Применение компьютерных технологий в учебном процессе начальной и средней школы



Скачать 91,89 Kb.
Дата16.02.2016
Размер91,89 Kb.
#7779
Применение компьютерных технологий в учебном процессе начальной и средней школы.

Работу выполняли: группа учителей МОУ «Гимназия №1»

средней школы (немецкого языка)

Ершова Н. Н.

начальных классов Красова О. В.

начальных классов Корнева Е. Г.

Г. Мытищи

2011 год

Введение

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся. Компьютерные игры редко оставляют ребенка равнодушным: они привлекают своей красочностью, графическими и звуковыми возможностями. “Компьютерный” интерес распространяется и на школьный предмет, который лучше усваивается в игровой обстановке.

Компьютер изменяет не только технологию образования, но и содержательную ее часть. Он позволяет не просто облегчить и сделать более приятным процесс передачи и приобретения знаний, но и решить задачи, которые ранее казались трудноразрешимыми: стимулирует творческую активность и самостоятельную деятельность ребенка.

В настоящее время в сфере использования компьютерных технологий в начальной и средней школе можно выделить два основных направления. Первое из них, теоретическое, подразумевает использование компьютеров для изучения теоретических основ информатики. Второе направление, прикладное, предпочитает использование компьютеров в качестве технического средства обучения по учебным предметам. Стоит указать на некоторые преимущества прикладного направления в начальной школе.

  1. Использование компьютера как самого современного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки и пр. в изучении учебных предметов должно естественно приводить к совершенствованию процесса обучения.

  2. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

  3. Большая часть ЗУН, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Использование ЗУН в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.

  4. К психологическим особенностям учащихся младших классов относится высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках.

Приведенные факторы показывают, что использование компьютерных технологий в учебном процессе начальной и средней школы отвечает его функциональным особенностям и психофизическому развитию учащихся владеющими навыками работы на компьютере. Работа ученика начальной школы по санитарным нормам не может продолжаться более 10 – 15 минут. Учитывая это, учитель при составлении плана урока предусматривает момент, когда несколько учащихся могут выполнять индивидуальные задания на компьютере. Наиболее удобно организовать это во время фронтального опроса, устного счета, словарной работы, закрепление ранее пройденного материала.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках с ИКТ

С целью профилактики зрительного утомления детей рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1- 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4-5 раз.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4-5 раз.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1- 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

В условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным, а обратная связь учащихся с учителем более систематической и продуктивной.

Преимущества использования ИКТ на уроках

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

        Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

        Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

        Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

        Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

        Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.




Этапы подготовки к уроку с использованием ИКТ
IКонцептуальный

Аргументируется необходимость использования средств ИКТ:

дефицит источников учебного материала;

возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов);

визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);

Выбор типа образовательных электронных ресурсов.

II. Технологический

Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;

Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

III. Операциональный

Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.

Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат;

длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе;

форма промежуточного контроля.

IV. Педагогическая реализация

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.
 Опыт применения уроков с использованием ИКТ в начальной и средней школе.

Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются чуть ли не каждый месяц, а значит растут и наши возможности. Свои первые уроки мы создавали при помощи программы Power Point. В них ещё не было анимации и сложных спецэффектов, которые были освоены позднее. Но эти уроки помогли нашим ученикам совершить увлекательные виртуальные путешествия по «Этажам леса», «своими глазами» увидеть животный и растительный мир леса.

Яркая, необычная форма подачи учебного материала способствовали более прочному усвоению новых знаний у детей и вызвали у учителя огромное желание создавать и применять подобные уроки в рамках различных школьных предметов.

Осознанность чтения проверяется при помощи разнообразных викторин, кроссвордов и тестов. На уроках русского и немецкого языка мы используем возможности специальных программ, которые позволяют проверить знание словарных слов, проводим тестирования по изучаемым темам.

На уроках математики в начальной школе появилась возможность наглядного иллюстрирования одной из сложнейших тем – задач на движение. Видя наглядно, куда и как движутся объекты, дети лучше понимают, о каком из видов движения идёт речь в задаче. Также для уроков математики разработаны программы устного счёта, которые дают возможность проверить знания отдельных учеников, либо использовать программу фронтально.

Самыми любимыми уроками стали для нас уроки закрепления пройденного материала. Здесь открывается огромный простор для фантазии. Такие уроки проходили у нас и в форме виртуальных путешествий, и в форме интеллектуальных игр.

Возможности ИКТ применяются нами и во внеурочной деятельности. Мы часто проводим классные часы в нетрадиционных формах. И считаем, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.

(смотри презентации уроков)

Заключение

В условиях компьютеризации учебного процесса особенно важно сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости от каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной, трудовой и общественной деятельности. “Очень важно,— писал В. А. Сухомлинский,— чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью”. Особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей (пусть объективно и незначительных).

Имеющийся опыт показывает, что педагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает обращаться за помощью к учителю или добывать знания самостоятельно.



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся

Скачать 91,89 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница