Педагогическое эссе «Образование – это умение действовать в любых житейских ситуациях»



Дата16.11.2019
Размер1,83 Mb.
#125211
Связанные:
Эссе



Педагогическое эссе
«Образование – это умение действовать в любых житейских ситуациях»

Учитель технологии МБОУ

«Карапсельская СОШ №13»:

Павкович Эльвира Геннадьевна

2018

Говоря об образовании, большинство людей представляют совокупность знаний, полученных при помощи специального обучения – теоретических положений о какой-либо области, явлении, действительности. Поэтому с высказыванием Джона Хиббена о том, что «Образование – это умение действовать в любых житейских ситуациях», я согласна, но только лишь отчасти.



Получая специальность педагога, студент усваивает огромное количество научной информации по таким предметам, как психология, педагогика, социология, педагогика и другим, необходимым для передачи определенных знаний детям того или иного возраста. Помимо передачи базы знаний педагог занимается и воспитательной деятельностью – привитием навыков поведения в той или иной сфере, ситуации, общественной жизни.

Я стала учителем, пройдя долгий путь наблюдений, самоанализа и исследований, начиная с детства. Мне нравилось следить за воспитателями в саду, мы часто играли в школу дома, в средней и старшей школе я много общалась с учителями. Мне нравилось в учителях почти всё, но такие качества в людях как невнимательность, небрежность и авторитарность огорчали меня. Я стала понимать, какой быть нельзя, чтоб заслужить авторитет и доверие в детских душах. С каждым годом моё убеждение посвятить себя образованию усиливалось. И я достигла своей цели.

Сегодня я работаю в школе. Ежедневно встречаюсь с детьми, родителями, коллегами. Бываю в различных ситуациях, будь то учебное время, время индивидуальной работы, коллективной деятельности или житейской ситуации, и понимаю, что, в первую очередь, в любой ситуации я руководствуюсь сердцем, а не набором знаний по психологии детей разных возрастов.

П.Ф. Коптеров подчеркивал, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияния обучения». К основным свойствам он отнёс «научную подготовку учителя» и «личный учительский опыт». Давайте опустим первое основное свойство и поговорим о втором. Второе, по мнению автора, включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии. Для школьников эти свойства достойны для подражания.

Дети для меня смысл жизни. И потому, из всех профессий я выбрала педагогическую. Как педагог-организатор, готовя любое мероприятие, во главу угла я ставлю желание детей, их интересы и идеи. Каким они хотят видеть то или иное мероприятие, видят ли они своё личное или косвенное участие, любой совет, улыбка или замечание берутся во внимание и ни в коем случае резко не отвергаются, «потому, что оно мне не подходит», а в ходе дискуссии мы с детьми приходим к единому мнению. У ребят еще мало опыта, но они получают информацию от сверстников других школ, средств массовой информации, социальных сетей и хотят, чтоб наши школьные мероприятия были на высоком уровне. Зачастую они полны идей, им только нужна помощь наставника, чтоб привести это в порядок и воплотить в жизнь. Общаясь с детьми разных возрастов, я понимаю, что их удручают одни только требования, они хотят диалога, общения и взаимопонимания.

Стараюсь на собственном примере формировать у детей личностные качества, что стоит на верхней ступени федеральных государственных стандартов.

Однажды в нашей школе реализовался краткосрочный творческий проект «Битва хоров», посвященный нашему городу. Руководитель проекта предложила мне, как человечку творческому, принять с детьми участие, сочинить песню и представить ее на «Битву». В творческих муках она родилась: стихи и музыка слились воедино. Я понимала, что петь ее будут дети, и я постаралась вложить в песню детскую душу. Тут же появился другой вопрос, как ее преподнести слушателю? Группа в составе 8 человек начала репетировать. Хор пел, я играла на гитаре. Дети стали предлагать свои идеи, мы долго обсуждали, как это сделать так, чтоб люди услышали, что дети в судьбе города играют не последнюю роль. В итоге на проект был представлен яркий незабываемый разновозрастной хор в сопровождении ансамбля гитаристов. Мы одержали победу. Но без советов детей, их мнения, взаимопонимания этого бы не случилось.

Чтобы быть учителем не достаточно обладать знаниями, иметь образование, даже педагогическое, обязательно в личности учителя наличие достоинства и добродетели. Он должен оставаться в душе ребенком, только тогда он увидит в ребенке личность.

В то же время учитель – это некий мудрец, который должен уметь ответить на каждый детский вопрос, дать совет, как поступить в той или иной сложившейся ситуации, помочь в любом деле или убедить в обратном.

Однажды я услышала такой вопрос в детской воскресной школе: «Кто никогда не был ребенком?» Так как дети в церковных школах знакомы со Священным Писанием, то ответ последовал незамедлительно: это Адам и Ева. Их Бог создал взрослыми личностями. Но они были совершенными. Мы же далеко не идеальны.

Я часто вспоминаю эту ситуацию, когда вижу, как взрослые ругают ребенка за любую шалость (громко бегает, много шумит, не там сидит, не хочет кушать и др.). Зачастую в голову приходит мысль, что они забыли о своём детстве и родились сразу взрослыми. Такие люди не могут понять мотивов ребенка, его настроение, желания. Что происходит с людьми со временем?

Ребёнок порой бывает беззащитен, зависим от взрослого. И наша задача – помимо базы знаний, сохранить все замечательное, что вложила в него природа путём любви и добра, чтобы полученные знания, умения и навыки принесли достойные плоды.

Для того, чтобы истина, преподносимая воспитаннику, была услышана, надо, чтобы она была высказана с добротой, искренно от души.

Говоря об образовании, Хиббен, по всей видимости, имел нечто иное вместо того, что вкладывает в это слово педагог. Он занимался социологией и изучал пути общения в обществе. Возможно, это и натолкнуло его на вышеуказанное высказывание.

Житейская ситуация – это обычная (привычная, стандартная, повседневная) ситуация, с которой мы сталкиваемся ежедневно. К таким ситуациям я отношу общение друг с другом, приготовление обеда, поход в магазин, посещение общественных мест, учеба, работа. Я согласна, что использование академических знаний здесь присутствует, но умение анализировать, логически и критически мыслить, выстраивать отношения, «наводить мосты», высказывать свое мнение, творчески мыслить, сострадать куда действеннее в житейских ситуациях!

Хочу поведать одну притчу, которую рассказали мне дети.

Вышла Золушка замуж за принца и стала жить во дворце. А над своей кроватью она повесила портрет злой мачехи с надписью: «Эта женщина научила меня всему». Золушка имела, как говорят спортсмены, своего тренера. И вот этот тренер «натаскивал» ее, приучал к определенным видам действий при тех или иных обстоятельствах. А ситуации были самые заурядные – мыть, убирать, готовить, шить, …, заботиться, и даже, если праздник – то надо быть красивой и веселой. Все это воспитало в ней такие качества как трудолюбие, терпение, покорность и умение размышлять, рационально использовать свои силы и возможности. Ничего не говориться о дальнейшей жизни героини сказки во дворце, но надеюсь, она не стала бездельницей из-за мачехи, она умела действовать в любой жизненной ситуации, и ей всё было по плечу. Думаю, все полученные навыки принесли добрые плоды помощи своему супругу в управлении государством. А образование в данной сказке роли не играло. Сказка – ложь, да в ней намёк.

Сегодня другие времена. Образование – одна из базовых ценностей современного общества. В нашем веке современных технологий многие родители забывают о своих детях в том плане, что нет времени на общение: кто-то поглощен работой, друзьями, кто-то злоупотребляет вредными веществами и не может преодолеть этот порочный круг. В одном случае дети «упакованы» с головы до ног, они избалованы, им не привиты элементарные человеческие качества, или, наоборот, дети находятся в тяжелейших социальных условиях, родители – на низком уровне развития. И в том и другом случае страдает детская душа. Но, согласитесь, во втором случае, не имея достойного образования, дети быстрее адаптируются к трудным житейским ситуациям, чем первая группа детей.



Образование – очень важная часть в жизни каждого человека. Любой предмет помогает каждому ребенку заранее решать проблемы, которые он встретит во взрослой жизни. Например, на уроках технологии ученики получают навыки, которые применяют в быту неоднократно. Знания математики и взрослые, и дети используют ежедневно. На уроках литературы разговаривают о нравственных качествах человека. На уроках обществознания мы узнаем законы своей страны, благодаря физике мы узнаем, что лень – это двигатель прогресса и благодаря ей, мы постарались облегчить свой труд. Изучая иностранные языки – мы комфортнее себя чувствуем в других странах (а такая возможность сейчас появилась). Детей учат правилам безопасности жизнедеятельности и этикета, пропагандируют здоровый образ жизни и многому другому, не менее интересному и нужному. Так формируется характер человека, его духовный мир, мировоззрение, его образование.

Курт Хан, немецкий педагог, чьи образовательные теории строились на уважении к подросткам, говорил так: «Главная задача образования – обеспечение пяти качеств в человеке: любознательности, духа, не признающего поражения, настойчивости в достижении цели, готовности к самоотречению и сострадании». Если педагог будет таким сам, то какие бы знания не преподносились ученику, они в большинстве своем будут успешно применены в любой жизненной ситуации.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница