Пояснительная записка
Данная программа по волейболу разработана в соответствии и с учетом основных положений и требований нормативных правовых актов и законодательства в сфере образования, физической культуры и спорта, в том числе:
- Федерального закона от 14.12.2007г. № 329 –ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской федерации»;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29.12.2012г.;
- приказа Министерства спорта РФ от 20 марта 2013г. № 123 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта»;
- приказа Министерства спорта РФ № 730 от 12.09.2013г. «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;
- приказа Министерства спорта РФ № 731 от 12.09.2013г. « Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»;
- приказа Министерства спорта РФ № 1125 от 27.12.2013г. «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной деятельности и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказа Министерства спорта РФ от 30 августа 2013 г. N 680 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол";
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 –14 «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Устава МБУ ДО ДЮСШ «Олимп».
Программа направлена на:
- отбор одаренных детей;
- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
Основными задачами реализации Программы являются:
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности и в спорте.
Критерии результативности реализации Программы:
на этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники и тактики волейбола;
- всестороннее гармоническое развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий волейболом;
на тренировочном этапе:
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по волейболу;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
Характеристика волейбола
Волейбол (англ. volley – залп, ball - мяч) - один из самых популярных видов спорта. Он отличается особой зрелищностью и динамичностью.
Приоритет в создании волейбола принадлежит Уильяму Моргану, преподавателю физкультуры одного из колледжей США. Однажды он предложил своим питомцам побросать резиновую надувную камеру через рыболовную сеть. Морган заметил, что те с большим азартом обмениваются пасами. Это вынудило его самого занять место на площадке. После урока Морган разработал первые правила игры. Назвал он ее «минтонет». Это было в 1895 г., а через год эта игра уже демонстрировалась в г. Спрингфилде на конференции руководителей физического воспитания колледжей ИМКА. С этого и началась история волейбола. Крёстным отцом нового вида спорта стал профессор Спрингфелдского колледжа Альфред Халстед. Он назвал эту игру волейбол.
В 1947 году была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ). Развитие волейбола пошло ускоренными темпами. Стали проводиться первенства Европы и мира, разыгрывается Кубок европейских чемпионов. В 1964 г. волейбол включен в программу Олимпийских игр. В настоящее время членами ФИВБ являются более 110 стран.
Занятия волейболом – весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Современный волейбол – это сложный вид спорта, требующий от спортсмена атлетической подготовки и совершенного овладения технико-тактическими навыками игры. Игра, продолжающаяся до 2,5 часов, насыщена различными техническими приемами, внезапными, быстрыми перемещениями, падениями, прыжками, кувырками. Это требует всестороннего развития физических качеств волейболиста – силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости.
Волейбол - игра коллективная. Она проводится между двумя командами на площадке 9х18 м., разделенной пополам сеткой (на высоте 2,43 м. – для мужских и 2,24 м. – для женских команд). На площадке в каждой команде выступают шесть человек, разрешены замены.
Цель игры – ударами рук направить мяч на сторону соперников и там приземлить. Матч максимально может проходить пять партий, одерживает победу та команда, которая выигрывает три партии. Каждая партия состоит из эпизодов, в каждом из которых разыгрывается одно очко.
Эпизод начинается с подачи мяча одной из команд с определенной дистанции. Команда, принимающая эту подачу, имеет три касания, для того чтобы перебросить мяч в строго ограниченную линиями площадку команды соперника, причем один игрок подряд может сделать только одно касание. Выигрывает очко, та команда, соперники которой либо дали мячу опуститься на свою площадку, либо во время атаки направили мяч за пределы площадки соперника, либо сделали больше трёх касаний или допустили другое нарушение правил такое как захват мяча или касание сетки. Та команда, которая выиграла очко в эпизоде, подаёт в следующем эпизоде. Партию выигрывает команда, набравшая 25 очков, но разрыв в очках набранными командами в ней должен быть равен не менее двух, если счёт 25 : 24, то игра продолжается пока одна из команд не достигнет преимущества в 2 очка. Если дело дошло до решающей пятой партии, то в ней игра идет до 15 очков, по тому же самому принципу (минимальное преимущество – 2 очка.). Таковы правила волейбола.
Волейбол хорошо развит в нашей стране. В настоящее время самыми сильными мужскими сборными в этом виде спорта являются: Бразилия, Россия, Италия, США, Испания, Сербия и Болгария.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Структура системы многолетней подготовки
Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок.
Организация занятий по Программе осуществляется по следующим этапам и периодам подготовки:
- этап начальной подготовки – до 3-х лет;
- тренировочный этап (период начальной специализации ) до 2-х лет;
- тренировочный этап (период углубленной специализации) – до 3-х лет.
Срок обучения по программе – 8 лет.
Для детей, планирующих поступление в образовательные организации профессионального образования, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта срок освоения Программы может быть увеличен на 1 год.
Образовательная организация имеет право реализовывать Программу в сокращенные сроки в случае усвоения программного материала обучающимися.
Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы – 8 лет.
Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта волейбол
Этапы спортивной подготовки
|
Продолжительность этапов
(в годах)
|
Минимальный возраст для зачисления в группы
(лет)
|
Наполняемость групп (человек)
|
Этап начальной подготовки
|
3
|
9
|
14
|
Тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
|
5
|
12
|
12
|
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта волейбол
Разделы спортивной подготовки
|
Этапы и годы спортивной подготовки
|
этап начальной подготовки
|
тренировочный этап (этап спортивной специализации)
|
1 год
|
свыше года
|
до двух лет
|
свыше двух лет
|
Общая физическая подготовка (%)
|
28-30
|
25-28
|
18-20
|
8-12
|
Специальная физическая подготовка (%)
|
9-11
|
10-12
|
10-14
|
12-14
|
Техническая подготовка (%)
|
20-22
|
22-23
|
23-24
|
24-25
|
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)
|
12-15
|
15-20
|
22-25
|
25-30
|
Технико-тактическая (интегральная) подготовка (%)
|
12-15
|
10-14
|
8-10
|
8-10
|
Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%)
|
8-12
|
10-12
|
10-14
|
13-15
|
Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта волейбол
Виды спортивных соревнований
|
Этапы и годы спортивной подготовки
|
этап начальной подготовки
|
тренировочный этап (этап спортивной специализации)
|
до года
|
свыше года
|
до двух лет
|
свыше
двух лет
|
Контрольные
|
1-3
|
1-3
|
3-5
|
3-5
|
Отборочные
|
-
|
-
|
1-3
|
1-3
|
Основные
|
1
|
1
|
3
|
3
|
Всего игр
|
20
|
20-25
|
40-50
|
50-60
|
Влияние физических качеств и телосложения на результативность
по виду спорта волейбол
-
Физические качества и телосложение
|
Уровень влияния
|
Скоростные способности
|
3
|
Мышечная сила
|
2
|
Вестибулярная устойчивость
|
3
|
Выносливость
|
2
|
Гибкость
|
1
|
Координационные способности
|
3
|
Телосложение
|
3
|
Условные обозначения:
3 - значительное влияние;
2 - среднее влияние;
1 - незначительное влияние.
Этап начальной подготовки
На этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнения контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап подготовки.
Основные задачи этапа:
- улучшение состояния здоровья и закаливание;
- устранение недостатков физического развития;
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям волейболом, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;
-обучение основами техники ,тактики и широкому кругу двигательных навыков;
-приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
- воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
- поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.
Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
Тренировочные группы формируются на конкурсной основе лицами, прошедшими начальную подготовку не менее одного года, выполнившими переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке.
Этот этап состоит из двух периодов:
- начальной специализации (2 года обучения);
- углубленной специализации (3 года обучения).
В тренировочные группы зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые обучающие, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общей физической и специализированной подготовке.
Основные задачи этапа:
- укрепление здоровья, закаливание;
- устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
-освоение и совершенствование техники волейбола;
- планомерное повышение уровня общей, специальной физической подготовленности, гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие анаэробной выносливости;
- формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;
- к концу этапа – определение предрасположенности к дисциплине волейбола;
- воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;
- профилактика вредных привычек.
Наполняемость групп
В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом особенностей развития и возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод обучающихся в следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов, освоением разделов Программы.
Наполняемость тренировочных групп и объем тренировочной нагрузки определяется с учетом техники безопасности.
При необходимости объединения в одну группу обучающихся, разных по возрасту, уровню спортивной подготовленности, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов.
Продолжительность одного занятия не должна превышать:
- в группах начальной подготовки - 2-х часов;
- в тренировочных группах 3-х часов;
Максимальный количественный состав группы не может превышать двух минимальных составов группы.
При невозможности зачисления в группы начальной подготовки первого года обучения всех желающих, отбор производится по результатам сдачи приёмных контрольных нормативов. Порядок проведения отбора устанавливается Организацией и доводится до сведения общественности.
На учебно-тренировочный этап переводятся обучающиеся прошедшие обучение на этапе начальной подготовки по результатам промежуточной аттестации.
Учебный план
При составлении учебного плана учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом на 46 недель занятий. С увеличением общего годового объема часов изменяется по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки. Из года в год повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и интегральную подготовку. Постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объем нагрузок, направленных на ОФП.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.
В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основе следующих методических положений:
- ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими спортсменами;
- увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной спортивной специализации на последующих этапах;
- соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов;
- учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма спортсмена.
В учебном плане часы распределены не только по годам и этапам обучения, но и по времени на основные предметные области: теория и методика физической культуры и спорта, физическая подготовка (общая и специальная), избранный вид спорта (техническая подготовка, инструкторская и судейская практика, восстановительные мероприятия и медицинское обследование, участие в соревнованиях, итоговая и промежуточная аттестация, самостоятельная работа), другие виды спорта и подвижные игры.
Основными формами тренировочного процесса являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам ;
- тренировочные сборы;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
Непрерывность освоения обучающимися Программы в каникулярный период обеспечивается следующим образом:
- в спортивно-оздоровительном лагере;
- участие обучающихся в учебно-тренировочных сборах;
- самостоятельная работа обучающихся по индивидуальным планам подготовки.
Самостоятельная работа обучающихся допускается начиная с тренировочного этапа третьего года обучения. Тренер-преподаватель осуществляет контроль над самостоятельной работой обучающихся на основании ведения дневника самоконтроля, аудио – и видеоматериалов и другими способами (выполнение индивидуального задания, посещение спортивных мероприятий и другие формы).
Расписание занятий должно составляться с учетом создания благоприятных условий и режима тренировок, отдыха обучающихся, графика обучения их в общеобразовательных организациях.
Соотношение объемов тренировочного процесса
В процессе реализации Программы предусмотрено следующее соотношение объемов обучения по предметным областям по отношению к общему объему учебного плана:
- теоретическая подготовка в объеме не менее 10% от общего объема учебного плана;
- физическая подготовка в объеме от 20 до 40% от общего объема учебного плана;
- избранный вид спорта в объеме не менее 45% от общего объема учебного плана:
- самостоятельная работа обучающихся в пределах до 10% от общего объема учебного плана;
-возможность организации посещений обучающимися официальных спортивных соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на территории Российской Федерации;
- организация совместных мероприятий с другими образовательными и физкультурно-спортивными организациями;
- построение содержания Программы с учетом индивидуального развития детей, а также национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации.
Разделы подготовки
|
Этапы подготовки
|
НП
|
Т
|
Год обучения
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Теория и методика физической культуры и спорта%
|
10
|
11
|
11
|
12
|
12
|
13
|
14
|
15
|
Физическая подготовка, %
|
40
|
39
|
39
|
30
|
30
|
26
|
22
|
20
|
Избранный вид спорта,%
|
50
|
50
|
50
|
58
|
58
|
60
|
62
|
62
|
Самостоятельная работа %
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
2
|
3
|
Всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения
Методическая часть
Методическая часть Программы включает учебный материал по основным предметным областям, его распределение по годам обучения. Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения; а также содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению тренировочных занятий.
Теоретическая подготовка
В условиях современного волейбола теоретическая подготовка приобрела значение одной из важных составных частей подготовки. Общий интеллектуальный уровень спортсмена и его специальные теоретические знания в сфере спортивной деятельности во многом определяют эффективность учебно - тренировочного процесса. Это выражается как в общем уровне культуры спортсмена, так и в конкретных формах спортивной деятельности, например, восприятии и переработке информации, способности к анализу своих действий, самостоятельности принятия решения в сложных условиях современной борьбы и т.д. Под теоретической подготовкой спортсмена следует понимать педагогический процесс формирования у учащихся системы знаний, познавательных способностей, сложившихся в специализированных научных дисциплинах, обеспечивающих потребности практики волейбола.
Основными формами теоретических занятий являются:
- лекции;
- семинарские занятия с активным участием занимающихся в обсуждении темы занятий;
- групповые и/или индивидуальные инструктажи на серию и/или отдельные игры, включая изучение особенностей трассы, изучение противника;
- просмотр видеоматериалов.
Целесообразно планировать этот раздел подготовки так, чтобы теоретические занятия были связаны с практическими задачами подготовки. Конкретная целевая направленность теоретической подготовки обеспечивает условия для более эффективного совершенствования других сторон подготовленности обучающегося. Изучение теоретического материала целесообразно соотносить с учебным графиком освоения практического материала по разделу «Инструкторская и судейская практика».
Учебный план
теоретической подготовки по волейболу (в часах).
№
|
Наименование разделов и темы теоретической подготовки
|
ГНП - 1
|
ГНП - 2,3
|
УТГ - 1,2
|
УТГ-3
|
УТГ 4
|
УТГ 5
|
1
|
Физическая культура и спорт в России.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
2
|
Сведения о строении и функциях организма человека
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
3
|
Влияние физических упражнений на организм человека.
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
4
|
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
5
|
Правила игры в волейбол (терминология)
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
6
|
Места занятий, оборудование и инвентарь
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
7
|
Состояние и развитие волейбола в России, мире
|
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
8
|
Нагрузка и отдых
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
9
|
Правила соревнований, их организация и проведение
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
10
|
Основы техники и тактики игры в волейбол
|
|
|
2
|
3
|
3
|
4
|
11
|
Основы методики обучения волейболу
|
|
|
3
|
3
|
3
|
4
|
12
|
Установка игрокам
|
|
1
|
2
|
2
|
4
|
7
|
|
ИТОГО в год:
|
8
|
14
|
16
|
18
|
20
|
22
|
Программный материал.
Представленный программный материал предназначен для проведения теоретических занятий в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах.
В процессе подготовки к проведению теоретических занятий с учащимися тренеру рекомендуется соблюдать определенную последовательность:
- прочитать наименование темы, определить количество часов, отводимых на ее освоение в каждом году обучения;
- внимательно ознакомиться с содержанием программного материала (при подготовке к занятию рекомендуется пользоваться специальной литературой);
- определить организационную форму, время и место проведения теоретического занятия.
В этом разделе приводится примерный перечень тем теоретических занятий и краткое их содержание.
Содержание учебного материала на каждую тему по основным разделам теоретической подготовки варьируются в зависимости от группы подготовки и года обучения. В план теоретической подготовки должны вносится коррективы с учетом возраста, пола и уровня спортивной подготовленности учащегося, обеспечивая необходимый уровень доступности предполагаемого учебного материала.
Рекомендуемый перечень тематических разделов
программного материала по теоретической подготовке спортсменов на этапах
многолетней подготовки
1. Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика волейбола.
2. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России. Соревнования по волейболу для школьников. Оздоровительная и прикладная направленность волейбола. Характеристика сильнейших команд по волейболу в нашей стране и за рубежом. Международные соревнования по волейболу.
3. Сведения о строении и функциях организма человека. Органы пищеварения и обмен веществ. Общие понятия о строении организма человека, взаимодействие органов и систем. Понятие о функциональных возможностях человека при занятиях спортом. Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности спортсмена: рациональное сочетание работы и отдыха. Понятие об утомляемости и восстановлении энергетических затрат в процессе занятий спортом.
4. Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечнососудистой и дыхательной систем.
5. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом. Общий режим дня. Режим дня. Режим питания. Значение массажа и самомассажа. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви. Меры общественной и личной санитарно-гигиенической профилактики. Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок.
6. Правила игры в волейбол. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства. Судейская терминология. Документация при проведении соревнований. Содержание работы главной судейской коллегии.
7. Основы техники и тактики игры в волейбол. Понятие о технике игры. Характеристика приемов игры. Понятие о тактике игры. Характеристика тактических действий. Анализ технических приемов и тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года). Единство техники и тактики игры. Классификация техники и тактики игры в волейбол.
8. Основы методики обучения волейболу. Понятие об обучении технике и тактике игры. Характеристика средств, применяемых в тренировке. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств. Важность соблюдения режима.
9. Установка игрокам перед соревнованиями и разбор проведенных игр. Установка на предстоящую игру (на макете). Характеристика команды соперника. Тактический план игры команды и задания отдельным игрокам. Разбор проведенной игры. Выполнение тактического плана. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Выводы по игре. Системы записи технике, тактике и анализ полученных данных.
Поделитесь с Вашими друзьями: |