«Особенности организации деятельности соц. педагога в коррекционном учреждении»
Социальный педагог - одна из ключевых фигур в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку.
В целях создания условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья, а также содействия сохранению здоровья всех участников образовательного процесса, в нашей школе организована Служба психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся.
Деятельность Службы направлена на решение задач обеспечения безопасности, психологического благополучия и развивающего характера образовательной среды.
Для повышения результативности профилактической и просветительской деятельности по предотвращению асоциального поведения с учащимися с ОВЗ
необходима планомерная работа, в которой заложена информация
по вопросам права, доступная для восприятия и понимания подростков.
Направления работы
-
Профилактическая работа по проблемам: алкоголизм, наркомания, табакокурение, социальная депрессия, бродяжничество, соц. дезадаптпция.
-
Оказание социальной помощи детям-инвалидам и их родителям
-
Защита ребёнка попавшего в трудную жизненную ситуацию
-
Выявление неблагополучных семьей и работа с ними
-
Работа с многодетными и малообеспеченными семьями
-
Организация работы по повышению ответственности родителей за воспитание детей (правовое просвещение)
-
Работа с опекаемыми детьми
-
Проект программы «Мой мир»
«Мой мир»
Проект коррекционно-развивающей программы
по профилактике асоциального поведения подростков
В условиях кризиса современного общества и изменения морально - нравственных и ценностных установок, возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними.
Разнообразные стороны и аспекты социальных норм и отклонений неоднократно рассматривались социологами, философами, психологами, педагогами, юристами и др.
-
Социально-психологические и психиатрические аспекты отклоняющегося/девиантного поведения изучали:
-
А.А.Александров, Б.С. Братусь, П.Б. Ганнушкин и др.
-
Структура мотивации:
-
Социально – педагогические и психологические условия культурно – досуговой деятельности в социализации и ресоциализации подростков:
-
С.А. Алексеева, С.А.Беличевой, Т.И. Лагутиной
-
Концептуальное значение общих проблем социализации
-
Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, Сухомлинский и др.
-
Проблемы подросткового возраста
-
Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович. О.С. Богданова
Для составления проекта программы «Мой мир» я опиралась на работы следующих известных авторов:
-
Галина Ивановна Макартычева. - руководитель Автономной некоммерческой организации "Кризисный центр "Доверие". Ее работы: "Профилактика насилия в детско-подростковой среде", "Коррекция девиантного поведения подростков", "Подготовка специалистов кризисных центров и сотрудников УВД к работе с семьями с проблемой домашнего насилия" и др. Программы апробированы в учебных учреждениях.
2. Герман Константинович Селевко. Заслуженный работник Высшей школы, академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук, автор Энциклопедии образовательных технологий, автор школы саморазвития личности. В своих программах он опирается на оригинальные концепции: самовоспитания школьников, гуманно - личностно-ориентированного подхода к учащимся, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся. «Познай себя», «Найди свой путь», «Сделай себя сам» и др.
ПОКАЗАНИЯ ДИНАМИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Года
|
Количество правонарушителей
|
Бродяжничество
|
Злостное уклонение
от учебы
|
Склонность к
краже
|
Склонность к алкоголю и токсикомания
|
Прочее
|
всего
|
2005-2006
|
3
|
3
|
5
|
4
|
3
|
18
|
2006-2007
|
3
|
3
|
4
|
4
|
3
|
17
|
2007-2008
|
2
|
2
|
4
|
3
|
3
|
14
|
Для решения проблемы профилактики асоциального поведения в нашей школе, мною был разработан проект программы «Мой мир».
Основными направлениями данного проекта являются: повышение мотивации несовершеннолетних к самопознанию, к самовоспитанию, коррекция агрессивности, обучение способам ориентирования в сложностях социальной жизни, поиска оптимальных решений в конфликтных ситуациях и воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство, освоение правовых знаний, обучение их тому, как воспринимать необходимость жить в рамках, предусмотренных законом, без ощущения ограничения свободы действий, как личную потребность, удобную для себя и для общества.
Цель: позитивное развитие личности и профилактика отклоняющегося поведения у подростков, ознакомление с информацией по вопросам права, доступной для восприятия и понимания подростков, развитие коммуникативных навыков, достижение позитивных жизненных целей.
Задачи:
-
Сформировать адекватную самооценку, снизить потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющего поведения.
-
Сформировать способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
-
Помочь выработать позитивные жизненные цели и мотивации и их достижению.
-
Повысить правовую грамотность и ответственность за свое поведение.
-
Научить элементам расслабления.
Методы и приемы работы:
-
Беседа
-
Наблюдение
-
Опрос
-
Тестирование
-
Игровые методы: элементы социализирующих игр - деловые, ролевые, игры-драматизации.
-
Проективные методы: ассоциативные (словесные ассоциации, персонификация, картинки и слова); методики на завершение задания (незаконченные предложения, незавершенные рисунки); конструирующие (модифицированный ТАТ, коллаж); экспрессивные (психорисунки)
-
Анализ результатов деятельности.
Данный курс занятий предлагается для учащихся с ОВЗ, стоящих на учете ОПДН и ВШК (5-9классы) и рассчитан на 16 занятий, по одному занятию в неделю. На каждое занятие отводится 40 минут.
Форма: групповая (по необходимости индивидуальная).
Особенности личности трудного подростка с ОВЗ
Личность подростка с ОВЗ прежде всего характеризуется низким уровнем социализации, отражающим проблемы и недостатки таких сфер воспитания как семья и школа. Важнейшим фактором формирования личности такого подростка в большинстве случаев являются неблагоприятные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т.д. Частные ссоры в семье, скандалы родителей,
физическое наказания подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. В связи с этим можно
отметить следующие отрицательные психические состояния: озлобление, страх, неудовлетворенность, враждебность, недоверие и т. д.
Если антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением нервной системы, и психопатическими чертами личности, то такие подростки отличаются большой степенью внушаемости, некритичностью поступков, а их влечения нередко принимают извращенный характер.
Многие подростки с нарушением интеллекта характеризуются различными искажениями в области эмоциональной сферы.
Одним из способов самоутверждения среди подростков и юношей являются ранние половые связи.
Снижение нравственных критериев в этой области. Половая распущенность нередко становятся причинами половых преступлений.
Личность умственно отсталого подростка отличается низким уровнем
правосознания, которое характеризует осмысление ею прав и обязанностей
перед обществом.
Часто это люди с несложившейся моралью, не знающие, что можно, чего нельзя, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств.
Календарно – тематическое планирование занятий по профилактике асоциального поведения подростков
|
Тема
|
Кол – во часов
|
Дата
|
1.
|
Диагностика.
|
1
|
Ноябрь
|
2.
|
«Каждый кто…»
|
1
|
Ноябрь
|
3.
|
«Просьба».
|
1
|
Ноябрь
|
4.
|
«Спор, драка ? Нет, рукопожатие!»
|
1
|
Декабрь
|
5.
|
«Снова смотримся в зеркало»
|
1
|
Декабрь
|
6.
|
«Права и обязанности личности»
|
1
|
Декабрь
|
7.
|
«Кто Я?»
|
1
|
Декабрь
|
8.
|
«Копилка обид»
|
1
|
Январь
|
9.
|
«Осторожно! Конфликт.»
|
1
|
Январь
|
10.
|
«Поведение: от самооценки к поступку»
|
1
|
Январь
|
11.
|
«Административная ответственность
несовершеннолетних»
|
1
|
Февраль
|
12.
|
«Моё отражение»
|
1
|
Февраль
|
13.
|
«Мусорное ведро»
|
1
|
Февраль
|
14.
|
Я – хороший, ты хороший
|
1
|
Февраль
|
15.
|
«Вырабатываем характер»
|
1
|
Март
|
16.
|
«Уголовная ответственность несовершеннолетних»
|
1
|
Март
|
Ожидаемый результат
У подростка должны быть сформированы навыки:
-
Самопознания: умение познавать свой внутренний мир, переживания, понимать себя и определенным образом относиться к самому себе;
-
Самовоспитания: сознательно и целенаправленно работать над своей личностью по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств и устранению отрицательных, развитие самоконтроля;
-
Навыки контроля своего поведения в разных стрессовых ситуациях, поиска конструктивных выходов из таких ситуаций, развитие толерантности;
-
Правильно реагировать на конфликт, уметь воспринимать конфликты как естественное явление современной жизни, выходить из конфликтной ситуации с наименьшими потерями.
-
Релаксации: умение расслабляться, снимать психологическое напряжение;
-
Повышение уровня знаний подростка о правах и обязанностях, наказаниях несовершеннолетних согласно законам РФ.
Структура содержания проекта программы представлена 6-ю блоками.
-
Самопознание - изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности, познание самого себя.
-
Самовоспитание – сознательная потребность в развитии своей личности, ее главных способностей, усовершенствование деятельности по утверждению своих сил и возможностей, высокий уровень развития воли.
-
Коррекция агрессивности – исправление поведения, ориентированного на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы, оптимизация и поддержка процесса становления эго-идентичности.
-
Конфликтология – формирование системы знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления конфликтом.
-
Релаксация - обучение упражнениям, направленным на снятие психо – эмоционального напряжения методами нервно – мышечного и аутогенного расслабления.
-
Правовой - формирование позитивного отношения к закону, праву, знание подростками своих прав и обязанностей перед государством и обществом.
ПОКАЗАНИЯ ДИНАМИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Года
|
Количество правонарушителей
|
Бродяжничество
|
Злостное уклонение
от учебы
|
Склонность к
краже
|
Склонность к алкоголю и токсикомания
|
Прочее
|
Всего
|
2008-2009
|
-
|
-
|
2
|
2
|
3
|
7
|
2009-2010
|
-
|
1
|
2
|
2
|
1
|
6
|
2010-2011
|
-
|
-
|
2
|
1
|
-
|
3
|
МОНИТОРИНГ
показаний динамики правонарушений за 2008-2011г.г.
Цель: Более полное получение информации о динамике правонарушений среди несовершеннолетних.
Критерии: Бродяжничество, злостные уклонения от учебы, склонность к краже, склонность к алкоголизации и токсикомании, другие правонарушения, всего стоят на учете
«Мое отражение»
Цель:
Дидактическая: формирование понимания учащимся качеств личности, адекватной самооценки;
Коррекционная: коррекция мышления внимания, на основе анализа и синтеза предложенных упражнений;
Воспитательная: воспитание положительного отношения к себе.
Оборудование: цветные карандаши, ручка, простой карандаш, тетрадка, плакат, карточки с изображением солнца.
План занятия:
-
Оргмомент
-
Упражнение «Какие качества самые важные?»
-
Упражнение: «Мой портрет в лучах солнца».
-
Упражнение «Лимон» Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
(упр. Помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более
уравновешенными, внимательными)
Рефлексия
Список литературы
-
«Каждый должен выиграть» материалы спецкурса по разрешению
конфликта. изд: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова,Н.Новгород,1995г.
-
«Психологический тренинг с подростками» Л. Ф. Анн ООО «Питер
Пресс», Санкт – Петербург, Петергофское шоссе,73. ,2007г.
-
«Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения»
Г.И. Макартычева: СПб.: Речь, 2007 г..
-
«Сделай себя сам» под ред: Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Т. Левина
народное образование, школьные технологии, Москва, 2006г.
-
«Познай себя» под ред: Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Т. Левина народное
образование, школьные технологии, Москва, 2006г.
-
«Методические рекомендации» по позитивному развитию личности и
профилактике отклоняющегося поведения у подростков организация
«Лайф скиллз интернешнл» г.Москва,1993г
Поделитесь с Вашими друзьями: |