Программа дисциплины «психология журналистики»



Скачать 313,17 Kb.
Дата20.05.2016
Размер313,17 Kb.
#45217
ТипПрограмма дисциплины
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики

Кафедра массовых коммуникаций

Утверждено

«29» августа 2014 г.

Декан ФЖ
____________О.Д.Журавель

Рабочая программа дисциплины

«ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Уровень высшего образования

Бакалавриат


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

031300.62 ЖУРНАЛИСТИКА

Автор: Сергеева В.К.


Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

Контактная работа со студентом:

40 часов

Аудиторные занятия, в том числе:

36 часов

лекции

36 часов

практические занятия

0 часов

Контактные консультации

3 часа

Проведение зачета

1 час

Самостоятельная работа

32 часа

Зачетные единицы (кредиты)

2

Новосибирск

2014
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Дисциплина «Психология журналистики» нацелена на то, чтобы сформировать у студентов-журналистов системное понимание психологических процессов в области массовых коммуникаций, научить мыслить и действовать психологически грамотно, привить основы психологической культуры журналистского творчества, а также заложить фундаментальные основы для профессиональной рефлексии, критичного отношения к медиапродукту и манипулятивным практикам.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:



  • сформировать у студентов общие представления о психологии журналистики, или медиапсихологии, как междисциплинарной отрасли научного знания; охарактеризовать методы анализа основных звеньев массово-коммуникативного процесса

  • составить представление о психологической проблематике массовой коммуникации в целом и отдельных ее аспектов, в том числе рассмотреть психологическую природу медиавосприятия и медиапроизводства;

  • дать исторический обзор развития медиапсихологии, ознакомить с основными концепциями в этой области; составить представление о современном состоянии и приоритетных направлениях развития социально-психологического исследования СМИ;

  • раскрыть психологические механизмы воздействия журналиста на аудиторию; подготовить студентов к социально ответственному применению полученных теоретических знаний на практике;

  • изучить основные характеристики личности журналиста и психические процессы, характерные для его профессиональной деятельности.

Программа курса, с одной стороны, рассчитана на синтез подходов фундаментальных и специальных наук, с другой — ориентирована на практические нужды редакций и журналистов. При этом курс «Психология журналистики» разрабатывает систему психологических приемов и методов решения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений
2. МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Курс «Психология журналистики» проводится в первом семестре четвертого курса. Предполагается, что студент прослушал «Психологию» и «Социологию журналистики». Таким образом, входящими компетенциями для данной дисциплины выступают:

способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимание принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14)

понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК-16).




  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (бакалавриат), направление подготовки 031300.62 Журналистика, студент, прослушавший данный курс, должен обладать следующими компетенциями:


ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ПК-17).
В результате освоения материалов курса, у студента должны быть сформированы следующие знания, умения, навыки:

  • ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ в целом, редакционного коллектива, журналистской деятельности (общение с источниками информации, героями публикаций, привлекаемыми авторами, аудиторией).

  • владение базовыми категориями и понятиями, относящимися к данной отрасли психологического знания;

  • понимание психологические особенности функционирования массовой коммуникации;

  • системное представление об основных теоретических концепциях, эмпирических фактах, феноменах, закономерностях и инструментах воздействия СМИ;

  • знание психологические основы журналистского творчества; умение использовать полученные знания как в массовой коммуникации, так и в межличностном взаимодействии для получения информации и установления деловых контактов;

  • теоретическая подготовка к работе в стрессогенных условиях; умение минимизировать негативные последствия внешних обстоятельств на собственное психическое здоровье и профессиональную деятельность,

  • уметь базироваться на этих знаниях в коллективной редакционной и индивидуальной журналистской работе.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Преподавание курса «Психология журналистики» продиктовано задачами повышения психологической компетентности будущих создателей медийного продукта и выстраивания эффективных и при том социально ответственных отношений с массовой аудиторией. Это тем более актуально в свете разговоров о возможном кризисе доверия к массовой информации, кризисе самого статуса журналиста. Нельзя забывать и о постоянно растущей технической мощи медиа, а вместе с ней — и манипулятивного потенциала. Для современных СМИ все больше характерно сращивание методов журналистики и психологии, от журналиста требуется овладение знаниями и техниками психологии межличностного общения и массового воздействия. Кроме того, чтобы минимизировать влияние негативных последствий массовой коммуникации на ее участников, необходимо стимулировать рефлексию как авторского опыта, так и опыта восприятия массовой информации. Данный курс направлен на удовлетворение вышеуказанных потребностей и должен стать психологическим обеспечением профессиональной подготовки журналиста.



Новизна курса заключается в совмещении двух подходов — психологии восприятия массовой аудитории и психологии медиапроизводства, или журналистского творчества. Актуальные нужды медиаиндустрии требуют от учебной дисциплины «Психология журналистики» интегрирования знаний из самых разных областей: социологии массовой коммуникации, общей и социальной психологии, психологии общения, конфликтологии, политологии, имиджелогии. Другими словами, в программе, с одной стороны, описываются основные направления воздействия массовой коммуникации на аудиторию; объясняются способы психологического медиавлияния в когнитивном и эмоциональном аспектах. С другой — подлежит рассмотрению психология журналиста как производителя массовой информации: рассматриваются вопросы психологической культуры и статуса журналиста, психологические типы производителей медийного контента. Таким образом, программа курса предполагает комплексное рассмотрение проблемы психологического взаимодействия двух акторов процесса массовой коммуникации — СМИ и аудитории, коммуникатора и реципиента, производителя и потребителя.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

Контактная работа со студентом:

40 часов

Аудиторные занятие, в том числе:

36 часов

лекции

36 часов

практические занятия

0 часов

Контактные консультации

3 часов

Проведение зачета

1 час

Самостоятельная работа

32 часа

Зачетные единицы (кредиты)

2



    1. Учебно-тематический план курса




Наименование тем

Контактная работа

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

лекции

семинары

контактные консультации

Тема 1. Введение в психологию журналистики

2










2

Раздел 1. Психология медиавосприятия

2










2

Тема 2. Эволюция социально-психологических подходов к анализу медиавоздействия

4







1

2

Тема 3. Телепросмотр: этапы, мотивы, стратегии

2










2

Тема 4. Медиавлияние на эмоции аудитории

2










2

Тема 5. Воздействие телевидения на детей

2










2

Тема 6. Восприятие просоциального и асоциального поведения в СМИ

2










2

Тема 7. Информационное вещание: аспекты влияния

4










3

Тема 8. Электоральное поведение и СМИ. Информационно-психологические войны

2










2

Тема 9. Психологические особенности воздействия рекламы. Социальные информационные кампании

4










3

Раздел 2. Психология медиапроизводства

2










2

Тема 10. Психологические основания журналистского творчества

2













Тема 11. Социально-психологические роли и статус журналиста. Особенности профессионального мышления

4




1




2

Тема 12. Коммуникативная компетентность журналиста. Психология межличностного общения

4




1




2

Тема 13. Журналистская деятельность в стрессогенных условиях

2










2

Проведение зачета







1

6




Итого

















4.3. Содержание разделов и тем
Тема 1. Введение в психологию журналистики

Предмет и задачи медиапсихологии. Психология журналистики как междисциплинарная область научного знания. Взаимосвязи с другими отраслями психологии: социальная психология; психология личности; психология коммуникации; психология языка и др. Интеграция медиапсихологии с другими научными дисциплинами, изучающими в том числе феномен массовой коммуникации: социология, политология, языкознание, семиотика и др.

Понятие массовой коммуникации, ее место во взаимосвязанной системе других видов коммуникации (типология по составу коммуникантов). Сущностные признаки массовой коммуникации: медиальность (пространственная и временная), техническое обеспеченность, односторонность. Медиадистрибуция информации. Массовая коммуникация как социальная система, ее основные структурные элементы. Понятие гетерономности медиаполя. Массовая аудитория как реципиент и потребитель. Особенности получателя массовой информации: дисперсность, анонимность, рассредоточенность. Основания для стратификации аудитории СМИ: социально-демографические параметры, характеристики потребления массовой информации (потенция потребления, условия потребления, степень включенности, степень лояльности и др.). Понятия целевой (базовой), потенциальной, реальной аудитории. Массовая коммуникация и массовое сознание. Типология социально-психологических функций массовой коммуникации (по Д. МакКуэйлу): информирование, личная идентификация, интеграция и социальная интеракция, рекреативная функция. Феномен эскапизма.
Раздел 1. Психология медиавосприятия
Тема 2. Эволюция социально-психологических подходов к анализу медиавоздействия

Ранний этап: концепт сильного влияния (1920—30-е гг.). Социально-исторические предпосылки для возникновения первых теорий медиавлияния: изобретение и распространение кинематографа, телеграфа, радио, пропагандистское обеспечение Первой мировой войны. Объекты и направления исследования. Концепция «магической пули» Гарольда Лассуэлла: идея о тотальном и непосредственном медиавоздействии. «Общественное мнение» Уолтера Липпмана: теория стереотипа, рефлексия над профессиональной традицией и анализ структуры медиапроизводства. Основные результаты раннего периода.

Этап концепта слабого влияния (1940-е—начало 1960-х гг.). Социально-исторические факторы, определяющие вектор исследований, в том числе выборные кампании в США и Вторая мировая война. Теория ограниченных эффектов Пола Лазарсфельда: взаимодействие массовой и ftf-коммуникации; защитная избирательность аудитории; функция подкрепления медиа; модель «двухступенчатого потока информации». Исследование эффекта привратника Дэвидом Уайтом. Карл Ховланд и Йельская школа убеждающей коммуникации: анализ функционирования средств военной пропаганды. Концепция когнитивного диссонанса и селективных процессов Леона Фестингера: селективная экспозиция, селективное запоминание, селективная перцепция.

Этап влияния визуальной коммуникации (с начала 1960-х гг.). Социально-исторический контекст. Телевидение как приоритетный объект современных медиаисследований. Реконструкция парадигмы сильного влияния. Теория формирования повестки дня Mаксвелл Мак-Комбс и Дональдс Шоу: уровни выстраивания приоритетов; способы актуализации темы в СМИ. Теория пробела в знаниях и выявление феномена «хронических незнаек». Концепция «спирали молчания» Элизабет Ноэлл-Нойманн и эксперимент «железная дорога». Теория социального научения Альберда Бандура: функция компенсаторного подкрепления. Теория культивации мнений Джорджа Гербнера: виды и этапы культивации установок, феномен резонанса. Теория обретения пользы и удовлетворения: модель «ожидания и оценки» Уилбура Шрама.


Тема 3. Телепросмотр: этапы, мотивы, стратегии

Психологически значимые этапы телепросмотра. Система факторов, определяющих выбор телепрограммы и стратегию просмотра. Запланированная и незапланированная стратегии телепросмотра. Виды лояльности аудитории при запланированном просмотре и эффект «наследования телезрителя». Факторы, определяющие поведение телезрителя в случае незапланированного включения. Психологические особенности группового телепросмотра: модель «скольжения».

Проблема инертности внимания телезрителя. Концепция «количества вложенных ментальных усилий»: показатель степени вовлеченности индивида в процесс медиапотребления. Модель управления вниманием, или гибкого распределения когнитивных ресурсов. Концепция «10 секунд». Модель корреляции активности внимания с новизной и сложностью стимулов: криволинейная зависимость. Факторы, способствующие ослаблению внимания и переключению / выключению телеканала.
Тема 4. Медиавлияние на эмоции аудитории

Классификация эмоциональных переживаний по интенсивности и продолжительности. Базальные эмоции. Эмоции как реакция на медиавлияние. Закон вымышленной действительности и понятие психологической близости. Когнитивно-аффективная модель эмпатии.

Модель жажды ощущений. Шок-теймент как развитие инфотеймента. Эстетика напряжения и потребность в активации в современном «обществе переживаний» (термин Герхарда Шульце). Исследования взаимосвязи уровня активации и жанра медиаконтента. Психологические функции переживания страха от телепросмотра. Теория «управления настроением» Долфа Зиллманна. Эффект переноса активации. Эффект привыкания и «усталость от сочувствия».
Тема 5. Воздействие телевидения на детей

Периодизация когнитивного развития детей. Воздействие акустических телевизионных стимулов в период сенсомоторного (довербального) развития (до 18 месяцев). Стадия дооперационального, наглядного мышления (18 месяцев—7 лет) и восприятие телевизионного контента. Характеристика поведения детской аудитории на конкретно-операциональной (7—12 лет) стадии развития. Критический анализ медиаконтента на формально-операциональной стадии (старше 12 лет). Исследование телепередачи «Улица Сезам» как примера обучающего телевидения.

Изучение взаимосвязей телепросмотра и овладения речью: телепросмотр как следствие дефицита внимания; ТВ как стимул для ftf-коммуникации; проблема замещения чтения телевидением. Гипотезы негативного влияние медиа на развитие воображения у детей.
Тема 6. Восприятие просоциального и асоциального поведения в СМИ

Репрезентация просоциального поведения в СМИ на примере детских передач, новостных выпусков, благотворительных кампаний и социальной рекламы. «Менеджмент сострадания»: эффект драматизации при конструировании просоциального поведения.

Асоциальное поведение и его восприятие аудиторией. Изучение влияния медианасилия и методологические проблемы исследования. Подвижность границ определения медианасилия в зависимости от характера вреда, преднамеренности, средств выражения агрессии и других параметров. Вопрос о выборе единиц анализа медианасилия. Зависимость уровня агрессии в СМИ от целевой аудитории (половозрастные, национальные и другие характеристики). Сопоставление уровня медианасилия на ТВ в разных странах. Гипотезы влияния медианасилия на поведение: эффект катарсиса, теория десенсибилизации, концепция социального научения, гипотеза торможения и др. Факторы, усиливающие влияние медианасилия: продолжительность и многократность просмотра агрессивных сцен, детализация и правдоподобие, личностные особенности индивида, ситуативный фактор и фактор среды. Основные результаты исследований.
Тема 7. Информационное вещание: аспекты влияния

Манипулятивный потенциал новостного контента. Стабильность новостной структуры. Селекция новостей как основной механизм социально-политического конструирования. Выделение новостной матрицы: подходы Никласа Лумана, Кэтлин Джеймисон и Карлин Кэмпбелл, Ричарда Харриса, Эверетта Дэнниса. Сопоставление нормативных теорий и реальной практики медиапроизводства: характеристика основных селекторов (новизна, конфликт, герой, необычность) и дополнительных селекторов (локальность, предсказуемость, квантитативность). Три принципа селекции: удовлетворение большему числу критериев, компенсация одного критерия другим, сбалансированность относительно новостного выпуска в целом. Стратегия «жестких» и «мягких» новостей: исследования Хелен Макгилл Хьюз и Томаса Паттерсона. Способы манипулирования новостным контентом Ланса Беннетта: драматизация, нормализация, персонализация и фрагментация. Иллюзия плюрализма (Джей Тачмен): конструирование конформной позиции при кажущейся альтернативности мнений. Глокализация новостей как механизм влияния. Теория экземплификация Долфа Зиллмана. Особенности восприятия новостей аудиторией. Феномен «иллюзии знания»: анализ запоминания и воспроизведения новостных сообщений. Эффект разрыва в объеме знаний у разных групп аудитории. Закономерности распространения новостей.


Тема 8. Электоральное поведение и СМИ. Информационно-психологические войны

Теоретические основы изучения политического влияния. Концепция ограниченных эффектов: низкая оценка воздействия средств политической пропаганды. Теория «спирали молчания»: восприятие СМИ как репрезентанта мнения большинства. Эффект прайминга. Теория медиавмешательства и медиатизация политического процесса. Концепция выстраивания повестки дня: актуализация одних тем в ущерб другим. Эффект имиджа политического актора в пространстве массовой коммуникации.

Внушение и убеждение как два основных способа воздействия СМИ. Внушение как неаргументированное воздействие на психику личности, на ее эмоциональную сферу. Внушение преднамеренное и непреднамеренное, прямое и косвенное. Формы использования прямого внушения в СМИ. Приемы косвенного внушения. Внушение и манипуляция сознанием, слухи, компромат. Семантическое манипулирование: «блистающие обобщения», «забрасывание грязью», стереотипизация, использование непонятных слов и терминов. Убеждение как состояние сознания и как процесс. Этапы формирования убеждений. Убеждающее воздействие массовой коммуникации: условия, приемы и методы. Структура убеждающего текста: тезис, доводы (аргументы), демонстрация (совокупность логических правил, используемых в доказательстве). Виды аргументов, способы их подачи. Особенности демонстрации, логического рассуждения: прямое и косвенное, индуктивное и дедуктивное, доказательство от противного. Факторы, повышающие действенность убеждающей коммуникации. Эффект бумеранга в деятельности СМИ.

Информационная война: границы понятия. Информационная война в информационном обществе. Третья информационно-психологическая мировая война, ее итоги и уроки. Основные сферы современных психологических войн: геополитическая, внутригосударственная и социально-общественная. Телевидение как «оружие массового поражения».


Тема 9. Психологические особенности воздействия рекламы. Социальные информационные кампании

Реклама в современном медиаокружении: совершенствование таргетинга и гибкости форм подачи. Эффективность рекламы и характеристики потребителя: индивидуальные особенности, установки и опыт (избирательность внимания). Значение фактора медиаканала. Концепция вовлеченности Герберта Кругмана: медиа сильной и слабой вовлеченности для выполнения разных маркетинговых задач. Взаимосвязь восприятия медиасообщения и рекламы, содержащейся в нем. Вопрос согласованности медиаконтента и рекламы по тематике, эмоциональному тону, уровню тревожности. Эффект прайминга медиаконтекста по отношению к рекламному сообщению. Кривообразная зависимость эффективности рекламы от частоты повторений: эффект «износа». Стратегия «360 градусов»: множественное воздействие медиа. Фазовые (иерархические) модели влияния рекламы. Модель Карла Ховленда: предъявление — внимание — понимание — склонность — сохранение интереса — решение о покупке. Формула AIDA: attention — interest — desire — action. Модель «4P»: picture — promise — prove — push. Сопоставление когнитивных и аффективных моделей влияния рекламы. Влияние рекламы на детей.

Социальные информационные кампании: сущностные признаки. Основные параметры информкампаний: организаторы, задачи и методы, стратегии, целевые группы, потенциальные выгоды для аудитории. Сферы применения: экология, здравоохранение, личная безопасность, государственные институты. Принципы проведения информационных кампаний. Последствия сочетания медиакампаний с другими каналами воздействия: межличностная коммуникация, законодательные меры и др. Модели информационных оздоровительных кампаний. Модель изучения опасности: новая информация об угрозе и протектативном поведении. Стереотипная первичная модель и позиция «осуждение жертвы». Стратегия содействия изменениям и стратегия самоконтроля.
Раздел 2. Психология медиапроизводства
Тема 10. Психологические основания журналистского творчества

Личность журналиста, ее профессиональные особенности и структурные элементы: характер, темперамент, способности, знания, ценности, установки, потребности, мотивы и др. Аксиология журналистского творчества. Зависимость системы ценностей от типа общества: европейская культура (необычность, сенсационность) и восточная (традиционность, цикличность). Актуализированные ценности в современной журналистике: истинность, оперативность, доступность, простота, новизна, непредвзятость, творчество и др.). Связь личностных и общественных ценностей в журналистской деятельности. Иерархичность ценностной системы. Осознание профессиональной миссии через иерархию ценностей в журналистике. Психологическая мотивация и потребности журналиста как регуляторы его деятельности. Экстенсивные и интенсивные мотивы. Экстенсивные и просоциальные мотивы. Возможные интенсивные мотивы журналиста: творчество, власть, идентификация с кем-либо. Самоактуализация журналиста. Этапы развития творческой доминанты журналиста по К. Маркелову. Механизм творческой сублимации. Влияние гендерного фактора на творчество.


Тема 11. Социально-психологические роли и статус журналиста. Особенности профессионального мышления

Журналист как субъект и объект в массовой коммуникации. Журналист как коммуникатор: противопоставление «творец — производитель». Журналист и профессиональные функции: репортер, шоумен, PR-специалист, блоггер. Конфликт и инверсия ролей. Журналист и аудитория: журналист-социотерапевт или журналист-манипулятор. Целенаправленное создание профессионального образа журналиста как баланс между составляющими элементами: имиджем, амплуа, харизмой и внутренним образом.

Особенности профессионального мышления. Профессиональные фильтры восприятия реальности по М. Кузнецову, И. Цыкунову: реальность как текст, события как тема, акцент на необычном, акцент на значимом, акцент на противоречиях. Особенности профессионального мышления по В. Олешко: проблемность мышления, гибкость, легкость генерирования идей, ассоциативность, эмоциональный слух, «творческость». Интуиция, готовность памяти, умение переводить внутреннюю речь в письменную (журналистский «текст»). Парадигмы мышления (психотипы) и стили медийных текстов (концепция Прониных): магическое мышление и мифологический текст; рационалистическое мышление и убеждающий текст; позитивистское мышление и прагматический текст; драйв-мышление и гедонистический текст; гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст; Net-мышление и сетевой текст. Проблема профессиональной деформации журналиста: взаимопроникновение личного и профессионального.
Тема 12. Коммуникативная компетентность журналиста. Психология межличностного общения

Коммуникативная компетентность журналиста и структура общения: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие в процессе общения), перцептивная (восприятие людьми друг друга). Взаимосвязь этих составляющих и учет в журналистской деятельности. Коммуникативные барьеры, основные причины их возникновения и преодоления: барьер установок; семантический барьер (в т. ч. фонетический, лингвистический, логический); эмоциональный и др.

Вербальная система общения. Модели межличностного общения журналиста: партнер, провокатор, соперник. Виды вопросов: открытые и закрытые, прямые и косвенные, уточняющие, развивающие, уличающие, количественные, гипотетические, переходные, пассивные. Методика активного слушания и развитие эмпатии: уточнение, пересказ, развитие мысли, замечание, сообщение о восприятии. Конгруэнтность коммуникатора как соответствие речи собеседника его внутреннему состоянию. Степени вербализации состояния партнера и своего собственного. Техники выравнивания напряжения. Нейтрализация психологического влияния на журналиста. Принцип ассертивности.

Пять подсистем невербального общения. Пространственная подсистема: межличностное пространство и его стратификация, организация студийного пространства. Оптико-кинетическая подсистема: язык тела, мимики, жестов (пантомимика), рукопожатие. Типология жестов: кинестетические и звуковые; знаковые (указательные, изобразительные, жесты-символы) и незнаковые (ритмические и эмоциональные). Кинетико-конституциональные характеристики: конституция тела, особенности телосложения, осанка, походка. Паралингвистическая, или околоречевая, подсистема: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр, интонирование, особенности говора. Невербальные вокальные феномены: интенсивность голоса (громкий — тихий); общий уровень тона (высокий — низкий); регистр (расширенный — сжатый); артикуляционное напряжение (открытый — зажатый), темп речи (ускоренный — замедленный). Экстралингвистическая, или внеречевая, подсистема: паузы, смех, звуковые жесты.


Тема 13. Журналистская деятельность в стрессогенных условиях

Психическое (ментальное) здоровье журналиста и его критерии. Журналист как участник и очевидец экстремальных событий: природные бедствия, техногенные катастрофы, социальные конфликты, криминальные происшествия, трагические события. Психологические проблемы экстремальной журналистики. История фотокорреспондента Кевина Картера. Эффект «вторичной», или «косвенной», травмы. Индивидуальность порога чувствительности. Эффект резонанса: частичное совпадение освещаемых событий с личным опытом. Профессиональная задача и поиски золотой середины между цинизмом (десенсибилизацией) и чувством вины. Стресс и дистресс (теория Ганса Селье). Понятие и виды стрессогенных обстоятельств: изменение привычных условий жизни, длительные негативные эмоции и др. Стадии травматического стресса: 1) адреналиновая фаза и предельная концентрация; 2) депрессия и истощение жизненных сил. Посттравматическое расстройство: симптомы, влияние на физическое здоровье журналиста, а также на характер журналистских материалов.

Факторы стрессоустойчивости: внутренние (эмоциональная устойчивость, высокая адаптивность, мобильность, экстравертность) и внешние (физическое здоровье, питание, режим сна и отдыха). Роль подготовительного этапа к стрессогенным условиям. Соблюдение правил психологической безопасности и оказания эмоциональной поддержки в ходе установления контакта и сбора информации. Методы психологической саморегуляции и самопомощи журналиста в чрезвычайных обстоятельствах. Творчество как механизм минимизации стресса. Конструктивное мышление как условие эффективной адаптации к стрессогенным обстоятельствам. Характеристики конструктивного мышления и возможности его формирования. Конструктивные и неконструктивные варианты освещения травматических событий. Психологические принципы представления потенциально стрессогенной информации. Патогенные информационные воздействия как фактор массовой психологической травматизации населения (на примере освещения «Норд-Оста»).

Опыт работы Центра экстремальной журналистики (Россия) и Центра журналистики и травмы им. Дарта (США) в психологической реабилитации журналистов. Функционирование психологической службы редакции.


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекции, проблемные лекции, лекции-дискуссии. Контактные консультации включают ответы на вопросы студентов по темам курса в индивидуальном режиме, помощь в составлении списка литературы для подготовки реферата.



Активная и интерактивная форма проведения предусмотрена для 10% аудиторных занятий.


    1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


6.1. Банк заданий

6.1.1. Примерные темы рефератов

  1. Медиапсихология: история становления дисциплины

  2. Медиаметрические исследования аудитории. Количественные и качественные методы

  3. Атропоцентрированные, медиацентрированные и клиентцентрированные модели массовой коммуникации: обзор и сопоставление

  4. Концепция диффузии инноваций и ее прикладное значение

  5. Классификация мотивов обращения аудитории к СМИ

  6. СМИ удовлетворяют потребности аудитории или формируют их

  7. Воздействие развлекательных медиапроизведений

  8. Эскапизм в массовом обществе. Роль СМК

  9. Репрезентация меньшинств в СМИ и особенности влияния

  10. Психологические принципы политической пропаганды

  11. Благотворительность на экране, или Менеджмент сострадания

  12. Стереотипизация как механизм влияния масс-медиа

  13. Мифотворчество в деятельности журналиста

  14. Человек как реципиент в массовой коммуникации. Психологическая защита от информационного давления

  15. Конформизм как социальное явление

  16. Психология общественного мнения

  17. Мягкие новости и истории человеческого интереса против жестких новостей

  18. Информационная экология в контексте развития информационного общества

  19. Проблемы психологической информационной безопасности в современном социуме

  20. Психологический портрет потребителя интернет-медиа

  21. Психологический инструментарий социальной рекламы

  22. Использование приемов нейролингвистического программирования (НЛП) в журналистике

  23. Понятие интерактивности массовой аудитории: психологический аспект

  24. Парадигмы мышления и стили медийных текстов (концепция Прониных)

  25. Гендерный фактор в журналистском творчестве

  26. Игрореализация в журналистской практике

  27. Психологические особенности работы репортера

  28. Проблемы межличностного общения в журналистике

  29. Социально-психологическая модель газеты как коммуникатора

  30. Воображение в журналистском творчестве: специфика, границы, функции

  31. Психологические аспекты этики в деятельности журналиста

  32. Психологические проблемы управления журналистским коллективом

  33. Психологическая служба редакции: структура, задачи, функционирование


6.1.2. Образцы вопросов для подготовки к зачету

  1. Понятие массовой коммуникации, сущностные признаки. Социально-психологические функции массовой коммуникации

  2. Массовая коммуникация как социальная система. Аудитория СМИ, ее особенности и стратификация

  3. Ранний этап медиаисследований. Концепция «магической пули». «Общественное мнение» Уолтера Липпмана

  4. Парадигма ограниченных эффектов: теории двухступенчатого потока информации и когнитивного диссонаса

  5. Исследования пропаганды Карлом Ховлендом и Йельская школа убеждающей коммуникации

  6. Этап влияния визуальной коммуникации. Обзор теорий и направлений исследований

  7. Концепция формирования повестки дня: основные положения теории и ее критика

  8. Теория культивации мнений Джорджа Гербнера

  9. Теории «спирали молчания» и концепция обретения пользы и удовлетворения

  10. Феномен «разрыва в знаниях» и теория социального научения

  11. Телепросмотр: стратегии, мотивы, значимые факторы. Особенности группового просмотра

  12. Проблема инертности внимания: основные гипотезы и результаты исследований

  13. Влияние массмедиа на эмоции аудитории. Эмпатия. Модель жажды ощущений

  14. Воздействие телевидения на когнитивное развитие детей. Специфика обучающего телевидения

  15. Репрезентация образцов просоциального и асоциального поведения в СМИ

  16. Влияние медианасилия. Проблема терминологического статуса. Основные концепции

  17. Манипулятивный потенциал новостных выпусков. Критерии и принципы селекции контента. Стратегии «жестких» и «мягких» новостей

  18. Новости и механизмы воздействия: подходы Ланса Беннетта, Джей Тачмен и Долфа Зиллмана. Феномен «иллюзии знания»

  19. Теории медиавлияния на электоральное поведение. Внушение и убеждение

  20. Феномен информационных войн. Особенности формирования имиджа политиков. Анализ отечественной практики

  21. Влияние рекламы: переменные эффективности. Эффект вовлеченности

  22. Иерархические модели рекламы. Социальные информационные кампании

  23. Профессиональные особенности личности журналиста: характеристика ценностей, потребностей и мотивов

  24. Социально-психологические роли журналиста. Профессиональный образ

  25. Особенности профессионального мышления. Психотипы (концепция Прониных). Проблема деформации личности

  26. Коммуникативная компетентность журналиста. Вербальное общение: модели, тактики, механизмы самозащиты и разрядки

  27. Невербальное общение: интерпретация сигналов

  28. Экстремальная журналистика: причины и последствия психических травм, психологическая профилактика и самопомощь


6.3. Показатели и критерии оценивания

Промежуточная аттестация по курсу осуществляется на основе выполнения индивидуальных и групповых практических заданий, выполненных во время изучения дисциплины.

Контроль по дисциплине предусматривает недифференцированный зачет.

Промежуточный контроль предусматривает балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости студентов.




п/п

Учебный процесс (виды работ)

Максимальный балл

Итоговая оценка

1

Лекционные занятия

18

допуск к зачету

2

Реферативная работа

25

3

Контрольное тестирование

27

4

Зачет

30

зачет

По результатам семестровой работы составляется рейтинг студентов. Максимальная сумма баллов считается за 100 %.



Показатели и критерии оценивания компетенций: освоение дисциплины оценивается по системе зачет-незачет. Компетенции студентов, набравших менее 50 баллов, считаются несформированными, студенты отправляются на повторное прослушивание.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Презентационное оборудование, компьютеры с Microsoft office и доступом в Интернет для самостоятельной работы.


8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

8.1. Основная литература

  1. Олешко В. Ф. Психология журналистики: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. 240 с. URL: http://journ-port.ru/publ/25-1-0-275

  2. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций = A Cognitive Psychology of Mass Communication / Ричард Харрис .— 4-е междунар. изд. — М. ; СПб. : ОЛМА-ПРЕСС : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 .— 445 с. URL: http://evartist.narod.ru/text5/01.htm

  3. Шестерина А. М. Психология журналистики. – Воронеж.: Издательство ВГУ, 2010. URL: http://jour.vsu.ru/staff/Shesterina/Psikhologia_zhurnalistiki.doc


8.2. Дополнительная литература


  1. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин .— М. : РИП-холдинг, 2003 .— 173 с. URL: http://evartist.narod.ru/text7/62.htm

  2. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – СПб.: Скифия, 2008. URL: http://www.evartist.narod.ru/text24/0001.htm

  3. Информация. Дипломатия. Психология : [Сборник] / Дипломат. акад. России ; [Отв. ред. и сост. Ю.Б. Кашлев] .— М. : Известия, 2002 .— 615 с. URL: http://evartist.narod.ru/text10/76.htm

  4. Кольцова О. Ю. Враги объективности [Электронный ресурс] // Отечественные записки, 2003. № 4. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=13&article=603

  5. Корконосенко С.Г., Кудрявцева М.Е., Слуцкий П.А. Свобода личности в массовой коммуникации / Под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2010. - 308 с. URL: http://window.edu.ru/resource/105/77105

  6. Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: Рип-Холдинг, 2004. URL: http://journ-port.ru/publ/25-1-0-586

  7. Проблемы медиапсихологии. Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития», Москва, МГУ, 2001 / сост. – канд. психол. наук. Пронина Е.Е. – М.: Рип-Холдинг, 2002. URL: http://evartist.narod.ru/text7/38.htm

  8. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. – М.: Издательство МГУ, 2003. URL: http://journ-port.ru/publ/25-1-0-323

  9. Резепов И. Ш. Психология рекламы и PR. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 224 с. URL: http://journ-port.ru/publ/25-1-0-391

  10. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас : [сборник] : учебное пособие / [П. Бурдье, Э. Гидденс, Хабермас] ; сост., пер., вступ. ст. А.В. Леденевой .— Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1995 .— 120 с.

  11. Соколов А. В.. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / А. В. Соколов .— СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2002 .— 460 с. URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/071.htm

Программа рассмотрена на заседании кафедры массовых коммуникации.

Протокол № 6 от 27 августа 2014 г.



Зав.каф.МК, канд.филос.наук, доцент Беленко В.Е.
Каталог: xmlui -> bitstream -> handle -> nsu
nsu -> Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «социальная психология»
nsu -> Рабочая программа курса «Физическая культура»
nsu -> Рабочая программа дисциплины «логика» Уровень высшего образования Бакалавриат направление подготовки 031300. 62 Журналистика
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «конфликтология»
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «история зарубежной журналистики»
nsu -> Теория, методология и методы психологического исследования Фёдоров Александрович
nsu -> Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «современные теории массовой коммуникации»
nsu -> Программа лекционного курса и самостоятельной работы для студентов, специализирующихся на кафедре общей биологии и экологии

Скачать 313,17 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница