Организационно



Скачать 131,63 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата30.12.2020
Размер131,63 Kb.
#80207
  1   2   3   4


УДК
378.09

ОРГАНИЗАЦИОННО
-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ
ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ


Саяпин Н.В.
,
канд. пед. наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет»,
410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83,
е
-mail: sayapinnv@gmail.com

Аннотация.
В представленной статье раскрывается сущность, особенности реализации, основные формы и виды исследовательской деятельности, которую осуществляют будущие учителя технологии, обучаясь в вузе. Проведен анализ основных организационно
- педагогических условий, которые обеспечивают наибольшую эффективность исследовательской деятельности будущих учителей технологии на основе компетентностного подхода.
Ключевые слова
: исследовательская деятельность, компетентностный подход, виды и формы исследовательской деятельности будущих учителей технологии.

В соответствии с существующей стратегией развития образования в
Российской
Федерации необходимо осуществлять качественную профессиональную подготовку бакалавров, магистров и специалистов, которые на современном рынке труда могут быть представлены как компетентные и конкурентоспособные работники. Обозначенные требования к подготовке будущих учителей выполняются и в Саратовском национальном исследовательском университете имени Н.Г. Чернышевского. Одним из ключевых показателей в этой подготовке является исследовательская деятельность студентов. Включение обучающихся студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Технология» в полноценную исследовательскую деятельность позволяет повысить ценность образования, а также вовлечь обучающих в проводимую вузом исследовательскую работу.
Принимая активное участие в исследовательской деятельности, студенты овладевают общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями [4], которые раскрывают потенциал, позволяющий обучающимся самореализоваться, развивать навыки инновационного мышления, что в конечном результате приводит к расширению сферы их научного знания в области профессиональной деятельности.
Т.С. Бородина отмечает, что исследовательская деятельность студентов, является необходимым условием и средством их профессионального самоопределения и становления, выступает как часть целостного, длительного, динамического процесса вхождения в профессию, а также как результат выбора и проектирования ими предстоящей профессиональной деятельности [1].


В процессе обучения в вузе исследовательская деятельность нацелена на освоение новых знаний, которые позволяют расширить личный опыт обучающегося, а также его общественный опыт. Особенностью реализации исследовательской деятельности является то, что первоначально происходит приобретение опыта, а затем его дальнейшее усвоение.
В процессе исследовательской работы студентов в вузе происходит успешная адаптация обучающихся к изменениям в социально
- экономической сфере страны; развитие инновационного мышления студентов; способствует участию студентов в системе общественных отношений и обеспечивает реализацию своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества с учетом возрастных особенностей.
Включение студентов вуза в исследовательскую деятельность позволяет формировать и развивать у них умения поиска, анализа, сравнения, классификации, обобщения необходимой информации, мыслить, логически выстраивать, реализовывать новые научные знания из профессиональной сферы деятельности, планировать, организовывать и вести исследовательский поиск.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что исследовательская деятельность на сегодняшний день является одной из основных составляющих в профессиональной подготовке будущих учителей технологии, оказывающих влияние на становление их личности [3], а в дальнейшем и в их профессиональной деятельности.
В то же время, анализ результатов наблюдения за процессом обучения бакалавров и магистров с первого по выпускной курсы позволяет сделать вывод о том, что не все обучающиеся овладевают необходимым уровнем исследовательской компетентности, который обозначен в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС
ВО). Это доказывает необходимость привлечения в рамках вуза будущих учителей технологии к исследовательской деятельности с позиции ее эффективности, продуктивности и рациональности.
В настоящее время одним из основных подходов, который используется при подготовке будущих учителей технологии является компетентностный подход, использование которого и его принципов [6] и позволяет раскрыть содержание профессиональной подготовки будущих учителей технологии на основе деятельностной направленности и нацеливает на обеспечение соответствующего качества высшего образования
Формирование исследовательской компетентности будущих учителей технологии на основе компетентностного подхода осуществляется при помощи определенных организационно
- педагогических условий.
1.
В процессе обучения педагогами, наставниками, руководителями должна предоставляться будущим учителям технологии возможность самостоятельного выбора разнообразных видов и форм исследовательской деятельности.
Исследуя педагогическую литературу по обозначенной проблеме, можно выделить следующие основные виды исследовательской деятельности,

которые используются в процессе профессиональной подготовки будущих учителей технологии в вузе:
- исследовательская деятельность будущих учителей технологии неотрывно связанная с образовательным процессом, то есть учебная исследовательская деятельность студентов, которая предусмотрена утвержденными рабочими учебными планами и рабочими программами изучаемых дисциплин. К этой разновидности исследовательской деятельности относится: выполнение контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ, написание эссе, рефератов по определенным темам занятий и др.
- исследовательская деятельность будущих учителей технологии вне учебного процесса представляет достаточно широкий спектр выполняемых действий: участие в предметных и проблемных кружках, участие в научных и научно
- практических конференциях; участие в конкурсах.
В период подготовки будущие учителя технологии принимают участие в следующей исследовательской деятельности: участие в различных видах учебной аудиторной работы с элементами научных исследований (лекции, семинары, лабораторные занятия); олимпиады, конкурсы, выставки; индивидуальная работа преподавателей со студентами, которые занимаются научными исследованиями; участие в исследованиях, проводимых преподавателями кафедр в составе теоретических и экспериментальных групп; проведение научных поисков в процессе выполнения различных видов практики в учебных, исследовательских учреждениях.
Представленная исследовательская деятельность, которая используются во время профессиональной подготовке будущих учителей технологии в вузе, своеобразна и требует определенных творческих способностей обучающихся при ее реализации.
В процессе обучения в вузе будущих учителей технологии нужно не только мотивировать на выполнение различных видов исследовательской деятельности, но и осуществлять знакомство с методикой организации соответствующих видов и форм работы, показывать примером свою вовлеченность в исследовательскую деятельность.
Знакомство будущих учителей технологии с различными видами исследовательской деятельности необходимо начинать с первого курса их обучения в вузе. В дальнейшем предоставлять им возможность выбора различных ее видов, что позволит более активно включать будущих учителей технологии в осуществление данного вида деятельности с учетом их интересов и склонностей.
2.
Педагогическая помощь и реализация исследовательской деятельности на всех ее этапах.
Практически все педагоги, которые реализуют процесс обучения будущих учителей технологии, отмечают, что при осуществлении студентами исследовательской деятельности необходимо осуществлять поддержку и помощь на всех ее этапах, особенно это касается первого и второго курсов обучения.


Будущие учителя технологии особенно нуждаются в формировании определенных исследовательских умений, к которым можно отнести следующие умения: умение обосновывать актуальность проблемы исследования; умение формулировать цель и задачи исследования; умение осуществлять поиск информации; умение проводить предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения поставленных задач; умения формулировать исходные положения гипотезы (предположение), осуществлять их теоретический анализ, проверку на основе полученных фактов; умения планировать, организовывать и проводить эксперимент; умения анализировать и обобщать полученные результаты, оформлять их, осуществлять публичное представление результатов исследования.
Осуществление будущим учителям технологии педагогической помощи и сопровождения в процессе исследовательской деятельности на всех ее этапах может выполняться как самим преподавателем при совместной со студентом работе с учетом факторов педагогического сопровождения развития студентов
[5]
, так и путем предоставления им методических материалов, которые раскрывают методики исполнения данной деятельности.
Таким образом, создание и реализация обозначенных выше организационно
- педагогических условий позволит будущим учителям технологии продуктивно, рационально и эффективно выполнять исследовательскую деятельность в период подготовки в вузе.


Скачать 131,63 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница