Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «эффективная коммуникация: переговорный процесс»



Дата27.04.2016
Размер93 Kb.
#41188
ТипПрограмма
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский

государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики

Кафедра массовых коммуникаций

Утверждено

«29» августа 2014 г.

Декан ФЖ
____________О.Д.Журавель

Направление подготовки

031300.68 «ЖУРНАЛИСТИКА»
Уровень подготовки

МАГИСТР
ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС»

Автор: Панцуркина Т.К.



Вид учебной работы

2 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

Контактная работа, в том числе:

40 часов

лекции



семинары

36 часов

консультации

4 часа

Самостоятельная работа

31 час

Промежуточный контроль

1 час

Зачетные единицы (кредиты)

2

Новосибирск 2014



1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа дисциплины «Эффективная коммуникация: переговорный процесс» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистранта по направлению «Журналистика» и предназначена для магистрантов второго года обучения. Дисциплина «Эффективная коммуникация: переговорный процесс» призвана сформировать умение понятно излагать свои мысли и аргументировать свою точку зрения, понимать собеседника, основываясь на слушании и наблюдении, понимать эмоциональное состояние, интересы и отношения людей, умение прогнозировать реакции окружающих.


2. МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Курс «Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях» входит в вариативную часть профессионального цикла М2 образовательной программы магистратуры «Управление коммуникациями».


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (магистратура), направление подготовки 031300 «Журналистика», студент, прослушавший данный курс, должен обладать следующими компетенциями:

– владение навыками деловых коммуникаций, методами планирования карьеры (ОК-27);

– умение понятно излагать свои мысли и аргументировать свою точку зрения, понимать собеседника, основываясь на слушании и наблюдении, понимать эмоциональное состояние, интересы и отношения людей, умение прогнозировать реакции окружающих (ОК-31);

способность в конфликтной ситуации осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло (ПК-54);

– владение технологиями эффективной межличностной коммуникации, умением целенаправленно выстраивать и организовывать процесс взаимодействия в переговорах, анализировать конкретные переговорные ситуации с позиции межличностной коммуникации (ПК-55).


4. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

– особенности выбора каналов коммуникаций;

– правила телефонных коммуникаций;

– характерные признаки эффективных письменных коммуникаций;

– управление процессами коммуникаций как функцию менеджмента;

– технику обратной связи;

– деловой этикет в коммуникативном поведении;

– психофизиологические особенности восприятия и обработки информации;

– ролевое общение в деловых коммуникациях;

– основные правила проведения конструктивных совещаний;

– основы переговорного процесса;

– стиль и содержание делового партнерства при разногласиях;

уметь:

– использовать невербальное общение;

– выступать публично;

– проводить собеседования, личные беседы;

– применять убеждающую модель общения;

– использовать групповые и командные коммуникации;

иметь навыки (приобрести опыт):

– активного слушания;

– управления впечатлением;

– использования вопросов;

– распределения обязанностей и делегирования полномочий;

– командной работы;



– разрешения конфликтных ситуаций.
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

2 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

Контактная работа, в том числе:

40 часов

лекции



семинары

36 часов

консультации

4 часа

Самостоятельная работа

31 час

Промежуточный контроль

1 час

Зачетные единицы (кредиты)

2


5.2. Учебно-тематический план курса


Наименование тем

Количество часов

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

лекции

семинары

Тема 1. Эффективная коммуникация




2

2

4

Тема 2. Модели межличностной коммуникации




4

4

8

Тема 3. Структура процесса коммуникации




2

2

4

Тема 4. Коммуникативные барьеры




2

2

4

Тема 5. Восприятие и познание людьми друг друга. Влияние ролевого поведения на психологию общения




6

3

9

Тема 6. Средства коммуникации (вербальные, невербальные)




6

4

10

Тема 7. Этапы коммуникативного процесса. Установление контакта




4

4

8

Тема 8. Сбор информации




2

2

4

Тема 9. Передача информации




2

2

4

Тема 10. Переговорный процесс




4

4

8

Тема 11. Коммуникативная компетентность




2

2

4

Консультации










4

Промежуточный контроль










1

Итого




36

31

72


5.3. Содержание разделов и тем
Тема 1. Эффективная коммуникация

Цели коммуникации и человеческие потребности. Функции коммуникации и коммуникативного акта по модели Р.О.Якобсона: эмотивная, конативная, референтивная, поэтическая, фатическая, метаязыковая. Понятие эффективности коммуникации. Факторы повышения эффективности межличностной коммуникации. Коммуникативная компетентность: коммуникативная цель, стратегия и тактика. Виды общения. Познание в процессе межличностного общения. Самопознание и самооценка. "Я-концепция" и общение.


Тема 2. Модели межличностной коммуникации

Психологический, психоаналитический подходы (К.Г. Юнг, З. Фрейд, А. Адлер, Ж. Лакан); культурологический (К. Леви-Стросс, М. Бахтин, В. Пропп, Й. Хейзинга, Ж. Бодрийяр, Э. Холл, С. Тинг-Туми); социологический (Б. Малиновский, П. Бурдье и др.); драматический (Н. Евреинов, П. Ершов) конфликтологический (У. Юри), «окна Джогари» (Джозеф Лафт, Гарри Инграм). транзактный анализ (Э.Берн). Теория структурного баланса, теория коммуникативных актов, теория конгруэнтности (Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Ч.Осгуд, П. Танненбаум и др.). Условия эффективной коммуникации в соответствие с конкретной моделью.


Тема 3. Структура процесса коммуникации

Элементы, фазы, участники. Модель Harold Dwight Lasswell (1902-1978): Кто является отправителем/источником сообщения (индивид или организация)? Что является содержанием сообщения (письменного или печатного текста, устной речи, мимики, жестов и пантомимики, позы и пространственного расположения, изображения, фильма, ролика, видеоряда, логотипа, символики и т.п.) и в какой форме или разновидности осуществляется коммуникация? Кому направлено сообщение, кто является адресатом (индивид, организация, ‘народ’ и т.п.) и каков тип коммуникации (интраперсональная, межличностная, групповая, внутриорганизационная, массовая, межкультурная)? По какому каналу передается и принимается сообщение (визуальный, слуховой, кинестетический, тактильный) ? Каковы цели и функции коммуникации в данном случае (выражение, обращение, сообщение, поэтическая, фатическая, метакоммуникационная)? Чьи и какие потребности она обслуживает?


Тема 4. Коммуникативные барьеры

Искажения коммуникации и пути преодоления коммуникативных барьеров: психологические, социальные, когнитивные, физические, языковые, технические. Стереотипы восприятия. Кодировка-декодировка при передаче сообщения. Дополнительные смыслы и контекст коммуникации. Многозначность коммуникации. Функциональные характеристики сообщения по модели Р.Димблби и Г.Бертона: предупреждение, совет, информация убеждение, выражение мнения, развлечение.


Тема 5. Восприятие и познание людьми друг друга. Влияние ролевого поведения на психологию общения

Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга. Открытость и искренность при общении. "Маски" и их влияние на эффективность общения. Структурирование личности другого человека. Эффект "ореола". Возможные ошибки атрибуции. Эффект "проецирования". Влияние возрастных, профессиональных и личностных характеристик на восприятие людьми друг друга. влияние контекста на социальное суждение, поведение. Категоризация и социальные стереотипы. Влияние аттитьюдов и убеждений на коммуникацию и взаимодействие.


Тема 6. Средства коммуникации (вербальные, невербальные)

Речевые (вербальные, от лат. «устный, словесный»), Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция. Речь как утверждение социального статуса. Социальная и речевая роли. Социально-символическая индикация и регуляция речевого поведения. Культурный аспект социально-символической индикации (В.И. Карасик).

Неречевые (невербальные). Невербальные средства в деловой коммуникации. Кинесика и что она изучает. Средства невербальной коммуникации (дистанция между общающимися, телесный контакт, мимика, жесты, взгляд и т.п.). Поза и жестикуляция в деловом разговоре. Организация пространственной среды в деловой коммуникации.
Тема 7. Этапы коммуникативного процесса. Установление контакта

Коммуникативный кодекс как система принципов, регулирующих речевое поведение взаимодействующих субъектов в ходе коммуникативного акта. Критерии коммуникативного кодекса: критерий истинности и критерий искренности. Коммуникативный кодекс: принцип кооперации (по Г.П. Грайсу) и принцип вежливости (по Дж. Личу). Принцип кооперации: максима полноты информации, максима качества информации, максима релевантности, максима манеры. Принцип вежливости: максима такта, максима великодушия, максима одобрения, максима скромности, максима согласия, максима симпатии. .


Тема 8. Сбор информации

Коммуникативные техники для сбора информации: выспрашивание (виды вопросов) и выслушивание (активное и пассивное). Инструментарий: пауза, парафраз, пересказ (дословный, смысловой), интерпретация, отражение чувств.

Обратная связь. Выявление особенностей собеседника, индивидуально направленная модель общения.
Тема 9. Передача информации

Репрезентативные системы, предикаты, связь между каналами восприятия и репрезентативными системами. Аудиалы, визуалы, кинестетики. Умение слушать и слышать. Убеждение: этические нормы, объективность оценки социальных реалий, факторы достоверности и доверия, сопереживания и, коммуникативный код. Многоступенчатость процесса убеждения: 1) привлечение внимания реципиента, 2) достижение понимания, осмысление, 3) принятие, или так называемое внутреннее присвоение (интериоризация - от лат. - <внутренний>) информации, аргумента, свидетельства и т.п., 4) поддержание внимания, 5) действие как результат.


Тема 10. Переговорный процесс

Основные понятия переговорного процесса: этапы, цели и задачи каждого этапа, интересы и позиции сторон, стратегия и тактика предстоящих переговоров, переговорная матрица. Процедура, стадии и динамика переговорного процесса: Структурная сложность переговоров, принципы и различия стратегий ведения переговоров, основные составляющие прочного соглашения. Управление переговорами: Интегративные переговоры. Принципиальные переговоры. Манипулятивное поведение переговорщика.


Тема 11. Коммуникативная компетентность

Диагностика и анализ индивидуального поведенческого репертуара: сильные, слабые стороны. Позиция при взаимодействии: пассивная- активная, творческая - стереотипная, конструктивная – деструктивная, мягкая - жесткая – принципиальная. Рефлексия.

Ближайшие зоны развития коммуникативной компетентности.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
6.1. Образовательные технологии

Дисциплина предусматривает следующие виды работ, качество выполнения которых оценивается балльной системой: разбор информационных материалов, ролевые ситуационные игры, отработка умений в малых группах, выполнение практических упражнений, в том числе с записью на видеокамеру, групповая дискуссия, анализ видеозаписей.



Активная и интерактивная форма проведения предусмотрена для 100% аудиторных занятий.
6.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Что такое эффективные коммуникации. Значение коммуникаций для эффективности менеджеров. История вопроса о роли коммуникаций.

  2. Определения коммуникаций и их особенности. Коммуникативный континиум. Важность коммуникативных функций. Ответственность за коммуникации в организации. Цели коммуникаций. Коммуникации и процесс принятия решений.

  3. Восходящие, нисходящие и горизонтальные информационные потоки. Классификации коммуникаций.

  4. Структура общения и место коммуникаций в ней. Процесс обмена информацией и его этапы. Каналы передачи информации – речевой (вербальный) и неречевой (невербальный).

