Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников



Скачать 137,44 Kb.
Дата14.02.2016
Размер137,44 Kb.
#4390
ТипПрограмма
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников

Пояснительная записка.

Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первых, пятых и десятых классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников, разработки способов адаптации образовательной среды к учащимся.

Программа предполагает не только психологическое сопровождение школьников, начиная с подготовительной группы детского сада, но так же консультативную помощь их родителям и педагогам.

Основные положения.

Адаптационный период охватывает первые полгода обучения в первом, пятом и десятом классах.

Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все участники образовательного процесса в начале учебного года. Особенно остро этот стресс испытывают те учащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики первых, пятых и десятых классов.

Переход на новую ступень образования характеризуется рядом психологических особенностей. Прежде всего, учащиеся попадают в новый коллектив сверстников и учителей, происходит значительное увеличение учебной нагрузки. Кроме того, в каждом “переходном” классе имеются свои особенности.



1-й класс.

5-й класс.

10-й класс.

Значительное повышение личностной и ситуационной тревожности детей. Им не всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Отсюда нарушение дисциплины первоклассниками, их эмоциональная неустойчивость и даже соматические заболевания.

Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Учащиеся испытывают желание “отдохнуть” после экзаменов в девятом классе и перед выпускным одиннадцатым. Это ведет к ослаблению внимания к школьным предметам, тогда как десятый класс – наиболее сензитивный период для окончательного профессионального самоопределения.

Каждый из переломных моментов школьной жизни связан с вхождением ребенка в новую социальную среду. Необходимо понять, какую роль в становлении личности играет адаптационный период.

Фазы становления личности:

Первая фаза (адаптация) становления личности предполагает усвоение действующих в той социальной общности, в которую он входит определенных норм и правил. Субъект не может проявить себя как личность до того момента, пока он не усвоит данные правила.

Вторая фаза (индивидуализация) порождается противоречием между тем, что он стал таким как все (адаптировался) и неудовлетворенной потребностью в индивидуализации. Человек начинает искать способы для выражения своей индивидуальности.

Третья фаза (интеграция) состоит в том, что личность сохраняет лишь те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности осуществить значимый вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой значимыми для ее развития. Так происходит взаимная трансформация личности и группы.

Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складываться качества конформности, безынициативности, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной личностной деформации.

Человеку на протяжении всей жизни приходится не раз входить в новую для себя общность и ситуация успешной или неуспешной адаптации многократно воспроизводится, отсюда у индивида складывается достаточно устойчивая структура личности.

Устойчивая психическая адаптация – уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.

Понятие “устойчивая адаптация” можно считать синонимом нормы здоровья.

Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.



  1. Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.

  2. Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа “Я”, осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.

  3. Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.

Цели и задачи программы сопровождения.

Цели: создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического здоровья школьников, разработка способов адаптации образовательной среды к учащимся.

Задачи.

1-й класс.

  1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

  2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

  3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

  4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

  5. Формирование навыков учебного сотрудничества.

  6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

  7. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

  8. Знакомство педагогов с особенностями детей данного класса.

5-й класс.

  1. Формирование у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

  2. Формирование устойчивой учебной мотивации;

  3. Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

  4. Изучение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене (4 класс) и диагностика уровня адаптации пятиклассников (5 класс);

  5. Консультирование учителей основной школы, их знакомство с индивидуальными особенностями будущих пятиклассников.

10-й класс.

  1. Определить оптимальный учебный режим для вновь прибывших учащихся.

  2. Создать условия для формирования благоприятного психологического климата общения учащихся, укрепления навыков поведенческой саморегуляции.

  3. Способствовать становлению группового коллектива.

  4. Проводить наблюдение поведенческих параметров с целью определения коммуникативных и деятельностных проблем учащихся.

  5. Помогать классным руководителям в изучении индивидуальных особенностей вновь прибывших детей с целью построения воспитательной траектории.

  6. Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов через внедрение педагогической психологии.

Компоненты комплексного мониторинга

Социально-психологический компонент:

  • социальные данные о составе семьи, бытовой фон взаимоотношений в семье;

  • определение уровня психосоматического здоровья;

  • анализ уровня развития физических кондиций;

  • исследование психологических особенностей;

  • исследование уровня эмоционального благополучия.

Воспитательный компонент:

  • изучение уровня воспитанности, уровня личностного роста;

  • изучение психологического климата в ученических коллективах;

  • определение социального статуса учащихся.

Деятельностный компонент:

  • изучение интеллектуального развития;

  • определение стартового уровня учебных достижений школьников.

Психолого-педагогическое сопровождение

Цели работы:

  1. согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса в школе для создания комплекса возможностей развития личности и формирования благоприятного псфихологического климата общения;

  2. определять результаты адаптационного периода в компонентах мониторинга: социального, коммуникативного, деятельностного;

  3. проводить подготовку к родительским собраниям и педагогическим советам.

Участники психолого-педагогического сопровождения и функциональная направленность их действий.

Директор.

Отвечает за конечный результат работы учебного заведения, за эффективность работы всех структур.



Завучи.

Отвечают за организацию, координацию, содержание, реализацию адаптационной программы, создают атмосферу педагогической поддержки. Осуществляют контроль за соблюдением единых требований к учащимся со стороны учителей-предметников.



Заместитель директора по воспитательной работе.

Отвечает за организацию воспитательного процесса во вновь сформированных коллективах, соотнесенного с приоритетами воспитательной политики в государственных образовательных документах, за организацию со-управления.



Психолог.

Отвечает за выполнение программы адаптационного периода как программы психолого-педагогического сопровождения вхождения ребенка в новую социальную среду, за проведение диагностики и развивающих занятий в адаптационный период.



Медицинский работник.

Отвечает за составление банка данных на учащихся по определению уровня здоровья, проблем на основе изучения, систематизации медицинских карт, итогов медицинских осмотров, собеседовании с учащимися и их родителями.



Классный руководитель.

Отвечает за создание условий для успешной адаптации учащихся к особенностям образовательного процесса, за формирование благоприятного климата общения, за становление классного коллектива.



Учителя – предметники.

Отвечают за качество обученности учащихся по предмету, за формирование интереса к изучению конкретных учебных дисциплин.



Ожидаемые результаты реализации программы.

  • Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся всех ступеней;

  • Формирование позитивного “Образа Я” у школьников;

  • Активизация интереса педагогов к проблемам адаптации.


План мероприятий адаптационного периода.

Организация педагогических мероприятий.






Название мероприятия

Сроки

Отв-ые

1 класс.

1

Обсуждение совместного плана сотрудничества детского сада и начальной школы по подготовке детей подготовительной группы к школьному обучению.

Май

Завуч. Методист

2

Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания первоклассников.

Сентябрь

Завуч. Методист

3

Знакомство учителей с программой обучения и воспитания дошкольников.

Сентябрь

Завуч. Методист

4

Посещение воспитателями уроков учителей в начальной школе в первом классе.

Посещение занятий в детском саду будущими учителями первоклассников



Октябрь-апрель

Завуч. Методист

Воспитатели



Учителя начальных классов

5

Совместное педагогическое совещание учителей и воспитателей с целью обсуждения реализации задач планирования.

Январь




5 класс.

6

Распределение нагрузки на предстоящий учебный год.

Апрель

Завуч

7

Посещение учителями-предметниками уроков в 4-х классах, знакомство с будущими пятиклассниками.

Апрель, май

Учителя-предметники

8

“Готовность учащихся четвертого класса к переходу в среднее звено”.

Май

Группа сопровождения

9

“Итоги адаптационного периода пятиклассников”.

Декабрь

Группа сопровождения

10 класс.

10

Совещание “Итоги реализации профориентационной программы в 9 классе, готовность к переходу в старшее звено”

Март

Группа сопровождения

11

Совещание “Итоги адаптационного периода в 10 классе”.

Январь

Группа сопровождения


Социально-психологический компонент.



Название мероприятия.

Сроки.

Отв-ые.

1.

Изучение социальных условий. Составление социального паспорта 1, 5, 10 класс.

Сентябрь

Классные руководители

2.

Определение психосоматического здоровья через анализ медицинских карт.


Октябрь

Мед. работник

3.

Изучение эмоционального благополучия:

  1. уровень развития тревожности – 1 и 5 класс

  2. САН – 10 класс

  3. Социальная адаптация – 10 класс

Ноябрь, декабрь

Психологи


Воспитательный компонент.






Название мероприятия.

Сроки.

Отв-ые.

Мероприятия совместно с МДОУ

1.

Выставки работ будущих первоклассников

“Я рисую школу”, “Я - первоклассник”



Апрель

Воспитатели

2.

Экскурсии детей в школу.

В течение года

Воспитатели

Завуч


3.

Праздники для будущих первоклассников и родителей “Давайте знакомится”

Март

Учителя начальных классов

Школьные мероприятия.

4.

Социометрические исследования межличностных отношений в классах.

Октябрь

Психологи, классные руководители

5.

Изучение уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Декабрь

Психологи

6.

Изучение уровня воспитанности.

Март

Классные руководители


Деятельностный компонент.



Название мероприятия.

Класс.

Сроки.

Отв-ые.

1.

Изучение функциональной школьной зрелости (тест Керна-Йерасика).

1 класс

Сентябрь

Психолог

2.

Наблюдение поведенческих особенностей учащихся.

1,5,10

Октябрь

Психолог

3.

Определение стартовых уровней учебных достижений.

5,10

Ноябрь

Завуч

4.

Изучение учебной мотивации (рисуночные методики “Я в школе”).

1,5

Ноябрь

Психолог

5.

“Диагностика поведения и деятельности ребенка” опросник для учителей.

1

Ноябрь

Психолог

6.

“Права и обязанности ученика” опросник для учащихся.

1

Декабрь

Психолог

7.

Изучение интеллектуального развития учащихся. (ШТУР)

10

Декабрь

Психолог

Консультативный компонент.







Название мероприятия.

Сроки.

Отв-ые.

Мероприятия в МДОУ.

1.

Родительское собрание со следующей тематикой: “Задачи семьи и детского сада по созданию условий для успешной подготовки детей к школьному обучению”

Октябрь

Методист

Воспитатели



Учителя начальных классов

2.

Подготовка тематических выставок для родителей.

  • “Какими умениями должен обладать первоклассник для успешного обучения в школе”

  • “Роль семьи в формировании положительного образа школы”

В течение года

Воспитатели

3.

Консультации учителей для родителей будущих первоклассников

По запросу

Учителя начальных классов

4.

Анкетирование родителей по теме “Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?”

Январь

Воспитатели

Мероприятия в школе.

5.

“Ребенок пошел в школу” родительское собрание в 1 классе.

Октябрь

Психолог

6.

“Итоги адаптационного периода” родительские собрания в 1 и 5 классах.

Ноябрь

Психолог

7.

“Время отдыха?” родительское собрание в 10 классе.

Декабрь

Психолог

8.

“Как помочь ребенку в пятом классе” родительское собрание в 4 классе.

Май

Психолог

9.

Индивидуальное консультирование родителей.

В течение года

Психолог

Коррекционно-развивающий компонент.







Название мероприятия.

Сроки.

Отв-ые

МДОУ

1.

Проведение тематических занятий по программе подготовки дошкольника к школе, с учетом формирования компонентов учебной деятельности.

Ноябрь - апрель

Воспитатели

Учителя начальных классов



2.

Совместный интеллектуальный марафон “Я познаю мир” первоклассников и детей подготовительной группы

Март

Воспитатели

Учителя начальных классов



1 класс.

3.

“Здравствуй, школа!” адаптационные занятия с первоклассниками

Сентябрь-декабрь

Психолог

4.

Преодоление школьной тревожности. Групповая работа




Психолог

Средняя ступень.

5.

Занятия по формированию готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения

Январь – май.

Психолог

6.

“Новичок в средней школе”

I полугодие

Психолог

Старшая ступень

7.

Индивидуальные консультации вновь прибывших в 10 класс

I триместр

Психолог

8.

Профориентационные занятия по программе “Моя профессия”

I полугодие

Психолог

Скачать 137,44 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница