Проблемы образования в условиях конкуренции и плюрализма



Скачать 204,52 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата05.04.2022
Размер204,52 Kb.
#136558
  1   2   3   4


ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ И
ПЛЮРАЛИЗМА

Е.А. Громова
Волжский гуманитарный институт (филиал)
Волгоградского государственного университета
К главным тенденциям современной цивилизации, приведшим к трансформации традиционных ценностей и способов мироустройства, безусловно, относятся глобализация, информатизация, модернизация, плюрализм, массовизация культуры. Они затрагивают все сферы жизни общества, и система образования в данном случае не является исключением.
Плюралистическая конкурентная среда, высокий динамизм, ориентация на инновации современного социума приводят к существенным преобразованиям в высшей школе,
что ставит перед обществом и государством сложнейшие задачи. Растет потребность в образовании, соответствующем требованиям плюралистического сообщества: более неформальном, доступном, конкурентноустойчивом, способным к самоорганизации в высокомобильной среде и т. п.
Сегодня немало плюралистических идей эффективно используется в образовательной практике. К их числу относятся идеи множества и различия
(многовариантная по содержанию, методам, формам и срокам обучения система разноуровневых образовательных учреждений); идея равенства
(тенденция демократизации образования, его общедоступность); приоритет свободы и автономности форм

(расширение сети негосударственных вузов, переход к самообразованию и осознанному выбору уровня образования); идея гибкой социальной организации и самоуправления (сетевые университеты); идея конкуренции и сотрудничества (соперничество заинтересованных сторон образовательного рынка и одновременно развитие солидарности с другими образовательными и социальными институтами); идея толерантности и мирного сосуществования (гуманистическая направленность образования, нацеленность на культуру мира и согласия).
Тема конкуренции в сфере образовательных услуг становится все более знаковой и актуальной. Как отмечает Ю. Рубин, речь в данном случае идет не об искусственной «товаризации» образования, «а о рациональных основах выражения субъектами рынка образовательных услуг своих интересов»
1
Согласно теории конкуренции, столкновение интересов на рынке образовательных услуг диктует необходимость сочетания неизбежных конфликтов и соперничества с сотрудничеством всех заинтересованных сторон. Действительно, практически все стороны рынка образовательных услуг взаимно заинтересованы в высокой конкурентоспособности своих партнеров: работодатели ожидают конкурентоспособных работников,
1
Рубин Ю.
Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования //
Высшее образование в России. 2007. №1. С. 26-27.


Минобрнауки делает ставку на конкурентоспособные вузы, абитуриенты выбирают вузы, рейтинг которых признан академическими кругами и бизнес- сообществом и т. п. Г.Б.Клейнер обращает внимание на то, что в экономике знаний способность к сотрудничеству и кооперации является приоритетной:
«Да, конкуренция важна, но не всеобъемлюща. Без кооперации, так же как и без конкуренции, невозможно существование современной экономики вообще и экономики знаний тем более»
2
Важно отметить, что, по словам Ю.Рубина, к общественной пользе ведет только «добросовестная конкуренция». Ее сущность заключается в том, что «вузы получают право на участие в конкуренции, но они обязуются действовать как социально ответственные конкуренты, придерживающиеся стандартов и норм добросовестного соперничества, как в любом другом секторе рынка товаров и услуг»
3
. Иначе говоря, конкуренция вузов не должна приводить к подрыву рынка образовательных услуг, его монополизации и ущемлению законных интересов его сторон и т. п.
В контексте сказанного возникает вопрос о конкурентоспособности российского образования и российских вузов. Под конкурентоспособностью обычно понимают предпосылку конкурентных действий, способность заинтересованных сторон рынка к конкуренции. Это комплексная характеристика вуза и образования в целом, которая складывается из таких слагаемых, как кадровые, материально-технические, финансово- экономические, маркетинговые и другие возможности.
Степень конкурентоспособности участников современного рынка образовательных услуг оценивается на основе следующих показателей: полнота и оригинальность учебных планов, универсальность учебно-методического обеспечения, эффективность применения технологий обучения, степень инновационной активности, регенерации и постоянного саморазвития кадров, уровень профессиональной компетенции выпускников и интереса к ним со стороны работодателей, объем продаж образовательных услуг, имидж учебного заведения, предоставляемый сервис, то есть материальное обеспечение учебного и научного процесса и многие другие. Значение этих показателей всегда имеет относительный характер. Конкурентные преимущества и недостатки оцениваются в процессе сравнения вузов в условиях конкретного рынка и определенного времени.
Совершенно очевидно, что достаточный уровень конкурентоспособности образования должен быть обеспечен институциональными предпосылками и условиями. Мы вынуждены признать, что российские вузы, в отличие от европейских, не имеют сегодня стабильного массового заказа со стороны экономики. И инновационность образования не обрела прочных оснований (не считая финансирования инновационных образовательных программ в рамках национального проекта
2

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2013
2013 -> Сборник научных статей иц «Наука» 2012 (082) ббк 74. 58 я43 П18
2013 -> Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо материалы докладов
2013 -> Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности
2013 -> Сборник научных статей
2013 -> В. В. Бартель формирование культуры межнационального общения и развития культурологической компетенции средствами иностранного языка в аудиторное и внеаудиторное время статья
2013 -> Из опыта психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся
2013 -> Использование икт при организации самостоятельной работы бакалавров журналистов в обучении иностранному языку
2013 -> Докладов IV международной он-лайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации»
2013 -> Физкультура и спорт
2013 -> Сборник научных статей

Скачать 204,52 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница