http://sv-sidorov.ucoz.com/index/gosehkzamen_fakultet_istorii_i_prava_specialitet/0-75
Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Педагогика – наука о воспитании и обучении человека, его формировании как личности. Педагогика изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы воспитания и обучения человека.
Объект педагогики – целенаправленная деятельность по развитию и формированию личности человека. Иначе говоря, объектом педагогики является педагогическая деятельность. Педагогика способствует осмыслению педагогической деятельности, её упорядочению и повышению её эффективности. Предметом педагогики является образование как реально протекающий педагогический процесс, целенаправленно осуществляемый в социальных институтах: в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.
Педагогика как наука выполняет две основных функции: теоретическую и технологическую. Теоретическая функция связана с описанием и объяснением педагогического опыта, выявлением состояния и оцениванием педагогических явлений, прогнозом дальнейшего развития и совершенствования этих явлений. Технологическая функция предполагает проектирование (планирование педагогической деятельности), преобразование педагогической действительности (например, вооружение ученика новыми знаниями и умениями, формирование у него новых отношений), анализ и оценку эффективности проведённых преобразований.
Задачи педагогической науки:
-
вскрытие закономерностей в областях воспитания, обучения, образования, управления образовательными системами;
-
изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
-
разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
-
прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;
-
внедрение результатов исследования в практику.
Основные категории педагогики – это понятия, определяющие главные явления и процессы, изучаемые педагогической наукой. Среди категорий педагогики важнейшими считаются воспитание, обучение, образование, формирование личности. Эти категории очень сложны, вследствие чего их толкование в педагогической науке неоднозначно. Наиболее признанными сегодня являются следующие определения:
-
воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению;
-
обучение – процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого ученик приобретает знания и опыт, развивается как личность;
-
образование – 1) процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества;
-
формирование личности – придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека; в педагогической науке широко распространено мнение, что образование как процесс служит формированию личности; таким образом, формирование личности является очень широким понятием, а образование, обучение и воспитание – его частными случаями, способами формирования личности человека.
Педагогика не может развиваться изолированно от других наук о человеке. Она органически связана с философией, психологией, физиологией, социологией, историей, экономикой и др.
Педагогика использует философские знания как методологическую основу для педагогических исследований, для разработки теорий обучения, воспитания и развития личности. Например, прагматическое и экзистенциалистское направления в педагогической науке и практике возникли на основе соответствующих философских теорий.
Благодаря психологическим знаниям о формировании характера, о протекании познавательных процессов, о закономерностях психического развития в педагогике возможно управление учебно-познавательной деятельностью детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Физиология обогащает педагогическую науку знанием о физическом развитии человеческого организма, о факторах его полноценного функционирования. Это необходимо для создания благоприятных санитарно-гигиенических условий образовательного процесса, для оптимальной организации учебного времени, для здоровьесбережения учащихся.
Социология и экономика необходимы для проектирования развития системы образования в стране, регионе.
История позволяет проследить развитие педагогических идей в их взаимосвязи с развитием общества.
Педагогики и сама оказывает влияние на развитие наук и научно-технический прогресс в обществе, способствуя развитию образования, разрабатывая системы воспитания полезных обществу граждан, подготовки специалистов для разных сфер человеческой деятельности.
Педагогическая наука развивается в тесной взаимосвязи с педагогической практикой. Влияние педагогической науки и практики взаимно, по отдельности они не должны существовать.
Педагогическая наука разрабатывает теоретические основы обучения и воспитания, проектирует новые методики, определяет основные подходы к содержанию образования и воспитания, к организации педагогической деятельности. Кроме того, педагогика изучает, обобщает, систематизирует передовой педагогический опыт, способствуя его широкому распространению, делая его достоянием многих педагогов.
Педагогическая практика использует достижения педагогической науки, обогащая педагогику новым опытом, методическими находками, эмпирически установленными фактами.
Вернуться на Госэкзамен. Факультет Истории и права (специалитет)
Поделитесь с Вашими друзьями: |