Программа по внеклассной работе



страница1/3
Дата17.04.2016
Размер0,49 Mb.
#16525
ТипПрограмма
  1   2   3


Программа по внеклассной работе

Коррупция в России. От осуждения к противодействию.

Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится образовательному учреждению, где основной задачей является воспитание неприятия молодым поколением коррупции как крайне негативного явления.
В содержании рассматриваются: проблема коррупции как исторического и социопсихоло-гического феномена, вопросы истории противодействия государства коррупции, ее типы, причины коррупционного поведения и негативные последствия. Предложены приемы активного обучения, тематика эссе, дискуссий, методические материалы к практикумам и др., которые позволят убедительно показать, каким образом коррупция разъедает общественную мораль, девальвирует содержание труда, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Школа – это отражение жизни общества со всеми его проблемами и достижениями. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является  проблема коррупции. 

Так, в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» отмечено, что «не смотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом.

Основной проблемой для молодежи является необходимость выработки образцов поведения в свободном демократическом обществе. Нашим нынешним ученикам завтра предстоит занять ответственные посты в системе государственных органов власти и местного самоуправления, общественной жизни, бизнесе. Поэтому  важно не только дать определенные знания детям в этой области,  но и сформировать негативное отношение к коррупции, помочь овладеть им практическими социальными навыками и коммуникационными умениями, позволяющими избегать коррупционных практик.

При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации, значит здесь на первое место выходит не монополия на информацию, а методы и формы работы с учащимися. В то же время учитель на данный момент является одним из немногих, кто способен обсудить с учеником социальные проблемы, проанализировать их,  помогая понять суть происходящего, но только при условии наличия  взаимного доверия и понимания.  Результатом таких занятий  является накопление собственного опыта ученика, складывание взглядов на общественные явления и процессы. 

Применительно к реализации антикоррупционного образования социальная компетентность учащихся старших классов предстает как компетентность взросления.  Именно в этот период дети вплотную подходят к  ситуации жизнеопределяющего выбора: не только профессионального, но и социально-политического, нравственного и т. д. Выбор предполагает рефлексию, понимание ситуации.

Разрабатывая свою программу по данному направлению, считаю необходимым включить  в содержание не только правовую  направленность проблемы, но и морально-этические аспекты; а  разнообразные формы и методы работы выбираются, исходя из учета  познавательных и возрастных особенностей обучающихся.

Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда – социальные дисциплины: обществознание, история, и т.п. В связи с этим в учебно-методические комплекты по истории, обществознанию 10-11 классов внесены учебные модули, реализующие антикоррупционый компонент воспитания.

Антикоррупционное поведение тесно связано с поступками, поведением людей, т.е. их нравственным опытом. В этом плане роль семьи неоценима. Семейные традиции влияют на формирование мировоззрения ребенка, его нравственный опыт. В хороших семьях, где преобладают традиции полного взаимопонимания и сотрудничества, несправедливости не допускается. Важно, какой опыт нравственного поведения усваивается только в семье.

Итак, исходя из выше сказанного:

Цель:

сформировать   антикоррупционное мышление у обучающихся через становление ключевых компетенций, которые позволят им адекватно социализироваться в современном обществе. 



Основные задачи:

  1. Укрепление и развитие существующего гражданского общества, путем воспитания грамотных с правовой точки зрения граждан, воспринимающих коррупционные проявления как нарушение своих гражданских прав и готовых эти права эффективно защищать.

  2. Стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

  3. Формировать в учащихся ценностные установки: уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит; честность, ответственность за действия, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности.

Должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

  • информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами Internet, владение компьютером);

  • личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы, стрессоустойчивость, принятие решений, умение сделать выбор);

  • гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов, умение применить эти знания на практике, умение обеспечивать социальную роль; уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за поступок; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, принимать участие в жизни лицея, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера);

  • самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);

  • культурно-досуговая компетентность (умение организовать свой досуг, знание игр; умение сказать «Нет»);

  • коммуникативная (умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

Знать основные определения коррупции, международное и национальное законодательство, регулирующее противодействие коррупции, основные подходы к формулированию стратегии противодействия коррупции и базовые элементы такой стратегии.

Уметь применять полученные знания в политическом анализе, в деятельности органов государственной власти, политических и общественных организаций, анализировать проблемы, связанные с коррупцией и противодействием ей.

Выявлять конструктивные и неэффективные подходы к решению проблемы коррупции на национальном, региональном и местном уровне.



Ожидаемый результат — сформировать личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции, личность, которая желает и способна устранить коррупцию.
Пути формирования антикоррупционного сознания обучающихся

МБОУ «Лицей № 2» города Нижневартовска
Программа предназначена для обучающихся 10-11классов.

  • Включение антикоррупционного материала в тематическое планирование уроков истории, обществознания (смотри «Тематическое планирование»).

  • Внедрение на уроках и во внеурочной деятельности активных форм антикоррупционного просвещения школьников (ролевые игры, «карточные» методики, дискуссионные формы, дебаты, проектные технологии, практикумы, суды над коррупцией, создание буклетов, коллажей, анкетирование и другие мероприятия).

  • Организация родительских собраний по данной тематике.

  • Использование в качестве положительного примера отсутствие случаев коррупционного поведения при проведении тренировочного тестирования, ЕГЭ и ГИА, олимпиад.

  • Антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения. Лекции, анализ проблемных статей, отчетов работы правоохранительных органов, исторических источников, беседы с различными людьми: сотрудниками правоохранительных органов, государственными служащими и др.

  • Обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся.

  • Вовлечение в общественно значимую деятельность в рамках различных видов практики (участие в конкурсах антикоррупционной направленности).

  • Использование Законодательства РФ и регионального законодательства по вопросам коррупции, материалов СМИ.

  • Выработка рекомендаций для учителей истории и обществознания по преподаванию модулей и тем антикоррупционной направленности.

  • Обсуждение на педагогических советах востребованности и результативности преподавания модулей и тем антикоррупционной направленности.

Данные задачи реализуются посредством различных форм и методов работы с обучающимися:

- традиционные (мини-лекции, семинар),

- индивидуальные и групповые проектные работы;

- лабораторно-практические занятия,

- активные формы работы (имитационные и деловые игры, дебаты, дискуссии …),

- встречи с представителями правоохранительных органов для квалифицированного освещения данного явления в жизни общества.

- опора на социальный опыт учащихся и знания, полученные ими на уроках истории и литературы.

Отслеживание результатов по содержанию и видам деятельности

Критерии:

1. Уровень освоения обучающимися содержания курса, т. е. содержания основных изучаемых вопросов: терминов, понятий, явлений (выявляется с помощью контрольных вопросов, тестов, викторин, кроссвордов).

2. Устойчивость интереса обучающихся к предмету. Наличие положительных мотивов посещения занятий (знания, которые обучающиеся получают на занятиях, они могут применить в повседневной жизни) выявляется с помощью интервью, бесед, опросов, в ходе рефлексии.

3. Уровень творческой активности детей:

3.1. Выявление позиции (участие обучающихся в играх, диспутах, беседах).

3.2. Выявление отношения, интересов обучающихся в различных видах деятельности (к

заданиям, которые предлагает учитель).

3.3.Творческие достижения детей (систематичное ведение дневника, написание эссе, создание

коллажей, выполнение проекта).

4. Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым отдельным членом коллектива (дружелюбие, взаимопонимание, работа в парах, коллективное выполнение заданий).



Правовая база:

- Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

- Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/ articles/corrupt.shtml;

- Российский антикоррупционный портал //http://www.anti-cor.ru;

- Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568);

- Уголовный кодекс Российской Федерации, глава 30;

- Нормативные акты субъектов РФ;

- Об утверждении плана мероприятий администрации города по противодействию города по противодействию коррупции на 2013-2014 годы от 02.4.2013 № 516р


Список литературы для учителя:

Источники: сайт: www.stt.lt. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ Методическое пособие для общеобразовательных и высших учебных заведений сайт: ru.wikipedia.org/wiki/

1. Качкина Т.Б. ,Качкин А.В. – Коррупция и основные элементы стратегии противодействия коррупции: Учебное пособие / Ульяновск, ОАО «Областная типография «Печатный двор», 2010.

2. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. – М., 2001.

3. Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. – 2012. – № 3.

4. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

5. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.

6. Клюковская И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. – Ставрополь, 2010.

7. Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М., 2010.

8. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник под ред. П.А. Кабанова. М., 2008.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся:

1. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – СПб., 2010.

2. Официальный сайт Президента РФ. http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml

3. Об утверждении плана мероприятий администрации города по противодействию города по противодействию коррупции на 2013-2014 годы от 02.4.2013 № 516р



Классный час с использованием регионального компонента

Учимся видеть коррупцию (на местном материале)c:\documents and settings\admin\мои документы\город\dsc02368.jpg

c:\documents and settings\admin\мои документы\город\dsc02369.jpg

c:\documents and settings\admin\мои документы\город\dsc02370.jpgc:\documents and settings\admin\мои документы\город\dsc02372.jpg

Город коррупции, 10 класс.

Цель:

- знакомство с видами коррупции, выявление наиболее коррумпированных учреждений,

сфер, выявление методов борьбы с различными формами коррупции;

- умение анализировать текст, сотрудничать в группе, умение аргументировать свою точку

зрения, искать альтернативные варианты решения проблемы;

- способствовать формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся,



Форма урока: организационно-деятельностная игра

Подготовка к уроку: деление класса на 5 микрогрупп по 4-5 человек

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, созданная в программе PowerPoint Microsoft Office;

Самоклеющаяся бумага, листы, ручки, карточки с формами коррупции, карточки с коррупционными ситуациями, таблички из набора «Социальные институты, учреждения, организации»: правоохранительные органы, высшие учебные заведения, система среднего образования, церковь, система здравоохранения, учреждения культуры, учреждения спорта, Дома культуры и отдыха, система судопроизводства, государственный аппарат, воинская часть, ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство), школы, детские сады, торговые предприятия.



Этапы игры:

Этапы работы

Деятельность

1.

Организационно-мотивационный.

Вступительная беседа. Целеполагание. Терминологический штурм. Повторение терминологии. Организация работы в микрогруппах.

Внутригрупповое обсуждение по вопросу формирования в «ГОРОДЕ Коррупции» необходимых организаций и учреждений, которые могут быть в данном городе.


2.

Работа в микрогруппах по составлению инфраструктуры, состава учреждений и организаций городской сферы ГОРОДА N.

Организация обсуждения «строительства» ГОРОДА. Команды по очереди предлагают различные социальные институты, учреждения и организации. Таблички с названиями прикрепляются на доску. Так «строится» город.



3.

Работа с 3 комплектами карточек «виды коррупции», которые распределяются группами по сферам жизни «ГОРОДА».

4.

Общее обсуждение. Акцент на те сферы жизни города, которые наиболее, по мнению участников, подвержены коррупции. Комментарии ситуации.

  1. С чем связано такое распределение карточек?

Анализ диаграмм – результата социологического опроса.

Почему остались такие сферы жизни, которые не охвачены коррупцией?

  1. Какие формы коррупции преобладают в конкретной сфере?

  2. В чем опасность коррупции (работа с документами) (карточки с примерами коррупции) Кто оказывается в выигрыше, а кто в убытке?

5.

Насколько распространено это «ЗЛО» под названием коррупция, если потребовалось принятие специального Закона, открытия сайта в интернете «Коррупция НЕТ», создание специальных комитетов в субъектах федерации, издание специальной литературы?

Механизм воздействия на коррупцию. Участие в акции «Стоп - Коррупция».



Вступительная беседа. Я хотела бы начать наше занятие с ряда слов и словосочетаний, которые можно заменить лишь одним термином (попробуйте определить каким): порча, разложение, искажение (это в переводе с английского), богопротивное лакомство, произвольное самовознаграждение, служебные сладости, (стихийное отражение в русском языке). – Коррупция

Учитель. Что такое коррупция?

Тезис классного часа.

Коррупция является болезнью всего мира и нашей страны в том числе. Эта болезнь вросла корнями в нашу жизнь. Болезнь, которая угрожает национальной безопасности России, которая делает обездоленными миллионы людей. Болезнь, вылечить которую может наш народ и вы в том числе…



Вопрос. Прокомментируйте данное суждение. Выскажите свое отношение к сказанному.

Учитель. Возможно, вы лично не сталкивались еще с этим явлением – коррупция. Но в ходе подготовки к уроку, работая с публикациями в СМИ, участвуя в социологическом опросе, беседуя с респондентами, вы получили некоторую информацию.

Задание. Предлагаю в ходе групповой работы построить в своем воображении ГОРОД. Это будет ГОРОД КОРРУПЦИИ.

Обсудите в группах и определите, какие организации, учреждения будут расположены в вымышленном городе.

Карточки с названиями выбранных объектов (учреждений), где может проявиться коррупция, с помощью магнитов прикрепляются на доску (правоохранительные органы, система среднего образования, система высшего образования, медицинские учреждения, органы суда и прокуратуры, церковь, учреждения спорта, учреждения культуры, государственный аппарат, воинские части, жилищно-коммунальное хозяйство).

Вопрос. В чем проявляется коррупция в ГОРОДЕ? Используя документ на столе и карточки в конверте «Виды и формы коррупции», отметьте те сферы жизни города, которые наиболее подвержены коррупции. При этом поясняйте свои отметки.

Вопросы. Какие сферы жизни остались не охвачены коррупцией? Прокомментируйте причины.

Какие формы коррупции преобладают в конкретной сфере?

В чем опасность коррупции в этих сферах (обоснование с использованием материалов документа) (см. дидактические материалы).

Обсуждение.

В чем истоки живучести коррупции? Как, на ваш взгляд, с ними нужно бороться?



Создание образно-эмоциональной ситуации.

Учитель обращает внимание на образ коррупции, сложившийся в ХХ веке – спрут. Зачитываются стихотворения:

«Ты открой глаза - черно в них.

Погляди - по всей России

на чиновнике чиновник, как бацилла на бацилле».

Е. Евтушенко

«Чтоб изменилась ситуация,

Нужны тюрьма и конфискация

Для тех, кто не своим трудом

Нажил тот «Мерседес» и дом.

И спрос пристрастен и суров.

С властей - от низа до верхов!

Иначе революция

Возьмет с них «контрибуцию»!

Евгений Ремнев.

Прослушивание завершается беседой:

О чем говорится в этих стихотворениях? (в первом случае – о ситуации в России и причинах, во втором – о мерах). Вы согласны с авторами?

Обращение к тезису. Обоснование. Выводы.

Учитель. Современная российская антикоррупционная программа – составная часть административной реформы, предусматривающая системные преобразования, направленные на изменение установок, ценностей, стереотипов поведения как чиновников так и остальных граждан. Вы – 16-17-летние подростки, которые стоят перед выбором будущей профессии. Пройдет 5-6 лет, и вы, дипломированные специалисты, начнете работать. Возможно, кто-то из вас займет высокий пост, кто-то займется предпринимательской деятельностью. Какие способы борьбы с коррупцией вы бы смогли предложить?

Ответы учащихся:

- Для того, чтобы борьба с коррупцией приносила результаты, нужно желание всех людей. Ведь взяточничество существует не только благодаря тем, кто берет, но и тем, кто дает. Многие предпочитают решать свои дела в "ускоренном режиме", предлагая деньги. Часто это проще, нежели ждать разрешения дел на общих основаниях. Моя позиция – не давать никаких взяток! А для тех, кто берет, увольнять с работы, штрафовать, конфисковать все имущество. (Мухаметдинов Денис).

- Может быть, нам в первую очередь воспитать самих себя и перестать решать проблемы финансовым путем? Согласитесь, если б не было взяткодателей, то не было бы и тех, кто их получает. Это наша вина, наша беда. Мы сами приучаем к деньгам, к разного рода вознаграждениям тех, кто может решить наши проблемы. Только потом ходим и жалуемся на них. Предлагаю установить видеоконтроль (Цуркан Сергей).

- В наше время в очень многие места большие очереди, какой- то документ можно ждать годами; чтобы пробиться куда-то, нужны большие старания. Чтобы облегчить свои действия или сделать что-то очень быстро, люди дают деньги. И это вправду ускоряет нужный процесс. По-моему, главной причиной коррупции является именно это. По-моему, надо сделать так, чтобы не было очередей, не было волокиты с документацией (Плотникова Марина)

- На мой взгляд, ликвидировать коррупцию можно, только ликвидировав ее причину – неблагополучное состояние общества. Если мы хотим, чтобы наша республика успешно развивалась, надо бороться с коррупцией (Нигматуллина Мария).


Каталог: files -> opit
opit -> Башкатова Елена Валентиновна
opit -> «Истобнянская средняя образовательная школа»
opit -> Памятка по работе с отклоняющимся поведением подростка
opit -> «Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
opit -> Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих
opit -> Психологические особенности детей с овз


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница