Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики
Кафедра массовых коммуникаций
Утверждено
«29» августа 2014 г.
Декан ФЖ
____________О.Д.Журавель
Рабочая программа дисциплины
«ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»
Уровень высшего образования
Бакалавриат
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
031300.62 ЖУРНАЛИСТИКА
Автор: Сергеева В.К.
-
Общая трудоемкость дисциплины
|
72 часа
|
Контактная работа со студентом:
|
40 часов
|
Аудиторные занятия, в том числе:
|
36 часов
|
лекции
|
36 часов
|
практические занятия
|
0 часов
|
Контактные консультации
|
3 часа
|
Проведение зачета
|
1 час
|
Самостоятельная работа
|
32 часа
|
Зачетные единицы (кредиты)
|
2
|
Новосибирск
2014
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Дисциплина «Психология журналистики» нацелена на то, чтобы сформировать у студентов-журналистов системное понимание психологических процессов в области массовых коммуникаций, научить мыслить и действовать психологически грамотно, привить основы психологической культуры журналистского творчества, а также заложить фундаментальные основы для профессиональной рефлексии, критичного отношения к медиапродукту и манипулятивным практикам.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:
-
сформировать у студентов общие представления о психологии журналистики, или медиапсихологии, как междисциплинарной отрасли научного знания; охарактеризовать методы анализа основных звеньев массово-коммуникативного процесса
-
составить представление о психологической проблематике массовой коммуникации в целом и отдельных ее аспектов, в том числе рассмотреть психологическую природу медиавосприятия и медиапроизводства;
-
дать исторический обзор развития медиапсихологии, ознакомить с основными концепциями в этой области; составить представление о современном состоянии и приоритетных направлениях развития социально-психологического исследования СМИ;
-
раскрыть психологические механизмы воздействия журналиста на аудиторию; подготовить студентов к социально ответственному применению полученных теоретических знаний на практике;
-
изучить основные характеристики личности журналиста и психические процессы, характерные для его профессиональной деятельности.
Программа курса, с одной стороны, рассчитана на синтез подходов фундаментальных и специальных наук, с другой — ориентирована на практические нужды редакций и журналистов. При этом курс «Психология журналистики» разрабатывает систему психологических приемов и методов решения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений
2. МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Курс «Психология журналистики» проводится в первом семестре четвертого курса. Предполагается, что студент прослушал «Психологию» и «Социологию журналистики». Таким образом, входящими компетенциями для данной дисциплины выступают:
способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимание принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14)
понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК-16).
-
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (бакалавриат), направление подготовки 031300.62 Журналистика, студент, прослушавший данный курс, должен обладать следующими компетенциями:
ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ПК-17).
В результате освоения материалов курса, у студента должны быть сформированы следующие знания, умения, навыки:
-
ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ в целом, редакционного коллектива, журналистской деятельности (общение с источниками информации, героями публикаций, привлекаемыми авторами, аудиторией).
-
владение базовыми категориями и понятиями, относящимися к данной отрасли психологического знания;
-
понимание психологические особенности функционирования массовой коммуникации;
-
системное представление об основных теоретических концепциях, эмпирических фактах, феноменах, закономерностях и инструментах воздействия СМИ;
-
знание психологические основы журналистского творчества; умение использовать полученные знания как в массовой коммуникации, так и в межличностном взаимодействии для получения информации и установления деловых контактов;
-
теоретическая подготовка к работе в стрессогенных условиях; умение минимизировать негативные последствия внешних обстоятельств на собственное психическое здоровье и профессиональную деятельность,
-
уметь базироваться на этих знаниях в коллективной редакционной и индивидуальной журналистской работе.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Преподавание курса «Психология журналистики» продиктовано задачами повышения психологической компетентности будущих создателей медийного продукта и выстраивания эффективных и при том социально ответственных отношений с массовой аудиторией. Это тем более актуально в свете разговоров о возможном кризисе доверия к массовой информации, кризисе самого статуса журналиста. Нельзя забывать и о постоянно растущей технической мощи медиа, а вместе с ней — и манипулятивного потенциала. Для современных СМИ все больше характерно сращивание методов журналистики и психологии, от журналиста требуется овладение знаниями и техниками психологии межличностного общения и массового воздействия. Кроме того, чтобы минимизировать влияние негативных последствий массовой коммуникации на ее участников, необходимо стимулировать рефлексию как авторского опыта, так и опыта восприятия массовой информации. Данный курс направлен на удовлетворение вышеуказанных потребностей и должен стать психологическим обеспечением профессиональной подготовки журналиста.
Новизна курса заключается в совмещении двух подходов — психологии восприятия массовой аудитории и психологии медиапроизводства, или журналистского творчества. Актуальные нужды медиаиндустрии требуют от учебной дисциплины «Психология журналистики» интегрирования знаний из самых разных областей: социологии массовой коммуникации, общей и социальной психологии, психологии общения, конфликтологии, политологии, имиджелогии. Другими словами, в программе, с одной стороны, описываются основные направления воздействия массовой коммуникации на аудиторию; объясняются способы психологического медиавлияния в когнитивном и эмоциональном аспектах. С другой — подлежит рассмотрению психология журналиста как производителя массовой информации: рассматриваются вопросы психологической культуры и статуса журналиста, психологические типы производителей медийного контента. Таким образом, программа курса предполагает комплексное рассмотрение проблемы психологического взаимодействия двух акторов процесса массовой коммуникации — СМИ и аудитории, коммуникатора и реципиента, производителя и потребителя.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины
|
72 часа
|
Контактная работа со студентом:
|
40 часов
|
Аудиторные занятие, в том числе:
|
36 часов
|
лекции
|
36 часов
|
практические занятия
|
0 часов
|
Контактные консультации
|
3 часов
|
Проведение зачета
|
1 час
|
Самостоятельная работа
|
32 часа
|
Зачетные единицы (кредиты)
|
2
|
-
Учебно-тематический план курса
Наименование тем
|
Контактная работа
|
Самостоятельная работа
|
Всего часов по теме
|
лекции
|
семинары
|
контактные консультации
|
Тема 1. Введение в психологию журналистики
|
2
|
|
|
|
2
|
Раздел 1. Психология медиавосприятия
|
2
|
|
|
|
2
|
Тема 2. Эволюция социально-психологических подходов к анализу медиавоздействия
|
4
|
|
|
1
|
2
|
Тема 3. Телепросмотр: этапы, мотивы, стратегии
|
2
|
|
|
|
2
|
Тема 4. Медиавлияние на эмоции аудитории
|
2
|
|
|
|
2
|
Тема 5. Воздействие телевидения на детей
|
2
|
|
|
|
2
|
Тема 6. Восприятие просоциального и асоциального поведения в СМИ
|
2
|
|
|
|
2
|
Тема 7. Информационное вещание: аспекты влияния
|
4
|
|
|
|
3
|
Тема 8. Электоральное поведение и СМИ. Информационно-психологические войны
|
2
|
|
|
|
2
|
Тема 9. Психологические особенности воздействия рекламы. Социальные информационные кампании
|
4
|
|
|
|
3
|
Раздел 2. Психология медиапроизводства
|
2
|
|
|
|
2
|
Тема 10. Психологические основания журналистского творчества
|
2
|
|
|
|
|
Тема 11. Социально-психологические роли и статус журналиста. Особенности профессионального мышления
|
4
|
|
1
|
|
2
|
Тема 12. Коммуникативная компетентность журналиста. Психология межличностного общения
|
4
|
|
1
|
|
2
|
Тема 13. Журналистская деятельность в стрессогенных условиях
|
2
|
|
|
|
2
|
Проведение зачета
|
|
|
1
|
6
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
4.3. Содержание разделов и тем
Тема 1. Введение в психологию журналистики
Предмет и задачи медиапсихологии. Психология журналистики как междисциплинарная область научного знания. Взаимосвязи с другими отраслями психологии: социальная психология; психология личности; психология коммуникации; психология языка и др. Интеграция медиапсихологии с другими научными дисциплинами, изучающими в том числе феномен массовой коммуникации: социология, политология, языкознание, семиотика и др.
Понятие массовой коммуникации, ее место во взаимосвязанной системе других видов коммуникации (типология по составу коммуникантов). Сущностные признаки массовой коммуникации: медиальность (пространственная и временная), техническое обеспеченность, односторонность. Медиадистрибуция информации. Массовая коммуникация как социальная система, ее основные структурные элементы. Понятие гетерономности медиаполя. Массовая аудитория как реципиент и потребитель. Особенности получателя массовой информации: дисперсность, анонимность, рассредоточенность. Основания для стратификации аудитории СМИ: социально-демографические параметры, характеристики потребления массовой информации (потенция потребления, условия потребления, степень включенности, степень лояльности и др.). Понятия целевой (базовой), потенциальной, реальной аудитории. Массовая коммуникация и массовое сознание. Типология социально-психологических функций массовой коммуникации (по Д. МакКуэйлу): информирование, личная идентификация, интеграция и социальная интеракция, рекреативная функция. Феномен эскапизма.
Раздел 1. Психология медиавосприятия
Тема 2. Эволюция социально-психологических подходов к анализу медиавоздействия
Ранний этап: концепт сильного влияния (1920—30-е гг.). Социально-исторические предпосылки для возникновения первых теорий медиавлияния: изобретение и распространение кинематографа, телеграфа, радио, пропагандистское обеспечение Первой мировой войны. Объекты и направления исследования. Концепция «магической пули» Гарольда Лассуэлла: идея о тотальном и непосредственном медиавоздействии. «Общественное мнение» Уолтера Липпмана: теория стереотипа, рефлексия над профессиональной традицией и анализ структуры медиапроизводства. Основные результаты раннего периода.
Этап концепта слабого влияния (1940-е—начало 1960-х гг.). Социально-исторические факторы, определяющие вектор исследований, в том числе выборные кампании в США и Вторая мировая война. Теория ограниченных эффектов Пола Лазарсфельда: взаимодействие массовой и ftf-коммуникации; защитная избирательность аудитории; функция подкрепления медиа; модель «двухступенчатого потока информации». Исследование эффекта привратника Дэвидом Уайтом. Карл Ховланд и Йельская школа убеждающей коммуникации: анализ функционирования средств военной пропаганды. Концепция когнитивного диссонанса и селективных процессов Леона Фестингера: селективная экспозиция, селективное запоминание, селективная перцепция.
Этап влияния визуальной коммуникации (с начала 1960-х гг.). Социально-исторический контекст. Телевидение как приоритетный объект современных медиаисследований. Реконструкция парадигмы сильного влияния. Теория формирования повестки дня Mаксвелл Мак-Комбс и Дональдс Шоу: уровни выстраивания приоритетов; способы актуализации темы в СМИ. Теория пробела в знаниях и выявление феномена «хронических незнаек». Концепция «спирали молчания» Элизабет Ноэлл-Нойманн и эксперимент «железная дорога». Теория социального научения Альберда Бандура: функция компенсаторного подкрепления. Теория культивации мнений Джорджа Гербнера: виды и этапы культивации установок, феномен резонанса. Теория обретения пользы и удовлетворения: модель «ожидания и оценки» Уилбура Шрама.
Тема 3. Телепросмотр: этапы, мотивы, стратегии
Психологически значимые этапы телепросмотра. Система факторов, определяющих выбор телепрограммы и стратегию просмотра. Запланированная и незапланированная стратегии телепросмотра. Виды лояльности аудитории при запланированном просмотре и эффект «наследования телезрителя». Факторы, определяющие поведение телезрителя в случае незапланированного включения. Психологические особенности группового телепросмотра: модель «скольжения».
Проблема инертности внимания телезрителя. Концепция «количества вложенных ментальных усилий»: показатель степени вовлеченности индивида в процесс медиапотребления. Модель управления вниманием, или гибкого распределения когнитивных ресурсов. Концепция «10 секунд». Модель корреляции активности внимания с новизной и сложностью стимулов: криволинейная зависимость. Факторы, способствующие ослаблению внимания и переключению / выключению телеканала.
Тема 4. Медиавлияние на эмоции аудитории
Классификация эмоциональных переживаний по интенсивности и продолжительности. Базальные эмоции. Эмоции как реакция на медиавлияние. Закон вымышленной действительности и понятие психологической близости. Когнитивно-аффективная модель эмпатии.
Модель жажды ощущений. Шок-теймент как развитие инфотеймента. Эстетика напряжения и потребность в активации в современном «обществе переживаний» (термин Герхарда Шульце). Исследования взаимосвязи уровня активации и жанра медиаконтента. Психологические функции переживания страха от телепросмотра. Теория «управления настроением» Долфа Зиллманна. Эффект переноса активации. Эффект привыкания и «усталость от сочувствия».
Тема 5. Воздействие телевидения на детей
Периодизация когнитивного развития детей. Воздействие акустических телевизионных стимулов в период сенсомоторного (довербального) развития (до 18 месяцев). Стадия дооперационального, наглядного мышления (18 месяцев—7 лет) и восприятие телевизионного контента. Характеристика поведения детской аудитории на конкретно-операциональной (7—12 лет) стадии развития. Критический анализ медиаконтента на формально-операциональной стадии (старше 12 лет). Исследование телепередачи «Улица Сезам» как примера обучающего телевидения.
Изучение взаимосвязей телепросмотра и овладения речью: телепросмотр как следствие дефицита внимания; ТВ как стимул для ftf-коммуникации; проблема замещения чтения телевидением. Гипотезы негативного влияние медиа на развитие воображения у детей.
Тема 6. Восприятие просоциального и асоциального поведения в СМИ
Репрезентация просоциального поведения в СМИ на примере детских передач, новостных выпусков, благотворительных кампаний и социальной рекламы. «Менеджмент сострадания»: эффект драматизации при конструировании просоциального поведения.
Асоциальное поведение и его восприятие аудиторией. Изучение влияния медианасилия и методологические проблемы исследования. Подвижность границ определения медианасилия в зависимости от характера вреда, преднамеренности, средств выражения агрессии и других параметров. Вопрос о выборе единиц анализа медианасилия. Зависимость уровня агрессии в СМИ от целевой аудитории (половозрастные, национальные и другие характеристики). Сопоставление уровня медианасилия на ТВ в разных странах. Гипотезы влияния медианасилия на поведение: эффект катарсиса, теория десенсибилизации, концепция социального научения, гипотеза торможения и др. Факторы, усиливающие влияние медианасилия: продолжительность и многократность просмотра агрессивных сцен, детализация и правдоподобие, личностные особенности индивида, ситуативный фактор и фактор среды. Основные результаты исследований.
Тема 7. Информационное вещание: аспекты влияния
Манипулятивный потенциал новостного контента. Стабильность новостной структуры. Селекция новостей как основной механизм социально-политического конструирования. Выделение новостной матрицы: подходы Никласа Лумана, Кэтлин Джеймисон и Карлин Кэмпбелл, Ричарда Харриса, Эверетта Дэнниса. Сопоставление нормативных теорий и реальной практики медиапроизводства: характеристика основных селекторов (новизна, конфликт, герой, необычность) и дополнительных селекторов (локальность, предсказуемость, квантитативность). Три принципа селекции: удовлетворение большему числу критериев, компенсация одного критерия другим, сбалансированность относительно новостного выпуска в целом. Стратегия «жестких» и «мягких» новостей: исследования Хелен Макгилл Хьюз и Томаса Паттерсона. Способы манипулирования новостным контентом Ланса Беннетта: драматизация, нормализация, персонализация и фрагментация. Иллюзия плюрализма (Джей Тачмен): конструирование конформной позиции при кажущейся альтернативности мнений. Глокализация новостей как механизм влияния. Теория экземплификация Долфа Зиллмана. Особенности восприятия новостей аудиторией. Феномен «иллюзии знания»: анализ запоминания и воспроизведения новостных сообщений. Эффект разрыва в объеме знаний у разных групп аудитории. Закономерности распространения новостей.
Тема 8. Электоральное поведение и СМИ. Информационно-психологические войны
Теоретические основы изучения политического влияния. Концепция ограниченных эффектов: низкая оценка воздействия средств политической пропаганды. Теория «спирали молчания»: восприятие СМИ как репрезентанта мнения большинства. Эффект прайминга. Теория медиавмешательства и медиатизация политического процесса. Концепция выстраивания повестки дня: актуализация одних тем в ущерб другим. Эффект имиджа политического актора в пространстве массовой коммуникации.
Внушение и убеждение как два основных способа воздействия СМИ. Внушение как неаргументированное воздействие на психику личности, на ее эмоциональную сферу. Внушение преднамеренное и непреднамеренное, прямое и косвенное. Формы использования прямого внушения в СМИ. Приемы косвенного внушения. Внушение и манипуляция сознанием, слухи, компромат. Семантическое манипулирование: «блистающие обобщения», «забрасывание грязью», стереотипизация, использование непонятных слов и терминов. Убеждение как состояние сознания и как процесс. Этапы формирования убеждений. Убеждающее воздействие массовой коммуникации: условия, приемы и методы. Структура убеждающего текста: тезис, доводы (аргументы), демонстрация (совокупность логических правил, используемых в доказательстве). Виды аргументов, способы их подачи. Особенности демонстрации, логического рассуждения: прямое и косвенное, индуктивное и дедуктивное, доказательство от противного. Факторы, повышающие действенность убеждающей коммуникации. Эффект бумеранга в деятельности СМИ.
Информационная война: границы понятия. Информационная война в информационном обществе. Третья информационно-психологическая мировая война, ее итоги и уроки. Основные сферы современных психологических войн: геополитическая, внутригосударственная и социально-общественная. Телевидение как «оружие массового поражения».
Тема 9. Психологические особенности воздействия рекламы. Социальные информационные кампании
Реклама в современном медиаокружении: совершенствование таргетинга и гибкости форм подачи. Эффективность рекламы и характеристики потребителя: индивидуальные особенности, установки и опыт (избирательность внимания). Значение фактора медиаканала. Концепция вовлеченности Герберта Кругмана: медиа сильной и слабой вовлеченности для выполнения разных маркетинговых задач. Взаимосвязь восприятия медиасообщения и рекламы, содержащейся в нем. Вопрос согласованности медиаконтента и рекламы по тематике, эмоциональному тону, уровню тревожности. Эффект прайминга медиаконтекста по отношению к рекламному сообщению. Кривообразная зависимость эффективности рекламы от частоты повторений: эффект «износа». Стратегия «360 градусов»: множественное воздействие медиа. Фазовые (иерархические) модели влияния рекламы. Модель Карла Ховленда: предъявление — внимание — понимание — склонность — сохранение интереса — решение о покупке. Формула AIDA: attention — interest — desire — action. Модель «4P»: picture — promise — prove — push. Сопоставление когнитивных и аффективных моделей влияния рекламы. Влияние рекламы на детей.
Социальные информационные кампании: сущностные признаки. Основные параметры информкампаний: организаторы, задачи и методы, стратегии, целевые группы, потенциальные выгоды для аудитории. Сферы применения: экология, здравоохранение, личная безопасность, государственные институты. Принципы проведения информационных кампаний. Последствия сочетания медиакампаний с другими каналами воздействия: межличностная коммуникация, законодательные меры и др. Модели информационных оздоровительных кампаний. Модель изучения опасности: новая информация об угрозе и протектативном поведении. Стереотипная первичная модель и позиция «осуждение жертвы». Стратегия содействия изменениям и стратегия самоконтроля.
Раздел 2. Психология медиапроизводства
Тема 10. Психологические основания журналистского творчества
Личность журналиста, ее профессиональные особенности и структурные элементы: характер, темперамент, способности, знания, ценности, установки, потребности, мотивы и др. Аксиология журналистского творчества. Зависимость системы ценностей от типа общества: европейская культура (необычность, сенсационность) и восточная (традиционность, цикличность). Актуализированные ценности в современной журналистике: истинность, оперативность, доступность, простота, новизна, непредвзятость, творчество и др.). Связь личностных и общественных ценностей в журналистской деятельности. Иерархичность ценностной системы. Осознание профессиональной миссии через иерархию ценностей в журналистике. Психологическая мотивация и потребности журналиста как регуляторы его деятельности. Экстенсивные и интенсивные мотивы. Экстенсивные и просоциальные мотивы. Возможные интенсивные мотивы журналиста: творчество, власть, идентификация с кем-либо. Самоактуализация журналиста. Этапы развития творческой доминанты журналиста по К. Маркелову. Механизм творческой сублимации. Влияние гендерного фактора на творчество.
Тема 11. Социально-психологические роли и статус журналиста. Особенности профессионального мышления
Журналист как субъект и объект в массовой коммуникации. Журналист как коммуникатор: противопоставление «творец — производитель». Журналист и профессиональные функции: репортер, шоумен, PR-специалист, блоггер. Конфликт и инверсия ролей. Журналист и аудитория: журналист-социотерапевт или журналист-манипулятор. Целенаправленное создание профессионального образа журналиста как баланс между составляющими элементами: имиджем, амплуа, харизмой и внутренним образом.
Особенности профессионального мышления. Профессиональные фильтры восприятия реальности по М. Кузнецову, И. Цыкунову: реальность как текст, события как тема, акцент на необычном, акцент на значимом, акцент на противоречиях. Особенности профессионального мышления по В. Олешко: проблемность мышления, гибкость, легкость генерирования идей, ассоциативность, эмоциональный слух, «творческость». Интуиция, готовность памяти, умение переводить внутреннюю речь в письменную (журналистский «текст»). Парадигмы мышления (психотипы) и стили медийных текстов (концепция Прониных): магическое мышление и мифологический текст; рационалистическое мышление и убеждающий текст; позитивистское мышление и прагматический текст; драйв-мышление и гедонистический текст; гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст; Net-мышление и сетевой текст. Проблема профессиональной деформации журналиста: взаимопроникновение личного и профессионального.
Тема 12. Коммуникативная компетентность журналиста. Психология межличностного общения
Коммуникативная компетентность журналиста и структура общения: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие в процессе общения), перцептивная (восприятие людьми друг друга). Взаимосвязь этих составляющих и учет в журналистской деятельности. Коммуникативные барьеры, основные причины их возникновения и преодоления: барьер установок; семантический барьер (в т. ч. фонетический, лингвистический, логический); эмоциональный и др.
Вербальная система общения. Модели межличностного общения журналиста: партнер, провокатор, соперник. Виды вопросов: открытые и закрытые, прямые и косвенные, уточняющие, развивающие, уличающие, количественные, гипотетические, переходные, пассивные. Методика активного слушания и развитие эмпатии: уточнение, пересказ, развитие мысли, замечание, сообщение о восприятии. Конгруэнтность коммуникатора как соответствие речи собеседника его внутреннему состоянию. Степени вербализации состояния партнера и своего собственного. Техники выравнивания напряжения. Нейтрализация психологического влияния на журналиста. Принцип ассертивности.
Пять подсистем невербального общения. Пространственная подсистема: межличностное пространство и его стратификация, организация студийного пространства. Оптико-кинетическая подсистема: язык тела, мимики, жестов (пантомимика), рукопожатие. Типология жестов: кинестетические и звуковые; знаковые (указательные, изобразительные, жесты-символы) и незнаковые (ритмические и эмоциональные). Кинетико-конституциональные характеристики: конституция тела, особенности телосложения, осанка, походка. Паралингвистическая, или околоречевая, подсистема: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр, интонирование, особенности говора. Невербальные вокальные феномены: интенсивность голоса (громкий — тихий); общий уровень тона (высокий — низкий); регистр (расширенный — сжатый); артикуляционное напряжение (открытый — зажатый), темп речи (ускоренный — замедленный). Экстралингвистическая, или внеречевая, подсистема: паузы, смех, звуковые жесты.
Тема 13. Журналистская деятельность в стрессогенных условиях
Психическое (ментальное) здоровье журналиста и его критерии. Журналист как участник и очевидец экстремальных событий: природные бедствия, техногенные катастрофы, социальные конфликты, криминальные происшествия, трагические события. Психологические проблемы экстремальной журналистики. История фотокорреспондента Кевина Картера. Эффект «вторичной», или «косвенной», травмы. Индивидуальность порога чувствительности. Эффект резонанса: частичное совпадение освещаемых событий с личным опытом. Профессиональная задача и поиски золотой середины между цинизмом (десенсибилизацией) и чувством вины. Стресс и дистресс (теория Ганса Селье). Понятие и виды стрессогенных обстоятельств: изменение привычных условий жизни, длительные негативные эмоции и др. Стадии травматического стресса: 1) адреналиновая фаза и предельная концентрация; 2) депрессия и истощение жизненных сил. Посттравматическое расстройство: симптомы, влияние на физическое здоровье журналиста, а также на характер журналистских материалов.
Факторы стрессоустойчивости: внутренние (эмоциональная устойчивость, высокая адаптивность, мобильность, экстравертность) и внешние (физическое здоровье, питание, режим сна и отдыха). Роль подготовительного этапа к стрессогенным условиям. Соблюдение правил психологической безопасности и оказания эмоциональной поддержки в ходе установления контакта и сбора информации. Методы психологической саморегуляции и самопомощи журналиста в чрезвычайных обстоятельствах. Творчество как механизм минимизации стресса. Конструктивное мышление как условие эффективной адаптации к стрессогенным обстоятельствам. Характеристики конструктивного мышления и возможности его формирования. Конструктивные и неконструктивные варианты освещения травматических событий. Психологические принципы представления потенциально стрессогенной информации. Патогенные информационные воздействия как фактор массовой психологической травматизации населения (на примере освещения «Норд-Оста»).
Опыт работы Центра экстремальной журналистики (Россия) и Центра журналистики и травмы им. Дарта (США) в психологической реабилитации журналистов. Функционирование психологической службы редакции.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекции, проблемные лекции, лекции-дискуссии. Контактные консультации включают ответы на вопросы студентов по темам курса в индивидуальном режиме, помощь в составлении списка литературы для подготовки реферата.
Активная и интерактивная форма проведения предусмотрена для 10% аудиторных занятий.
-
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Банк заданий
6.1.1. Примерные темы рефератов
-
Медиапсихология: история становления дисциплины
-
Медиаметрические исследования аудитории. Количественные и качественные методы
-
Атропоцентрированные, медиацентрированные и клиентцентрированные модели массовой коммуникации: обзор и сопоставление
-
Концепция диффузии инноваций и ее прикладное значение
-
Классификация мотивов обращения аудитории к СМИ
-
СМИ удовлетворяют потребности аудитории или формируют их
-
Воздействие развлекательных медиапроизведений
-
Эскапизм в массовом обществе. Роль СМК
-
Репрезентация меньшинств в СМИ и особенности влияния
-
Психологические принципы политической пропаганды
-
Благотворительность на экране, или Менеджмент сострадания
-
Стереотипизация как механизм влияния масс-медиа
-
Мифотворчество в деятельности журналиста
-
Человек как реципиент в массовой коммуникации. Психологическая защита от информационного давления
-
Конформизм как социальное явление
-
Психология общественного мнения
-
Мягкие новости и истории человеческого интереса против жестких новостей
-
Информационная экология в контексте развития информационного общества
-
Проблемы психологической информационной безопасности в современном социуме
-
Психологический портрет потребителя интернет-медиа
-
Психологический инструментарий социальной рекламы
-
Использование приемов нейролингвистического программирования (НЛП) в журналистике
-
Понятие интерактивности массовой аудитории: психологический аспект
-
Парадигмы мышления и стили медийных текстов (концепция Прониных)
-
Гендерный фактор в журналистском творчестве
-
Игрореализация в журналистской практике
-
Психологические особенности работы репортера
-
Проблемы межличностного общения в журналистике
-
Социально-психологическая модель газеты как коммуникатора
-
Воображение в журналистском творчестве: специфика, границы, функции
-
Психологические аспекты этики в деятельности журналиста
-
Психологические проблемы управления журналистским коллективом
-
Психологическая служба редакции: структура, задачи, функционирование
6.1.2. Образцы вопросов для подготовки к зачету
-
Понятие массовой коммуникации, сущностные признаки. Социально-психологические функции массовой коммуникации
-
Массовая коммуникация как социальная система. Аудитория СМИ, ее особенности и стратификация
-
Ранний этап медиаисследований. Концепция «магической пули». «Общественное мнение» Уолтера Липпмана
-
Парадигма ограниченных эффектов: теории двухступенчатого потока информации и когнитивного диссонаса
-
Исследования пропаганды Карлом Ховлендом и Йельская школа убеждающей коммуникации
-
Этап влияния визуальной коммуникации. Обзор теорий и направлений исследований
-
Концепция формирования повестки дня: основные положения теории и ее критика
-
Теория культивации мнений Джорджа Гербнера
-
Теории «спирали молчания» и концепция обретения пользы и удовлетворения
-
Феномен «разрыва в знаниях» и теория социального научения
-
Телепросмотр: стратегии, мотивы, значимые факторы. Особенности группового просмотра
-
Проблема инертности внимания: основные гипотезы и результаты исследований
-
Влияние массмедиа на эмоции аудитории. Эмпатия. Модель жажды ощущений
-
Воздействие телевидения на когнитивное развитие детей. Специфика обучающего телевидения
-
Репрезентация образцов просоциального и асоциального поведения в СМИ
-
Влияние медианасилия. Проблема терминологического статуса. Основные концепции
-
Манипулятивный потенциал новостных выпусков. Критерии и принципы селекции контента. Стратегии «жестких» и «мягких» новостей
-
Новости и механизмы воздействия: подходы Ланса Беннетта, Джей Тачмен и Долфа Зиллмана. Феномен «иллюзии знания»
-
Теории медиавлияния на электоральное поведение. Внушение и убеждение
-
Феномен информационных войн. Особенности формирования имиджа политиков. Анализ отечественной практики
-
Влияние рекламы: переменные эффективности. Эффект вовлеченности
-
Иерархические модели рекламы. Социальные информационные кампании
-
Профессиональные особенности личности журналиста: характеристика ценностей, потребностей и мотивов
-
Социально-психологические роли журналиста. Профессиональный образ
-
Особенности профессионального мышления. Психотипы (концепция Прониных). Проблема деформации личности
-
Коммуникативная компетентность журналиста. Вербальное общение: модели, тактики, механизмы самозащиты и разрядки
-
Невербальное общение: интерпретация сигналов
-
Экстремальная журналистика: причины и последствия психических травм, психологическая профилактика и самопомощь
6.3. Показатели и критерии оценивания
Промежуточная аттестация по курсу осуществляется на основе выполнения индивидуальных и групповых практических заданий, выполненных во время изучения дисциплины.
Контроль по дисциплине предусматривает недифференцированный зачет.
Промежуточный контроль предусматривает балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости студентов.
№ п/п
|
Учебный процесс (виды работ)
|
Максимальный балл
|
Итоговая оценка
|
1
|
Лекционные занятия
|
18
|
допуск к зачету
|
2
|
Реферативная работа
|
25
|
3
|
Контрольное тестирование
|
27
|
4
|
Зачет
|
30
|
зачет
|
По результатам семестровой работы составляется рейтинг студентов. Максимальная сумма баллов считается за 100 %.
Показатели и критерии оценивания компетенций: освоение дисциплины оценивается по системе зачет-незачет. Компетенции студентов, набравших менее 50 баллов, считаются несформированными, студенты отправляются на повторное прослушивание.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Презентационное оборудование, компьютеры с Microsoft office и доступом в Интернет для самостоятельной работы.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
8.1. Основная литература
-
Олешко В. Ф. Психология журналистики: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. 240 с. URL: http://journ-port.ru/publ/25-1-0-275
-
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций = A Cognitive Psychology of Mass Communication / Ричард Харрис .— 4-е междунар. изд. — М. ; СПб. : ОЛМА-ПРЕСС : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 .— 445 с. URL: http://evartist.narod.ru/text5/01.htm
-
Шестерина А. М. Психология журналистики. – Воронеж.: Издательство ВГУ, 2010. URL: http://jour.vsu.ru/staff/Shesterina/Psikhologia_zhurnalistiki.doc
8.2. Дополнительная литература
-
Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин .— М. : РИП-холдинг, 2003 .— 173 с. URL: http://evartist.narod.ru/text7/62.htm
-
Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – СПб.: Скифия, 2008. URL: http://www.evartist.narod.ru/text24/0001.htm
-
Информация. Дипломатия. Психология : [Сборник] / Дипломат. акад. России ; [Отв. ред. и сост. Ю.Б. Кашлев] .— М. : Известия, 2002 .— 615 с. URL: http://evartist.narod.ru/text10/76.htm
-
Кольцова О. Ю. Враги объективности [Электронный ресурс] // Отечественные записки, 2003. № 4. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=13&article=603
-
Корконосенко С.Г., Кудрявцева М.Е., Слуцкий П.А. Свобода личности в массовой коммуникации / Под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2010. - 308 с. URL: http://window.edu.ru/resource/105/77105
-
Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: Рип-Холдинг, 2004. URL: http://journ-port.ru/publ/25-1-0-586
-
Проблемы медиапсихологии. Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития», Москва, МГУ, 2001 / сост. – канд. психол. наук. Пронина Е.Е. – М.: Рип-Холдинг, 2002. URL: http://evartist.narod.ru/text7/38.htm
-
Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. – М.: Издательство МГУ, 2003. URL: http://journ-port.ru/publ/25-1-0-323
-
Резепов И. Ш. Психология рекламы и PR. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 224 с. URL: http://journ-port.ru/publ/25-1-0-391
-
Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас : [сборник] : учебное пособие / [П. Бурдье, Э. Гидденс, Хабермас] ; сост., пер., вступ. ст. А.В. Леденевой .— Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1995 .— 120 с.
-
Соколов А. В.. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / А. В. Соколов .— СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2002 .— 460 с. URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/071.htm
Программа рассмотрена на заседании кафедры массовых коммуникации.
Протокол № 6 от 27 августа 2014 г.
Зав.каф.МК, канд.филос.наук, доцент Беленко В.Е.
Поделитесь с Вашими друзьями: |