Л. Специфика и смыслы парка культуры и отдыха / Вестник гуманитарного университета, 2013. №2 (2). – С. 140-144.

4 Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь // Логос: журнал по философии и прагматике культуры. 2002. № 3-4.


5 Kastel'sM. Informacionnajajepoha: jekonomika, obwestvoikul'tura. M.: GU-VShJe, 2000. 608 s.

6 SennettR. ThePublicDomain // ThePublicFaceofArchitecture: Civic Culture and Public Spaces / Ed. by N. Glazer, M. Lilla. NewYork: FreePress. Pp. 26-47.


7 Куценко Н., Баклыская, Лепарк социалистического периода / Материалы конференции «Новые идеи нового века» Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), г. Хабаровск, Россия. ̶ Том 1. – 2010. ̶ С.461-465.

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Сборник научных и методических трудов Издательский центр «Наука» Саратов 2013 удк [37. 015. 3 + 376] (082)
2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
2014 -> А. Г. Маклаков общая психология
2014 -> Программа дисциплины «новые информационные средства обучения химии»
2014 -> Книга скачена из Интернета и приведена в такой, как вы видите, вид мной, Максимом из Томска. Специально для библиотеки
2014 -> Романова А. И. (Самара) опыт использования контент-анализа фотографий для изучения типов самопрезентации в социальной сети
2014 -> В глянцевых журналах
2014 -> Гендерные архетипы в рекламе
2014 -> Использование сети интернет в туристской индустрии
2014 -> Абрамова Д. А., Толубаева М. Н. (г. Ульяновск) влияние сми на духовную жизнь


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница