Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский национальный исследовательский
государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики
Кафедра массовых коммуникаций
Утверждено
«29» августа 2014 г.
Декан ФЖ
____________О.Д.Журавель
Направление подготовки
031300.68 «ЖУРНАЛИСТИКА»
Уровень подготовки
МАГИСТР
ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС»
Автор: Панцуркина Т.К.
-
Вид учебной работы
|
2 семестр
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72 часа
|
Контактная работа, в том числе:
|
40 часов
|
лекции
|
–
|
семинары
|
36 часов
|
консультации
|
4 часа
|
Самостоятельная работа
|
31 час
|
Промежуточный контроль
|
1 час
|
Зачетные единицы (кредиты)
|
2
|
Новосибирск 2014
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа дисциплины «Эффективная коммуникация: переговорный процесс» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистранта по направлению «Журналистика» и предназначена для магистрантов второго года обучения. Дисциплина «Эффективная коммуникация: переговорный процесс» призвана сформировать умение понятно излагать свои мысли и аргументировать свою точку зрения, понимать собеседника, основываясь на слушании и наблюдении, понимать эмоциональное состояние, интересы и отношения людей, умение прогнозировать реакции окружающих.
2. МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Курс «Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях» входит в вариативную часть профессионального цикла М2 образовательной программы магистратуры «Управление коммуникациями».
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (магистратура), направление подготовки 031300 «Журналистика», студент, прослушавший данный курс, должен обладать следующими компетенциями:
– владение навыками деловых коммуникаций, методами планирования карьеры (ОК-27);
– умение понятно излагать свои мысли и аргументировать свою точку зрения, понимать собеседника, основываясь на слушании и наблюдении, понимать эмоциональное состояние, интересы и отношения людей, умение прогнозировать реакции окружающих (ОК-31);
– способность в конфликтной ситуации осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло (ПК-54);
– владение технологиями эффективной межличностной коммуникации, умением целенаправленно выстраивать и организовывать процесс взаимодействия в переговорах, анализировать конкретные переговорные ситуации с позиции межличностной коммуникации (ПК-55).
4. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен:
– знать:
– особенности выбора каналов коммуникаций;
– правила телефонных коммуникаций;
– характерные признаки эффективных письменных коммуникаций;
– управление процессами коммуникаций как функцию менеджмента;
– технику обратной связи;
– деловой этикет в коммуникативном поведении;
– психофизиологические особенности восприятия и обработки информации;
– ролевое общение в деловых коммуникациях;
– основные правила проведения конструктивных совещаний;
– основы переговорного процесса;
– стиль и содержание делового партнерства при разногласиях;
– уметь:
– использовать невербальное общение;
– выступать публично;
– проводить собеседования, личные беседы;
– применять убеждающую модель общения;
– использовать групповые и командные коммуникации;
– иметь навыки (приобрести опыт):
– активного слушания;
– управления впечатлением;
– использования вопросов;
– распределения обязанностей и делегирования полномочий;
– командной работы;
– разрешения конфликтных ситуаций.
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
2 семестр
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72 часа
|
Контактная работа, в том числе:
|
40 часов
|
лекции
|
–
|
семинары
|
36 часов
|
консультации
|
4 часа
|
Самостоятельная работа
|
31 час
|
Промежуточный контроль
|
1 час
|
Зачетные единицы (кредиты)
|
2
|
5.2. Учебно-тематический план курса
Наименование тем
|
Количество часов
|
Самостоятельная работа
|
Всего часов по теме
|
лекции
|
семинары
|
Тема 1. Эффективная коммуникация
|
|
2
|
2
|
4
|
Тема 2. Модели межличностной коммуникации
|
|
4
|
4
|
8
|
Тема 3. Структура процесса коммуникации
|
|
2
|
2
|
4
|
Тема 4. Коммуникативные барьеры
|
|
2
|
2
|
4
|
Тема 5. Восприятие и познание людьми друг друга. Влияние ролевого поведения на психологию общения
|
|
6
|
3
|
9
|
Тема 6. Средства коммуникации (вербальные, невербальные)
|
|
6
|
4
|
10
|
Тема 7. Этапы коммуникативного процесса. Установление контакта
|
|
4
|
4
|
8
|
Тема 8. Сбор информации
|
|
2
|
2
|
4
|
Тема 9. Передача информации
|
|
2
|
2
|
4
|
Тема 10. Переговорный процесс
|
|
4
|
4
|
8
|
Тема 11. Коммуникативная компетентность
|
|
2
|
2
|
4
|
Консультации
|
|
|
|
4
|
Промежуточный контроль
|
|
|
|
1
|
Итого
|
|
36
|
31
|
72
|
5.3. Содержание разделов и тем
Тема 1. Эффективная коммуникация
Цели коммуникации и человеческие потребности. Функции коммуникации и коммуникативного акта по модели Р.О.Якобсона: эмотивная, конативная, референтивная, поэтическая, фатическая, метаязыковая. Понятие эффективности коммуникации. Факторы повышения эффективности межличностной коммуникации. Коммуникативная компетентность: коммуникативная цель, стратегия и тактика. Виды общения. Познание в процессе межличностного общения. Самопознание и самооценка. "Я-концепция" и общение.
Тема 2. Модели межличностной коммуникации
Психологический, психоаналитический подходы (К.Г. Юнг, З. Фрейд, А. Адлер, Ж. Лакан); культурологический (К. Леви-Стросс, М. Бахтин, В. Пропп, Й. Хейзинга, Ж. Бодрийяр, Э. Холл, С. Тинг-Туми); социологический (Б. Малиновский, П. Бурдье и др.); драматический (Н. Евреинов, П. Ершов) конфликтологический (У. Юри), «окна Джогари» (Джозеф Лафт, Гарри Инграм). транзактный анализ (Э.Берн). Теория структурного баланса, теория коммуникативных актов, теория конгруэнтности (Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Ч.Осгуд, П. Танненбаум и др.). Условия эффективной коммуникации в соответствие с конкретной моделью.
Тема 3. Структура процесса коммуникации
Элементы, фазы, участники. Модель Harold Dwight Lasswell (1902-1978): Кто является отправителем/источником сообщения (индивид или организация)? Что является содержанием сообщения (письменного или печатного текста, устной речи, мимики, жестов и пантомимики, позы и пространственного расположения, изображения, фильма, ролика, видеоряда, логотипа, символики и т.п.) и в какой форме или разновидности осуществляется коммуникация? Кому направлено сообщение, кто является адресатом (индивид, организация, ‘народ’ и т.п.) и каков тип коммуникации (интраперсональная, межличностная, групповая, внутриорганизационная, массовая, межкультурная)? По какому каналу передается и принимается сообщение (визуальный, слуховой, кинестетический, тактильный) ? Каковы цели и функции коммуникации в данном случае (выражение, обращение, сообщение, поэтическая, фатическая, метакоммуникационная)? Чьи и какие потребности она обслуживает?
Тема 4. Коммуникативные барьеры
Искажения коммуникации и пути преодоления коммуникативных барьеров: психологические, социальные, когнитивные, физические, языковые, технические. Стереотипы восприятия. Кодировка-декодировка при передаче сообщения. Дополнительные смыслы и контекст коммуникации. Многозначность коммуникации. Функциональные характеристики сообщения по модели Р.Димблби и Г.Бертона: предупреждение, совет, информация убеждение, выражение мнения, развлечение.
Тема 5. Восприятие и познание людьми друг друга. Влияние ролевого поведения на психологию общения
Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга. Открытость и искренность при общении. "Маски" и их влияние на эффективность общения. Структурирование личности другого человека. Эффект "ореола". Возможные ошибки атрибуции. Эффект "проецирования". Влияние возрастных, профессиональных и личностных характеристик на восприятие людьми друг друга. влияние контекста на социальное суждение, поведение. Категоризация и социальные стереотипы. Влияние аттитьюдов и убеждений на коммуникацию и взаимодействие.
Тема 6. Средства коммуникации (вербальные, невербальные)
Речевые (вербальные, от лат. «устный, словесный»), Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция. Речь как утверждение социального статуса. Социальная и речевая роли. Социально-символическая индикация и регуляция речевого поведения. Культурный аспект социально-символической индикации (В.И. Карасик).
Неречевые (невербальные). Невербальные средства в деловой коммуникации. Кинесика и что она изучает. Средства невербальной коммуникации (дистанция между общающимися, телесный контакт, мимика, жесты, взгляд и т.п.). Поза и жестикуляция в деловом разговоре. Организация пространственной среды в деловой коммуникации.
Тема 7. Этапы коммуникативного процесса. Установление контакта
Коммуникативный кодекс как система принципов, регулирующих речевое поведение взаимодействующих субъектов в ходе коммуникативного акта. Критерии коммуникативного кодекса: критерий истинности и критерий искренности. Коммуникативный кодекс: принцип кооперации (по Г.П. Грайсу) и принцип вежливости (по Дж. Личу). Принцип кооперации: максима полноты информации, максима качества информации, максима релевантности, максима манеры. Принцип вежливости: максима такта, максима великодушия, максима одобрения, максима скромности, максима согласия, максима симпатии. .
Тема 8. Сбор информации
Коммуникативные техники для сбора информации: выспрашивание (виды вопросов) и выслушивание (активное и пассивное). Инструментарий: пауза, парафраз, пересказ (дословный, смысловой), интерпретация, отражение чувств.
Обратная связь. Выявление особенностей собеседника, индивидуально направленная модель общения.
Тема 9. Передача информации
Репрезентативные системы, предикаты, связь между каналами восприятия и репрезентативными системами. Аудиалы, визуалы, кинестетики. Умение слушать и слышать. Убеждение: этические нормы, объективность оценки социальных реалий, факторы достоверности и доверия, сопереживания и, коммуникативный код. Многоступенчатость процесса убеждения: 1) привлечение внимания реципиента, 2) достижение понимания, осмысление, 3) принятие, или так называемое внутреннее присвоение (интериоризация - от лат. - <внутренний>) информации, аргумента, свидетельства и т.п., 4) поддержание внимания, 5) действие как результат.
Тема 10. Переговорный процесс
Основные понятия переговорного процесса: этапы, цели и задачи каждого этапа, интересы и позиции сторон, стратегия и тактика предстоящих переговоров, переговорная матрица. Процедура, стадии и динамика переговорного процесса: Структурная сложность переговоров, принципы и различия стратегий ведения переговоров, основные составляющие прочного соглашения. Управление переговорами: Интегративные переговоры. Принципиальные переговоры. Манипулятивное поведение переговорщика.
Тема 11. Коммуникативная компетентность
Диагностика и анализ индивидуального поведенческого репертуара: сильные, слабые стороны. Позиция при взаимодействии: пассивная- активная, творческая - стереотипная, конструктивная – деструктивная, мягкая - жесткая – принципиальная. Рефлексия.
Ближайшие зоны развития коммуникативной компетентности.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
6.1. Образовательные технологии
Дисциплина предусматривает следующие виды работ, качество выполнения которых оценивается балльной системой: разбор информационных материалов, ролевые ситуационные игры, отработка умений в малых группах, выполнение практических упражнений, в том числе с записью на видеокамеру, групповая дискуссия, анализ видеозаписей.
Активная и интерактивная форма проведения предусмотрена для 100% аудиторных занятий.
6.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
-
Что такое эффективные коммуникации. Значение коммуникаций для эффективности менеджеров. История вопроса о роли коммуникаций.
-
Определения коммуникаций и их особенности. Коммуникативный континиум. Важность коммуникативных функций. Ответственность за коммуникации в организации. Цели коммуникаций. Коммуникации и процесс принятия решений.
-
Восходящие, нисходящие и горизонтальные информационные потоки. Классификации коммуникаций.
-
Структура общения и место коммуникаций в ней. Процесс обмена информацией и его этапы. Каналы передачи информации – речевой (вербальный) и неречевой (невербальный).
-
Невербальные коммуникации: статика и динамика. Методика распознавания общих свойств личности по внешним «физиогномическим стандартам». Элементы имиджа.
-
Язык тела и его воздействие при коммуникациях. Конгруэнтность коммуникации: зрительный контакт, открытая позиция, соответствующая мимика. Слабые сигналы при общении.
-
Средства установления контакта. Навыки активного слушания, рекомендации по активному слушанию. Этапы применения техники активного слушания.
-
Привычки неслушания: невнимательность, псевдослушание, ситуативное слушание, прерывание, перебивание, слушание для несогласия, защитные реакции.
-
Использование вопросов. Открытые, закрытые и альтернативные вопросы. Применение техники СПИН-вопросов. Ситуационные, проблемные, извлекающие и наводящие вопросы.
-
Публичное выступление и презентация – сходства и отличия. Классическая схема публичного выступления. Пять этапов выступления: подбор материала; составление плана; литературная обработка речи; заучивание отдельных блоков; произнесение речи Сценарий информационного выступления.
-
Основы успешной презентации: определение, характеристика аудитории. Подготовка к презентации. Структура презентации. Психологический аспект презентации. Коммуникативный аспект. Технический аспект. Варианты планировки мест при проактивной и интерактивной презентациях. Критерии успешной презентации.
-
Особенности коммуникаций по телефону. План телефонного разговора при «исходящем» и «входящем» телефонном звонке. Специфика «преодоления» секретаря. Подготовка и ведение телефонных разговоров. Телефонный этикет.
-
Переменные коммуникативного процесса. Коммуникации в письменной форме. Стили коммуникаций. Особенности эффективного стиля письма: тактичность, персональность, позитивность, цельность, активность, связность, ясность, краткость, удобочитаемость, стандартизация.
-
Характеристики и виды бизнес-отчетов. Варианты расположения частей бизнес-отчета. Написание бизнес-отчета. Основные принципы создания хороших инструкций. Этика письменных коммуникаций. Компоненты делового письма.
-
Интернет-коммуникации. Рекомендуемые правила поведения на форумах.
-
Двухсторонний процесс коммуникаций. Обратная связь как инструмент управления. Характеристики и правила обратной связи. Нисходящие коммуникации и их цели. Восходящие коммуникации и их цели. Интерактивные горизонтальные коммуникации.
-
Критика и поощрение. Последовательность распределения обязанностей и ответственности.
-
Преодоление психологического недовольства собеседника. Работа с возражениями.
-
Технология воздействия: опора на эмоциональный настрой, учет контр аргументации и критической позиции собеседника, эмоциональное отношение к предмету общения, манипулирование голосом, комплименты.
-
Эффекты и правила убеждения. Структура убеждающей коммуникации. Примеры убеждающих речей.
-
Роль этикета в деловой жизни. Поведенческий и речевой этикет. Эффекты восприятия. Имидж и его влияние на успех фирмы и бизнеса. Этикет при встрече: представление, визитные карточки, начало делового разговора.
-
Этикет делового контакта: в транспорте, при деловых встречах и приемах, на совещаниях. Этика и этикет в отношениях руководителя и подчиненных, мужчин и женщин.
-
Этикет при проведении переговоров. Выбор и преподнесение сувениров и подарков. Разновидности приемов и банкетов. Национальные особенности протокола и этикета.
-
Основные положения нейролингвистического программирования. НЛП: определения. Что такое раппорт и подстройка? Приемы установления раппорта.
-
Репрезентативные системы. Доминантные модальности. Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы. Глазные сигналы доступа. Калибровка. Якоря. Пресуппозиция. Применение НЛП в коммуникациях.
-
Стратегии поведения по трансактному анализу Э.Берна. Что такое ролевая позиция Родителя, Взрослого, Дитя? Основные виды трансакций по Э.Берну. Р-В-Д в поведении менеджера. Ролевое общение в деловых коммуникациях.
-
Типы совещаний. Подготовка совещаний и деловых встреч Факторы повышения успешности совещаний. Цена совещания. Время и место проведения.
-
Проведение совещаний. Постановка и отражение вопросов участников. Методы разрешения трудных ситуаций во время совещаний. Особенности роли ведущего и участников совещания. Достижение консенсуса и его необходимость. Действия после совещания. Оформление протокола.
-
Что такое переговоры. Виды переговоров. Мотивы проведения переговоров. Этапы переговорного процесса.
-
Подготовка к переговорам: определение задач, сбор информации, определение состава участников, определение предмета переговоров и позиций сторон, определение места проведения переговоров подготовка документов и повестки.
-
Проведение переговоров: структура и фазы. Начало переговоров. Работа с предположениями, разграничение важных и несущественных вопросов. Выбор максимально и минимально допустимых позиций. Определение интересов. Фаза поиска, определение линии поведения и конкретных задач.
-
Завершение переговоров. Позиционные переговоры и интересы. Технические приемы ведения переговоров. Типичные ошибки при проведении переговоров.
-
Стадии протекания делового конфликта. Элементы структуры конфликта. Сетка Томаса-Килмена. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Конструктивное решение конфликта.
-
Правила поведения при разногласиях. Тактики разрешения противоречий. Навыки стрессоустойчивости при поведении в сложных ситуациях.
-
Подходы к классификации команд. Признаки, качества и особенности, присущие “командным коммуникациям”. Социально-коммуникативные факторы, которые мешают развитию команды.
-
Командные роли. Схемы коммуникаций внутри группы и решение задач разной сложности. Анализ внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций.
6.3. Литература и источники
Основная литература
-
Введение в теорию коммуникации : Метод. указания, программа курса, библиография / [Сост. И.В. Силантьев] ; Новосиб. гос. ун-т, Фак. журналистики, Каф. мас. коммуникаций .— Новосибирск : НГУ, 2003 .— 19 с.
-
Яковлев, Игорь Петрович (д-р филос. наук ; 1940-) . Современные теории массовых коммуникаций : учеб. пособие [для вузов] / И.П. Яковлев ; СПбГУ, Фак. журналистики .— 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Роза мира, 2007 .— 123 с.
Дополнительная литература
-
ПРИКЛАДНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ для журналистов М.: Права человека, 2006 http://www.evartist.narod.ru/text19/051.htm
-
Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с: http://www.evartist.narod.ru/text19/146.htm
-
Шарков, Феликс Изосимович. Теория коммуникации: (базовый курс) : Учебник для вузов по спец. "Связи с общественностью" / Ф.И. Шарков .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : РИП-холдинг, 2004 .— 245 с.
-
Актуальные проблемы теории коммуникации : Сб. науч. тр. / С.-Петербург. гос. политехн. ун-т, Рос. коммуникатив. ассоц. ; [Редкол.: М.А. Василик и др.] .— СПб. : Изд-во С.-Петербург. политехн. ун-та, 2004 .— 361 с.
-
Иеронова, Ирина Юрьевна. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / И.Ю. Иеронова ; Рос. гос. ун-т им. И. Канта .— Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006 .— 134 с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |