Практикум «Стресс, его последствия и способы преодоления»



Скачать 29,21 Kb.
страница1/6
Дата07.03.2022
Размер29,21 Kb.
#124706
ТипПрактикум
  1   2   3   4   5   6

Семинар-практикум
«Стресс, его последствия и способы преодоления»
Сегодня мы поговорим о стрессе в жизни человека, в частности педагога дошкольника.
Наша профессия одна из самых затратных в плане расходования психической энергии, то есть – риск получения стресса у педагога очень велик. Мы сегодня рассмотрим не только особенности стрессового состояния, но и возможные варианты его преодоления.
Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, что бы это никаким образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Поэтому одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость.
Стресс в переводе с английского означает «напряжение».
По классическому определению Ганса Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Стрессов вообще нельзя избежать. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные условия.
Динамика протекания стрессового состояния одинакова практически у всех людей.
Выделяются три основных стадии развития стрессового состояния у человека:
РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ нарастание напряженности (первая стадия) ;
ФАЗА СОПРОТИВЛЕНИЯ собственно стресс (вторая стадия) ;
ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ снижение внутренней напряженности (третья стадия) .
Группы людей по стрессоустойчивости.
Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости:
Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают.
Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды.
Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным.
Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки.
Стрессы современного человека.
КУЛЬТУРНЫЙ СТРЕСС. Он возникает в том случае, когда нельзя ударить, убежать или хотя бы накричать. Такой стресс чаще всего встречается в работе младшего и среднего состава при общении с начальством и коллегами. Естественная реакция в данном случае запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС. Наиболее часто этот вид стресса встречается у бизнесменов и любого руководящего состава. Каждый, кто раз брал на себя какую-либо ответственность, в той или иной степени знаком с информационным стрессом: нужно срочно принять оптимальное решение, для которого необходимо быстро и правильно оценить имеющуюся информация.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС. Это один из ведущих стрессов современности. Каждую минуту нас окружают сотни и тысячи людей. Мы находимся в непрерывном процессе общения. Находясь на работе, человек не имеет права отказаться от общения с окружающими, однако человек – не робот. Неизбежно возникают обиды и разногласия, как результат – эмоциональный стресс.
Этот стресс распространяется повсеместно. Наибольшую нагрузку испытывает некоммуникабельный человек, попавший в большой коллектив или на работу, требующую постоянных контактов с людьми, зачастую совершенно незнакомыми.
СТРЕСС БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Возникает он в том случае, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается, нечего делать, им овладевает скука. Скука – это тоже разновидность стресса, не менее опасная, чем все остальные.
Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания. Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.
Признаки стресса.
Они делятся на три категории:
физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т. д.) ;
эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т. д.) ;
поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т. д.) ; Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.
Профилактика стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Перечень причин стрессов необъятен.
Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей.
Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и др.
К этим стрессорам добавляются и проблемы в личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.
ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА
Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению. Последствиями стресса могут быть:
чувство опустошенности;
депрессия;
суицид;
шизофрения;
сексуальные расстройства;
неврозы;
физические боли и т. д.
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы, о которых говорилось раньше. Сделав правильный вывод – почему вы так часто раздражаетесь, вас преследуют кошмары и т. д. – вы сможете попытать что-то изменить в своей жизни.
Кроме названного существуют и другие способы выхода из стрессовых состояний: психологическая саморегуляция, использование для сохранения душевного равновесия ароматерапии, восточных методик, подзарядка положительной энергией от растений и домашних животных. Антистрессовое упражнение.
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти негативные ситуации.
Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до её полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Антистрессовое действие чая.
Чай хорош до стресса, во время стресса и после стресса, как профилактическое средство, он повышает устойчивость к физическим, психическим и эмоциональным нагрузкам, его способность восстанавливать силы, а также содержание в нем витаминов и микроэлементов делают его незаменимым напитком в послестрессовой обстановке.
КАК СНЯТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ
Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т. е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.
Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.
Ослабить преподавательский стресс можно, если:
Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
Научиться планировать своё время.
Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время.
Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.
Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
Вне работы о работе стараться не говорить.
Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ
Релаксация
Правильное питание
Разрядка по восточным методикам
Плеск воды и благоухание масел
Лекарственные настои, чаи.
Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии
Цветотерапия
Переключение на другие виды деятельности
Рефлексия.
Участник, в чьих руках находится мяч, говорит о том, что нового и интересного для себя он узнал.
Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

Каталог: uploads
uploads -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
uploads -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
uploads -> Название кафедры
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»

Скачать 29,21 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница