Перечень вопросов для Государственного экзамена
Направленность
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
1. Социологическое знание и специфика социологического мышления.
2. Понимание государства и общества в социальной философии Античности и
3. средних веков. Теория государства Платона и социологические идеи Аристотеля.
4. Социологические взгляды мыслителей эпохи Возрождения: Н.Макиавелли, Ж.Боден.
5. Сущность социальных утопий Т.Мора и Т.Кампанеллы.
6. Теория естественного права и договорного происхождения государства, её особенности у Т.Гобса, Б.Спинозы, Дж.Локка и Ж.-Ж.Руссо.
7. Человек и общество в философии И.Канта и Г.Гегеля.
8. Антропологическая социология Л.Фейербаха.
9. Социальная философия и социология К.Маркса: социальная сущность человека, понятие отчуждения, превращения формы. •
10. Первые эмпирические исследования в социологии: А.Кетлер- анализ социальной аномии; статистика в социологии; метод включенного наблюдения в разработке Ле Пле.
11. Сущность теории Ч.Кули «Зеркального Я» и «социального контроля»- Э.Росса.
12. Чикагская школа. Р.Парк и его исследование города.
13. Психологическая школа на рубеже XIX-XX вв.: «Психология толпы» Лебона. Концепция подражания и теория интерцеребральной психологии Г.Тарра.
14. Предмет и метод формальной социологии Г.Зиммеля. «Формы социации» и
15. социология культуры; Ф Теннис: «Общность и общество».
16. Социология в России XIX- начала XX вв. Пионеры российской социологической мысли. Теория культурно- исторических типов Н.Я.Данилевского.
17. Социологический позитивизм: субъективная социология П.Н.Лаврова,
18. Н.К.Михайловского; генетическая социология М.М.Ковалевского; географическое направление в социологии (Л.И.Мечников); органистское направление (А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд).
19. Неокантианство в социологии: Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов.
20. Историческая социология: Н.И.Кареев, В.О.Ключевский.
21. Неопозитивизм: социологическая концепция Е.Де Роберти; бихевиоризм: П.А.Сорокин (русский период), В.Бехтерев, Г.Зеленый.
22. Социология консервативного либерализма (Б.Н.Чичерин, П.Н.Струве) и анархизма (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин).
23. Христианская социология: С.Н.Булгаков, СЛ. Франк, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев.
24. П.А.Сорокин: социология революции и социокультурная динамика (американский период).
25. Основные теоретические проблемы и понятия социологии: социальная система, социальная структура, социальное развитие и социальный порядок.
26. Основные теоретические проблемы и понятия социологии: социальная общность (группа, класс), социальный институт, социальная организация, социальные процессы, социализация.
27. Структура и этапы формирования социологической теории. Понятие уровней
28. социологической теории.
29. Теории «среднего уровня», их сущность и назначение.
30. Понятие эмпирического базиса социологической теории.
31. Теории социальных процессов и социальных изменений и их основное содержание.
32. Сущность и назначение теории социальной структуры и социальной стратификации.
33. Теория социального конфликта.
34. Теория девиантного поведения. *
35. Соотношение социологической теории и социальной практики.Критерий научности в социологических теориях.
36. Структурно- функциональный анализ и системная теория: этапы, задачи и исходные принципы системной теории Т. Парсонса.
37. Социальное действие как система. Подсистемы системы социального действия. Парадигма четырех функций.
38. Влияние системной теории Т. Парсонса на развитие современной социологии
39. Сущность функционализма Р. Мертона.
40. Критическая социология: понятие традиционной и критической теории М.Хоркмаймера и Г.Маркузе.
41. Сущность метода негативной диалектики Т.В.Адорно.
42. Принципы обновления критической теории Ю.Хабермасом и содержание основных понятий его теории коммуникативного действия.
43. Понятие «социального воображения» у Ч.Р.Миллса.
44. Теория обмена и социального действия: социология как эмпирическая наука о поведении.
45. Концепция социального обмена Дж. Мида.
46. Понятие символического взаимодействия(интеракции).
47. Сущность концепции социализации.
48. Понятие социальной реальности и предметная область феноменологической социологии.
49. Идейные источники и метод феноменологической социологии А.Щюца, понятие жизненного мира. Структура жизненного мира.
50. Метод феноменологической социологии и проблема его объективности.
51. Социология знания П.Бергера, Т.Лукмана.
52. Формы познания социальной действительности: вненаучная, научная
53. Специфика социологического познания социальной действительности, основные онтологические ориентации в социологии.
54. Роль метода в социологическом познании. Теория как метод в социологическом исследовании.
55. Особенности эмпирического аспекта социологического познания.
56. Особенности эмпирического базиса науки. Эмпирические связи, закономерности, законы.
57. Характеристика основных способов объяснения и понимания общества: естественно-исторический, деятельностный, гуманистический.
58. Историзм и эволюционизм, основные черты исторического метода в социологии.
59. Формы реализации сравнительно-исторического метода в социологии.
60. Основные понятия системного подхода, возможности и границы его использования в социологическом познании. Варианты системного моделирования общества.
61. Основные принципы комплексного подхода. Место и роль социологии в организации комплексного исследования социальных явлений.
62. Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Два типа знания в социологии: «объективное» и «субъективное». Сущность субъективного метода в социологии.
63. Роль мировоззрения социолога и его теоретико-методологических ориентации на характер интерпретации результатов социологического познания.
64. Конкретное социологическое исследование и порядок его организации. Виды социологических исследований.
65. Содержание и функции программы социологического исследования, основные требования к её разработке.
66. Социально-психологические тесты. • Назначение социально-психологического тестирования в социологии.
67. Приемы и процедуры качественного и количественного описания социальных явлений.
68. Виды и формы объяснений в социологическом исследовании.
69. Виды, типы, методы прогнозирования в социологическом исследовании.
70. Социологическое исследование как процесс движения от «старых» к новым знаниям.
71. Виды и формы итоговых документов по результатам социологического исследования.
72. Научное и практическое значение конкретных социологических исследований.
73. Система образования в России. Уровни и виды образования.
74. Структура системы высшего образования.
75. Информационно-образовательное пространство в вузе и его характеристика.
76. Дистанционное образование, его место и функции в общей системе высшего образования.
77. Мировые тенденции развития высшего образования.
78. Стратегии и модели развития высшего образования в отдельных зарубежных странах.
79. Сущность и специфика педагогической деятельности преподавателя вуза.
80. Преподаватель как субъект педагогической деятельности. Педагогическое мастерство.
81. Специфические особенности и структура учебной деятельности студентов.
82. Мотивация учения студентов. Учебная задача. Учебные действия.
83. Современные образовательные технологии в вузах России и в вузах Европы и США.
84. Интерактивные образовательные технологии.
85. Технологии дистанционного обучения.
86. Технологии проверки и оценки знаний.
87. Стратегии обучения как понятие теории и практики обучения.
88. Формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
89. Педагогический контроль и оценка качества образования в высшей школе.
90. Причины, препятствующие эффективному педагогическому общению.
91. Коммуникативная культура профессионала.
92. Образовательная среда как новая педагогическая система, направленная на решение проблем развития студентов (образовательных результатов).
93. Кодекс социолога: основные понятия, принципы деятельности, профессиональные этические нормы.
94. Преподавание социологии в вузах: современные тенденции (по материалам Социологических конгрессов).
Поделитесь с Вашими друзьями: |