Педагогический потенциал проектно-исследовательской деятельности в обогащении духовного опыта студентов колледжа



Скачать 32,54 Kb.
страница1/5
Дата11.03.2021
Размер32,54 Kb.
  1   2   3   4   5

И.В.Гармаза, директор

ГАПОУ «Педколледж» г.Бугуруслана

Педагогический потенциал проектно-исследовательской деятельности в обогащении духовного опыта студентов колледжа

В статье рассматриваются особенности проектно-исследовательской технологии, содержания проектно-исследовательской деятельности студентов, взаимосвязь процессов обогащения духовного опыта студентов и проектно-исследовательской деятельности.

Ключевые понятия: потенциал, проектно-исследовательская технология, духовный опыт, обогащение духовного опыта студента колледжа.
В Концепции модернизации российского образования особо подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных возможностей, познания себя, своих способностей и предназначения. А самое главное, эта деятельность позволяет решить проблему формирования профессиональных и общекультурных компетенций у будущих специалистов как одно из требований образовательных стандартов. Общекультурная компетенция нами рассматривается в контексте вопросов, дающих возможность выпускнику колледжа осознанно разбираться в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни и духовного опыта человека, культорологических основах семейных традиций, социальных явлений, роли науки и религии в жизни человека и общества, осмысливать научную картину мира на культурологическом и общечеловеческом уровне понимания.

Волна увлечений проектами, захлестнувшая российское образование, привела к тому, что делать проекты стало модно, причем часто целью этих работ является желание просто поучаствовать в каком-нибудь конкурсе. Эта тенденция, по нашему мнению, может принести много вреда, потому необходимо четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться студенты, какой опыт приобретут, что должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Ценность и педагогическая целесообразность использования проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе, на наш взгляд, в том, что в основе этой деятельности заложены два метода: проектный и исследовательский, которые, на первый взгляд, разные по направленности, смыслу и содержанию, но оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся и их личностное развитие.

Если мы проследим генезис названных методов, то убедимся, что они активно использовались как в зарубежной (одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского, американские философы и педагоги Дж. И.Э. Дьюи, X. Килпатрик, французский педагог С.Френе, немецкие философы Б. Виндельбранд, Г.Риккерт, австралийский педагог Р.Э. Амстронг), так и в отечественной педагогике (В.П. Вахтеров, Л.С. Выгодский, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.Е. Райков, К.Н. Ягодовский), начиная с конца XIX века, но не утратили своей актуальности и сегодня. Более того, они наполнены новым содержанием, отвечающим основным целям современного образования, которые заключаются в интеллектуальном и нравственном развитии личности, формировании критического и творческого мышления, умении работать с информацией. Обогащение духовного опыта студента в процессе включения в проектно- исследовательскую деятельность в нашем колледже происходит в различных сферах: образовательной, досуговой, коммуникативной, бытовой, других.

В рамках темы нашей статьи определим понятие «проектно- исследовательская деятельность». По нашему мнению, очень ёмко и содержательно этот вид деятельности определяется в Словаре профессионального образования [С.М. Вишнякова]: «Проектно- исследовательская деятельность - это сфера активного взаимодействия обучающихся с субъектами, направленная на познание и качественное преобразование личностных потребностей, возможностей, способностей; выработку, приобретение, систематизацию объективных знаний, цели, методов, способов достижения результата, проявляющихся в их интеллектуальной и творческой направленности».

Проектно-исследовательская деятельность на протяжении многих лет является неотъемлемой составной частью образовательного процесса педагогического колледжа. Задачами вышеназванной деятельности, влияющей на процесс обогащения духовного опыта студента, являются:

- формирование базовых компетенций и личностных качеств будущего специалиста, отражающих способности: понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе духовно-нравственным нормам; делать выбор ценностей, поступков, решений; адекватно реагировать на события, информацию, действия окружающих, внешние требования;

- вовлечение в творческое проектирование субъектов образовательного процесса – преподавателей, студентов, их родителей, представителей социума, что обусловлено усложнением структуры человеческих отношений, возникновением новых глобальных социальных контактов, влияющих на формирование духовного опыта личности.

С целью обогащения духовного опыта студентов Бугурусланского педагогического колледжа мы разработали следующие направления проектно-исследовательской деятельности:



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница