Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение



Скачать 73,16 Kb.
страница1/3
Дата10.02.2016
Размер73,16 Kb.
#108
  1   2   3
Проблема девиации в отечественных источниках
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды Д. п.: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Син. отклоняющееся поведение, девиация. Понятие Д. п. шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность).

В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению Д. п. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации Д. п. встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.

С т. зр. теории аномии (Р. Мертон), Д. п. растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации, лицами с Д. п. становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно толерантно.

Представляет интерес и популярная в 1960-х гг. концепция стигматизации, привлекшая внимание к социальной реакции на Д. п. Согласно этой концепции, отклонение является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка к.-л. девиации (напр., «врун», «алкоголик», «наркоман») и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии Д. п. сконцентрированы на изучении личностных характеристик девиантов, их психического здоровья, проблеме автоидентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами девиации. (С. Н. Ениколопов.)
Типы девиантного поведения
Определение статистической нормы всего лишь одно из условий, которые требуются для того, чтобы объяснить причины девиантного поведения. К сожалению, какая-либо универсальная теория в этом вопросе отсутствует. Можно говорить лишь о некоторых общих тенденциях в исследовании данного явления.

Какие-нибудь 20 лет назад, открыв учебник аномальной психологии, вы обнаружили бы описание конкретных случаев и интерпретаций результатов таких психологических тестов как, например, тест Роршаха. В то время пациентов диагностировали, прежде всего, в терминах, характеризующих личность.

В современных условиях в соответствующих книгах вы найдете подобные данные о "сканировании мозга", "генетических маркерах" и "биохимических реакциях". Пациентов все больше диагностируют в терминах медицинских реакций, а не в терминах личностной структуры,

Таким образом, изменение в описании девиантного поведения заключается в переносе акцента с психологического на физиологический фактор. Однако, при этом остается неясным, повлияла ли эта переориентация позитивно на точность диагностики и эффективности терапии.


Ведущие специалисты отечественной психологической науки (Л. С. Выготский. Д. Б. Эльконин, Г.С. Костюк. М.И. Лисина, В.Т. Кондрашенко и др.) исследовали проблему девиации в разных возрастных группах.
Для постановки в рассмотрении данной проблемы многие авторы приводят генетическую модель девиантного поведения, включающую четыре фактора:

1. Врожденная или приобретенная мозговая дисфункция, приводящая к нарушению психофизиологических регуляторов социального поведения (снижению волевого контроля и проецируемой на социум тревоги.).

2. Эмоциональная депривация, дефицит положительных подкреплений в нормальной сфере жизни ребенка.

3. Сенсорно-деятельностная депривация.

4. Несформированность социальных норм и базисной установки на "принятие мира таким, как он есть".
Исследования "трудных детей" позволили авторам для оценки отклонения от нормы поведения использовать несколько критериев,

1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка.

Ряд особенностей поведения ребенка является нормальным только для детей определенного возраста. Так, мокрые пеленки младенцев нормальное явление, которое на тревожит родителей. А в десятилетнем возрасте подобное явление редко и поэтому для этого возраста подобные случаи рассматриваются как отклонение от нормы.

2. Длительность сохранения расстройства.

Известно, что у детей любого возраста часто обнаруживаются страхи. Однако случаи длительного их сохранения редки. Например, каждый ребенок прошел через фазу нежелания ходить в школу. Это может длиться день, неделю, месяц. Сохраняющееся же многие месяцы и даже годы нежелание ходить в школу, естественно, вызывает тревогу.

3. Жизненные обстоятельства.

Временные колебания в поведении детей и их эмоциональном состоянии может быть вызвано такими обстоятельствами, как появление младшего брата или сестры, или перемена школы, класса, что может привести к стрессу, вызвать чувство тревожности.

4. Социокультурное окружение.

Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение ребенка, как уже было сказано выше, должно оцениваться с точки зрения непосредственной социокультурной среды.

5. Степень нарушения.

Если имеют место жалобы на существование целого ряда симптомов, проявляющихся одновременно, это должно уже настораживать.

6. Тип симптома.

Это эмоциональный критерий, который необходимо принимать во внимание, рассматривая поведение человек. Такие феномены, как сосание пальца, кусание ногтей, произвольное возбуждение половых органов, раскачивание головой и туловищем, выдергивание волос, а также некоторые более элементарные стереотипные поведенческие акты тогда, когда они выходят за рамки нормальных адаптационных проявлений, принято называть патологическими привычными действиями. (В.В. Ковалев, 1979).

В литературе указанные расстройства обозначаются и другими терминами: "привычные манипуляции с телом", "расстройства привычки", "упорные двигательные привычки", "привычные манипуляции", "вредные привычки" (Г.Т. Чулин, Г.П. Маслова, 1971), "неврастенические привычные действия", "навязчивые привычки", "навязчивые невротические реакции" (Т.К. Ушаков, 1973), "ингровертивные навязчивые действия" (В.И. Горбунов, 1977), "патологические (навязчивые и насильственные) влечения" (Н.В, Иванов, 1958), "специфическое повреждающее поведение", "синдром поведенческих и приспособительных нарушений", "стереотипные двигательные расстройства", "стереотипии - расстройства поведения".

В.В. Ковалев определяет патологическое привычные действия как "группу специфических для детей и подростков нарушений поведения, в основе которых лежит болезненная фиксация тех или иных произвольных действий, свойственных в той или иной степени детям раннего возраста".

7. Тяжесть и частота симптомов.

Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Поэтому важно учитывать частоту и степень проявления симптома.

8. Изменение поведения.

Следует очень внимательно относиться к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.

В цивилизованном обществе все эти факторы и критерии исследуются, системе "нельзя" человека пытаются научить не только и не столько через наказание, как через убеждение, обучение и привитие соответствующих поведенческих стереотипов.



ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ
Причины девиации как проблема
Как показывают исследования 3. Фрейда и его последователей, к 15-ти годам в основном завершается формирование тех черт характера, которые в дальнейшем будут определять данную личность. Несмотря на то, что в современной психологии считают иначе (личность трансформируется всю жизнь), тем не менее, наиболее интенсивный характер поисковая деятельность человека носит именно в этом возрасте.

Многие девиации, не связанные с патологической физиологией, восходят именно к этому феномену: через поисковую деятельность подросток познает окружающий мир и стремится занять в нем свою нишу.

Феномен "трудного подростка": присущая, якобы, этому возрасту агрессивность и жестокость, хорошо известны и подробно проанализированы специалистами.

Ротенберг В.С. и Бондаренко С.М. считают, что отклоняющееся от нормы поведение подростков, включая немотивированные приступы жестокости, в ряде случаев может быть "диким" проявлением неправильно ориентированной поисковой активности: В ходе психического, физического и полового созревания потребность в поиске очень остра и если она неправильно ориентирована, то часто является причиной девиантного поведения.

Немецкий психотерапевт Г. Аммон утверждает, что человек рождается с потенциалом так называемой конструктивной агрессивности, которую он рассматривает как частный случай поискового поведения. При правильном воспитании конструктивная агрессивность развивается и усиливается, стимулируя творческое развитие в играх, общении со сверстниками и взрослыми: когда сталкивается с конфликтами в семье - тогда появляется агрессивность деструктивная, так как потребность в поиске должна найти выход для сохранения физического здоровья.

В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко считают, что неправильно ориентированная потребность в поиске может проявляться на только в немотивированной агрессивности и неожиданных ангисоциальных поступках, но и некоторые периодически возникающие массовые молодежные движения типа хиппи или панков имеют также в своей основе неудовлетворенную потребность в поиске.

В. Кондрашенко указывает на тот факт, что нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм среди подростков встречаются довольно часто. И подтверждением тому является тот факт, что у 30-50 % поступающих в психиатрические стационары подростков выявлены девиантные формы поведения.

Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Это особенно отчетливо проявляется в случаях антиобщественного поведения, где число мальчиков превосходит число девочек в отношении 10:1.

Нарушения поведения у подростков могут носить самый разнообразный характер. Это могут быть и противоправные действия, и игнорирование общепринятых требований, и пьянство, и сексуальная распущенность, и бродяжничество, и суицидальные явления.

Сложность проблемы состоит в том, что трудно бывает ответить на вопрос: является ли отклонение в поведении признаком психического заболевания, или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания.

Еще одна сложность проблемы в том, что она стоит на стыке многих наук: психиатрии, психологии, социологии, педагогики, философии, юриспруденции и каждая рассматривает эту проблему в своей терминологии и в своем понимании. Наиболее тесное переплетение наблюдается в социально-психиатрическом и психологическом аспектах, но они настолько переплетены, что трудно выделить в чистом виде тот или иной аспект. Однако, в любом случае, девиантное поведение имеет непосредственную связь с личностью, указывает на любые отклонения в ее формировании и затрудняет социальную адаптацию взрослеющего человека.
Дезадаптивные реакции и проблема их классификации
В.Ф. Матвеев и А. Лебедев по типу дезадаптационных реакций выделяют пять групп девиантных подростков:

1) с ярко выраженным агрессивным поведением:

2) с неоднократными суицидальными попытками;

3) систематически употребляющие спиртные напитки;

4) совершающие уходы из дома;

5) с выраженными невротическими реакциями (утомляемость, раздражительность и т.д.).


А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова (1983), исходя из социально-психологических критериев, выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков:

1) антидисциплинарные;

2) антисоциальные (антиобщественные);

3)делинквентные (противоправные);

4) аутоагрессивные.
В.Н. Кудрявцев и соавт. (1986) по признаку целевой направленности и мотивам все виды отклоняющегося поведения делит на три группы:

1) отклонения корыстной ориентации;

2) отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, вражды, неприязни, неуважения к человеку;

3) отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от общества и коллектива (злоупотребление алкоголем, наркотиками, суицидальное поведение).

В.В. Ковалев (1981) выделяет три группы отклонений в поведении:

1) социально-психологическую (недисциплинированность, противоправное и антисоциальное поведение);

2) клинико-психопатологическую;

3) личностно-динамическую (реакции, развития, состояния).


А.Е. Личко считает, что нарушения поведения следует рассматривать в двух направлениях:

1) по форме проявления нарушения (делинквентное, побеги из дома, бродяжничество, алкоголизация, сексуальные девиации, суицидальное поведение);

2) в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе (биологический и социопсихологический).

К биологическим факторам она относит поражения головного мозга, явления акселерации и инфантилизма;

К социопсихологическим - социальную среду и психологические особенности подросткового возраста.
Более глубокое понимание причин девиантного поведения дают исследования, проводимые в криминальной психологии. Криминалисты исследуют, прежде всего, мотивы преступного поведения (К.Е. Игошев, Н.А. Дремова, В.Г. Асеев, В.В. Лунеев, В.С. Волков, В.Н. Кудрявцев и др.).
Так Дремова Н.А. (1972), исследуя структуру мотивов правонарушителей установила, что мотивы хищений и краж у подростков чаще всего заключаются не в корысти, а есть результат подражания моде, увлечение вещью, потребность в самоутверждении.

По данным К.Е. Игошева (1971), изучавшего потребности и интересы несовершеннолетних правонарушителей, жадность отмечалась у 23,2% обследованных, алкоголизм -у 57,1 %, индивидуализм - у 47,2 %, бедность духовных интересов - у 38,9 %. Что касается интеллектуального уровня обследованных правонарушителей, то среди них читали серьезную литературу относительно регулярно только 10-13 %.

Большинство специалистов считает, что девиантное поведение является закономерным в том смысле, что оно не возникает на пустом месте, ни с того ни с сего. Существуют глубинные причины, с необходимостью предопределяющие девиантное поведение.

Все эти причины восходят к самым важным институтам цивилизации: к семье и обществу.


Причины, условия девиантного поведения.
Трудные подростки, как правило, являются продуктом неблагополучной семьи. Причем девиантное поведение является обычно следствием целого комплекса причин:

- проблемные родители, имеющие психические нарушения, могут "подарить" детям свои ущербные гены и таким образом предопределить появление себе подобных;

- ребенок, рожденный в такой семье, как правило, имеет ослабленный организм, который к тому же систематически подвергается отрицательному воздействию по линии физических факторов (грязь, спертый, прокуренный воздух, неполноценное, некачественное и часто недостаточное питание и т.д.) в основе всего этого лежит плохой уход за детьми;

- сплошь и рядом дети в таких семьях являются нежеланными, отсутствие любви и тепла в детстве может проявиться самым роковым образом гораздо позднее, специалисты считают, что компенсировать отсутствие любви в полной мере никогда не возможно;

- особую проблему в таких семьях составляет проявление к детям жесткости в виде физических наказаний, имеющих целью педагогическое воздействие;

- сексуальное насилие над ребенком - форма наиболее изощренного издевательства, жертвы которого очень часто не только не ищут защиты, но и стыдятся рассказать о своей беде;

- безусловно-отрицательный отпечаток на психику ребенка накладывает факт наблюдения за проявлениями жесткости и насилия как в собственной семье, так и в телепередачах и кинофильмах;

- зацеплению механизмов девиантного поведения способствуют такие факторы, как низкое IQ, нарушение внимания в детском возрасте, гиперактивность и ранняя агрессивность.

Е. С. Меньшиков в своей работе "Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия" сопоставляет ряд исследований, в том числе и лонгитюдных, которые подводят к гипостазированию важного тезиса: жестокость порождается жестокостью.

Среди защитных факторов, которые препятствуют формированию девиантных стереотипов поведения, называют высокое IQ и робость. Интересно отметить, что робость рассматривается обществом и шире - цивилизацией, как отрицательная черта характера. Робость - это, по существу, эвфемизм трусости, а трусость, как известно, является качеством презрения и заклейменным всей историей человечества, которое накопило огромный опыт и колоссальный арсенал в борьбе с ними.

В наше время высказывается мнение, что идея воспитания "воина" уже изжила себя и является саморазрушительной для человечества в контексте ядерного и других смертоносных видов оружия. Это мнение является на практике чрезвычайно непопулярным: семья и общество продолжают воспитывать "воина", занимаясь таким образом, сизифовым трудом: с одной стороны, создается система ттлательно охраняемых "нельзя", с другой,- личность, готовая бросить вызов запретам.

Трусость не рассматривается психологами как патология детской психики, если она не принимает гипертрофированных форм в определенном контексте (асоциальной среды предрасполагающей к девиантному поведению) трусость, безусловно, может сыграть позитивную роль тормоза развитию социальных форм поведения.

Среди различных видов патологии в развитии детской психики нас интересуют, прежде всего, такие, которые способствуют формированию девиантного поведения. К таким видам относятся расстройства внимания, гиперактивность и нарушения поведения.

Эти три вида патологии очень часто встречаются вместе, хотя "вклад" их в становление асоциальной личности различен. Так, дети, у которых отмечены нарушения поведения, имеют наибольшую вероятность закрепления отрицательного (асоциального) стереотипа поведения.

Такие дети не находят общего языка со сверстниками, которые их, как правило, не любят и боятся. Носителями указанных синдромов, как правило, являются, как уже было сказано выше, мальчики, имеющие родителей с асоциальным поведением.

Расстройства внимания, гиперактивность и нарушения поведения служат причиной плохих способностей в учебе. Так, дети (в основном мальчики), страдающие указанными патологиями, испытывают трудности в решении задач и характеризуются дефицитом лингвистических способностей.

Над ними смеются сверстники, их презирают и боятся. Как расплата за это - асоциальное поведение и агрессия, направленная против обидчиков.

Кузнецова Г.И, Харченко В.О, выделяют три типа отклонений недисциплинированных подростков:

1) аномалии в сфере отношений с родителями, педагогами, коллективом (неуважение к старшим, упрямство, грубость и т.п.);

2) недостатки в широте и направленности интересов (понижение интереса к учебе, отсутствие тяги к спорту, чтению книг и т.д.), сочетающиеся часто с наличием отрицательных склонностей (курение, алкоголь, сквернословие и т.д.);

3) отклонения в эмоциональной сфере (агрессивность, вспыльчивость, плаксивость и т.д.).

Устименко С.Ф. (1984) обращает внимание на то, что реакция младших подростков на неблагоприятную для их развития ситуацию значительно отличается от старших подростков. Так, в младшем подростковом возрасте наблюдается:

1) стремление снизить ценность желаемого;

2) сублимация (замещающая);

3) фантазирование;

4) фрустрация (агрессия).


В старшем подростковом возрасте:

1) реакция оппозиции (демонстративные действия негативного порядка;

2) реакция отказа (неподчинения требованиям);

3) стремление избежать нежелательных контактов (реакция изоляции).


Для отечественных психологов характерным представляется стремление не столько дать психологический анализ анормального поведения в терминах тестов и результатов лонгитюдных наблюдений, сколько описать его внешние признаки и вооружить учителя, родителя или сотрудника детской комнаты милиции необходимым "кратким курсом" для принятия ими правильного решения.

Другими словами, образовавшийся во времена коммунистического эксперимента симбиоз педагогики и психологии сделал психологию, по существу, придатком педагогики и лишил ее своего предмета исследования.


Подростковые поведенческие реакции
Психологи, педагоги, психиатры, социологи (Л.С. Выготский, И. С. Кон, М.И. Бердяев, А.Б. Добрович, А.Е. Личко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович) подчеркивали, что особенностью подростковых реакций является то, что они являются вариантом нормального поведения. Однако именно в этом возрасте возникают сходные с нормальными реакциями патологические формы поведения, являющиеся следствием психических нарушений. Разграничение их требует комплексного участия специалистов - психиатра, психолога, психотерапевта.

Специалисты считают, что поведенческая реакция группирования подростков со сверстниками проходит через всю историю человечества. Даже в животном мире, например, там, где имеются социально-подобные образования (стая, стадо), отмечается нечто подобное. У высших млекопитающих (обезьяны, копытные, ластоногие) молодняк группируется на периферии стада или временно обособляется.

По мнению специалистов, подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Таким образом реализуется стремление к неформальному, нерегламентированному общению, удовлетворяется чувство сопричастности к своей возрастной группе, решается социометрический статус каждого члена группы.

Сама по себе подобная реакция нейтральна. Как будет вести себя группа в социуме, зависит от принятых в ней нравственных установок, исходящих от лидера.

Важной проблемой является то, к какому типу поведения примыкает подросток и какую роль играет в группе. Противодействие группированию (запреты дружить с тем или иным сверстником) приводят к протестным формам поведения, В настоящее время появилось множество разнообразных объединений молодежи, которые отражают свойственную возрасту реакцию группирования.

По мнению специалистов (А.Б Добрович) подростковые группы могут быть жестко регламентированы, с однополым стабильным составом, четко определенной ролью каждого члена группы (подчиненность, виктимность, помыкание). Существуют и свободные подростковые группы с нестабильным разнополовым составом и нечетким распределением ролей.

Психотерапевту, психологу, психиатру, наркологу приходится консультировать представителей тех групп, где преобладает саморазрушающее поведение: алкоголизм, наркомания, токсикомания, агрессивное отношение к окружающим. Первые попадают на лечение, вторые на судебно-психиатрическую и психологическую экспертизу, если возникают сомнения в психической полноценности подследственного.

Предрасполагающей почвой для аутоагрессивного поведения является девальвация морально-этических и духовных ценностей, которая часто встречается у неформалов (рокеров, панков, фанатов, сатанистов и др.). Например, ведущий специалист суицидологии А.Т. Амбрумова отмечает, что среди хиппи и металлистов душевнобольных несколько больше, чем среда представителей других неформальных групп. Это объясняется большей толерантностью представителей подобных групп к различным формам отклоняющегося поведения, что притягивает к ним людей, в том числе подростков с психическими аномалиями, не способных приспособиться к другим социальным группам.

Ведущий специалист подростковой психиатрии А.Е. Личко обращает внимание на социо-психологические особенности подростковых поведенческих реакций и считает, что психологические особенности подросткового возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название "подросткового комплекса", а связанные с ними нарушения поведения - "пубертатного криза" (Сухарева Г.Е.. 1959).

В качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств выступающих попеременно. К ним относятся: особая подростковая сенситивность - чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и. наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Тонкая чувствительность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.

Подростковый возраст является критическим в отношении становления характера как базиса личности. Личность в целом, с ее интеллектом, способностями, наклонностями, мировоззрением и другими компонентами продолжает формироваться и после достижения физической зрелости. Характер же в основном закладывается именно в подростковом периоде и в дальнейшей жизни лишь под влиянием чрезвычайных воздействий способен претерпевать значительные изменения. В период становления характера бывают особенно видны его типологические черты - выявляются разные типы ак-центуаций. Но наряду с заострением типологических, подростковому возрасту свойственны определенные общие качества - психологические особенности, поведенческие модели - специфически подростковые поведенческие реакции на воздействие среды, прежде всего ближайшего окружения. К этим специфически подростковым поведенческим реакциям относятся реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся

Скачать 73,16 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница