Перечень вопросов для Государственного экзамена Направленность теория, методология и история социологии



Скачать 17,07 Kb.
Дата10.03.2021
Размер17,07 Kb.
#104204

Перечень вопросов для Государственного экзамена

Направленность

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

1.​ Социологическое знание и специфика социологического мышления.

2.​ Понимание государства и общества в социальной философии Античности и

3.​ средних веков. Теория государства Платона и социологические идеи Аристотеля.

4.​ Социологические взгляды мыслителей эпохи Возрождения: Н.Макиавелли, Ж.Боден.

5.​ Сущность социальных утопий Т.Мора и Т.Кампанеллы.

6.​ Теория естественного права и договорного происхождения государства, её особенности у Т.Гобса, Б.Спинозы, Дж.Локка и Ж.-Ж.Руссо.

7.​ Человек и общество в философии И.Канта и Г.Гегеля.

8.​ Антропологическая социология Л.Фейербаха.

9.​ Социальная философия и социология К.Маркса: социальная сущность человека, понятие отчуждения, превращения формы. •

10.​ Первые эмпирические исследования в социологии: А.Кетлер- анализ социальной аномии; статистика в социологии; метод включенного наблюдения в разработке Ле Пле.

11.​ Сущность теории Ч.Кули «Зеркального Я» и «социального контроля»- Э.Росса.

12.​ Чикагская школа. Р.Парк и его исследование города.

13.​ Психологическая школа на рубеже XIX-XX вв.: «Психология толпы» Лебона. Концепция подражания и теория интерцеребральной психологии Г.Тарра.

14.​ Предмет и метод формальной социологии Г.Зиммеля. «Формы социации» и

15.​ социология культуры; Ф Теннис: «Общность и общество».

16.​ Социология в России XIX- начала XX вв. Пионеры российской социологической мысли. Теория культурно- исторических типов Н.Я.Данилевского.

17.​ Социологический позитивизм: субъективная социология П.Н.Лаврова,

18.​ Н.К.Михайловского; генетическая социология М.М.Ковалевского; географическое направление в социологии (Л.И.Мечников); органистское направление (А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд).

19.​ Неокантианство в социологии: Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов.

20.​ Историческая социология: Н.И.Кареев, В.О.Ключевский.

21.​ Неопозитивизм: социологическая концепция Е.Де Роберти; бихевиоризм: П.А.Сорокин (русский период), В.Бехтерев, Г.Зеленый.

22.​ Социология консервативного либерализма (Б.Н.Чичерин, П.Н.Струве) и анархизма (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин).

23.​ Христианская социология: С.Н.Булгаков, СЛ. Франк, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев.

24.​ П.А.Сорокин: социология революции и социокультурная динамика (американский период).

25.​ Основные теоретические проблемы и понятия социологии: социальная система, социальная структура, социальное развитие и социальный порядок.

26.​ Основные теоретические проблемы и понятия социологии: социальная общность (группа, класс), социальный институт, социальная организация, социальные процессы, социализация.

27.​ Структура и этапы формирования социологической теории. Понятие уровней

28.​ социологической теории.

29.​ Теории «среднего уровня», их сущность и назначение.

30.​ Понятие эмпирического базиса социологической теории.

31.​ Теории социальных процессов и социальных изменений и их основное содержание.

32.​ Сущность и назначение теории социальной структуры и социальной стратификации.

33.​ Теория социального конфликта.

34.​ Теория девиантного поведения. *

35.​ Соотношение социологической теории и социальной практики.Критерий научности в социологических теориях.

36.​ Структурно- функциональный анализ и системная теория: этапы, задачи и исходные принципы системной теории Т. Парсонса.

37.​ Социальное действие как система. Подсистемы системы социального действия. Парадигма четырех функций.

38.​ Влияние системной теории Т. Парсонса на развитие современной социологии

39.​ Сущность функционализма Р. Мертона.

40.​ Критическая социология: понятие традиционной и критической теории М.Хоркмаймера и Г.Маркузе.

41.​ Сущность метода негативной диалектики Т.В.Адорно.

42.​ Принципы обновления критической теории Ю.Хабермасом и содержание основных понятий его теории коммуникативного действия.

43.​ Понятие «социального воображения» у Ч.Р.Миллса.

44.​ Теория обмена и социального действия: социология как эмпирическая наука о поведении.

45.​ Концепция социального обмена Дж. Мида.

46.​ Понятие символического взаимодействия(интеракции).

47.​ Сущность концепции социализации.

48.​ Понятие социальной реальности и предметная область феноменологической социологии.

49.​ Идейные источники и метод феноменологической социологии А.Щюца, понятие жизненного мира. Структура жизненного мира.

50.​ Метод феноменологической социологии и проблема его объективности.

51.​ Социология знания П.Бергера, Т.Лукмана.

52.​ Формы познания социальной действительности: вненаучная, научная

53.​ Специфика социологического познания социальной действительности, основные онтологические ориентации в социологии.

54.​ Роль метода в социологическом познании. Теория как метод в социологическом исследовании.

55.​ Особенности эмпирического аспекта социологического познания.

56.​ Особенности эмпирического базиса науки. Эмпирические связи, закономерности, законы.

57.​ Характеристика основных способов объяснения и понимания общества: естественно-исторический, деятельностный, гуманистический.

58.​ Историзм и эволюционизм, основные черты исторического метода в социологии.

59.​ Формы реализации сравнительно-исторического метода в социологии.

60.​ Основные понятия системного подхода, возможности и границы его использования в социологическом познании. Варианты системного моделирования общества.

61.​ Основные принципы комплексного подхода. Место и роль социологии в организации комплексного исследования социальных явлений.

62.​ Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Два типа знания в социологии: «объективное» и «субъективное». Сущность субъективного метода в социологии.

63.​ Роль мировоззрения социолога и его теоретико-методологических ориентации на характер интерпретации результатов социологического познания.

64.​ Конкретное социологическое исследование и порядок его организации. Виды социологических исследований.

65.​ Содержание и функции программы социологического исследования, основные требования к её разработке.

66.​ Социально-психологические тесты. • Назначение социально-психологического тестирования в социологии.

67.​ Приемы и процедуры качественного и количественного описания социальных явлений.

68.​ Виды и формы объяснений в социологическом исследовании.

69.​ Виды, типы, методы прогнозирования в социологическом исследовании.

70.​ Социологическое исследование как процесс движения от «старых» к новым знаниям.

71.​ Виды и формы итоговых документов по результатам социологического исследования.

72.​ Научное и практическое значение конкретных социологических исследований.

73.​ Система образования в России. Уровни и виды образования.

74.​ Структура системы высшего образования.

75.​ Информационно-образовательное пространство в вузе и его характеристика.

76.​ Дистанционное образование, его место и функции в общей системе высшего образования.

77.​ Мировые тенденции развития высшего образования.

78.​ Стратегии и модели развития высшего образования в отдельных зарубежных странах.

79.​ Сущность и специфика педагогической деятельности преподавателя вуза.

80.​ Преподаватель как субъект педагогической деятельности. Педагогическое мастерство.

81.​ Специфические особенности и структура учебной деятельности студентов.

82.​ Мотивация учения студентов. Учебная задача. Учебные действия.

83.​ Современные образовательные технологии в вузах России и в вузах Европы и США.

84.​ Интерактивные образовательные технологии.

85.​ Технологии дистанционного обучения.

86.​ Технологии проверки и оценки знаний.

87.​ Стратегии обучения как понятие теории и практики обучения.

88.​ Формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

89.​ Педагогический контроль и оценка качества образования в высшей школе.

90.​ Причины, препятствующие эффективному педагогическому общению.

91.​ Коммуникативная культура профессионала.

92.​ Образовательная среда как новая педагогическая система, направленная на решение проблем развития студентов (образовательных результатов).

93.​ Кодекс социолога: основные понятия, принципы деятельности, профессиональные этические нормы.



94.​ Преподавание социологии в вузах: современные тенденции (по материалам Социологических конгрессов).
Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2016
2016 -> Вопросы к экзамену «Политический менеджмент»
2016 -> Программа государственной итоговой аттестации специальность 38. 05. 02 «Таможенное дело» Квалификация выпускника Специалист
2016 -> Вопросы для дисциплины (модуля)
2016 -> «Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент» Материалы факультетской научно-практической конференции молодых ученых
2016 -> В сборник вошли доклады и статьи участников Международной
2016 -> V международная очно-заочная научно-практическая конференция «Организация самостоятельной работы студентов»
2016 -> Целью освоения дисциплины «Коммуникативный практикум»
2016 -> Экономическая социология и демография объект, предмет, основные направления экономической социологии

Скачать 17,07 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница