Проблемно-деятельностная игра «Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе»



Дата21.04.2016
Размер66 Kb.
#24169
Проблемно-деятельностная игра
«Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе»

Думается, каждый педагог понимает, что адаптивная школа — это школа взаимного приспособления к ученику, а ученика к школе. Педагогическая наука готовых рекомендаций на этот счет не дает. А имеющаяся на сегодня информация о педагогических технологиях неоднозначна. Вот почему в школе вызрела потребность собраться и осмыслить наши наработки и проблемы. Выбрали наиболее эффективную форму обучения — методическую игру «Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе». Гуманистическая направленность игры дает возможность формировать у учителей такие качества, как эмпатия, профессиональное самосознание, коммуникативность, профессиональная зоркость, педагогическая интуиция.



Методика проведения проблемно-деятельностной игры

Цели:


  • осмысление теоретических основ понятия «педагогическая технология» с точки зрения системного подхода;

  • систематизация знаний по педагогическим технологиям, используемым в средней школе № 6;

  • определение возможного взаимодействия различных образовательных технологий, их связь со средствами обучения, используемыми учителями в работе, с результатами педагогической деятельности.

Средства:

  • Психологические: комфортность обстановки; психологическая совместимость членов игровой команды; мотивация на цели игры и содержание; поощрения действия, рефлексия.

  • Организационные: регламент; подготовленность игрового поля; распределение и соблюдение ролей; завершенность дел; темп игры, адекватный возможностям игроков.

  • Дидактические: компетентность игропрактиков; наглядность результатов коллективной мыследеятельности; конкретность, емкость предписаний, схем; интеллектуальный фон играющих.

Содержание:

I этап. Установка на проведение игры и ее цели (сообщается тема, вид игры, правила, регламент. Тезисы игрового замысла. Распределение ролей).

Результаты этапа: завершено формирование организационной структуры команд.

II этап. Психологическая подготовка участников (для введения их в игровой режим работы).

Результаты этапа: включение участников в «мозговую атаку».

III этап. Коллективный поиск. Моделирование структуры педагогических технологий и алгоритма применения их на практике.



  • Игровое поле: словарь основных педагогических терминов; вопросы для работы в группе; результаты тестирования учителей, учащихся; заготовки (листы) для работы в группах.

  • Вопросы для работы в группе: выразите свое отношение к педагогическим технологиям и к тому, как они внедряются в нашей школе; смоделируйте (определите, охарактеризуйте) структуру выбранной педагогической технологии; составьте алгоритм применения данной технологии на практике.

Результаты этапа: создание моделей педагогических технологий, алгоритма их применения, подготовка к межкомандной дискуссии.

IV этап (параллельно с III этапом). Микроисследование «Участники семинара — о педагогических технологиях» (тест).

Результаты этапа: сопоставление мнений о педагогических технологиях участников семинара и игроков. Подведение итогов микроисследования.

V этап. Межкомандная дискуссия (каждая команда: свое мнение, структура, алгоритм. Высказываются консерваторы. Участники другой команды — оппоненты: задают вопросы, высказываются (советы, пожелания).

Релаксационная ситуация (творческие задания) на выбор:


  • Подберите песню, текст которой отражает суть обсуждаемой проблемы (технологии

  • Нарисуйте эмблему

  • Составьте эпиграмму

  • Подберите слова, эпиграф по сути «своей» технологии.

Результат

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия.



  • Обобщение в группах;

  • Метод законченного предложения;

  • Экспертная группа — мнение.

Результаты этапа: выход с наработками на научно-методический совет школы.

Правила игры

I этап. Определяются конкретные цели игры

Играют 5 команд по 6 человек. Принцип формирования команд — по педагогическим технологиям, которые наиболее активно используются в школе. Это технологии: проблемного; дифференцированного; модульного обучения; развитие самоуправления; игровые технологии; развитие самоуправления.

В ходе игры — каждая группа определяет:


  • Лидера, который организует работу в группе, распределяет обязанности, координирует взаимодействие членов группы, обобщает, подводит итоги работы на каждом этапе.

  • Консерватора, который в ходе игры определяет положительные, отрицательные стороны «своей» технологии для ученика, учителя и т.д.

  • Octaльные игроки выполняют комплексную функцию: теоретика, практика, аналитика.

Участники игры — за столами. Оговаривается регламент. Командам дается 1 минута на распределение ролей (зафиксированных внешне).

II этап. Психологическая подготовка участников для введения их в игровой режим

Внимание игроков обращается на экран телевизора (видеоряд из жизни школы). А что за этим стоит? Труд учителя! Каков он, мы знаем. А каким он может быть? Об этом нам предстоит сегодня подумать, порассуждать.



III этап. «Мозговая атака» — работа в группах

На игровом поле — все необходимое для работы в группе. Каждая команда анализирует, нарабатывает все, что связано с педагогической технологией по заранее подготовленным вопросам. На работу в группах — 20 мин.

Вопросы:


  1. Выразите свое отношение к педагогическим технологиям. Какая (какие) из них, на ваш взгляд, должны применяться в школе?

К первому вопросу задания:

    • смоделируйте (определите, охарактеризуйте) структуру выбранной вами педагогической технологии;

    • составьте алгоритм применения данной технологии на практике.

  1. Что дает применение педагогических технологий ученику, учителю?

  2. Какие препятствия вы видите на пути применения педагогических технологий в школе?

IV этап (параллельно)

Пока группы работают, проводится микроисследование: высказываются мнения по обсуждаемой проблеме. Предлагается ответить на вопросы (время до 15 мин):



  • Выразите свое отношение к педагогическим технологиям. Какая (какие) из них, на ваш взгляд, должны применяться в школе?

  • Что дает применение педагогических технологий ученику, учителю?

  • Какие препятствия вы видите на пути практического применения педагогических технологий?

Обработка микроисследования — 10 минут (экспертный совет).

В это время ведущие консультируют группы. После обсуждения в группах начинается работа по вопросам III-го этапа игры.



V этап. Межкомандная дискуссия

В первую очередь к дискуссии приглашаются консерваторы — 1 минута для обсуждения. Вопросы (любой группе), советы, пожелания. 1-2 вопроса команда может задать другой команде.



VI этап. Релаксационная ситуация

Некоторая усталость диктует необходимость немного расслабиться, отдохнуть. Как известно, отдых — это и смена деятельности. Командам предлагаются творческие задания на выбор:



  • Подберите песню (сочините), текст которой отражает суть обсуждаемой проблемы (технологии)

  • Нарисуйте эмблему…

  • Составьте эпиграмму…

  • Подберите слова.., эпиграф и т. д.

Подготовка задания — 5 минут. Затем каждая команда демонстрирует свои итоги (2 минуты). Подводятся итоги микроисследования, слово — за экспертным советом.

VII этап. Подведение итогов игры. Рефлексия

Подводятся итоги игры.



  • методом законченного предложения (лист обратной связи)

  • обобщением по работе группы ее лидерами — 2-3 предложения (по 1 минуте), исходя из цели игры

  • заключением экспертного совета

  • обобщением работы ведущих.

В итоге игры коллективно вырабатываются рекомендации для более эффективного внедрения названных технологий и изучения других:

  • создать творческие группы учителей;

  • рекомендовать методическим объединениям обобщить наработанный опыт по педагогическим технологиям за текущий учебный год;

  • научно-методическому совету школы изучить опыт методических объединений по применению педагогических технологий, обеспечить компетентное руководство творческими группами силами учителей высшей и первой категории.

Л. Спасова, зам. директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 6 г. Надыма, заслуженный учитель РФ
Н. Соловьева, зам. директора по научно-исследовательской работе школы, отличник образования РФ


Интерактивное обучение: новые подходы

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них — «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узкоэкономических (правовых, политических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы.

При обсуждении правовых аспектов обществознания предметом группового обсуждения может стать, например, спорная законодательная норма (в частности, об альтернативной военной службе), судебное решение или документ (фрагмент из Гражданского, Семейного, Трудового, Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов). В этом случае учащиеся совместными усилиями будут решать вопрос о соответствии правовых норм или судебных решений международным стандартам в аспекте защиты прав и свобод человека.

При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы («вертушка», «большой круг», «аквариум»). Ценное в этих формах в том, что они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. В обществоведческом образовании это особенно актуально, ибо вопросы культурологии, политики, права всегда неоднозначны и требуют от человека не только логического мышления, но и толерантности, уважения к чужому мнению.

Наиболее простая форма группового взаимодействия — «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту — не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.

«Аквариум» — форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название — аквариум.

Что дает этот организационный прием школьникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.

Как же на практике осуществлять интерактивное общение? Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия в тренинговых занятиях по интерактиву. Другими словами, освоение учителем активных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии. Тем педагогам, кто решился работать в интерактивной технологии, предлагаем помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения на уроках обществознания.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.

Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, «вывернув» шею. Поэтому столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

В заключение отметим, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.



Советуем прочесть:

  • Вайсен  Р., Оли Дж., Эванс  В., Ли Дж., Спрунгер  Б., Пеллаукс  Д. Обучение жизненным навыкам в школах. М.: Вита-Пресс, 1996. 66 с.

  • Коростылева  Л. А., Советова  О. С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. СПб., 1996. 66 с.

  • Инновационные процессы в школе: организация и управление. Владимир, 1995. 69 с.

  • Пидкасистый  П. И., Хайдаров  Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. — М.: Роспедагенство.

Н. Суворова, ст. научный сотрудник Института общего образования Министерства образования РФ, кандидат педагогических наук
Каталог: doc
doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница