Программа курса «Юридическая психология». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. 19 с. Подготовлена на юридическом факультете



Скачать 303,93 Kb.
Дата14.02.2016
Размер303,93 Kb.
#5376
ТипПрограмма

программа курса


юридическая психология


Для студентов юридического факультета

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2004
УТВЕРЖДЕНО

кафедрой уголовно-правовых дисциплин

С о с т а в и т е л ь – канд. психол. наук, доц. И.И. Аминов

Программа курса «Юридическая психология». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 19 с.

Подготовлена на юридическом факультете.


Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта и
рекомендациям Совета по правоведению УМО университетов РФ

© Аминов И.И., 2004



цели и задачи курса
За последние годы в нашей стране юридическая психология как наука получила значительное развитие, поскольку ощущалась необходимость научной разработки психологических аспектов правового регулирования, создания профессиограммы юридических профессий, а также совершенствования работы органов и должностных лиц, ведущих борьбу с преступностью, выяснения условий и причин преступности. Все это требует от современного юриста знания психологии.

Учебная программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учетом многолетнего опыта преподавания данной дисциплины студентам очной и заочной форм обучения, современных достижений гуманитарных наук, потребностей психологического обеспечения деятельности работников правоохранительной системы.



Целью изучения курса является подготовка квалифицированных специалистов, владеющих навыками решения психологических проблем в своей профессиональной деятельности; вооружение учащихся научно-обоснованными психологическими рекомендациями и методиками, необходимыми для осуществления эффективной служебной деятельности.

Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:



  • раскрытие теоретических понятий и положений лекционного курса;

  • изучение психологических основ раскрытия и расследования преступлений, судебного процесса;

  • формирование у студентов положительной мотивации по овладению системой психологических знаний, умений и навыков, реализуемых при решении задач по охране правопорядка, борьбе с преступностью, оказанию социальных услуг;

  • ознакомление студентов со спецификой основных психических закономерностей, действующих в условиях правового регулирования;

  • овладение основными методиками изучения личности субъектов юридической деятельности;

  • развитие профессионально значимых качеств: профессиональной наблюдательности, внимания, памяти, психологической устойчивости к экстремальным ситуациям юридической деятельности и т. д.;

  • выработка и совершенствование навыков юридического общения.

Необходимым условием успешного освоения учебного материала являются организация самостоятельной работы и действенный контроль полного и качественного выполнения заданий.

Готовясь к семинарскому занятию, студенты должны изучить рекомендованную литературу, уяснить содержание контрольных вопросов по соответствующей теме и быть готовыми ответить на каждый из них. По курсу предусмотрено выполнение контрольной работы или тестирования.

Особенностью дисциплины является ее прикладная направленность. Подготовка обучаемых предусматривает проведение их психологической диагностики, а также психологического тренинга.

Изучение курса завершается зачетом.



Программа
Раздел I. Введение в юридическую психологию
Тема 1. Общее понятие о предмете психологии

Понятие и структура психики. Проблема освоения и практического использования психологических знаний в правоприменительной деятельности. Психология как наука о законах порождения и функционирования психического в деятельности человека. Основные функции психики. Система отраслей психологической науки.


Тема 2. Предмет, задачи и методы юридической психологии

Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук. Взаимосвязь основных понятий общей и юридической психологии. Связь юридической психологии с другими отраслями научных знаний (криминалистикой, криминологией, судебной психиатрией и др.). Специальная методология юридической психологии. Краткий исторический очерк возникновения и развития западной и отечественной судебной психологии. Регламентирующая функция психики применительно к некоторым нормам права (вменяемость, дееспособности; процессуальная дееспособность обвиняемых, истцов и ответчиков, свидетелей и потерпевших). Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики. Роль психологического исследования при изучении психологических особенностей участников процесса.



Раздел II. Личность в сфере
правоохранительной деятельности


Тема 3. Основы психологии личности

Понятие «личность» в психологии. Определение личности через понятие «сознание». Характеристика основных компонентов структуры личности. Общая характеристика направленности личности. Понимание темперамента как психического свойства личности. Характер как психическое свойство личности. Основные виды способностей человека и связь между ними. Роль эмоций и чувств в профессиональной деятельности юриста. Воля как психический процесс, ее роль в профессиональной деятельности юриста.


Тема 4. Профессиограммы и психограммы
юридических специальностей

Анализ профессиограммы юридических специальностей. Особенности социальной, воспитательной, коммуникативной, познавательной, организаторской, удостоверительной, реконструктивной деятельности. Характеристика личности юриста (следователя, судьи, адвоката, государственного обвинителя и т. д.). Профессиональная направленность личности юриста. Морально-психо­логиче­ские особенности личности юриста. Коммуникативные и познавательные качества юриста. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие. Профессионально-психологическая подготовленность юриста. Тренинг коммуникативных и познавательных способностей юриста.



Раздел III. Основные отрасли юридической психологии



Тема 5. Криминальная психология

Основы изучения и оценки психологии личности преступника. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении. Психология криминального насилия. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности. Психология криминальной среды и преступных групп. Разновидности криминальных групп, их отличительные особенности. Определение банды. Признаки, свидетельствующие об устойчивости организованной преступной группы. Преступное сообщество (преступная организация), его характерные признаки. Основные направления (методы) психологического характера в борьбе с организованной преступностью.


Тема 6. Психология расследования преступлений

Общая психологическая характеристика деятельности следователя. Психология осмотра места происшествия. Психология обыска. Психологи­ческие аспекты выемки.

Психология допроса. Психология формирования показаний. Психологи­ческие аспекты подготовки следователя к допросу. Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым на различных стадиях допроса. Психология допроса потерпевшего. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Психология допроса свидетеля. Психология допроса несовершеннолетних. Психология очной ставки. Психологические особенности опознания. Психоло­гия проверки показаний на месте. Психология проведения следственного эксперимента.

Тема 7. Психологичяеские особенности судопроизводства
(при рассмотрении уголовных дел)

Цели и задачи судебной деятельности. Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства. Судебная речь. Психология деятельности прокурора в суде. Речь прокурора. Психология деятельности адвоката. Речь адвоката. Психология деятельности адвоката как представителя потерпевшего. Последнее слово подсудимого. Психология постановления приговора. Психо­логические аспекты оценки преступного поведения и назначения уголовно-правового наказания.




Тема 8. Судебно-психологическая экспертиза
в уголовном и гражданском процессе

Предмет судебно-психологической экспертизы. Основания и поводы назначения судебно-психологической экспертизы. Подготовка судебно-психо­логической экспертизы.

Наиболее распространенные методы, используемые экспертом-психоло­гом при проведении экспертизы. Компетенция судебно-психологической экспертизы и научная компетенция эксперта. Вопросы, входящие в компетен­цию эксперта-психолога по уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья граждан. Вопросы, которые исследует эксперт-психолог при рас­смотрении гражданско-правовых споров в суде. Требования к постановлению следователя, определению суда, ходатайству адвоката о назначении судебно-психологической экспертизы по делу. Цели использования заключения судеб­но-психологической экспертизы.

Тема 9. Исправительная психология

Предмет и задачи исправительной (пенитенциарной) психологии. Психо­логические аспекты проблемы наказания и исправления преступников. Органи­зация жизнедеятельности заключенных и осужденных. Правоограничение осужденного. Теории перевоспитания осужденного. Положение женщин в учреждениях, исполняющих наказание (УИН). Стратегические задачи УИН. Психолого-педагогические аспекты деятельности УИН. Изучение личности осужденного. Классификация личности осужденных. Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации. Социальная реадаптация освобожден­ного.



Темы контрольных работ
1. Психология осмотра места происшествия.

2. Психология обыска.

3. Психологические аспекты выемки.

4. Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым на различ­ных стадиях допроса.

5. Психология допроса потерпевшего.

6. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.

7. Психология допроса свидетеля.

8. Психология допроса несовершеннолетних.

9. Психология очной ставки.

10. Предъявление для опознания.

11. Психология проверки показаний на месте.

12. Психология следственного эксперимента.

13. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

14. Предмет, компетенция, методы и организация судебно-психологиче­ской экспертизы.

15. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

16. Психология личности и деятельности судьи.

17. Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства.

18. Психология судебной речи.

19. Психология деятельности прокурора в суде.

20. Психология деятельности адвоката.

21. Последнее слово подсудимого (психологические аспекты).

22. Психология постановления приговора.

23. Психологические аспекты оценки преступного поведения и назначе­ния уголовно-правового наказания.

24. Психологические основы ресоциализации осужденных.

25. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления пре­ступников.

26. Организация жизнедеятельности предварительно заключенных и осуж­денных.

27. Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужден­но­го в целях ресоциализации.

28. Социальная реадаптация освобожденного.

29. Личность и структура ее психических свойств.

30. Понятие личности и ее свойств.

31. Структура психических свойств личности.

32. Развитие юридической психологии в западных странах.

33. Развитие отечественной юридической психологии.

34. Психологические особенности личности преступника (преступной группы).

35. Понятие личности и типологии преступников.

36. Психологические особенности несовершеннолетних преступников.

37. Психология преступной группы.

38. Проблема психологических причин преступного поведения.

39. Единство социально-биологических факторов преступного поведения.

40. Психология преступного деяния.



Зачетный экспресс-опросник
Для того чтобы экспресс-опросник смог наилучшим образом отразить Ваши знания, рекомендуем заполнять его следующим образом:

  1. работайте последовательно от первого до последнего вопроса;

  2. внимательно читайте каждый вопрос и варианты ответа на него;

  3. поставьте знак + напротив тех ответов, которые Вы считаете правильными.

1. Психология – это наука о:



  1. связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей;

  2. закономерностях обучения и воспитания людей;

  3. физиологических особенностях личности;

  4. закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

2. В каком ответе допущена ошибка? К отраслям психологического знания относят­ся:



  1. медицинская;

  2. дисциплинарная;

  3. юридическая;

  4. инженерная психология.

3. Назовите метод изучения психологии личности подозреваемого.



  1. убеждение;

  2. следственный эксперимент;

  3. самовоспитание;

  4. спектральный анализ.

4. К психическим явлениям относятся:



    1. психические свойства;

    2. психические процессы;

    3. психические состояния;

    4. все ответы верны.

5. Назовите вид ощущений юриста.



  1. двигательные;

  2. осязательные;

  3. вербальные;

  4. невербальные.

6. В каком ответе допущена ошибка? Свойством внимания следователя являет­ся:



  1. глубина;

  2. распределение;

  3. объем;

  4. устойчивость.

7. Какая операция в деятельности следователя является мыслительной?



  1. систематизация;

  2. организация;

  3. контроль;

  4. целеполагание.

8. Назовите тип темперамента человека.



  1. кинестезический;

  2. невротический;

  3. астенический;

  4. холерический.

9. К психическому состоянию следователя относится:



  1. боязнь;

  2. горе;

  3. счастье;

  4. настроение.

10. Общение в деятельности юриста – это:



  1. выработка оценочных суждений о свойствах личности собеседника;

  2. изучение профессионально-личностных качеств собеседника;

  3. побуждение собеседника к самостоятельной работе;

  4. обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

11. Какой из элементов относится к структуре личности подозреваемого?



  1. обучение;

  2. развитие;

  3. воспитание;

  4. направленность.

12. Подберите синоним к термину восприятие.



  1. перцепция;

  2. деперсонализация;

  3. синхронизация;

  4. адаптация.

13. Что такое мимика?



  1. выразительное движение рук;

  2. особенности телосложения человека;

  3. совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением;

  4. учение о языке тела, исследующее поведенческие особенности невер­бальной коммуникации.

14. Как Вы понимаете термин мнемоника? Это:



  1. вид суждения или умозаключения, достоверность которого его носи­тель не считает проверенной;

  2. совокупность приемов, облегчающих запоминание, с использованием в основном ассоциаций;

  3. повышенная склонность к тревожным опасениям по различным пово­дам;

  4. модель, отражающая структуру наиболее существенных способностей личности к конкретной профессии.

15. Дайте определение понятию мотивация.



  1. совокупность стойких мотивов, определяемая направленностью лич­ности, ее ценностной ориентацией и определяющая ее деятельность;

  2. важнейший объект формирования личности в процессе воспитания;

  3. модель, отражающая структуру наиболее существенных способностей личности к конкретной профессии;

  4. психический процесс опосредованного и обобщающего отражения объективной действительности, обусловленный и связанный с речью.

16. Что в юридической психологии обозначает термин направленность личности?



    1. целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний;

    2. соответствие отдельных психических актов или их совокупности внешним обстоятельствам;

    3. сознательное стремление завершить действие в соответствии с наме­ченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата;

    4. совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность лич­ности и относительно независимых от наличных ситуаций.

17. Что в действующем законодательстве обозначает термин невменяемость?



  1. особое психическое состояние лица во время совершения им общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом;

  2. состояние, в котором лицо не может отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими;

  3. следствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния;

  4. все ответы верны.

18. Какая из характеристик раскрывает понятие невротизм?



  1. эмоциональная неустойчивость;

  2. тревога, низкое самоуважение;

  3. вегетативные расстройства;

  4. все ответы верны.

19. Какая поведенческая особенность обозначается термином негативизм?



    1. немотивированный отказ;

    2. сопротивление и бессмысленное противодействие всякому воздейст­вию извне;

    3. отрицательное отношение;

    4. вес ответы верны.

20. Отклоняющее поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе конкретным нормам. Назовите вид отклоняющего поведения.



  1. преступность;

  2. уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение;

  3. стяжательство, распущенность, пьянство;

  4. все ответы верны.

21. Как Вы понимаете термин пантамимика?



    1. выразительное движение рук;

    2. особенности телосложения человека;

    3. совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением;

    4. выразительные движения тела, поза, жесты, отображающие чувства, отношение человека к кому- или чему-либо.

22. Подберите синоним к термину превентивный.



      1. предупредительный;

      2. предохранительный;

      3. профилактический;

      4. все ответы верны.

23. Рефлексия – это:



        1. обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния;

        2. социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

        3. способность человека самостоятельно принимать ответственные реше­ния и неуклонно реализовывать их в своей деятельности;

        4. стремление человека к возможно более полному выявлению и разви­тию своих личностных возможностей.

24. Социализация – это:



          1. вид психологического климата, вызванного межличностными отноше­ниями или влияющего на них;

          2. графическое выражение математической обработки результатов, полу­чаемых с помощью социометрического теста при исследовании меж­личностных отношений в малых группах;

          3. социально-психологический метод, позволяющий более или менее точно формализовать структуру межличностных отношений в группе;

          4. процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности.

25. Какое из определений наиболее точно? Судебная психология изучает:



            1. условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей;

            2. психологию десоциализации личности, психологические механизмы преступного поведения, психологию личности пре­ступ­ни­ка и преступ­ных групп;

            3. психологические аспекты имущественных, экономических и личных отношений, регулируемых гражданским правом;

            4. психологические основы раскрытия и расследования преступлений, психологические аспекты судебного процесса, психологические осно­вы ресоциализации осужденных;

            5. индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятель­ности.

26. В каком суждении допущена ошибка?



              1. холерик – сильный, подвижный, неуравновешенный;

              2. сангвиник – сильный, подвижный, неуравновешенный;

              3. флегматик – сильный, инертный, уравновешенный;

              4. меланхолик слабый, малоподвижный, неуравновешенный.

27. Какая из перечисленных личностных особенностей юриста не связана с умением управлять вниманием?



  1. настойчивость;

  2. самообладание;

  3. дисциплинированность;

  4. деформация личности.



28. Какое из определений наиболее точно характеризует состояние аффекта?


  1. сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных об­стоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов;

  2. эмоциональное состояние человека, возникающее в ответ на разнооб­разные экстремальные воздействия;

  3. сравнительно устойчивое психическое состояние умеренной или сла­бой интенсивности, связанное с удовлетворением или неудовлетворе­нием потребностей;

  4. стойкое чувство, связанное с определенным видом деятельности или объектом.



29. Какое из утверждений ошибочно?


  1. в состоянии патологического аффекта человек признается вменяемым;

  2. физиологический аффект (гнев, страх) хотя и обладает большой силой воздействия на психику, но не лишает человека возможности сознавать и контролировать свое поведение;

  3. аффект развивается в критических условиях, когда человек не спосо­бен найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возник­ших ситуаций;

  4. при физиологическои аффекте не исключается уголовная ответствен­ность, но при определенных условиях она может быть смягчена.



30. Какие психологические категории не относятся к волевому действию?


  1. мотивы;

  2. потребности;

  3. ощущения;

  4. желания.



31. Какие особенности юриста в наибольшей степени характеризуют его как волевого человека?


  1. знание жизни, интуиция, профессиональные навыки;

  2. обязательность, терпение, смелость, принципиальность;

  3. высокая культура, интеллигентность, образованность;

  4. высокое правосознание, профессиональное мастерство.



32. Характер – это:


  1. совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации;4

  2. совокупность существенных, устойчивых черт личности, которые проявляются в отношении человека к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки;

  3. формально-динамическая составляющая поведения человека, проявля­ющаяся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и в эмоциональном отношении к его процессу и результату;

  4. способность человека самостоятельно регулировать свою деятельность и различные психические процессы.

33. Назовите основные структурные компоненты психики:



  1. процессы, состояния, свойства, образования;

  2. стресс, аффект, фрустрация;

  3. интересы, убеждения, наклонности;

  4. игра, учение, труд;

  5. знания, навыки, умения.

34. Какое из перечисленных ниже понятий не относится к сфере бессознательного?



  1. сон;

  2. сосредоточенность;

  3. невменяемость;

  4. гипноз.

35. Какое из перечисленных ниже понятий не входит в структуру личности?



  1. возрастные особенности;

  2. характер;

  3. направленность;

  4. морфологические (физические) особенности.

36. Какое из приведенных ниже понятий не относится к подструктуре на­прав­ленности личности?



  1. убеждение;

  2. внимание;

  3. интерес;

  4. влечение.

37. Какой анализатор у свидетеля является наиболее чувствительным?



  1. зрительный;

  2. слуховой;

  3. тактильный;

  4. обонятельный.

38. Какой из анализаторов является у свидетеля наименее чувствительным?



  1. зрительный;

  2. вкусовой;

  3. обонятельный;

  4. слуховой.

39. Внимание – это:



  1. процесс, характеризующийся направленностью сознания на опреде­ленный объект с одновременным отвлечением от посторонних раздра­жителей;

  2. образ предмета, возникающий на основе его представления или про­дуктивного воображения;

  3. психическое отражение в форме непосредственного пристрастного пе­реживания жизненного смысла явлений и ситуаций;

  4. форма переживания человеком своего отношения к предметам и явле­ниям действительности.

40. Какая из перечисленных личностных особенностей юриста не связана с умением управлять вниманием?



  1. настойчивость;

  2. самообладание;

  3. дисциплинированность;

  4. деформация личности.

41. Какая разновидность памяти следователя характеризуется через участие анализатора?



  1. зрительная;

  2. непроизвольная;

  3. долговременная;

  4. оперативная.

42. Что в наибольшей степени заставляет юриста активизировать механизмы воображения?



  1. стремление убедиться в своих прогностических способностях;

  2. дефицит времени;

  3. недостаток информации, неопределенность ситуации;

  4. желание быстрее решить профессиональную задачу.

43. В каком из ответов допущена ошибка? В юридической психологии применяются все методы психологии, особенно широкое использование полу­ча­ют методы:



  1. включенного наблюдения;

  2. метод беседы;

  3. тестирование и анкетирование;

  4. библиографический метод.

45. Эмпирической базой исследования в юридической психологии является:



  1. практика законотворческой, правоприменительной и правоохранитель­ной деятельности;

  2. гражданские и уголовные дела, практика работы ИТУ;

  3. материалы арбитражных судов, нотариата и юридических консульта­ций (коллегий адвокатов);

  4. все ответы верны.

46. Принципом юридической психологии является:



  1. научно-психологическая обоснованность разрабатываемых рекоменда­ций;

  2. системный, концептуально целостный охват правозначимых явлений;

  3. учет актуальных запросов правовой теории и практики правового ре­гу­лирования;

  4. все ответы верны.

47. Исключите ложный ответ. После судебных реформ 60-х гг. XIX столетия стало модернизироваться правовое мировоззрение общества. В новом суде на всю страну зазвучали блестящие, преисполненные высокого гуманизма речи выдающихся судебных ораторов:



  1. Плевако;

  2. Урусова;

  3. Спасовича;

  4. Кошко.

48. Какое из нижеперечисленных понятий тождественно термину девиантное по­ведение?



  1. законопослушное поведение;

  2. социально адаптированное поведение;

  3. противоправное поведение;

  4. отклоняющее поведение.

49. При урегулировании межличностных отношений особенно существенна рефлексивность судьи – способность адекватно:



  1. информировать присутствующих обо всех нюансах дела, о возможном поведении заинтересованных в исходе дела лиц, о резервном объеме до­казательств;

  2. моделировать различные жизненные ситуации, видеть себя в поло­же­нии других лиц, осуществлять социально-ролевую идентификацию, избегать поспешных суждений по внешним признакам различных обстоятельств;

  3. воспринимать доказательственную и иную информацию в устной фор­ме, в условиях непосредственности и непрерывности;

  4. повышать социальную ответственность поведения всех участников про­цес­са, предъявлять повышенные требования к культуре судо­про­из­водства.

50. Принцип состязательности в процессе судебного разбирательства означает:



  1. предоставление сторонам возможности наиболее полно обосновать свои требования, предоставить все необходимые доказательства и предотвращение возможности злоупотребления какой-либо стороной свои­ми правами;

  2. динамику самоопределения сторон, отношение сторон к предмету спора, изменение позиций в доказывании, в обосновании требований и возражений;

  3. взаимодействие не только отдельных личностей, но и малых социальных групп, при этом существенное значение приобретают процессы внутригрупповой и межгрупповой динамики, внутри­груп­по­вой сплоченности и межгруппового антагонизма;

  4. пресечение отклонения от существа дела, оскорблений в адрес другой стороны, вторжения в интимные стороны ее жизни.

51. Найдите ошибку в ответе. Непосредственность контакта между судом и участниками процесса связана с паравербальными средствами воздействия, здесь существенную роль играют:



  1. мимика, пантомимика;

  2. жестикуляция;

  3. семантика слов;

  4. интонационные особенности речи.

52. Адвокат, в идеале, бескорыстный защитник справедливости. Судьи и прокуроры опираются на власть. Адвокат – только:



  1. сам на себя, свою совесть и свой талант;

  2. на закон;

  3. на доскональное знание всех его тонкостей;

  4. все ответы верны.

53. Литинское advocatio означает:



  1. защищать;

  2. призывать на помощь;

  3. объективизировать;

  4. все ответы верны.

54. Найдите ошибочный ответ. Защитительной деятельности присущи следующие психологические компоненты:



  1. познавательный – постижение главным образом оправдывающих или смягчающих вину обвиняемого обстоятельств;

  2. коммуникативный – построение правильных взаимоотношений с под­защитным, прокурором, судом и другими участниками уголовного процесса, установление психологического контакта с подзащитным, оказание ему психологической помощи в снятии нервно-психического напряжения (стресса, фрустрации);

  3. конструктивный – четкая ориентировка в деле, внесение при не­об­хо­димости изменений в планы и наметки в связи с теми или иными осложнениями или изменениями в судебном процессе;

  4. этический – правильная уголовно-правовая оценка деяния, все­сто­рон­нее изучение личности, ее реакции на судебную процедуру и опре­де­лен­ное судом наказание, укрепление чувства законности.

55. Найдите ошибочное утверждение. Исходя из конкретных обстоятельств дела, а также используя возможные процессуальные и нормативные просчеты прокурора, защитник может:



  1. оспаривать обвинение в целом, доказывая невиновность подсудимого за отсутствием в действиях состава преступления, за отсутствием самого события преступления или за непричастностью к нему подсудимого;

  2. оспаривать обвинение в отношении отдельных его частей; оспаривать правильность квалификации, доказывая необходимость изменения предъявленного обвинения на статью УК, влекущую более легкое наказание;

  3. обосновывать большую степень вины и ответственности подсудимого, ссылаясь на отягчающие его вину обстоятельства;

  4. доказывать невменяемость подсудимого, исключающую наступление уголовной ответственности.

56. Что в переводе с латинского означает ponitentiarius (пенитенциарный)?



  1. покаянный;

  2. перевоспитанный;

  3. осужденный;

  4. наказанный.

57. Свою процессуальную позицию адвокат реализует:



  1. в защитительной речи;

  2. при общении со следователем на предварительном расследовании;

  3. при изучении психологии обвиняемого;

  4. при ознакомлении с материалами дела.

58. Где допущена ошибка? В целях осуществления эффективного воздействия на подсудимого суд может использовать:



  1. отрицательные черты личности подсудимого; отдельные факты из жизни подсудимого, не имевшие для него важное значение; надежду подсудимого на безнаказанность;

  2. опровержение ошибочных представлений подсудимого о причинах, приведших его к уголовной ответственности;

  3. привлечение к рассмотрению дела лиц, являющихся авторитетами для подсудимого и способных оказать на него положительное влияние (родственников, знакомых, руководителей предприятий и т. д.);

  4. общественное мнение.

59. Допрос в суде имеет свои психологические особенности, которые должны учитываться судом, обвинителем, защитником. Важно оказывать свидетелям, потерпевшим мнемическую помощь, для того чтобы:



  1. задать им уточняющие, детализирующие и контрольные вопросы, поз­воляющие получить фактические данные для проверки показаний;

  2. побудить вспомнить забытые ими факты, обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела;

  3. подвергнуть их очной ставке;

  4. выяснить причину изменения показаний и определить, чем кон­крет­но это изменение мотивировано.

60. Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с:



  1. наказанием осужденного государственными органами;

  2. реализацией предписаний вступившего в законную силу приговора;

  3. получением информации о жизнедеятельности условно осужденного;

  4. их ценностной переориентацией, с выработкой у них прочных стереотипов социально положительного поведения.


литература
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов. – М., 2001.

Аминов И.И., Анфиногенов А.И. и др. Прикладная юридическая психоло­гия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М., 2001.

Аминов И.И., Афанасьева О.В. и др. Социальная психология: Учеб. для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М., 2001.

Васильев В.Л. Юридическая психология. – М., 2001.

Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М., 1990.

Дубинин Н.П., Карпец И.М., Кудрявцев Н.Н. Генетика, поведение, ответственность. – М., 1989.

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учеб. для ву­зов. – М., 1996.

Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей: Учеб. для вузов. – М., 2000.

Глазырин Ф.В., Шиханцов Г.Г. Практикум по судебной психологии (пси­хо­ло­гия предварительного расследования). – Мн., 1977.

Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолет­них: Информационно-методическое письмо. – М., 1971.

Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. – М., 1988.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.

Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: Метод. пособие. – М., 1983.

Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. – М., 2003.



Содержание
Цели и задачи курса 3

Программа 3

Тематика контрольных работ 6

Зачетный экспресс-опросник 8



Литература 19
Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
meth -> Для студентов факультета журналистики Москва
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины актуальные проблемы муниципального права для студентов юридического факультета
meth -> Практикум по курсу Менеджмент Для студентов экономического факультета
meth -> Сборник методических материалов
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
meth -> Учебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебное пособие Для студентов экономического факультета Москва
meth -> Сборник методических материалов по курсу «Психология и педагогика»

Скачать 303,93 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница