Работу выполняли: группа учителей МОУ «Гимназия №1»
средней школы (немецкого языка)
Ершова Н. Н.
начальных классов Красова О. В.
начальных классов Корнева Е. Г.
Г. Мытищи
2011 год
Введение
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся. Компьютерные игры редко оставляют ребенка равнодушным: они привлекают своей красочностью, графическими и звуковыми возможностями. “Компьютерный” интерес распространяется и на школьный предмет, который лучше усваивается в игровой обстановке.
Компьютер изменяет не только технологию образования, но и содержательную ее часть. Он позволяет не просто облегчить и сделать более приятным процесс передачи и приобретения знаний, но и решить задачи, которые ранее казались трудноразрешимыми: стимулирует творческую активность и самостоятельную деятельность ребенка.
В настоящее время в сфере использования компьютерных технологий в начальной и средней школе можно выделить два основных направления. Первое из них, теоретическое, подразумевает использование компьютеров для изучения теоретических основ информатики. Второе направление, прикладное, предпочитает использование компьютеров в качестве технического средства обучения по учебным предметам. Стоит указать на некоторые преимущества прикладного направления в начальной школе. Использование компьютера как самого современного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки и пр. в изучении учебных предметов должно естественно приводить к совершенствованию процесса обучения.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.
Большая часть ЗУН, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Использование ЗУН в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.
К психологическим особенностям учащихся младших классов относится высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках.
Приведенные факторы показывают, что использование компьютерных технологий в учебном процессе начальной и средней школы отвечает его функциональным особенностям и психофизическому развитию учащихся владеющими навыками работы на компьютере. Работа ученика начальной школы по санитарным нормам не может продолжаться более 10 – 15 минут. Учитывая это, учитель при составлении плана урока предусматривает момент, когда несколько учащихся могут выполнять индивидуальные задания на компьютере. Наиболее удобно организовать это во время фронтального опроса, устного счета, словарной работы, закрепление ранее пройденного материала.