«Пластические этюды и музыкально-ритмические движения как вид здоровьесберегающей педагогики»



Скачать 112,31 Kb.
Дата17.02.2016
Размер112,31 Kb.
#8769
«Пластические этюды и музыкально-ритмические движения как вид здоровьесберегающей педагогики».

Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. По мнению врача-педагога Е.А.Аркина: «Интеллект, чувства и эмоции возбуждаются к жизни движениями».

  Ребенок – душа и цветок природы. Как не могут цветы жить без света, тепла и воды, так и дети не могут быть лишены красоты движений. Воспитание красотой движений – одна из главных задач гармонического развития ребенка и становления его личности. Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление деятельности всего современного российского общества. Содержание образовательной деятельности с применением ритмопластики и музыкально-ритмических движений    обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

-укреплять здоровье и повышать работоспособность детей дошкольников;

-повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;

-учить и совершенствовать основные виды движений;

-создавать разностороннюю базу движений и жестов;

-эффективно развивать двигательные способности;

 -раскрывать творческий потенциал ребенка;

-способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка;

-формировать выразительность движений;

-развивать двигательное воображение и творческую фантазию;

-способствовать формированию правильной осанки;

-развивать музыкальный слух и чувство ритма ребенка;

-содействовать приобретению музыкальных знаний.

Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды, которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности, с одной стороны, требует четкого, правильного выполнения движений, которые имеют в основном спортивную направленность («езда на велосипеде», полуобороты туловища направо и налево, взмахи руками и др.) и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности. С другой стороны, направлен на реализацию ребенком собственного понимания музыки.

И, несомненно, важное условие эффективности воспитательного процесса - согласованность действий всего педагогического коллектива, использование единого репертуара по ритмике в разных формах работы, а также единства в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкально-ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомления с окружающей природой. Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности в различные формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении (утренняя зарядка, бодрящая гимнастика после дневного сна, досуговые мероприятия, занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельные игры, прогулки) позволяют сделать занятия интересными, увлекательными, снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение детей, сконцентрировать их внимание.

На утренней зарядке необходимо давать детям определенную нагрузку. С учетом этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными по физической нагрузке движениями, соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается.  В бодрящей гимнастике физическая нагрузка не должна быть большой, так как ее назначение - привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера и спокойные по темпу. С этой целью мы используем упражнения «Мы проснулись», «Солнышко». Используем данные упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.

  На занятии по развитию речи дети разговаривают о птицах и насекомых, которых мы можем увидеть в лесу, на лесной поляне летом, они рассматривают картинку с изображением кузнечика, составляют небольшие рассказы про этого насекомого. Итогом этого занятия может стать исполнение знакомой детям танцевальной композиции «Кузнечик» на музыку В. Шаинского. На занятии по ознакомлению с окружающим миром «Дети и природа» дети рассказывают об осени, о том, что происходит в это время года в природе: часто идет дождь, на улице становится холоднее, листья желтеют и когда подует ветер - плавно и мягко падают на землю. Изображая покачивания деревьев,   кружение  листьев  дети  выполняют  творческое  задание  на  выразительность пластического образа в танце «Мы - осенние листочки». На математическом занятии, которое отмечается высокой умственной активностью и малой подвижностью использование игровых, танцевальных композиций «Кот Леопольд», «Танцуйте сидя» в качестве физкультминуток является средством расслабления, переключения внимания, а также повышения психофизического тонуса детей.

Для активизации внимания детей, пробуждения и поддержания у них интереса к музыке, к творчеству, развития творческого воображения целесообразно включать некоторые виды музыкально-ритмической деятельности и на занятия по изобразительной деятельности. Так, например, композиция «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова) можно включить в занятие по теме: «Цветок в подарок маме». Дети слушают песню, после чего выполняют пластическую импровизацию: стараются представить, как выглядит «волшебный» цветок, как колышатся на ветру его стебелек и листья, и показывают это в движении. Затем рисуют его или выполняют аппликацию.

  Воспитательное воздействие музыкально-ритмическая деятельность оказывает и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулке является летний период. В это время на участке мы организуем интересные игры, водим хороводы: «Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем» р. н. п. в обр. Е. Тиличеевой и др.Воспитатели с музыкальным руководителем организуют подвижные игры с пением. Например, в игре «Теремок» дети образно-игровыми движениями стараются «оживить» сказочных персонажей - лягушку, мышку, зайчика, медведя, петушка, используя элементы костюмов, шапочки героев сказки.

Таким образом, опытный педагог средствами ритмопластики, движений под музыку за считанные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысит настроение детей, сконцентрировать их внимание. Следовательно, музыкально-ритмические движения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Такая система работы способствует достижению следующих результатов:

дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;

процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени - два-три занятия;

дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.

Еще одним преимуществом использования такой системы работы является то, что педагог значительно меньше усилий тратит на разучивание репертуара. «Педагогика должна быть экономной» - вот девиз предлагаемого подхода. Поэтому важно пересмотреть содержание работы, убрать все лишнее и объединить усилие всех специалистов, а детям предоставить больше времени для самостоятельных игр, творческой деятельности и прогулок.

 Основное  требование к качеству движений – это их слитность с музыкой. Чем качественней эта слитность, тем точнее движения передают развитие музыкальной речи, тем музыкальнее, выразительнее ритмические движения. У музыки и движения есть много общего: это темп, динамика, ритм, художественный образ. Поэтому так важно тщательно подбирать музыку для создания образов, которая не только должна нравиться ребенку, побуждая его к движению.  

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

Танцевальные этюды:   

 «Тили-тили» из собрания «Детские потешки»

 Тили-тили-тили-бом!

 Загорелся Кошкин дом.

 Кошка выскочила

 Глаза выпучила.

 Бежит курица с ведром

 Заливает Кошкин дом.

 «Новогодняя» стихи К. Чуковского

  Были бы у ёлочки ножки,

 Побежала бы она по дорожке.

 Заплясала бы она вместе снами,

 Застучала бы она каблучками.

 Закружились бы на елочке игрушки-

 Разноцветные фонарики, хлопушки.

 Завертелись бы на елочке флаги

 Из пунцовой и серебряной бумаги

 Потому что у ворот

 Постучался Новый Год!

 Новый, новый, молодой

 С золотою бородой!

Упражнения на повторение «движений» растений.

Упражнение № 1. Дерево

Пофантазируйте с ребёнком. Представьте, что Вы – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуйте изобразить, как дерево живёт, а малыш пусть за Вами повторяет. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось.Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зелёный росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.



Упражнения № 2. Роза

А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.



Упражнения на повторение движений животных.

Упражнение №1. Кошка

Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома. Какие же пластичные движения свойственны кошке? Представьте себе какую-нибудь кошку, которую Вы видели. А теперь вспомните, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину. Пройдитесь как кошка! Вспомните, как кошка умывается, попробуйте вместе с ребёнком делать те же движения, что и она. Кошка фырчит, выгибая спину, когда сердится или хочет напугать. Посмотрите, как она прогнулась, когда ластиться или когда у неё просто хорошее настроение.

Можно придумать и сыграть сценку – этюд: кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но вот она проснулась, потянулась, умылась и стала разгуливать по комнате.

Упражнение № 2. Лягушка

Основными движениями у лягушки являются прыжки. Прыгайте вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами! Представьте, что лягушка плывёт, и повторяйте её движения.

Придумайте и сыграйте сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.

Упражнение № 3. Лебедь

Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.



Танцы-импровизации.

Если немного пофантазировать, то можно придумать танец самостоятельно – это будет танец-импровизация. Для того чтобы исполнить его, нужно только включить музыку и дать волю воображению. Главное – это очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение выбрать.



Пластические этюды под чтение стихов.

Выразительно читая стихотворение, можно выразить его содержание при помощи движений. Фантазировать таким образом можно с любыми стихами.



Этюд № 1. Считалочка

Вышли мыши как-то раз (ходьба на носках)

Посмотреть, который час.

Час, два, три, четыре (4 хлопка в ладоши)

Мыши дёрнули за гири (поднять и опустить руки)

Вдруг раздался страшный звон (присесть, закрыть уши)

Убежали мышки вон!

Этюд № 2. Бабочка

Меня напрасно осуждают,

Что я танцую без конца, (взмахи руками)

Пою, кружусь я и порхаю,

Чтоб людям радовать сердца (покружиться на месте)

А мир так весел и прекрасен,

В нём звон ручьёв и леса шум (подскоки вправо со взмахами рук)

И как же должен быть несчастен

Кто вечно мрачен и угрюм. (подскоки влево со взмахами рук)

 Владение жестом не является врождённым навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети в танце не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребёнка участвовало всё тело.



Примеры толкования некоторых жестов:

Удивление. Приподнять плечи, руки слегка развести, ладони раскрыть.

Клич. Ладони приложить «рупором» к приоткрытому рту, корпус направить в сторону посылаемого «звука».

Благодарность. Сложенные вместе ладони прижать к груди, локти расставить в стороны, голову наклонить вперёд.

Просьба. Правую или левую руку вытянуть вперёд с повёрнутой вверх ладонью. Тяжесть тела перенести на переднюю часть стоп. Шею и корпус направить вперёд.

Отказ. Руку вытянуть вперёд с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернуть «от себя», корпус наклонить назад, голову повернуть в сторону.

Несогласие. Покачать головой из стороны в сторону.

Приветствие. Правую руку поднять вверх, производить маховые движения кистью из стороны в сторону.

Актёрский этюд можно назвать упражнением для развития наблюдательности и фантазии. Этюды помогают с лёгкостью перевоплощаться не только в других людей, животных, но и в предметы, окружающие нас в повседневной жизни. На занятиях детям предлагаются несложные задания.

Изобразите в движении транспортное средство:

- велосипед;

- самолёт;

- поезд.


Изобразите танец:

- лисы;


- пингвина;

- ёжика.


Пройдитесь так, как в вашем представлении ходят:

- маленькая девочка в хорошем настроении;

- старик с палочкой;

- малыш, который учится ходить.

Представьте мимикой и изобразите походкой:

- испуганного кота;

- сытого поросёнка;

- радостного зайчика.

Покажите, как:

- ребёнок ловит комара;

- вратарь ловит мяч;

- рыбак поймал большую рыбу.

Придумайте и покажите, как здороваются друг с другом:

- крокодилы;

- медведи;

- гусеницы.



Предложенные задания и упражнения позволяют достичь раскрепощения ребёнка, почувствовать возможности своего тела; развития выразительности телодвижений; развития двигательных способностей; мышечной свободы.

Пластические этюды становятся ещё более интересными для ребят, если в них использовать различные способы звукоподражания. Хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение, бульканье, жужжание, шуршание, стук… Выбор для творчества огромен, нужно только предложить возможность пофантазировать и тогда музыкальное произведение превращается в настоящую «звучащую картину», маленькое театральное представление.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2012 -> Образовательная программа дошкольного образования
2012 -> Дошкольная педагогика как наука

Скачать 112,31 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница