Представлены результаты социологического анализа имиджа офицеров-руководителей в современной российской армии



Дата25.07.2022
Размер52 Kb.
#167586

2. 1
Веремчук В.И. Имидж командира Вооруженных Сил Российской Федерации в воинских коллективах / В.И. Веремчук, Д.С. Крутилин // Cоциологические исследования.– 2013.– №4.– С. 122-130.
Ключевые слова: офицер • воинский коллектив • Вооруженные Силы Российской Федерации • социология • исследования
Представлены результаты социологического анализа имиджа офицеров-руководителей в современной российской армии.
Объективная потребность российского общества в создании новых Вооруженных Сил, модернизации подготовки и воспитания военных кадров определяет особое внимание к личности офицера - военного профессионала, патриота, защитника Отечества. Успех военного строительства в решающей степени зависит от эффективной деятельности командных кадров российской армии и флота.
Вместе с тем в процессе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), осуществляемого в условиях социального кризиса российского общества на протяжении последних десятилетий, обострились проблемы, связанные с недостаточной профессиональной компетентностью значительной части офицеров, их неподготовленностью к обучению и воспитанию подчиненных, низким личным примером как руководителей и, как следствие, и авторитетом в воинских подразделениях. В офицерской среде произошла деградация высоких нравственных основ института военной службы; ориентация значительной части офицерского состава на утилитарно-прагматические ценности в своей профессиональной деятельности; незаинтересованность в обучении и воспитании подчиненных; отсутствие стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию. По данным опроса, проведенного Научно-исследовательским центром (социологическим) Вооруженных Сил Российской Федерации (НИЦ ВС РФ) в 2011 г., в иерархии ценностей военной службы на первом месте для офицеров стоит возможность решения жилищной проблемы; систематически профессионально самосовершенствуются лишь 2/3 офицеров. Данные обстоятельства обусловливают серьезные проблемы, связанные с авторитетом командиров в воинских коллективах.
В рамках социологического исследования НИЦ ВС РФ изучались ключевые социальные характеристики и особенности имиджа офицеров, формирование в воинском подразделении позитивного имиджа офицера - командира и воспитателя. Результаты исследования свидетельствуют о серьезных проблемах и противоречиях, снижающих эффективность управленческой деятельности офицеров-руководителей. По оценке военнослужащими индивидуально-личностных качеств командиров, наиболее проблемные из них - стойкость, выдержка, самообладание. Так, практически каждый пятый военнослужащий заявлял, что ему приходилось испытывать на себе проявление неуставных взаимоотношений со стороны офицеров, а 3% респондентов отметили, что такие случаи происходят часто. Неуставные взаимоотношения между военнослужащими по призыву и их командирами нередко являются причиной гибели солдат (матросов). От насилия пострадали тысячи военнослужащих, десятки получили тяжкие увечья, есть и погибшие.
Анализ результатов ряда социологических исследований свидетельствует о низком уровне педагогического мастерства военных руководителей, об отсутствии у них навыков эффективной воспитательной работы с личным составом. Именно поэтому некоторые командиры зачастую просто "срывают зло" на своих подчиненных. То, что такие случаи есть, утверждает каждый десятый, а четверть опрошенных отмечают наличие таких действий у отдельных представителей офицерского корпуса. Из данных опроса следует также, что наиболее низкие оценки подчиненных получили наличие таких качеств личности командиров, как "уважение к людям, вежливость, тактичность". Нередки случаи, когда некоторые руководители подменяют воспитание и обучение личного состава формальным администрированием, грубостью, проявляют равнодушие к подчиненным. Половина опрошенных военнослужащих утверждает, что офицеры видят в них лишь бездушных исполнителей и считают инструментом для достижения своих целей. Практически каждый пятый военнослужащий при получении дисциплинарного взыскания за какой-либо проступок подвергался еще и демонстративному унижению со стороны офицеров.
По данным опроса, наиболее высокими оценками были отмечены у командиров такие позитивные управленческие качества, как целеустремленность, работоспособность, сила воли, настойчивость, упорство. Не менее важными качествами командиров являются "справедливость и объективность", выраженность которых, по мнению военнослужащих, также недостаточна. Часто командиры склонны применять групповые наказания вместо индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. По данным исследования, только трети удалось избежать применяемого командирами принципа воспитания личного состава - "из-за одного страдают все". Более четверти рядовых свидетельствуют о довольно частом применении коллективных наказаний.
"Доброта, заботливость, отзывчивость" - эти качества личности военных руководителей не отличаются достаточной выраженностью у современных командиров. Об этом свидетельствует низкая степень доверия военнослужащих к командованию при решении личных вопросов. Лишь менее половины респондентов готовы обратиться к своему командиру с вопросами, просьбами или возникшими проблемами личного характера. В то же время каждый третий военнослужащий обращался к командованию по личному вопросу. Оценивая действенность помощи в вопросах прохождения военной службы со стороны командования, более трети назвали ее недостаточной. Таким образом, рядовые военнослужащие часто остаются один на один со своими трудностями.
Важнейшее место в структуре имиджа командира занимают профессионально важные качества личности, необходимые для эффективной деятельности в рамках занимаемой воинской должности. Наименее выражены у командиров, по мнению военнослужащих, пунктуальность, образцовость, хотя уклад жизни военной организации государства генетически предполагает определенность, четкость и порядок. Заслуживает особого внимания также невысокая оценка выраженности у командиров качеств, связанных с личным поведения. Менее половины командиров в той или иной степени являются у военнослужащих образцом для подражания. Вместе с тем именно личный пример командира - основа его авторитета в воинском коллективе.
Результаты исследования показывают, что наиболее развиты у военных руководителей такие профессионально важные качества, как требовательность и строгость, взыскательность и смелость, мужество и решительность. Однако вопросы личного примера, разумного соотношения требовательности и заботы о подчиненных, взыскательности и уважении личного достоинства солдат (матросов) остаются сегодня актуальными. Анализ оценок личностных, моральных и профессиональных характеристик личности военных руководителей свидетельствует о том, что в различных ситуациях военно-служебных отношений командный состав демонстрирует как положительные, так и отрицательные качества, выражающиеся в нетактичном поведении, равнодушном отношении к подчиненным, унижении их чести и достоинства. Все это существенно снижает эффективность управленческого воздействия офицера-руководителя, уровень доверия подчиненных, что негативно отражается на состоянии воинской дисциплины, боевой учебе.
Одна из задач социологического исследования - анализ влияния имиджа офицера-руководителя на морально-психологическое состояние (МПС) воинских коллективов, на отношение военнослужащих по призыву к военной службе в целом. Результаты опроса экспертов подтвердили гипотезу о влиянии имиджа командира на МПС подчиненных: моральные качества и стиль руководства командира оказывают максимально высокое влияние на уровень МПС личного состава. Как показал анализ, МПС военнослужащих по призыву выше только в том случае, если командир наряду с авторитарным стилем управленческого взаимодействия обладает высокоразвитыми профессионально важными качествами. Это можно объяснить тем, что в условиях боевых действий, по мнению солдат (матросов), будет эффективен именно требовательный, жесткий и профессионально подготовленный командир. В этом случае его моральные и личностные качества отступают на второй план.
Наиболее низкие показатели МПС личного состава связаны с либеральным стилем руководства подразделением, т. к. в этом случае подчиненные не могут рассчитывать на мужество, стойкость и способность офицера эффективно управлять воинским подразделением. При демократическом взаимодействии командного состава и военнослужащих по призыву наблюдается достаточно стабильное МПС подчиненных, в целом устойчивые и управляемые. Информированность подчиненных о профессионально важных характеристиках командира (например, об опыте участия в боевых действиях) так же оказывает влияние на уровень МПС воинского коллектива.
Анализ данных позволил зафиксировать следующую закономерность: чем выше развиты у командного состава личностные, моральные, профессионально важные и управленческие качества, тем в большей степени солдаты (матросы) получают удовлетворение от воинского труда. Наибольшее число респондентов, удовлетворенных военной службой, наблюдается в подразделениях, в которых командир - сторонник демократического стиля руководства. Там, где командирами используется авторитарный стиль руководства, удовлетворенных военной службой солдат (матросов) в два раза меньше.
Полученные результаты диагностики социальных характеристик и типологических особенностей имиджа командиров подразделений ВС РФ свидетельствуют о том, что эффективность управленческой деятельности военного руководителя непосредственно зависит от характеристик его имиджа, сложившегося в воинских коллективах. Вместе с тем следует констатировать, что современный имидж офицеров не в полной мере отвечает требованиям модернизации Вооруженных Сил и ощутимо снижает эффективность управленческой деятельности в воинских коллективах. Данные обстоятельства обусловливают важность и необходимость выработки конкретных направлений формирования позитивного имиджа командного состава армии и флота на основе современных научных подходов.


Представлен список литературы из 5 наименований.
Каталог: fulltext.list
fulltext.list -> У российской высшей школы сегодня
fulltext.list -> Гурулева Т. А. Технологии социокультурной интеграции иностранных студентов: опыт российско-китайского сотрудничества // Высшее образование в России. 2016. №10. С. 148-153
fulltext.list -> Кравченко Ю. В. Влияние супружеских потребностей на стабильность молодой семьи в контексте сельского и городского пространства // Cоциологические исследования. 2012. №12. С. 118-124
fulltext.list -> Романникова М
fulltext.list -> Вежевич Т. Школа лидера школа патриота // Народное образование. 2009. №3. С. 194-197
fulltext.list -> История русской педагогики за рубежом неразрывно связана с деятельностью молодёжных организаций, возникавших практически во всех странах русского рассеяния


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница