Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 265»
Организация здоровьесбережения
в дошкольном образовательном учреждении
Методические материалы
Барнаул
ББК 51.204.0
О – 64
Редакционная коллегия:
О.В. Щербакова (отв. ред.), М.А. Новичихина, М.В. Симонова
О - 64 Организация здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении: методические материалы / ред.кол.: О.В. Щербакова [и др.]. – Барнаул, 2015. – 40 с.
В сборнике представлены материалы, в которых рассматривается одно из важных направлений дошкольного образования – это сохранение и укрепление здоровья детей, а также материалы с методическими разработками занятий со здоровьесберегающей направленностью. Авторы статей рассматривают особенности организации здоровьесбережения в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Материалы сборника публикуются с сохранением авторской редакции и адресованы всем, кто в настоящее время предметно занимается или интересуется вопросами формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
ББК 51.204.0
Содержание
Предисловие
Раздел 1. Технологии здоровьесбережения в образовательном процессе: личностно-деятельностный подход
Раздел 2. Методические разработки здоровьесберегающей направленности
Предисловие
Научные исследования, проводимые в сфере образования, констатируют кризисные ситуации во многих областях жизнедеятельности людей. Кризисные явления, так или иначе, влияют на сознание и поведение людей, подтачивают их моральное и физическое здоровье. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия социально-экономических потрясений сказываются на детях, которые оказываются менее защищенными в сложных стрессовых ситуациях. Не имея достаточных жизненных навыков, позволяющих выбирать эффективные способы снятия стресса и напряжения, подрастающее поколение пытается самостоятельно справиться с воздействием негативных явлений и утвердить свой образ жизни. Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан.
Государственная Дума, неоднократно рассматривая материалы о состоянии здоровья нации, констатировала, что в России происходит национальная катастрофа, связанная с демографическим кризисом и значительным снижением уровня здоровья населения. Дума призвала рассматривать здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности, значительно усилить пропаганду здорового образа жизни, культа здоровья. Среди категории бытия, таких как смысл и счастье жизни, интересы и идеалы, гармония и красота, творческий труд и отдых, здоровье по праву занимает первое место. Непременным условием сохранения здоровья является высокий уровень его культуры.
В условиях снижения рождаемости и сохранения высокого уровня смертности, проблема здоровья населения становится главной среди определяющих судьбу России в XXI веке. Подъем уровня здоровья нации является самостоятельной и очень важной задачей, при игнорировании которой любые реформы в России столкнутся с естественным ограничением – вымиранием населения, физической и духовной деградацией.
Проблема улучшения здоровья – проблема изменения и преобразования форм жизнедеятельности. Здравоохранительные задачи сводятся в основном к эффективному лечению болезней человека. Объектом деятельности здравоохранения является болезнь человека, а не его здоровье (за некоторым исключением в раннем детском возрасте). Здоровьесберегающие и здравоохранительные программы должны быть направлены на изменение форм и способов жизни людей, обусловленных укладом жизни и ментальностью. В связи с этим возникла необходимость реализации различными сферами деятельности новой для нашей страны социокультурной функции, заключающейся в формировании у населения ценностей и культуры здоровья. Направлением прорыва в здоровьесбережении становится сфера образования. В национальной доктрине развития российского образования формирование здорового образа жизни, охрана и укрепление здоровья детей является одной из главных задач. Здоровьесберегающее образование должно являться результатом деятельности каждого педагога и, прежде всего, социального педагога досуга, социально – культурной деятельности.
Основными задачами дошкольного образования в области здорового образа жизни (ЗОЖ) являются формирование ценности здоровья; повышение квалификации педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья, создание здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях и семье. Для реализации этих задач необходимы инновации в подготовке педагогов дошкольного учреждения. Они должны знать биологические и социальные основы жизнеобеспечения человека, факторы риска и устойчивости в формировании здоровья человека и общества, знать и оценивать основные оздоровительные системы, закономерности психофизиологического развития, факторы, способствующие личностному росту и духовному развитию человека. К сожалению, в системе общечеловеческих ценностей здоровье до сих пор не заняло главного места. Сформированный годами менталитет русского человека не позволяет понять простую истину: современная медицина не в состоянии обеспечить здоровье и благополучие без активного участия самого человека.
Согласно данным ВОЗ, главным фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни. Укреплению здоровья, поддержанию высокой работоспособности и сохранению активного долголетия способствует здоровый образ жизни. Непременным условием следования принципам здорового образа жизни является высокий уровень культуры здоровья, который должен стать неотъемлемым компонентом общей культуры человека. Для преодоления кризиса здоровья нации надо пересмотреть в корне отношение к нему государства, общества, каждого гражданина. Прежде всего, следует признать на самом высоком государственном уровне, что состояние здоровья населения в настоящее время – проблема и задача номер один для государства, и подтвердить на деле соответствующими указами, законами, постановлениями и твердой, последовательной их реализацией.
Важнейшая задача – возродить, сформировать в общественном сознании убежденность в том, что здоровье – высшая ценность всех и каждого, формирование здоровья, здоровый образ жизни признать национальной идеей. Создать национальную доктрину здоровья как приоритетную идеологию государства, разработать стратегию улучшения уровня здоровья, организовать федеральные и региональные центры его формирования. Надо провозгласить примат духовного здоровья, поднять престиж нравственного и физического здоровья в глазах как детского, так и взрослого населения на самый высокий государственный и общественный уровень, обеспечив его моральными и материальными средствами поощрения, формировать моду на здоровье, его приоритетность среди других общественных ценностей.
Сложные и противоречивые процессы, происходящие в настоящее время в нашем обществе, побуждают культурологов, педагогов, психологов, социологов, философов к глубокому осмыслению происходящих реалий и путей возможных решений накопившихся воспитательных проблем, связанных с духовным развитием личности. Выход из создавшегося положения видится в том, что необходимо формировать такой образ жизни, в котором духовность, обеспечит гармоничное сочетание валеологического, физического, психического, психологического, социального и нравственного развития личности.
Теоретические и практические аспекты формирования образа жизни нашли отражение в работах философов, психологов, медиков и педагогов. Так, в рамках философского подхода здоровый образ жизни представляется как глобальная социальная система, составная часть образа жизни личности и общества в целом (Т.И. Адуло, О.О. Мильштейн, В.Л. Понамарчук, В.И. Столяров и др.).
В психологической науке здоровый образ жизни основывается на мотивации к сохранению и укреплению здоровья в сознании человека, в его саморегуляции и психологических состояниях (Г.А. Калачев, Б.А. Классов, И.П. Крохин, Т.Н. Темиров и др.).
С позиций представителей медицины здоровый образ жизни определяется как гигиеническое поведение, базирующееся на сохранении и укреплении здоровья, обеспечении высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия (Б.Л. Воскресенский, С.И. Горчак, В.И. Дубровский, А.П. Лаптев и др.).
Необходимо повысить уровень знаний людей о здоровом образе жизни, знаний о физкультуре и спорте. Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания, закаливания и т.д. были заложены русским народом, учеными, врачами интеллигенцией еще в прошлом столетии. Великие россияне – А. Суворов, А. Пушкин, Л. Толстой, И. Репин и многие другие – доказали, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни – не навреди, не злоупотребляй, будь умерен – способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности. В последние годы этому было дано научное обоснование отечественными учеными – И. Сеченовым, И. Павловым, П. Лесгафтом, П. Анохиным.
В данной работе представлены материалы, в которых рассматривается одно из важных направлений дошкольного образования – это сохранение и укрепление здоровья детей, а также материалы с методическими разработками занятий со здоровьесберегающей направленностью.
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Астапова М.И.,
воспитатель
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17, 3 %. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90 % детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85 % этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек спокойно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Поделитесь с Вашими друзьями: |