Определение уровня самостоятельной учебной деятельности студентов, изучающих английский язык



Скачать 183,32 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата08.02.2021
Размер183,32 Kb.
#94814
  1   2


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Е.Н. Воронова
Саратовский государственный
университет им.Н.Г.Чернышевского
В данной статье даѐтся описание выявления уровней самостоятельной учебной деятельности (СУД) студентов и критериев их определения. В качестве критериев уровней самостоятельной учебной деятельности на основе компонентного состава самостоятельной учебной деятельности выступают следующие критерии: 1) процессуальный; 2) результативный;
3) методический; 4) коммуникативный; 5) гностический.
В самостоятельной учебной деятельности мы выделяем следующие компоненты: 1) мотивационно-целевой; 2) содержательный; 3) операционно-деятельностный; 4) результативный, а также несколько этапов: 1) подготовительный; 2) планирующий; 3) практический; 4) контрольный; 5) оценочный; 6) корректирующий. Каждому компоненту соответствует по содержанию определѐнный этап самостоятельной учебной деятельности.
Процессуальный критерий характеризует прохождение студентами всех этапов СУД: подготовительного (ориентировочного), планирующего, практического, контрольного, оценочного, корректирующего.
Результативный критерий описывает качество созданного в процессе движения к цели нового конечного продукта. Согласно положениям культурно-исторической школы (Выготский, Леонтьев), обучение должно ориентировать учащихся на самостоятельное освоение нового опыта с неочевидными результатами, развитие своих познавательных и личностных возможностей. Необходимо принимать во внимание как практические продукты учебной деятельности студентов (результативный критерий), так и духовные (процессуальный критерий).
Методический критерий включает в себя три элемента:1) конструктивный, проявляющийся в отборе и композиции содержания учебной информации, в проектировании деятельности по усвоению данной информации; 2) информационный, отражающий умение работать с источниками информации; 3) организационный, выражающийся в умении чѐтко спланировать, построить учебный процесс, организовать себя.
Включение коммуникативного критерия в характеристику уровней
СУД студентов мотивировано тем фактом, что оптимальное педагогическое общение педагога со студентами в процессе обучения создаѐт наилучшие условия для развития их мотивации и творческого характера учения, для правильного формирования личности студента,

обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и управления социально-психологическими процессами в коллективах.
Характеризуя гностический критерий, важно отметить, что личностный аспект мыслительной деятельности выступает в качестве еѐ особого фактора и реализуется сейчас в ряде исследований, где испытуемый, решающий творческую задачу, рассматривается не просто как «решатель» - абстрактный субъект деятельности, а и как целостная личность, которая обладает, помимо интеллектуального опыта, ещѐ и системой социально обусловленных ценностей, собственно личностными качествами, задающих осмысленность приобретѐнного опыта и его организованность в индивидуальном сознании «Я». Была предпринята попытка представить личностный аспект мышления в качестве внутренне необходимого компонента структуры мыслительной деятельности. Это достигалось через расслоение мышления на два иерархически соподчинѐнных плана его протекания - рефлексивно-личностный и предметно-операциональный, связь между которыми определяется осмысленностью и осознанностью человеком осуществляемой им деятельности [1]. С этой точки зрения субъектом осмысления выступает личность в целом, а объектом оказываются выполняемые ею операции и их предметные основания. Таким образом, прослеживается взаимосвязь между процессуальным и гностическим критериями. Познавательная деятельность студента включает в себя не только усвоение знаний. Через эту деятельность он реализует и самоутверждает себя как личность.
Несомненно, что реализация субъектом себя в познавательной деятельности невозможна без овладения способами получения новых знаний и умений. Эти способы являются одним из важнейших индикаторов способностей человека, через проявление которых и происходит процесс самоутверждения личности. Поэтому необходимо учитывать важность формирования рациональных способов умственной деятельности в процессе учебной деятельности студентов.
На основании перечисленных критериев были выделены следующие уровни самостоятельной учебной деятельности студентов:
1) подражательно-пассивный
(интуитивно-деятельностный): регламентируемая
СУД;
2) активно-поисковый
(частично- исследовательский): ориентируемая СУД; 3) интенсивно (собственно)- творческий: собственно-самостоятельная учебная деятельность с элементами творчества.
Следующим шагом является определение показателей начального
(исходного, фонового) уровня СУД студентов на занятиях по английскому языку, описание его количественных и качественных показателей. С этой целью мы разработали авторский тест, содержание вопросов которого соответствовало компонентам понятия СУД. Первые шесть вопросов соотносились с процессуальными компонентами: первый

выявлял степень мотивации студентов на занятиях по иностранному языку; второй - их способность планировать (моделировать) свою учебную деятельность; третий - качество выполнения действий; четвѐртый определял способность студентов к рефлексии своей деятельности; пятый - их способность к оценке своих действий

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2013
2013 -> Сборник научных статей иц «Наука» 2012 (082) ббк 74. 58 я43 П18
2013 -> Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо материалы докладов
2013 -> Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности
2013 -> Сборник научных статей
2013 -> В. В. Бартель формирование культуры межнационального общения и развития культурологической компетенции средствами иностранного языка в аудиторное и внеаудиторное время статья
2013 -> Из опыта психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся
2013 -> Использование икт при организации самостоятельной работы бакалавров журналистов в обучении иностранному языку
2013 -> Докладов IV международной он-лайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации»
2013 -> Физкультура и спорт
2013 -> Сборник научных статей

Скачать 183,32 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница