Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Северская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Представление опыта работы
в рамках недели коррекционного образования
«Особый ребёнок: опыт помощи»
Доклад:
«Использование авторской сказки в коррекционной работе
с детьми с ОВЗ VIII вида»
педагог-психолог
Фурман В.А.
Март 2015г.
Северск 2015г.
Вряд ли найдется человек, который бы в детстве не любил сказки. В том числе и я очень долгое время любила детские сказки. Перечитывала их по нескольку раз, представляла себя каким-нибудь персонажем.
Связав свою профессиональную деятельность с работой с детьми, я продолжала оставаться поклонницей сказочных историй.
Дети удивительные существа!
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.
В одних случаях излишне балуют ребенка, не приучают его к выполнению посильных обязанностей и таким образом растят эгоиста, потребительски относящегося к окружающим. В других случаях грубым обращением, окриками, несправедливым наказанием угнетают детскую личность, вызывают отрицательное отношение к предъявленным требованиям, создают психологический барьер между взрослым и ребенком.
С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи. И это немудрено. Качество детских программ на телевидении оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов-ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Все чаще на консультацию стали приходить родители с вопросом о возникновении у детей подобных страхов. Но есть и такие родители, которым безразличны проблемы их детей.
Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия (вербальная и физическая), высокая тревожность, а также нарушение межличностных отношений, развитие детских неврозов, лечение которых необходимо в клинике неврозов, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.
Со всеми детскими проблемами ежедневно в своей работе я сталкиваюсь.
Вот тогда-то я и подумала – а не попробовать ли сказку в коррекции детских проблем.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались.
Для начала изучила учебно-методическую литературу по сказкотерапии:
-
Вачков И.В. «Сказкотерапия. Развитие самопознания через психологическую сказку». М., Речь, 2001.
-
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д. «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии». СПб., Речь. 2003.
-
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии». Речь.2002.
-
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии». Речь.2002.
-
Копцева Т. А., Шорохова О. «ИГРАЕМ В СКАЗКУ. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М.. Сфера, 2006.
-
Носсрат Пезешкян «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия». М., Генезис. 2004.
-
Соколов Д.Ю. «Сказки и сказкотерапия». М., Класс. 2007
-
Эстес К.П. «Бегущая с волками» (женский архетип в мифах и сказаниях»), Киев, «София». 2006.
Виды сказок:
-
К художественным сказкам относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории и их принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты.
А) Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для наших предков природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня для создания новых сказок.
Б) Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, лучше использовать авторскую сказку.
-
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
-
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).
-
Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
-
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.
Использование сказок в работе с детьми играют важную роль, так как они помогают преодолеть детям тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука, и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдастся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он, в конце концов, победит.
Слушая сказки и рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Что могут дать ребенку сказочные истории?
Во-первых: они рождают у ребенка ощущение, что взрослые его понимают, что взрослых интересуют его проблемы и взрослые готовы ему помочь. Реакция ребенка на эти истории может оказаться для него единственным способом, которым он откроет вам свою душу, расскажет о своих трудностях.
Во-вторых: в результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликтов в самом себе, ты их обязательно найдешь и победишь».
В-третьих: истории дают детям множество вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций.
Использование в своей работе с детьми метода сказкотерапии помогает поднять следующие детские проблемы:
-
Трудности, связанные с общением (со сверстниками и
родителями) – это естественные для каждого ребенка конфликты, переживания, обиды.
-
Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не
так», чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение это результат ощущения собственной малозначимости и попытка таким образом доказать обратное. Такой ребенок часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребенок, кажущийся слабым и «забитым».
-
Страхи и тревоги по самым различным поводам – здесь
важно не то чего боится ребенок, а то, как он боится. Если страх тормозит его развитие, то требуется помощь.
-
Проблемы, связанные со спецификой возраста.
Основная цель занятия с использованием сказки – снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной детской проблемой.
Задачи, решаемые в ходе занятий:
-
учить детей осознавать собственную значимость в мире среди
людей, открыть для себя и других непознанные грани своей индивидуальности;
-
обучать методам снятия эмоционального и телесного
напряжения;
-
развивать способность понимать свое эмоциональное состояние
и состояние другого человека;
-
развивать самоконтроль поведения, эмоциональную
устойчивость в ходе общения;
-
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную
на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
-
развивать согласованность движения тела;
-
развивать моторику речевого аппарата.
В индивидуальной работе с ребенком чаще используется авторская сказка. С ее помощью психолог мягко влияет на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный.
При проведении сказочных занятий используется ароматерапия (но только после консультации врача школы-интерната, во избежание аллергической реакции у детей). Ароматерапия положительно действует на психоэмоциональную сферу, снимают усталость, способствуют исчезновению чувства тревоги.
Использование музыкотерапии обязательно на занятиях. Медиками установлено, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание, таким образом тонизируют центральную нервную систему.
Перед «входом» в сказку детям предлагается подготовиться к путешествию: выполняются ряд упражнений (психогимнастика), целью которых является активизация защитных сил организма, снятие напряжения с мышц тела с помощью массажных ковриков и массажных мячей (Су Джок терапия), развитие моторики речевого аппарата, снятие напряжения посредством дыхательной гимнастики.
Структура занятия состоит из обязательных этапов:
Цель – создание настроя на совместную работу («Цветок», «Три дорожки», «Волшебная палочка», «Свеча» и др.).
Цель – вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали для себя, какой опыт приобрели, чему научились.
Цель - расширении представления о чем – либо.
Ведущий рассказывает новую сказку, у детей спрашивается, хотят ли они помочь какому-нибудь персонажу из сказки
Цель – приобретение нового опыта, закрепление новых качеств личности ребенка, (игры, позволяющие приобрести детям новый опыт, совершаются символические путешествия и превращения («Пантера», «Тропинка», «Дерево», «Полет на ракете» и др.).
Цель – связывание нового опыта с реальной жизнью – обсуждение с детьми в каких ситуациях жизни они могут использовать полученный на занятиях опыт.
Цель – подведение итогов занятия. Четкое проговаривание последовательности происходящего в сказке, отмечаются отдельные дети за их заслуги, проговариваются конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать полученный опыт.
-
Ритуал «выхода» из сказки.
Цель – закрепить новый опыт – повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением – «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто берут из круга, и прикладывают руки к груди.
Между занятиями по сказкотерапии очень важно обращать внимание на поведенческие реакции, внимание, эмоции детей.
В дальнейшем заметны положительные эффекты: улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости, у обучающихся меняется поведение, оно становится более конструктивным. Взаимоотношения со сверстниками улучшаются, становятся продуктивными. У них повышается самооценка, снижается уровень тревожности – а это способствует профилактике правонарушений, суицидов, потребления ПАВ.
Поделитесь с Вашими друзьями: |