программа курса
юридическая психология
Для студентов юридического факультета
Москва
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
2004
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой уголовно-правовых дисциплин
С о с т а в и т е л ь – канд. психол. наук, доц. И.И. Аминов
Программа курса «Юридическая психология». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 19 с.
Подготовлена на юридическом факультете.
Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта и
рекомендациям Совета по правоведению УМО университетов РФ
© Аминов И.И., 2004
цели и задачи курса
За последние годы в нашей стране юридическая психология как наука получила значительное развитие, поскольку ощущалась необходимость научной разработки психологических аспектов правового регулирования, создания профессиограммы юридических профессий, а также совершенствования работы органов и должностных лиц, ведущих борьбу с преступностью, выяснения условий и причин преступности. Все это требует от современного юриста знания психологии.
Учебная программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учетом многолетнего опыта преподавания данной дисциплины студентам очной и заочной форм обучения, современных достижений гуманитарных наук, потребностей психологического обеспечения деятельности работников правоохранительной системы.
Целью изучения курса является подготовка квалифицированных специалистов, владеющих навыками решения психологических проблем в своей профессиональной деятельности; вооружение учащихся научно-обоснованными психологическими рекомендациями и методиками, необходимыми для осуществления эффективной служебной деятельности.
Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:
-
раскрытие теоретических понятий и положений лекционного курса;
-
изучение психологических основ раскрытия и расследования преступлений, судебного процесса;
-
формирование у студентов положительной мотивации по овладению системой психологических знаний, умений и навыков, реализуемых при решении задач по охране правопорядка, борьбе с преступностью, оказанию социальных услуг;
-
ознакомление студентов со спецификой основных психических закономерностей, действующих в условиях правового регулирования;
-
овладение основными методиками изучения личности субъектов юридической деятельности;
-
развитие профессионально значимых качеств: профессиональной наблюдательности, внимания, памяти, психологической устойчивости к экстремальным ситуациям юридической деятельности и т. д.;
-
выработка и совершенствование навыков юридического общения.
Необходимым условием успешного освоения учебного материала являются организация самостоятельной работы и действенный контроль полного и качественного выполнения заданий.
Готовясь к семинарскому занятию, студенты должны изучить рекомендованную литературу, уяснить содержание контрольных вопросов по соответствующей теме и быть готовыми ответить на каждый из них. По курсу предусмотрено выполнение контрольной работы или тестирования.
Особенностью дисциплины является ее прикладная направленность. Подготовка обучаемых предусматривает проведение их психологической диагностики, а также психологического тренинга.
Изучение курса завершается зачетом.
Программа
Раздел I. Введение в юридическую психологию
Тема 1. Общее понятие о предмете психологии
Понятие и структура психики. Проблема освоения и практического использования психологических знаний в правоприменительной деятельности. Психология как наука о законах порождения и функционирования психического в деятельности человека. Основные функции психики. Система отраслей психологической науки.
Тема 2. Предмет, задачи и методы юридической психологии
Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук. Взаимосвязь основных понятий общей и юридической психологии. Связь юридической психологии с другими отраслями научных знаний (криминалистикой, криминологией, судебной психиатрией и др.). Специальная методология юридической психологии. Краткий исторический очерк возникновения и развития западной и отечественной судебной психологии. Регламентирующая функция психики применительно к некоторым нормам права (вменяемость, дееспособности; процессуальная дееспособность обвиняемых, истцов и ответчиков, свидетелей и потерпевших). Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики. Роль психологического исследования при изучении психологических особенностей участников процесса.
Раздел II. Личность в сфере
правоохранительной деятельности
Тема 3. Основы психологии личности
Понятие «личность» в психологии. Определение личности через понятие «сознание». Характеристика основных компонентов структуры личности. Общая характеристика направленности личности. Понимание темперамента как психического свойства личности. Характер как психическое свойство личности. Основные виды способностей человека и связь между ними. Роль эмоций и чувств в профессиональной деятельности юриста. Воля как психический процесс, ее роль в профессиональной деятельности юриста.
Тема 4. Профессиограммы и психограммы
юридических специальностей
Анализ профессиограммы юридических специальностей. Особенности социальной, воспитательной, коммуникативной, познавательной, организаторской, удостоверительной, реконструктивной деятельности. Характеристика личности юриста (следователя, судьи, адвоката, государственного обвинителя и т. д.). Профессиональная направленность личности юриста. Морально-психологические особенности личности юриста. Коммуникативные и познавательные качества юриста. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие. Профессионально-психологическая подготовленность юриста. Тренинг коммуникативных и познавательных способностей юриста.
Раздел III. Основные отрасли юридической психологии
Тема 5. Криминальная психология
Основы изучения и оценки психологии личности преступника. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении. Психология криминального насилия. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности. Психология криминальной среды и преступных групп. Разновидности криминальных групп, их отличительные особенности. Определение банды. Признаки, свидетельствующие об устойчивости организованной преступной группы. Преступное сообщество (преступная организация), его характерные признаки. Основные направления (методы) психологического характера в борьбе с организованной преступностью.
Тема 6. Психология расследования преступлений
Общая психологическая характеристика деятельности следователя. Психология осмотра места происшествия. Психология обыска. Психологические аспекты выемки.
Психология допроса. Психология формирования показаний. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу. Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым на различных стадиях допроса. Психология допроса потерпевшего. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Психология допроса свидетеля. Психология допроса несовершеннолетних. Психология очной ставки. Психологические особенности опознания. Психология проверки показаний на месте. Психология проведения следственного эксперимента.
Тема 7. Психологичяеские особенности судопроизводства
(при рассмотрении уголовных дел)
Цели и задачи судебной деятельности. Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства. Судебная речь. Психология деятельности прокурора в суде. Речь прокурора. Психология деятельности адвоката. Речь адвоката. Психология деятельности адвоката как представителя потерпевшего. Последнее слово подсудимого. Психология постановления приговора. Психологические аспекты оценки преступного поведения и назначения уголовно-правового наказания.
Тема 8. Судебно-психологическая экспертиза
в уголовном и гражданском процессе
Предмет судебно-психологической экспертизы. Основания и поводы назначения судебно-психологической экспертизы. Подготовка судебно-психологической экспертизы.
Наиболее распространенные методы, используемые экспертом-психологом при проведении экспертизы. Компетенция судебно-психологической экспертизы и научная компетенция эксперта. Вопросы, входящие в компетенцию эксперта-психолога по уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья граждан. Вопросы, которые исследует эксперт-психолог при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде. Требования к постановлению следователя, определению суда, ходатайству адвоката о назначении судебно-психологической экспертизы по делу. Цели использования заключения судебно-психологической экспертизы.
Тема 9. Исправительная психология
Предмет и задачи исправительной (пенитенциарной) психологии. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников. Организация жизнедеятельности заключенных и осужденных. Правоограничение осужденного. Теории перевоспитания осужденного. Положение женщин в учреждениях, исполняющих наказание (УИН). Стратегические задачи УИН. Психолого-педагогические аспекты деятельности УИН. Изучение личности осужденного. Классификация личности осужденных. Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации. Социальная реадаптация освобожденного.
Темы контрольных работ
1. Психология осмотра места происшествия.
2. Психология обыска.
3. Психологические аспекты выемки.
4. Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым на различных стадиях допроса.
5. Психология допроса потерпевшего.
6. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.
7. Психология допроса свидетеля.
8. Психология допроса несовершеннолетних.
9. Психология очной ставки.
10. Предъявление для опознания.
11. Психология проверки показаний на месте.
12. Психология следственного эксперимента.
13. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
14. Предмет, компетенция, методы и организация судебно-психологической экспертизы.
15. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.
16. Психология личности и деятельности судьи.
17. Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства.
18. Психология судебной речи.
19. Психология деятельности прокурора в суде.
20. Психология деятельности адвоката.
21. Последнее слово подсудимого (психологические аспекты).
22. Психология постановления приговора.
23. Психологические аспекты оценки преступного поведения и назначения уголовно-правового наказания.
24. Психологические основы ресоциализации осужденных.
25. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников.
26. Организация жизнедеятельности предварительно заключенных и осужденных.
27. Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации.
28. Социальная реадаптация освобожденного.
29. Личность и структура ее психических свойств.
30. Понятие личности и ее свойств.
31. Структура психических свойств личности.
32. Развитие юридической психологии в западных странах.
33. Развитие отечественной юридической психологии.
34. Психологические особенности личности преступника (преступной группы).
35. Понятие личности и типологии преступников.
36. Психологические особенности несовершеннолетних преступников.
37. Психология преступной группы.
38. Проблема психологических причин преступного поведения.
39. Единство социально-биологических факторов преступного поведения.
40. Психология преступного деяния.
Зачетный экспресс-опросник
Для того чтобы экспресс-опросник смог наилучшим образом отразить Ваши знания, рекомендуем заполнять его следующим образом:
-
работайте последовательно от первого до последнего вопроса;
-
внимательно читайте каждый вопрос и варианты ответа на него;
-
поставьте знак + напротив тех ответов, которые Вы считаете правильными.
1. Психология – это наука о:
-
связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей;
-
закономерностях обучения и воспитания людей;
-
физиологических особенностях личности;
-
закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
2. В каком ответе допущена ошибка? К отраслям психологического знания относятся:
-
медицинская;
-
дисциплинарная;
-
юридическая;
-
инженерная психология.
3. Назовите метод изучения психологии личности подозреваемого.
-
убеждение;
-
следственный эксперимент;
-
самовоспитание;
-
спектральный анализ.
4. К психическим явлениям относятся:
-
психические свойства;
-
психические процессы;
-
психические состояния;
-
все ответы верны.
5. Назовите вид ощущений юриста.
-
двигательные;
-
осязательные;
-
вербальные;
-
невербальные.
6. В каком ответе допущена ошибка? Свойством внимания следователя является:
-
глубина;
-
распределение;
-
объем;
-
устойчивость.
7. Какая операция в деятельности следователя является мыслительной?
-
систематизация;
-
организация;
-
контроль;
-
целеполагание.
8. Назовите тип темперамента человека.
-
кинестезический;
-
невротический;
-
астенический;
-
холерический.
9. К психическому состоянию следователя относится:
-
боязнь;
-
горе;
-
счастье;
-
настроение.
10. Общение в деятельности юриста – это:
-
выработка оценочных суждений о свойствах личности собеседника;
-
изучение профессионально-личностных качеств собеседника;
-
побуждение собеседника к самостоятельной работе;
-
обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
11. Какой из элементов относится к структуре личности подозреваемого?
-
обучение;
-
развитие;
-
воспитание;
-
направленность.
12. Подберите синоним к термину восприятие.
-
перцепция;
-
деперсонализация;
-
синхронизация;
-
адаптация.
13. Что такое мимика?
-
выразительное движение рук;
-
особенности телосложения человека;
-
совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением;
-
учение о языке тела, исследующее поведенческие особенности невербальной коммуникации.
14. Как Вы понимаете термин мнемоника? Это:
-
вид суждения или умозаключения, достоверность которого его носитель не считает проверенной;
-
совокупность приемов, облегчающих запоминание, с использованием в основном ассоциаций;
-
повышенная склонность к тревожным опасениям по различным поводам;
-
модель, отражающая структуру наиболее существенных способностей личности к конкретной профессии.
15. Дайте определение понятию мотивация.
-
совокупность стойких мотивов, определяемая направленностью личности, ее ценностной ориентацией и определяющая ее деятельность;
-
важнейший объект формирования личности в процессе воспитания;
-
модель, отражающая структуру наиболее существенных способностей личности к конкретной профессии;
-
психический процесс опосредованного и обобщающего отражения объективной действительности, обусловленный и связанный с речью.
16. Что в юридической психологии обозначает термин направленность личности?
-
целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний;
-
соответствие отдельных психических актов или их совокупности внешним обстоятельствам;
-
сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата;
-
совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
17. Что в действующем законодательстве обозначает термин невменяемость?
-
особое психическое состояние лица во время совершения им общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом;
-
состояние, в котором лицо не может отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими;
-
следствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния;
-
все ответы верны.
18. Какая из характеристик раскрывает понятие невротизм?
-
эмоциональная неустойчивость;
-
тревога, низкое самоуважение;
-
вегетативные расстройства;
-
все ответы верны.
19. Какая поведенческая особенность обозначается термином негативизм?
-
немотивированный отказ;
-
сопротивление и бессмысленное противодействие всякому воздействию извне;
-
отрицательное отношение;
-
вес ответы верны.
20. Отклоняющее поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе конкретным нормам. Назовите вид отклоняющего поведения.
-
преступность;
-
уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение;
-
стяжательство, распущенность, пьянство;
-
все ответы верны.
21. Как Вы понимаете термин пантамимика?
-
выразительное движение рук;
-
особенности телосложения человека;
-
совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением;
-
выразительные движения тела, поза, жесты, отображающие чувства, отношение человека к кому- или чему-либо.
22. Подберите синоним к термину превентивный.
-
предупредительный;
-
предохранительный;
-
профилактический;
-
все ответы верны.
23. Рефлексия – это:
-
обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния;
-
социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
-
способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в своей деятельности;
-
стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
24. Социализация – это:
-
вид психологического климата, вызванного межличностными отношениями или влияющего на них;
-
графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах;
-
социально-психологический метод, позволяющий более или менее точно формализовать структуру межличностных отношений в группе;
-
процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности.
25. Какое из определений наиболее точно? Судебная психология изучает:
-
условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей;
-
психологию десоциализации личности, психологические механизмы преступного поведения, психологию личности преступника и преступных групп;
-
психологические аспекты имущественных, экономических и личных отношений, регулируемых гражданским правом;
-
психологические основы раскрытия и расследования преступлений, психологические аспекты судебного процесса, психологические основы ресоциализации осужденных;
-
индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности.
26. В каком суждении допущена ошибка?
-
холерик – сильный, подвижный, неуравновешенный;
-
сангвиник – сильный, подвижный, неуравновешенный;
-
флегматик – сильный, инертный, уравновешенный;
-
меланхолик – слабый, малоподвижный, неуравновешенный.
27. Какая из перечисленных личностных особенностей юриста не связана с умением управлять вниманием?
-
настойчивость;
-
самообладание;
-
дисциплинированность;
-
деформация личности.
28. Какое из определений наиболее точно характеризует состояние аффекта? -
сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов;
-
эмоциональное состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия;
-
сравнительно устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей;
-
стойкое чувство, связанное с определенным видом деятельности или объектом.
29. Какое из утверждений ошибочно? -
в состоянии патологического аффекта человек признается вменяемым;
-
физиологический аффект (гнев, страх) хотя и обладает большой силой воздействия на психику, но не лишает человека возможности сознавать и контролировать свое поведение;
-
аффект развивается в критических условиях, когда человек не способен найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникших ситуаций;
-
при физиологическои аффекте не исключается уголовная ответственность, но при определенных условиях она может быть смягчена.
30. Какие психологические категории не относятся к волевому действию? -
мотивы;
-
потребности;
-
ощущения;
-
желания.
31. Какие особенности юриста в наибольшей степени характеризуют его как волевого человека? -
знание жизни, интуиция, профессиональные навыки;
-
обязательность, терпение, смелость, принципиальность;
-
высокая культура, интеллигентность, образованность;
-
высокое правосознание, профессиональное мастерство.
32. Характер – это: -
совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации;4
-
совокупность существенных, устойчивых черт личности, которые проявляются в отношении человека к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки;
-
формально-динамическая составляющая поведения человека, проявляющаяся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и в эмоциональном отношении к его процессу и результату;
-
способность человека самостоятельно регулировать свою деятельность и различные психические процессы.
33. Назовите основные структурные компоненты психики:
-
процессы, состояния, свойства, образования;
-
стресс, аффект, фрустрация;
-
интересы, убеждения, наклонности;
-
игра, учение, труд;
-
знания, навыки, умения.
34. Какое из перечисленных ниже понятий не относится к сфере бессознательного?
-
сон;
-
сосредоточенность;
-
невменяемость;
-
гипноз.
35. Какое из перечисленных ниже понятий не входит в структуру личности?
-
возрастные особенности;
-
характер;
-
направленность;
-
морфологические (физические) особенности.
36. Какое из приведенных ниже понятий не относится к подструктуре направленности личности?
-
убеждение;
-
внимание;
-
интерес;
-
влечение.
37. Какой анализатор у свидетеля является наиболее чувствительным?
-
зрительный;
-
слуховой;
-
тактильный;
-
обонятельный.
38. Какой из анализаторов является у свидетеля наименее чувствительным?
-
зрительный;
-
вкусовой;
-
обонятельный;
-
слуховой.
39. Внимание – это:
-
процесс, характеризующийся направленностью сознания на определенный объект с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей;
-
образ предмета, возникающий на основе его представления или продуктивного воображения;
-
психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций;
-
форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности.
40. Какая из перечисленных личностных особенностей юриста не связана с умением управлять вниманием?
-
настойчивость;
-
самообладание;
-
дисциплинированность;
-
деформация личности.
41. Какая разновидность памяти следователя характеризуется через участие анализатора?
-
зрительная;
-
непроизвольная;
-
долговременная;
-
оперативная.
42. Что в наибольшей степени заставляет юриста активизировать механизмы воображения?
-
стремление убедиться в своих прогностических способностях;
-
дефицит времени;
-
недостаток информации, неопределенность ситуации;
-
желание быстрее решить профессиональную задачу.
43. В каком из ответов допущена ошибка? В юридической психологии применяются все методы психологии, особенно широкое использование получают методы:
-
включенного наблюдения;
-
метод беседы;
-
тестирование и анкетирование;
-
библиографический метод.
45. Эмпирической базой исследования в юридической психологии является:
-
практика законотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности;
-
гражданские и уголовные дела, практика работы ИТУ;
-
материалы арбитражных судов, нотариата и юридических консультаций (коллегий адвокатов);
-
все ответы верны.
46. Принципом юридической психологии является:
-
научно-психологическая обоснованность разрабатываемых рекомендаций;
-
системный, концептуально целостный охват правозначимых явлений;
-
учет актуальных запросов правовой теории и практики правового регулирования;
-
все ответы верны.
47. Исключите ложный ответ. После судебных реформ 60-х гг. XIX столетия стало модернизироваться правовое мировоззрение общества. В новом суде на всю страну зазвучали блестящие, преисполненные высокого гуманизма речи выдающихся судебных ораторов:
-
Плевако;
-
Урусова;
-
Спасовича;
-
Кошко.
48. Какое из нижеперечисленных понятий тождественно термину девиантное поведение?
-
законопослушное поведение;
-
социально адаптированное поведение;
-
противоправное поведение;
-
отклоняющее поведение.
49. При урегулировании межличностных отношений особенно существенна рефлексивность судьи – способность адекватно:
-
информировать присутствующих обо всех нюансах дела, о возможном поведении заинтересованных в исходе дела лиц, о резервном объеме доказательств;
-
моделировать различные жизненные ситуации, видеть себя в положении других лиц, осуществлять социально-ролевую идентификацию, избегать поспешных суждений по внешним признакам различных обстоятельств;
-
воспринимать доказательственную и иную информацию в устной форме, в условиях непосредственности и непрерывности;
-
повышать социальную ответственность поведения всех участников процесса, предъявлять повышенные требования к культуре судопроизводства.
50. Принцип состязательности в процессе судебного разбирательства означает:
-
предоставление сторонам возможности наиболее полно обосновать свои требования, предоставить все необходимые доказательства и предотвращение возможности злоупотребления какой-либо стороной своими правами;
-
динамику самоопределения сторон, отношение сторон к предмету спора, изменение позиций в доказывании, в обосновании требований и возражений;
-
взаимодействие не только отдельных личностей, но и малых социальных групп, при этом существенное значение приобретают процессы внутригрупповой и межгрупповой динамики, внутригрупповой сплоченности и межгруппового антагонизма;
-
пресечение отклонения от существа дела, оскорблений в адрес другой стороны, вторжения в интимные стороны ее жизни.
51. Найдите ошибку в ответе. Непосредственность контакта между судом и участниками процесса связана с паравербальными средствами воздействия, здесь существенную роль играют:
-
мимика, пантомимика;
-
жестикуляция;
-
семантика слов;
-
интонационные особенности речи.
52. Адвокат, в идеале, бескорыстный защитник справедливости. Судьи и прокуроры опираются на власть. Адвокат – только:
-
сам на себя, свою совесть и свой талант;
-
на закон;
-
на доскональное знание всех его тонкостей;
-
все ответы верны.
53. Литинское advocatio означает:
-
защищать;
-
призывать на помощь;
-
объективизировать;
-
все ответы верны.
54. Найдите ошибочный ответ. Защитительной деятельности присущи следующие психологические компоненты:
-
познавательный – постижение главным образом оправдывающих или смягчающих вину обвиняемого обстоятельств;
-
коммуникативный – построение правильных взаимоотношений с подзащитным, прокурором, судом и другими участниками уголовного процесса, установление психологического контакта с подзащитным, оказание ему психологической помощи в снятии нервно-психического напряжения (стресса, фрустрации);
-
конструктивный – четкая ориентировка в деле, внесение при необходимости изменений в планы и наметки в связи с теми или иными осложнениями или изменениями в судебном процессе;
-
этический – правильная уголовно-правовая оценка деяния, всестороннее изучение личности, ее реакции на судебную процедуру и определенное судом наказание, укрепление чувства законности.
55. Найдите ошибочное утверждение. Исходя из конкретных обстоятельств дела, а также используя возможные процессуальные и нормативные просчеты прокурора, защитник может:
-
оспаривать обвинение в целом, доказывая невиновность подсудимого за отсутствием в действиях состава преступления, за отсутствием самого события преступления или за непричастностью к нему подсудимого;
-
оспаривать обвинение в отношении отдельных его частей; оспаривать правильность квалификации, доказывая необходимость изменения предъявленного обвинения на статью УК, влекущую более легкое наказание;
-
обосновывать большую степень вины и ответственности подсудимого, ссылаясь на отягчающие его вину обстоятельства;
-
доказывать невменяемость подсудимого, исключающую наступление уголовной ответственности.
56. Что в переводе с латинского означает ponitentiarius (пенитенциарный)?
-
покаянный;
-
перевоспитанный;
-
осужденный;
-
наказанный.
57. Свою процессуальную позицию адвокат реализует:
-
в защитительной речи;
-
при общении со следователем на предварительном расследовании;
-
при изучении психологии обвиняемого;
-
при ознакомлении с материалами дела.
58. Где допущена ошибка? В целях осуществления эффективного воздействия на подсудимого суд может использовать:
-
отрицательные черты личности подсудимого; отдельные факты из жизни подсудимого, не имевшие для него важное значение; надежду подсудимого на безнаказанность;
-
опровержение ошибочных представлений подсудимого о причинах, приведших его к уголовной ответственности;
-
привлечение к рассмотрению дела лиц, являющихся авторитетами для подсудимого и способных оказать на него положительное влияние (родственников, знакомых, руководителей предприятий и т. д.);
-
общественное мнение.
59. Допрос в суде имеет свои психологические особенности, которые должны учитываться судом, обвинителем, защитником. Важно оказывать свидетелям, потерпевшим мнемическую помощь, для того чтобы:
-
задать им уточняющие, детализирующие и контрольные вопросы, позволяющие получить фактические данные для проверки показаний;
-
побудить вспомнить забытые ими факты, обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела;
-
подвергнуть их очной ставке;
-
выяснить причину изменения показаний и определить, чем конкретно это изменение мотивировано.
60. Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с:
-
наказанием осужденного государственными органами;
-
реализацией предписаний вступившего в законную силу приговора;
-
получением информации о жизнедеятельности условно осужденного;
-
их ценностной переориентацией, с выработкой у них прочных стереотипов социально положительного поведения.
литература
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов. – М., 2001.
Аминов И.И., Анфиногенов А.И. и др. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М., 2001.
Аминов И.И., Афанасьева О.В. и др. Социальная психология: Учеб. для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М., 2001.
Васильев В.Л. Юридическая психология. – М., 2001.
Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М., 1990.
Дубинин Н.П., Карпец И.М., Кудрявцев Н.Н. Генетика, поведение, ответственность. – М., 1989.
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учеб. для вузов. – М., 1996.
Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей: Учеб. для вузов. – М., 2000.
Глазырин Ф.В., Шиханцов Г.Г. Практикум по судебной психологии (психология предварительного расследования). – Мн., 1977.
Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних: Информационно-методическое письмо. – М., 1971.
Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. – М., 1988.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.
Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: Метод. пособие. – М., 1983.
Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. – М., 2003.
Содержание
Цели и задачи курса 3
Программа 3
Тематика контрольных работ 6
Зачетный экспресс-опросник 8
Литература 19
Поделитесь с Вашими друзьями: |