  5. Невербальные коммуникации: статика и динамика. Методика распознавания общих свойств личности по внешним «физиогномическим стандартам». Элементы имиджа.

  6. Язык тела и его воздействие при коммуникациях. Конгруэнтность коммуникации: зрительный контакт, открытая позиция, соответствующая мимика. Слабые сигналы при общении.

  7. Средства установления контакта. Навыки активного слушания, рекомендации по активному слушанию. Этапы применения техники активного слушания.

  8. Привычки неслушания: невнимательность, псевдослушание, ситуативное слушание, прерывание, перебивание, слушание для несогласия, защитные реакции.

  9. Использование вопросов. Открытые, закрытые и альтернативные вопросы. Применение техники СПИН-вопросов. Ситуационные, проблемные, извлекающие и наводящие вопросы.

  10. Публичное выступление и презентация – сходства и отличия. Классическая схема публичного выступления. Пять этапов выступления: подбор материала; составление плана; литературная обработка речи; заучивание отдельных блоков; произнесение речи Сценарий информационного выступления.

  11. Основы успешной презентации: определение, характеристика аудитории. Подготовка к презентации. Структура презентации. Психологический аспект презентации. Коммуникативный аспект. Технический аспект. Варианты планировки мест при проактивной и интерактивной презентациях. Критерии успешной презентации.

  12. Особенности коммуникаций по телефону. План телефонного разговора при «исходящем» и «входящем» телефонном звонке. Специфика «преодоления» секретаря. Подготовка и ведение телефонных разговоров. Телефонный этикет.

  13. Переменные коммуникативного процесса. Коммуникации в письменной форме. Стили коммуникаций. Особенности эффективного стиля письма: тактичность, персональность, позитивность, цельность, активность, связность, ясность, краткость, удобочитаемость, стандартизация.

  14. Характеристики и виды бизнес-отчетов. Варианты расположения частей бизнес-отчета. Написание бизнес-отчета. Основные принципы создания хороших инструкций. Этика письменных коммуникаций. Компоненты делового письма.

  15. Интернет-коммуникации. Рекомендуемые правила поведения на форумах.

  16. Двухсторонний процесс коммуникаций. Обратная связь как инструмент управления. Характеристики и правила обратной связи. Нисходящие коммуникации и их цели. Восходящие коммуникации и их цели. Интерактивные горизонтальные коммуникации.

  17. Критика и поощрение. Последовательность распределения обязанностей и ответственности.

  18. Преодоление психологического недовольства собеседника. Работа с возражениями.

  19. Технология воздействия: опора на эмоциональный настрой, учет контр аргументации и критической позиции собеседника, эмоциональное отношение к предмету общения, манипулирование голосом, комплименты.

  20. Эффекты и правила убеждения. Структура убеждающей коммуникации. Примеры убеждающих речей.

  21. Роль этикета в деловой жизни. Поведенческий и речевой этикет. Эффекты восприятия. Имидж и его влияние на успех фирмы и бизнеса. Этикет при встрече: представление, визитные карточки, начало делового разговора.

  22. Этикет делового контакта: в транспорте, при деловых встречах и приемах, на совещаниях. Этика и этикет в отношениях руководителя и подчиненных, мужчин и женщин.

  23. Этикет при проведении переговоров. Выбор и преподнесение сувениров и подарков. Разновидности приемов и банкетов. Национальные особенности протокола и этикета.

  24. Основные положения нейролингвистического программирования. НЛП: определения. Что такое раппорт и подстройка? Приемы установления раппорта.

  25. Репрезентативные системы. Доминантные модальности. Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы. Глазные сигналы доступа. Калибровка. Якоря. Пресуппозиция. Применение НЛП в коммуникациях.

  26. Стратегии поведения по трансактному анализу Э.Берна. Что такое ролевая позиция Родителя, Взрослого, Дитя? Основные виды трансакций по Э.Берну. Р-В-Д в поведении менеджера. Ролевое общение в деловых коммуникациях.

  27. Типы совещаний. Подготовка совещаний и деловых встреч Факторы повышения успешности совещаний. Цена совещания. Время и место проведения.

  28. Проведение совещаний. Постановка и отражение вопросов участников. Методы разрешения трудных ситуаций во время совещаний. Особенности роли ведущего и участников совещания. Достижение консенсуса и его необходимость. Действия после совещания. Оформление протокола.

  29. Что такое переговоры. Виды переговоров. Мотивы проведения переговоров. Этапы переговорного процесса.

  30. Подготовка к переговорам: определение задач, сбор информации, определение состава участников, определение предмета переговоров и позиций сторон, определение места проведения переговоров подготовка документов и повестки.

  31. Проведение переговоров: структура и фазы. Начало переговоров. Работа с предположениями, разграничение важных и несущественных вопросов. Выбор максимально и минимально допустимых позиций. Определение интересов. Фаза поиска, определение линии поведения и конкретных задач.

  32. Завершение переговоров. Позиционные переговоры и интересы. Технические приемы ведения переговоров. Типичные ошибки при проведении переговоров.

  33. Стадии протекания делового конфликта. Элементы структуры конфликта. Сетка Томаса-Килмена. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Конструктивное решение конфликта.

  34. Правила поведения при разногласиях. Тактики разрешения противоречий. Навыки стрессоустойчивости при поведении в сложных ситуациях.

  35. Подходы к классификации команд. Признаки, качества и особенности, присущие “командным коммуникациям”. Социально-коммуникативные факторы, которые мешают развитию команды.

  36. Командные роли. Схемы коммуникаций внутри группы и решение задач разной сложности. Анализ внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций.


6.3. Литература и источники

Основная литература



  1. Введение в теорию коммуникации : Метод. указания, программа курса, библиография / [Сост. И.В. Силантьев] ; Новосиб. гос. ун-т, Фак. журналистики, Каф. мас. коммуникаций .— Новосибирск : НГУ, 2003 .— 19 с.

  2. Яковлев, Игорь Петрович (д-р филос. наук ; 1940-) . Современные теории массовых коммуникаций : учеб. пособие [для вузов] / И.П. Яковлев ; СПбГУ, Фак. журналистики .— 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Роза мира, 2007 .— 123 с.

Дополнительная литература



  1. ПРИКЛАДНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ для журналистов М.: Права человека, 2006 http://www.evartist.narod.ru/text19/051.htm

  2. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с: http://www.evartist.narod.ru/text19/146.htm

  3. Шарков, Феликс Изосимович. Теория коммуникации: (базовый курс) : Учебник для вузов по спец. "Связи с общественностью" / Ф.И. Шарков .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : РИП-холдинг, 2004 .— 245 с.

  4. Актуальные проблемы теории коммуникации : Сб. науч. тр. / С.-Петербург. гос. политехн. ун-т, Рос. коммуникатив. ассоц. ; [Редкол.: М.А. Василик и др.] .— СПб. : Изд-во С.-Петербург. политехн. ун-та, 2004 .— 361 с.

  5. Иеронова, Ирина Юрьевна. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / И.Ю. Иеронова ; Рос. гос. ун-т им. И. Канта .— Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006 .— 134 с.


Каталог: xmlui -> bitstream -> handle -> nsu
nsu -> Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «социальная психология»
nsu -> Рабочая программа курса «Физическая культура»
nsu -> Рабочая программа дисциплины «логика» Уровень высшего образования Бакалавриат направление подготовки 031300. 62 Журналистика
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «конфликтология»
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «история зарубежной журналистики»
nsu -> Теория, методология и методы психологического исследования Фёдоров Александрович
nsu -> Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «современные теории массовой коммуникации»
nsu -> Программа лекционного курса и самостоятельной работы для студентов, специализирующихся на кафедре общей биологии и экологии


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница