               Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Новосибирский национальный исследовательский государственный
университет» (Новосибирский государственный университет, НГУ)
Факультет журналистики
Кафедра семиотики и дискурсного анализа
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Ученого совета
__________________
«__»__________20__ г.
Основная образовательная программа
высшего образования
Направление подготовки
031300 – Журналистика
Квалификация (степень) выпускника –
бакалавр
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«современный русский язык: синтаксис»
Автор: Кузнецова Елена Сергеевна, канд. филол. наук.
-
Вид учебной работы
|
4-й семестр
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72 часа
|
Контактная работа, в том числе:
|
65 часов
|
лекции
|
32 часа
|
семинары
|
32 часа
|
консультации
|
1 час
|
Самостоятельная работа
|
6 часов
|
Промежуточный контроль
|
1 час
|
Зачетные единицы (кредиты)
|
2
|
Новосибирск 2014
Цель освоения дисциплины
Целью курса синтаксиса современного русского литературного языка является знакомство студентов с синтаксисом как центральной лингвистической дисциплиной.
В результате обучения дисциплине студент должен достигнуть следующих результатов образования:
знать основные этапы развития синтаксиса в России; основания выделения различных синтаксических единиц и субстанций; виды синтаксических связей и типы отношений; грамматические категории предложения и средства их выражения; формальное устройство предложения; коммуникативное устройство предложения (функции порядка слов, средства выражения актуального членения); семантическое устройство предложения (диктум, типы событийных пропозиций, категории модуса); особенности осложненного предложения в сопоставлении с простым и сложным; правила построения сложного синтаксического целого; способы организации монологической и диалогической речи; основные принципы русской пунктуации.
уметь проводить синтаксический анализ текстов разной функционально-стилевой принадлежности;
иметь представление о синтаксисе как знаковой системе языка, месте синтаксиса в кругу других лингвистических дисциплин, основных единицах синтаксиса, правилах их построения и функционировании;
иметь навык правильного построения синтаксических единиц разных уровней (словосочетаний, предложений).
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:
– свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного–национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций (ОК-17);
– знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ (ПК-30).
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебный курс «Современный русский язык: Синтаксис» относится к базовой части профессионального цикла студента-журналиста образовательной программы бакалавриата по направлению 031300 «Журналистика».
Программа дисциплины составлена с учетом связей и соотношения учебных дисциплин, преподаваемых на факультете журналистики НГУ.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.
Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курса современного русского языка. Данный курс тесно связан с другими языковедческими курсами – морфологией и лексикой – и завершает лингвистические дисциплины, посвященные изучению современного русского языка. Курс знакомит студентов с особенностями русского синтаксиса как высшего яруса языковой системы.
Освоение дисциплины необходимо как предпосылка для дальнейшего углубления знаний выпускника.
Объем дисциплины в зачетных единицах
-
Вид учебной работы
|
4-й семестр
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72 часа
|
Контактная работа, в том числе:
|
65 часов
|
лекции
|
32 часа
|
семинары
|
32 часа
|
консультации
|
1 час
|
Самостоятельная работа
|
6 часов
|
Промежуточный контроль
|
1 час
|
Зачетные единицы (кредиты)
|
2
|
Содержание дисциплины «Современный русский язык: Синтаксис»
№ п/п
|
Раздел
дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
|
Форма промежуточной аттестации по семестрам
|
лекции
|
семинары
|
самост. работа
|
1.
|
Основные этапы изучения русского синтаксиса
|
2
|
1
|
2
|
2
|
–
|
|
|
2.
|
Предмет и задачи синтаксиса
|
2
|
2
|
2
|
2
|
–
|
|
|
3.
|
Синтаксические связи и синтаксические отношения
|
2
|
3
|
2
|
2
|
–
|
Самостоятельная работа
|
|
4.
|
Предложение и его грамматические категории
|
2
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Самостоятельная работа
|
|
5.
|
Коммуникативный синтаксис
|
2
|
5
|
2
|
2
|
1
|
Самостоятельная работа
|
|
6.
|
Формальный синтаксис. Традиционная классификация предложений
|
2
|
6
|
2
|
2
|
1
|
Самостоятельная работа
|
|
7.
|
Строение двусоставного предложения
|
2
|
7
|
2
|
2
|
–
|
|
|
8.
|
Односоставное предложение
|
2
|
8
|
2
|
2
|
–
|
Самостоятельная работа
|
|
9.
|
Семантический синтаксис
|
2
|
9
|
2
|
2
|
1
|
Самостоятельная работа
|
|
10.
|
Осложненное предложение
|
2
|
10
|
2
|
2
|
–
|
|
|
11.
|
Сложное предложение как единица синтаксиса
|
2
|
11
|
2
|
2
|
–
|
|
|
12.
|
Сложноподчиненное предложение
|
2
|
12
|
2
|
2
|
1
|
|
|
13.
|
Сложносочиненное предложение
|
2
|
13
|
2
|
2
|
1
|
|
|
14.
|
Бессоюзное сложное предложение
|
2
|
14
|
2
|
2
|
–
|
|
|
15.
|
Сложные формы организации монологической и диалогической речи
|
2
|
15
|
2
|
2
|
–
|
|
|
16.
|
Способы передачи чужой речи
|
2
|
16
|
2
|
2
|
–
|
|
|
17.
|
Консультации
|
2
|
17
|
|
|
1
|
|
|
|
Промежуточный контроль
|
2
|
17
|
|
|
1
|
|
Экзамен
|
|
Итого
|
|
|
32
|
32
|
8
|
|
|
Пример__Категории'>Пример практического экзаменационного задания
Вариант 3
Текст
Рыжая кошка нашла-таки мусорный бак, на который запрыгнула и спаслась от верной гибели. Этот «мусорный бак» − контрразведывательная служба Российского государства. Организация, к которой имеет честь принадлежать и он, Алексей Романов.
Прапорщик сказал своему отражению в темном стекле, что ничего отвратительного в профессии мусорщика нет, так как без мусорщиков всё вокруг утонуло бы в грязи, а без разведки и контрразведки победить в современной войне нельзя, потому что кто-то должен этим заниматься, так что чистюля, боящийся запачкаться, всегда проиграет противнику, который не останавливается ни перед чем (Б. Акунин. Смерть на брудершафт).
Задание
1. Подчеркните в тексте все грамматические основы; определите типы сказуемых и связок.
2. Разбейте текст на предикативные единицы, укажите средства связи между ними (союзы / союзные слова); союзные слова подчеркните как члены предложения.
3. Постройте схему предложения в горизонтально-вертикальной проекции.
4. Охарактеризуйте все придаточные предложения с точки зрения логико-грамматической и школьной классификаций.
№
|
логико-грамматическая классификация
|
школьная классификация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Укажите в предложении все случаи осложнения.
6. Укажите в тексте все односоставные предложения (если есть), определите их тип.
№
|
Тип односоставного предложения
|
|
|
|
|
|
|
7. Постройте уровневую схему предложения. Определите виды связей. Подчеркните все слова как члены предложения.
что ничего отвратительного в профессии мусорщика нет…
8. Охарактеризуйте предложения с точки зрения их коммуникативной целенаправленности и категории утвердительности / отрицательности (нужное подчеркните).
Пример__Тип__Структура'>Пример
|
Категории
|
без разведки и контрразведки победить в современной войне нельзя…
|
повествовательное
|
побудительное
|
вопросительное
|
восклицательное
|
невосклицательное
|
утвердительное
|
отрицательное
|
9. Охарактеризуйте категории предикативности и средства ее выражения (морфологические, лексические, синтаксические, фонетические).
Пример
|
Категории
|
Средства выражения
|
без мусорщиков всё вокруг утонуло бы в грязи…
|
Модальность:
|
|
Темпоральность:
|
|
Персональность:
|
|
10. Выполните задание по образцу: определите, какие из приведенных ниже сочетаний слов являются словосочетаниями, а какие – нет. Для подчинительных словосочетаний определите лексико-грамматический разряд.
кошка нашла
|
не словосочетание, грамматическая основа
|
нашла бак
|
глагольное словосочетание
|
боящийся запачкаться
|
|
он, Алексей Романов
|
|
на который запрыгнула
|
|
потому что кто-то
|
|
мусорщика нет
|
|
ни перед чем
|
|
к которой имеет честь принадлежать
|
|
запрыгнула и спаслась
|
|
11. Найдите в тексте примеры синтаксически и семантически неделимых словосочетаний.
Синтаксически неделимые словосочетания
|
|
|
|
Семантически неделимые словосочетания
|
|
|
|
12. Найдите в тексте примеры простых многокомпонентных, комбинированных и сложных словосочетаний.
Простые многокомпонентные словосочетания
|
|
|
Комбинированные словосочетания
|
|
|
Сложные словосочетания
|
|
|
13. Определите тип связи и характер отношений в следующих словосочетаниях:
Словосочетание
|
Тип связи
|
Характер отношений
|
спаслась от гибели
|
|
|
утонуло бы в грязи
|
|
|
всегда проиграет
|
|
|
в современной войне
|
|
|
победить нельзя
|
|
|
14. Определите тип пропозиции. Укажите ее структуру.
Пример
|
Тип
|
Структура
|
всё вокруг утонуло бы в грязи
|
|
|
рыжая кошка нашла-таки мусорный бак
|
|
|
15. Найдите в тексте пример свернутой и полусвернутой пропозиций. Охарактеризуйте их.
16. Запишите вопрос, на который отвечает высказывание. Выделите в высказывании тему и рему. Определите, какие средства служат для выражения актуального членения.
ничего отвратительного в профессии мусорщика нет… −
Вопросы к экзамену
1. Основные этапы изучения синтаксиса.
2. Синтаксис как раздел грамматики. Понятие связи и отношения. Связь синтаксиса с другими языковыми уровнями.
3. Синтаксические свойства слов и особенности их сочетания между собой. Понятие валентности.
4. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы словосочетаний.
5. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Типы отношений в подчинительных словосочетаниях.
6. Сочинительное словосочетание. Типы отношений в сочинительных словосочетаниях.
7. Предложение как основная единица синтаксиса. Отличия предложения от словосочетания.
8. Предикативность как основное качество предложения. Категории предикативности (модальность, темпоральность, персональность). Предикативность и парадигма предложения.
9. Коммуникативное устройство предложения. Понятия «тема» и «рема».
10. Парцелляция и сегментация как явления коммуникативного синтаксиса. Средства выражения актуального членения.
11. Традиционная классификация предложений.
12. Основания выделения членов предложения. Второстепенные члены предложения.
13. Подлежащее и сказуемое как главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего.
14. Типология сказуемых.
15. Классификация односоставных предложений. Сказуемные предложения.
16. Классификация односоставных предложений. Вопрос о номинативных предложениях.
17. Семантическое устройство предложения. Понятия «диктум» и «модус».
18. Понятие «пропозиция». Структура пропозиции: предикат, актанты, сирконстанты. Способы представления пропозиций. Типология событийных пропозиций.
19. Объем понятия «осложненное предложение». Способы осложнения предложения.
20. Условия обособления членов предложения.
21. Сочинение и подчинение. Переходные случаи между сочинением и подчинением.
22. Средства связи в сложном предложении. Разграничение союзов и союзных слов.
23. Логико-грамматическая классификация сложноподчиненных предложений.
24. Структурно-семантическая классификация сложноподчиненных предложений.
25. Сложносочиненное предложение. Средства связи в сложносочиненном предложении. Традиционная классификация сложносочиненных предложений.
26. Бессоюзное сложное предложение. Средства связи в бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.
27. Сложные формы организации монологической и диалогической речи.
28. Способы передачи чужой речи.
29. Принципы русской пунктуации.
Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации обучающегося по дисциплине
Примеры самостоятельных и контрольных работ представлены в программе.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Обязательная литература
№
|
Наименование
|
Кол-во студентов
|
Кол-во экземпляров
|
Электронный вариант
|
1.
|
Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис. М.: Высш. шк., 1977. ИЛИ: Современный русский язык. Под редакцией В. А. Белошапковой. М.: Высш. шк., 1981. ИЛИ: 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1989. ИЛИ: 3-е изд., испр. и доп. М.: Азбуковник, 1997. ИЛИ: М.: Азбуковник, 2003.
|
50
|
45
|
_
|
2.
|
Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. М.: Высш. шк., 1973. ИЛИ: 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1978. ИЛИ: 3-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1991. ИЛИ: Современный русский язык: Синтаксис. М.: Высш. шк., 2003.
|
50
|
21
|
_
|
3.
|
История синтаксических учений в России: Материалы к курсу «Современный русский язык: Синтаксис простого предложения». Новосибирск, 2006.
|
50
|
|
Разработка преподавателя дисциплины. Рассылается студентам.
|
Дополнительная литература
Учебники
-
Боронникова, Н.В. Синтаксис : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - «Филология» / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. - Изд. 3-е, стер. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 199 с. - Библиогр.: С. 194-195. - ISBN 978-5-4458-3498-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241214
-
Земский А. М., Крючков С. Е., Светлаев М. В. Русский язык: В 2 ч. – Ч. 2: Синтаксис. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. ИЛИ: М., 1997.
-
Карданова, М.А. Русский язык. Синтаксис / М.А. Карданова. - М. : Флинта, 2012. - 454 с. - ISBN 9785976503229 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114929
-
Кошкарева Н. Б. Синтаксис современного русского языка. В 2 ч. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2010.
-
Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. – М., 1977.
-
Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1986.
-
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова И. Б. Современный русский язык. – М.: Айрис-пресс, 2003. ИЛИ: М.: Айрис-пресс, 2006.
-
Рыженкова, Т.В. Синтаксис современного русского языка в таблицах : учебное пособие / Т.В. Рыженкова. - М. : Прометей, 2012. - 28 с. - ISBN 978-5-7042-2279-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=108468
-
Сиротинина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М., 1980.
-
Современный русский язык. Под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2002. ИЛИ: М.: Дрофа, 2001.
-
Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях. Часть 2. Под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. ИЛИ: М.: Издательский центр «Академия», 2006.
-
Современный русский язык: В 3 ч. – Ч. III: Синтаксис. Пунктуация // В. В. Бабайцева, Л. Ю Максимов. – М., 1987.
-
Современный русский язык: Учебник: Синтаксис / под общ. ред. Л. А. Новикова. – СПб.: Лань, 1999.
-
Сборник упражнений по синтаксису русского языка : учебное пособие / сост. Н.С. Мелькина. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 160 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232369
Основные этапы изучения русского синтаксиса
Отечественные лингвисты ХХ века: Сб. статей. – М., 2003. – Ч. I, II.
Словосочетание
-
Апресян Ю. Д. О сильном и слабом управлении // Вопросы языкознания. 1964. № 3. С. 32–49.
-
Апресян Ю. Д. Опыт описания значений глаголов по их синтаксическим признакам (типам управления) // Вопросы языкознания. 1965. № 5. С. 51–66.
-
Виноградов В. В. Вопросы изучения словосочетаний // Исследования по русской грамматике. М., 1975.
-
Курилович Е. А. Проблема классификации падежей // Очерки по лингвистике. М., 1962. (Биробиджан, 2000). С. 175–204.
-
Никитин В. М. Система глагольного управления в русском языке // Вопросы синтаксиса русского языка. Рязань, 1976. С. 3–18.
-
Пешковский А. М. Понятие о форме словосочетания. Связь слов в словосочетании. // Русский синтаксис в научном освещении. М.: УРСС, 2001. С. 62–85.
-
Скобликова Е. С. Согласование и управление в русском языке. М., 1971.
-
Шведова Н. Ю. Активные процессы в современном русском языке (словосочетание). М., 1966.
-
Шведова Н. Ю. Русское согласование и координация // Проблемы истории и диалектологии славянских языков: Сб. статей к 70-летию В.И. Борковского. М.: Наука, 1971. С. 312–319.
-
Ширяев Е. Н. Управление как тип синтаксической связи: поиски и решения // Филологический сборник (к 100-летию со дня рождения академика В.В. Виноградова). М., 1995. С. 415–420.
Простое предложение
-
Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: УРСС, 2003. С. 39–83.
-
Ковтунова И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М.: УРСС, 2002.
-
Ломтев Т. П. Предложение и его грамматические категории. М.: УРСС, 2004.
-
Распопов И. П. Строение простого предложения. – М.: Просвещение, 1970. С. 32–48.
-
Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л., 1990.
Осложненное предложение
-
Богуславский И. М. Сочинительные союзы и синтаксические конфликты // Сфера действия лексических единиц М., 1996. С. 389–436.
-
Гаврилова Г. Ф. Переходные конструкции в синтаксисе сложного предложения и их системные отношения. Ростов н/Д, 1985. С. 5–22.
-
Дмитриев Б. А. К вопросу об однородных членах предложения // Вопросы структуры и функционирования русского языка. Вып. 4. Томск, 1981. С. 120–128.
-
Дмитриева Л. К. Осложнение предложение (Функции однородности, обособления, водности и обращения) // Функциональный анализ грамматических категорий. Ленинград, 1973. С. 153–191.
-
Колосова Т. А. Еще раз о явлении водности и вставочности // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Новосибирск, 1997. С. 268–270.
-
Леонтьев А. П. Обращение как компонент высказывания // Вопросы грамматики русского языка. Иркутск, 1981. С. 8194.
-
Литвин Ф. А., Черемисина М. И. Предикативные характеристики в позиции обращения // Вопросы языка и литературы. Новосибирск: Наука, 1968. Вып. 2. Часть I. С. 50–87.
-
Перетрухин В. А. Проблема синтаксиса однородных членов предложения в современном русском языке. Воронеж, 1979.
-
Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении (об однородности). М., 1956.
-
Пешковский А. М. Обособленные второстепенные члены // Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. С. 412–436 или Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: УРСС, 2001. С. 373–392.
-
Попов Р.Н., Валькова Д.П., Маловицкий Л.Я., Федоров А.К. Современный русский язык. М.: Просвещение, 1978. С. 350–361.
-
Прияткина А. Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения. М.: Высш. шк., 1990.
-
Санников В. З. Русские сочинительные конструкции: Семантика. Прагматика. Синтаксис. М.: Наука, 1989. С. 12–41.
-
Черемисина М. И. Об однородных сказуемых // Вопросы грамматики русского языка. Иркутск, 1981. С. 3–14.
-
Синтаксис осложненного и сложного предложений : учебно-методическое пособие / . - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012. - 95 с. - ISBN 978-5-7996-0769-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240437
Сложное предложение
-
Всеволодова М. В. Сложное предложение в модели функционально-коммуникативного синтаксиса потенциал // Асимметрия как принцип функционирования языковых единиц: Сб. статей в честь профессора Т. А. Колосовой. Новосибирск, 2008. С. 49–58.
-
Гаврилова Г. Ф. О семантике и функции придаточной части сложноподчиненного предложения потенциал // Асимметрия как принцип функционирования языковых единиц: Сб. статей в честь профессора Т. А. Колосовой. Новосибирск, 2008. С. 65–71.
-
Ильенко С. Г. Бессоюзие в системе сложного предложения современного русского литературного языка. // Системный анализ значимых единиц русского языка. Синтаксические структуры. Красноярск, 1984. С. 138–147.
-
Ильенко С. Г. Коммуникативно-структурная природа сложного предложения и его антропоцентрический потенциал // Асимметрия как принцип функционирования языковых единиц: Сб. статей в честь профессора Т. А. Колосовой. Новосибирск, 2008. С. 31–38.
-
Колосова Т. А. Разграничение омонимичных союзов и союзных слов. // Филологические науки. Москва, 1967. № 4. С. 64–76;
-
Колосова Т. А., Черемисина М. И. О значимости понятий «союзность» и «бессоюзность» в типологии русских сложных предложений // Сложное предложение: традиционные вопросы теории и описания и новые аспекты его изучения. Москва, 2000. С. 24–32.
-
Колосова Т. А., Черемисина М. И. О союзных и текстовых скрепах русского языка. / Показатели связи в сложном предложении (на материале языков разных систем). – Новосибирск, 1987. С. 104–114.
-
Пешковский А. М. Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений // А. М. Пешковский. Избранные труды. М., 1959. С. 131–146.
-
Поспелов Н. С. О грамматической природе и принципах классификации бессоюзных сложных предложений // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М., 1950. С. 338–354.
-
Поспелов Н. С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типы // Вопросы языкознания. 1959, № 2.
-
Прияткина А. Ф. Конструкция и сложное предложение потенциал // Асимметрия как принцип функционирования языковых единиц: Сб. статей в честь профессора Т. А. Колосовой. Новосибирск, 2008. С. 38–49.
-
Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006.
-
Черемисина М. И., Колосова Т. А. Очерки по теории сложного предложения. Новосибирск: Наука, 1987. С. 96–107.
-
Ширяев Е. Н. Бессоюзные сложные предложения в современном русском языке. М., Наука, 1986. С. 17–22.
-
Ширяев Е. Н. Дифференциация сочинительных и подчинительных союзов на синтаксической основе // ФН, 1980, № 2. С. 49–54.
Пунктуация
-
Валгина Н. С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации. М., 2004.
-
Валгина Н. С. Трудности русской пунктуации. М., 2001.
-
Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. М.: КомКнига, 2006.
-
Шварцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: система и ее функционирование. М., 1988.
Материально-техническая база
Специализированная аудитория для чтения лекций, оборудованная мультимедийным проектором для показа слайдов.
Образовательные технологии
Лекции, проблемные лекции, лекции-дискуссии. Контактные консультации включают ответы на вопросы студентов по темам курса в индивидуальном режиме, помощь в составлении списка литературы для подготовки к промежуточной аттестации.
В рамках преподавания дисциплины используются следующие методы: работа в малых группах, деловые и имитационные игры, групповые дискуссии, презентации, проектная работа.
Активная и интерактивная форма проведения предусмотрена для 40% аудиторных занятий.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Поделитесь с Вашими друзьями: |