Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «социальная психология»



Скачать 174,32 Kb.
Дата16.02.2016
Размер174,32 Kb.
#7292
ТипПрограмма
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский

государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики

Кафедра массовых коммуникаций

Утверждено

«29» августа 2014 г.

Декан ФЖ

____________О.Д.Журавель

Направление подготовки

031300.68 «ЖУРНАЛИСТИКА»


Уровень подготовки

МАГИСТР
ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Автор: ст. преп. Федоров А.А.



Вид учебной работы

1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

Контактная работа, в том числе:

40 часов

лекции

18 часов

семинары

18 часов

консультации

4 часа

Самостоятельная работа

31 час

Промежуточный контроль

1 час

Зачетные единицы (кредиты)

2

Новосибирск 2014



1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Дисциплина «Социальная психология» предназначена для ознакомления с ключевым содержанием основных социально-психологических концепций, наиболее важными экспериментальными данными.

Основной целью освоения дисциплины является приобретение профессиональной компетентности в области научно-психологического описания и анализа социального поведения людей.

Задачами курса являются:

– сформировать представление о теоретических основах социально-психологической науки и ее связях с другими сферами науки и общественной практики;

– ознакомить с наиболее важными социально-психологическими концепциями и теми экспериментальными данными, к которым апеллируют эти концепции.
2. МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Курс «Социальная психология» входит в вариативную часть общенаучного цикла М1 образовательной программы магистратуры «Управление коммуникациями».

способность использовать знания в области психологии для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности,

ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста.


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (магистратура), направление подготовки 031300 «Журналистика», студент, прослушавший данный курс, должен обладать следующими компетенциями:

– владение навыками деловых коммуникаций, методами планирования карьеры (ОК-27);

– умение понятно излагать свои мысли и аргументировать свою точку зрения, понимать собеседника, основываясь на слушании и наблюдении, понимать эмоциональное состояние, интересы и отношения людей, умение прогнозировать реакции окружающих (ОК-31);

– знакомство с социально-психологическими характеристиками (свойствами, процессами, состояниями) индивида и группы как субъекта социальных отношений, закономерностями их социального поведения, психологическими механизмами социальных влияний (ПК-35);

– владение технологиями эффективной межличностной коммуникации, умением целенаправленно выстраивать и организовывать процесс взаимодействия в переговорах, анализировать конкретные переговорные ситуации с позиции межличностной коммуникации (ПК-55).


4. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен:

иметь представление о теоретических основах социально-психологической науки, об истории социальной психологии;

знать содержание наиболее важных психологических концепций и экспериментальные данные, к которым апеллируют эти концепции;



уметь выявить социально-психологическую проблематику в смежных отраслях науки и в конкретной области общественной практики; анализировать информацию и самостоятельно работать с литературными источниками в рамках социально-психологической проблематики.
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

Контактная работа, в том числе:

40 часов

лекции

18 часов

семинары

18 часов

консультации

4 часа

Самостоятельная работа

31 час

Промежуточный контроль

1 час

Зачетные единицы (кредиты)

2


5.2. Учебно-тематический план курса


Наименование тем

Количество часов

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

лекции

семинары

Раздел 1. Введение в социальную психологию













Тема 1. История и предмет социальной психологии

1

1

2

4

Тема 2. Методология и методы социальной психологии

2

2

2

6

Раздел 2. Закономерности общения и взаимодействия













Тема 3. Введение в психологию общения

1

1

2

4

Тема 4. Общение как коммуникация

2

2

2

6

Тема 5. Общение как интеракция

1

1

2

4

Тема 6. Общение как социальная перцепция

1

1

2

4

Раздел 3. Социальная психология групп













Тема 7. Психология группы

2

2

3

7

Тема 8. Психология малой группы

1

1

2

4

Тема 9. Психология больших групп

1

1

2

4

Раздел 4. Социальная психология личности













Тема 10. Проблема личности в социальной психологии

2

2

4

8

Тема 11. Социализация личности

2

2

4

8

Тема 12. Социальная установка

1

1

2

4

Раздел 5. Практические приложения социальной психологии

1

1

2

4

Консультации










4

Промежуточный контроль










1

Итого

18

18

31

72


5.3. Содержание разделов и тем
Раздел 1. Введение в социальную психологию
Тема 1. История и предмет социальной психологии

Первые исторические формы социально-психологического знания. «Психология масс» (Г.Тард, Г.Лебон), «психология народов» (В.Вундт) и теория «инстинктов социального поведения» (Мак-Дуголл). Предпосылки возникновения социальной психологии. Предмет социальной психологии. Психология и социология как источники формирования представлений о предмете социальной психологии. Социальная психология и смежные науки. Сравнительный обзор современных теоретических ориентаций в западной социальной психологии: психоаналитическая, бихевиористская, когнитивистская и интеракционистская.


Тема 2. Методология и методы социальной психологии

Базовые представления об основных методологических проблемах в социальной психологии. Проблема качества информации. Общая характеристика основных методов в социальной психологии. Опрос: анкетирование, интервью, беседа. Анализ документов: контент-анализ. Проблема отбора категорий для контент-анализа. Виды наблюдения. Субъективность наблюдателя и способы ее минимизации. Эксперимент в социальной психологии. Этапы социометрического исследования. Проблемы применения методов. Социальная психология и человеческие ценности.


Раздел 2. Закономерности общения и взаимодействия
Тема 3. Введение в психологию общения

Методологический принцип: единство общения и деятельности. Социально-психологические закономерности общения людей. Структура и функции общения.


Тема 4. Общение как коммуникация

Особенности межличностной коммуникации. Структура коммуникативного процесса: коммуникатор, реципиент, сообщение, аудитория, канал передачи информации. Коммуникативное влияние. Механизмы воздействия в процессе общения: заражение, внушение, убеждение. 4 стратагемы убеждения (Аронсон, Пратканис). Экспериментальные исследования процесса убеждения. Понятие коммуникативного барьера. Соотношение вербальной и невербальной коммуникации: оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая и проксемика.


Тема 5. Общение как интеракция

Общение как интеракция. Понятие интеракции в социальной психологии. Виды взаимодействия: кооперативное и конкурентное. Соотношение кооперативного взаимодействия и коллективной деятельности. Типы совместной деятельности по Л.И.Уманскому: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, собственно-совместная. Общая характеристика конфликта. Структура и динамика конфликта. Виды конфликтов: классификация М.Дойча, функциональные конфликты развития. Конструктивная и деструктивная функции конфликта. Взаимодействие как организация совместной деятельности.


Тема 6. Общение как социальная перцепция

Общение как социальная перцепция. Термин "социальная перцепция". Соотношение понятий: социальное восприятие, взаимопонимание и взаимопознание людей. Межличностное восприятие как частный случай социального восприятия. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия. Эффекты межличностного восприятия. Процесс категоризации. Точность межличностной перцепции. Имплицитные теории личности. Межличностная аттракция. Факторы, способствующие возникновению межличностной аттракции. Общее представление о когнитивной сложности и простоте личности. Интерпретация других. Атрибуция. Каузальная атрибуция.


Раздел 3. Социальная психология групп
Тема 7. Психология группы

Специфика социально-психологического подхода. Классификация групп: большие и малые, формальные и неформальные, референтные и группы членства. Основные характеристики группы. Социальная фасилитация. Социальная ингибиция. Деиндивидуализация. Групповая поляризация. Огруппление мышления. Информационное социальное влияние. Нормативное социальное влияние. Конформность. Влияние меньшинства.


Тема 8. Психология малой группы

Основные направления исследования малой группы в истории социальной психологии. Хоторнские эксперименты. Хоторнский эффект. Определение понятия малой группы. Классификация малых групп. Детерминанты возникновения малой группы. Взаимодействие социальных и психологических причин возникновения малой группы. Понятие "групповой динамики". Основные динамические процессы в малой группе. Групповое давление. Нормативное поведение в группе. Основные характеристики групповых норм. Групповая сплоченность. Принятие группового решения. Дискуссия как способ организации группового решения. Виды групповой дискуссии. Развитие малой группы как психологической общности. Различные модели группового развития (Б.Такмен, А.В. Петровский, Л.И.Уманский). Роль совместной деятельности в развитии группы. Управление малой группой. Соотношение понятий "лидерство" и "руководство". Теории лидерства: харизматическая, ситуационная, синтетическая. Трактовка лидерства как функции группы. Понятие стиля руководства. Классификация стилей К.Левина. Модель эффективности руководства Ф.Фидлера. Проблема эффективности деятельности малой группы.


Тема 9. Психология больших групп

Большие группы. Основные проблемы исследования больших групп в социальной психологии. Особенности психологии социальных классов. Виды больших групп: организованные и стихийные. Характеристика стихийных групп. Социальные движения. Психологические особенности этнических групп. Понятия "психологического склада нации", "национального характера" и "этнического стереотипа". Межгрупповые отношения. Ингрупповой фаворитизм.


Раздел 4. Социальная психология личности
Тема 10. Проблема личности в социальной психологии

Социально-психологическая проблематика личности. Понятие социальной роли. Виды ролевого конфликта: внутриролевой и межролевой. Маргинальная личность. Ролевое поведение, проблема взаимодействия личности и общества. Проблемы личности и группы. Социально-психологические качества личности. Я-концепция. Когнитивный диссонанс. Классификация принципов влияния (Чалдини). Подчинение авторитету (Милграм). Феномен плюралистического невежества (Латане, Дарлей). Предрасположение в пользу собственного «Я». Самопрезентация. Перспективы исследований личности в социальной психологии.


Тема 11. Социализация личности

Процесс социализации. Проблема этапности процесса социализации. Основные институты социализации. Сравнительный анализ социализации детей и взрослых.


Тема 12. Социальная установка

Социальная установка: понятие, структура (эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты) и функции. Проблема аттитюда в социальной психологии. Изменение социальных установок. Установки и реальное поведение человека. Объяснение феномена Ла-Пьера. «Сверхоправдание» и недостаточное оправдание. Диспозиционная концепция регуляции поведения (В.А.Ядов).


Раздел 5. Практические приложения социальной психологии
Прикладное исследование в социальной психологии. Практическая социальная психология. Основные направления прикладных социально-психологических исследований и практической социальной психологии. Социальное познание и здоровье человека. Социальная психология и правосудие.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

6.1. Образцы вопросов для подготовки к экзамену


  1. Первые исторические формы социально-психологического знания. Предмет социальной психологии.

  2. Социальная психология и смежные науки. Современные теоретические ориентации в социальной психологии.

  3. Основные методологические проблемы в социальной психологии. Социальная психология и человеческие ценности.

  4. Характеристика методов социальной психологии: наблюдение, опросы.

  5. Характеристика методов социальной психологии: изучение документов, тесты.

  6. Характеристика методов социальной психологии: эксперимент.

  7. Этапы социометрического исследования.

  8. Социально-психологические закономерности общения людей. Структура и функции общения.

  9. Понятие коммуникации. Особенности межличностной коммуникации.

  10. Коммуникативное влияние. Механизмы воздействия в процессе общения.

  11. Слагаемые убеждения. Прямой и косвенный способы убеждения.

  12. Убеждение при вербовке в секты. Сопротивление убеждению.

  13. 4 стратагемы убеждения (Аронсон, Пратканис).

  14. Понятие интеракции в социальной психологии. Виды взаимодействия.

  15. Типы совместной деятельности (Уманский). Взаимодействие как организация совместной деятельности.

  16. Понятие социальной перцепции. Соотношение понятий: социальное восприятие, взаимопонимание и взаимопознание людей.

  17. Межличностное восприятие как частный случай социального восприятия. Механизмы взаимопонимания.

  18. Эффекты межличностного восприятия. Процесс категоризации.

  19. Точность межличностной перцепции. Интерпретация других.

  20. Имплицитные теории личности.

  21. Факторы, способствующие возникновению межличностной аттракции.

  22. Атрибуция. Каузальная атрибуция.

  23. Специфика социально-психологического подхода к исследованию групп. Классификация групп.

  24. Основные характеристики группы. Социальная фасилитация.

  25. Групповые феномены: социальная ингибиция, деиндивидуализация.

  26. Групповые феномены: групповая поляризация, огруппление мышления.

  27. Информационное социальное влияние.

  28. Нормативное социальное влияние.

  29. Хоторнские эксперименты. Хоторнский эффект.

  30. Основные направления исследования малой группы в истории социальной психологии.

  31. Определение понятия малой группы.

  32. Классификация малых групп. Детерминанты возникновения малой группы.

  33. Взаимодействие социальных и психологических причин возникновения малой группы. Понятие "групповой динамики".

  34. Основные динамические процессы в малой группе. Групповое давление.

  35. Нормативное поведение в группе. Основные характеристики групповых норм.

  36. Групповая сплоченность. Проблема эффективности деятельности малой группы.

  37. Принятие группового решения. Дискуссия как способ организации группового решения. Виды групповой дискуссии.

  38. Развитие малой группы как психологической общности. Различные модели группового развития (Б.Такмен, А.В. Петровский, Л.И.Уманский).

  39. Соотношение понятий "лидерство" и "руководство". Теории лидерства: харизматическая, ситуационная, синтетическая.

  40. Понятие стиля руководства. Классификация стилей К.Левина.

  41. Трактовка лидерства как функции группы. Модель эффективности руководства Ф.Фидлера.

  42. Основные проблемы исследования больших групп в социальной психологии. Особенности психологии социальных классов.

  43. Виды больших групп: организованные и стихийные. Характеристика стихийных групп. Социальные движения.

  44. Психологические особенности этнических групп. Понятия "психологического склада нации", "национального характера" и "этнического стереотипа".

  45. Межгрупповые отношения. Ингрупповой фаворитизм.

  46. Понятие социальной роли. Виды ролевого конфликта.

  47. Маргинальная личность. Ролевое поведение, проблема взаимодействия личности и общества.

  48. Социально-психологические качества личности. Перспективы исследований личности в социальной психологии.

  49. Я-концепция. Предрасположение в пользу собственного «Я». Самопрезентация.

  50. Классификация принципов влияния (Чалдини).

  51. Подчинение авторитету (Милграм).

  52. Феномен плюралистического невежества (Латане, Дарлей).

  53. Процесс социализации. Проблема этапности процесса социализации.

  54. Основные институты социализации. Сравнительный анализ социализации детей и взрослых.

  55. Социальная установка: понятие, структура и функции. Проблема аттитюда в социальной психологии.

  56. Изменение социальных установок. Установки и реальное поведение человека.

  57. Теория когнитивного диссонанса и теория самовосприятия. Сравнение теорий.

  58. Прикладное исследование в социальной психологии. Практическая социальная психология.

  59. Основные направления прикладных социально-психологических исследований и практической социальной психологии.

  60. Социальное познание и здоровье человека. Данные экспериментальных исследований.

  61. Социальное познание и правосудие. Данные экспериментальных исследований.



6.2. Литература и источники


Основная литература

  1. Бэрон Р.С.Социальная психология группы: процессы, решения, действия [Пер. с англ.] / Р.С. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб. и др.: ПИТЕР, 2003. 269 с.

  2. Андреева, Галина Михайловна. Социальная психология : учебник для вузов / Г.М. Андреева .— Москва : Наука, 1994 .— 324 с.

Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.

  2. Аронсон, Уилсон, Эйкерт, Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.

  4. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000.

  5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1999.

  6. Основы социально-психологической теории/ Под ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. – М.: Межд. пед. акад., 1995.

  7. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000.

  8. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1998-2000.

  9. Социальная психология, хрестоматия. – М.: Аспект Пресс, 2003.

  10. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2000.

  11. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону, 2002.

  12. Социология группы. Хрестоматия. – Пермь: ЗУУНЦ, 1994.



6.3. Формы контроля


Промежуточный контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен принимается в форме письменного ответа на вопросы, указанные в билете. Билеты содержат по два вопроса из приводимого в программе списка.

Текущий контроль. В течение семестра выполняются письменные контрольные работы (всего – 4). Выполнение контрольных работ является обязательным для всех студентов, а результаты текущего контроля служат основанием для выставления оценок в ведомость контрольной недели на факультете.


6.4. Образовательные технологии

Лекции, проблемные лекции, лекции-дискуссии. Контактные консультации включают ответы на вопросы студентов по темам курса в индивидуальном режиме, помощь в составлении списка литературы для подготовки к промежуточной аттестации.



В рамках преподавания дисциплины «Социальная психология» используются следующие методы: работа в малых группах, деловые и имитационные игры, групповые дискуссии, презентации, проектная работа.

Активная и интерактивная форма проведения предусмотрена для 50% аудиторных занятий.
Каталог: xmlui -> bitstream -> handle -> nsu
nsu -> Рабочая программа курса «Физическая культура»
nsu -> Рабочая программа дисциплины «логика» Уровень высшего образования Бакалавриат направление подготовки 031300. 62 Журналистика
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «конфликтология»
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «история зарубежной журналистики»
nsu -> Теория, методология и методы психологического исследования Фёдоров Александрович
nsu -> Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «современные теории массовой коммуникации»
nsu -> Программа лекционного курса и самостоятельной работы для студентов, специализирующихся на кафедре общей биологии и экологии
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «имиджелогия»

Скачать 174,32 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница