ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 4 учебных часа.
В настоящее время в системе образования продолжает быть актуальным проведение с учащимися общеобразовательных учреждений исследовательской деятельности. В связи с этим становится чрезвычайно необходимым обучение детей основам исследовательской деятельности и объясняется актуальность создания курса «Основы научно-исследовательской работы» (предметы естественнонаучного направления).
Курс включает как теоретические, так и практические занятия. В программе курса сочетаются интегрированное обучение и индивидуальные консультации. Индивидуальные консультации с научными руководителями могут проводиться постоянно в процессе научно-исследовательской работы отдельных учащихся или чаще всего сопровождать наиболее ответственный этап подготовки работы: проведение эксперимента, осмысление его результатов и создание текста.
Содержание программы ориентированно на
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;
– развитие мотивации школьников к биологическому, географическому познанию мира.
Цель курса - подготовить одарённых школьников к исследовательской деятельности в области естественнонаучных дисциплин.
Задачи курса:
– Обеспечивать расширение и углубление знаний, повышение эрудиции детей в интересующих их областях науки.
– Формировать исследовательские умения и навыки.
– Формировать библиотечно-поисковые навыки.
– Обеспечивать приобретение детьми специальных знаний по вопросам организации научно-исследовательской деятельности детей с целью усовершенствования процесса обучения.
– Создавать условия для предъявления результатов научно-исследовательской деятельности через проведение научно-практических конференций.
– Помогать активному включению детей в процесс самообразования и саморазвития.
– Содействовать совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы детей.
– Сформировать способности применять полученные знания по географии, биологии, экологии в повседневной жизни.
Содержание программы достаточно универсально, не сковывает инициативы школьников, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию детей.
Исследовательская работа является действенным средством подготовки учащихся к сдаче выпускных и вступительных экзаменов, к получению профессионального образования и научной деятельности.
В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работ осуществляемых в научно-исследовательской деятельности имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования:
– техническая оснащенность библиотеки, доступ работы в компьютерном классе, лаборатории;
– ознакомление ребят с современными методами исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий.
– возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов.
На занятиях применяются такие формы и методы работы: лекция, беседа, индивидуально-групповая работа, работа в лабораториях, наблюдение, тестирование, демонстрация образцов, объектов, экскурсии. Желательно использование таблиц, рисунков, фотографий местности, различных видов фауны, флоры, кино – и видеофильмов.
По окончании курса учащийся должен:
Знать/понимать
-
понятийно-категориальный аппарат для ведения научной работы;
-
основные структурные и содержательные моменты курса, связанные с умением верного проведения исследовательской части.
Уметь:
-
работать с учебной, научно-популярной и научной литературой, разнообразными источниками географической, эколого-биологической информациями;
-
определять объект и предмет, применять современные методы исследования;
-
определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать, делать выводы;
-
проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
-
оформлять проект для участия в научно-практической конференции;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Основными формами подведения итогов реализации программы является участие обучающихся в интеллектуальных соревнованиях, научно-практических конференциях.
Тематическое планирование курса
№
|
Тема. Основное содержание
|
Кол-во часов
|
Примечание
|
теория
|
практика
| -
|
Введение в исследовательскую деятельность. Наука: понятие и феномен. Понятийно-категориальный аппарат.
|
8
|
|
| -
|
Исследователь как субъект научно-исследовательской работы.
|
8
|
|
Психологические особенности личности. Мотивация. Проблема соотношения личностного опыта и логика научного познания. Академическая этика.
| -
|
Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы. Цели и задачи научно-исследовательской работы. Теоретические основы научного исследования.
|
8
|
8
|
Определение целей и задач биологических, географических, геологических, краеведческих, химических исследований. Общая характеристика методов исследования. Структурные и системные, аналитические методы исследования. Сравнительно-исторический метод. Методы биологических, географических, химических исследований. Математические методы в географии. Моделирование и картографические методы. Методы социальных исследований. Экспедиционные исследования. Эмпирические и теоретические уровни научного познания. Технология подготовки исследовательских работ.
| -
|
Работа с научной литературой
|
4
|
8
|
Подбор и изучение литературы. Источники информации, методы работы с ними. Формализованные методы обработки информации. Жанры научной литературы. Виды конспектов. Приёмы быстрого чтения.
| -
|
Самостоятельная исследовательская деятельность.
|
4
|
20
|
Выявление проблем и выдвижение гипотез. Объект и предмет исследования в науках о флоре и фауне. Разработка рабочего плана исследования.
Основы микробиологии, протистологии, ботаники, микологии, зоологии. Экология надорганизменных систем.
Планирование и проведение химического эксперимента. Обработка результатов.
| -
|
Текст как продукт научно-исследовательской деятельности. Работа с текстом: «свёртывание» и «развёртывание» текста, составление аннотации, тезисов. Написание и оформление аннотации. Оформление списка использованной литературы. Отбор иллюстративного материала для представления работы. Требования к оформлению и представлению работ на конференции. Публикация текста научного исследования.
|
8
|
8
|
Общая характеристика текста. Композиционно-структурная организация и смысловое преобразование научного текста. Стилистика научного текста. Содержание и оформление основных элементов текста.
| -
|
Специфика работы по предметам естественнонаучного направления.
|
8
|
|
Наиболее распространённые ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ по биологии, географии, экологии, химии.
| -
|
Рецензия на исследовательскую работу школьников. Характеристика жанра. Структура рецензии. Алгоритм создания итоговой рецензии. Алгоритм создания обучающей рецензии. Редакторский анализ. Обучение умению противостоять ошибкам в аргументации оппонента, умению критически оценивать точки зрения разных исследователей, аргументировать своё мнение. Речевое поведение.
|
4
|
12
|
Написание рецензий.
| -
|
Защита проектов.
|
|
12
|
| -
|
Положение о конкурсе научных проектов школьников - в рамках краевой научно-практической конференции «ЭВРИКА» Малой академии наук учащихся Кубани. Основные положения. Общие требования по содержанию и структуре научно-исследовательского проекта участника конкурса научных проектов школьников - в рамках краевой научно-практической конференции «ЭВРИКА» Малой академии наук учащихся Кубани. Всероссийские конкурсы, конференции, форумы. Участие МАН во Всероссийских конкурсах, конференциях, форумах.
|
4
|
|
|
Список рекомендуемой литературы
-
Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. – 2002, №2. – С. 85-103.
-
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001 – С. 64-68.
-
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2002, №1. – С. 24-33.
-
Воков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
-
Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография – М., 2001.
-
Заикина Е.А. Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности / Дополнительное образование, 2004, №3. С. 42-45.
-
Иорданский Н.Н. Эволюция жизни.– М., 2001.
-
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006.
-
Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006, № 4. – С. 24-36.
-
Леонтович А.В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты // Школьные технологии. – 2006, № 6.–
С. 89-98.
-
Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 38-48.
-
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. – 1999, № 10. – С. 158-161.
-
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. – 2003, № 4. – С. 18-24.
-
Обухов А.С. Исследовательская позиция личности // Исследовательская работа школьников. – 2006, № 1. – С. 61-75.
-
Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. – 2006, № 1. – С. 100-107.
-
Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
-
Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Школ.технол.–2006, №3. - С.85-91.
-
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект, творчество // Исследовательская работа школьников. – 2002, № 2. – С. 29-42.
-
Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок. – 2005, № 2. – С.84-106.
-
Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников. – 2005, №4. – С.29-39.
-
Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М., 2006.
-
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.
-
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: АРКТИ, 2005.
-
Твоя курсовая работа: напиши и защити. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005.
-
Ушаков А.А. Основы исследовательской деятельности: учебная программа.– Майкоп, 2008.
-
Федянин А.Б. Особенности организации научно-исследовательской работы школьников. abf@nm.ru
-
Ресурсы Интернет www.researcher.ru.
Поделитесь с Вашими друзьями: |