Программа в области изобразительного искусства «Дизайн» далее программа



страница1/3
Дата27.05.2016
Размер88,6 Kb.
#51395
  1   2   3
III. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Дизайн» (далее – программа «Дизайн») разработана на основе Федеральных государственных требований (далее – ФГТ), утверждённых приказом № 159 от 12.03.2012 года Министерством культуры Российской Федерации.
Разработчик пояснительной записки –Бондаренко Т.В., зам. директора по УВР МБОУ ДОД «Барнаульская детская школа искусств № 1»,тел. 24-88-63;

Разработчики:



ПО.01. Художественное творчество:

УП.01. Рисунок – Ланскова Н.Б.;

УП.02. Живопись – Ланскова Н.Б.;

УП.03. Основы дизайн-проектирования:

1-3 классы (графический; средовой, архитектурный дизайн) – Бондаренко Т.В.;

4-5 классы (ландшафтный дизайн) Наумова Ю.В.;

6 класс(графический; средовой, архитектурный, ландшафтный дизайн) – Бондаренко Т.В., Наумова Ю.В.

УП.04. Компьютерная графика:

1-3 классы – Бондаренко Т.В.;

4-5 классы– Цимфер С.Н.;

6 класс – Бондаренко Т.В., Наумова Ю.В.

ПО.02. История искусств:

УП.01. Беседы об искусстве:

1 класс – Соколова Е.М;

У.П.02. История изобразительного искусства:

2 класс Соколова Е.М. (история архитектуры, монументального искусства и ДПИ);

3 и 6 классы Тейхриб Л.Ю. (история дизайна);

4класс – Соколова Е.М. (история садово-паркового искусства Европы);

5 класс – Наумова Ю.В. (история садово-паркового искусства России)



ПО.03. Пленэрные занятия:

УП.01. Пленэр – Бондаренко Т.В.;

В.01. Основы дизайн-проектирования:

1-3 классы (графический; средовой, архитектурный дизайн) – Бондаренко Т.В.;

4-5 классы (ландшафтный дизайн) Наумова Ю.В.;

6 класс (графический; средовой, архитектурный, ландшафтный дизайн) – Бондаренко Т.В., Наумова Ю.В.;

Рецензент – Попова Елена Викторовна, зам. директора по учебной работе НГХУ
В настоящее время в жизни российского общества актуальной проблемой становится многоступенчатое/ поэтапное образование в области декоративно-прикладного искусства. В высших учебных заведениях России всё больше открывается факультетов по подготовке художников-дизайнеров. Детские художественные школы и школы искусств являются начальным звеном в системе художественного образования в России. Период обучения в школах искусств самый важный период формирования ребенка и как человека, и как художника, поэтому на школу, на педагога школы возлагается особая задача эстетического и нравственного воспитания ребёнка через обучение по программе «Дизайн», которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

– выявление одарённых детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем детском возрасте;

– создание условий для художественного образования в области декоративно-прикладного искусства, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

– приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению декоративных работ;

– приобретение детьми опыта творческой деятельности в области ДПИ;

– овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

– подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства.

Срок освоения программы «Дизайн» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.Срок освоения программы «Дизайн»для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.

При приёме на обучение по программе«Дизайн»образовательное учреждение проводит вступительные экзамены – отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к деятельности в области изобразительного искусства. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную художественную работу.

Освоение программы «Дизайн», разработанной на основе ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме выпускных экзаменов, проводимой образовательным учреждением.

При реализации программы «Дизайн»со сроком обучения 5 лет общий объём аудиторной нагрузки обязательной части составляет1613, 5часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП).

ПО.01. Художественное творчество:

УП.01. Рисунок – 396 часов;

УП.02. Живопись – 396 часов;

УП.03. Основы дизайн-проектирования – 297 часов;

УП.04. Компьютерная графика – 165 часов;

ПО.02. История искусств:

УП.01. Беседы об искусстве – 49,5 часа;

УП.02. История изобразительного искусства – 198 часов;

ПО.03. Пленэрные занятия:

УП.01. Пленэр – 112 часов

При реализации программы «Дизайн»с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объём аудиторной нагрузки обязательной части составляет 1988 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП).

ПО.01. Художественное творчество:

УП.01. Рисунок – 495 часов;

УП.02. Живопись – 495 часов;

УП.03. Основы дизайн-проектирования– 363 часа;

УП.04. Компьютерная графика – 198 часов;

ПО.02. История искусств:

УП.01. Беседы об искусстве – 49,5 часа;

УП.02. История изобразительного искусства – 247,5 часа;

ПО.03. Пленэрные занятия:

УП.01. Пленэр – 140 часов

Вариативная часть даёт возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

Учебные предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно (5 лет обучения):

В.01. Основы дизайн-проектирования – 264 часа;

Учебные предметы вариативной части (6 лет обучения):

В.01. Основы дизайн-проектирования – 330 часов.

При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объём времени на самостоятельную работу обучающихся.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку образования, реального объёма активного времени суток и планируется следующим образом(8 лет обучения):

Живопись – 1-3 классы – по 2 часа; 4-5 классы – по 3 час в неделю;

Рисунок – 1-3 классы – по 2 часа; 4-5 классы – по 3 час в неделю;

Основы дизайн-проектирования – 1-3 классы – по 1 часу; 4-5 классы – по 2 час в неделю;

Компьютерная графика 1-5 класс – по 1 часу в неделю;

Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;

История изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю (6-й год обучения):

Рисунок – 6 класс – 3 часа в неделю;

Живопись - 6 класс - 3 часа в неделю;

Основы дизайн-проектирования - 6 класс – 1 час в неделю;

Компьютерная графика – по 1 часу в неделю;

История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.



Объём максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам не превышает 14 часов в неделю(без учёта времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачёты, экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).

Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляется в формемелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).



Цель – обеспечить целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения программы «Дизайн»,практических и теоретическихзнаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи учебного предмета формулируются на основе заявленной цели и с учетом федеральных государственных требований, определяющихнаправленность образовательной программы«Дизайн», а именно:

–воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

– формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

–формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

– воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

– формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;

– выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к чужому мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Чтобы реализовать поставленную цель педагогическую деятельность необходимо строить по основнымпринципам современной педагогики:

– свободы выбора декоративно-прикладного искусства;

– единства обучения и декоративно-прикладного искусства;

– педагогического оптимизма, а так же равноправного духовного контакта, взаимодействия и сотворчества педагога и учащегося;

–взаимодействия индивидуального подхода и коллективных методов обучения;

– реализации принципа междисциплинарной интеграции.

Базовая подготовка выполняет несколько функций в системе обучения:

Функции первого-третьего годов обучения: вводная и адаптивная.

Задачи первого-третьего годов обучения:

1. Ввести учащихся в круг основных творческих проблем в области декоративно-прикладного искусства.

2. Сформировать начальный уровень умений и знаний, необходимых для дальнейшего обучения.

Функции четвёртого-пятого годов обучения:развивающая и креативная.

Задачи четвёртого-седьмого годов обучения:

1. Помочь проявлению и реализации индивидуальных способностей.

2. Стимулировать учащегося на постоянный творческий поиск новых решений и подходов в декоративно-прикладном искусстве.

Функции шестого года обучения: ориентационная и диагностическая.

1. Способствовать выявлению и развитию наклонностей учащегося в той или иной области декоративно-прикладного искусства.



В работе с учащимися используются разнообразные методы:

– наглядные;

– словесные;

– репродуктивные;

– объяснительно-иллюстративные;

– проблемное изучение.



Методическая база в процессе обучения:

В процессе работы по программе «Дизайн»преподавателю предстоит решить три главные проблемы:



1. Обучение.

Дать детям необходимые знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству (основам изобразительной грамоты и рисованию, прикладному творчеству, лепке, рисунку, живописи, композиции прикладной, работе в материале).



2. Воспитание.

• Эстетическое воспитание

Прививать детям любовь к декоративно-прикладному искусству. Развить художественный вкус, чувство красоты и правды.

• Нравственное воспитание

Воспитать любовь и уважение к родной природе, к старшим, к своей малой Родине.

3. Творчество.

В основе обучения декоративно-прикладному искусству положено творчество, развитие творческих способностей детей: воображение, чувство, представление.



Для того, чтобы выполнить задачу обучения, воспитания и творчества необходимо следующее:

– процесс обучения в школе искусств должен быть методически последовательным, развиваться от простого к сложному;

– должен быть доступным и посильным возрасту детей;

– должен вызывать чувство красоты, радости и пользы.

В процессе проведения практических заданий необходимо развить образно-ассоциативное мышление у учащихся и выявить индивидуальные способности в области декоративно-прикладного искусства, научить самостоятельно ставить творческие задачи и искать пути их экспериментального решения. Выполнение заданий и упражнений делает процесс обучения более эффективным, ведь практика – лучший учитель. Организация в ходе занятия заданий – важная методическая задача деятельности педагога (см. программы учебных предметов).

Прилагаемые кОП учебный план может быть дополнены и видоизменен в зависимости от целесообразности заданий. Но обязательно сохранён общий объём часов и неразрывная последовательность заданий.Учебный план программы «Дизайн»предусматривает следующие предметные области:

–художественное творчество;

– история искусств;

–пленэрные занятия

и разделы:

–консультации;

–промежуточная аттестация;

–итоговая аттестация.
Планируемые результаты освоения обучающимися

образовательной программы.

Результатом освоения программы «Дизайн» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:

– знания терминологии изобразительного искусства;

– знания основных методов дизайн-проектирования;

– знания основных изобразительных и технических средств и материалов проектной графики, приёмов и методов макетирования

– умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

– умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

– умения применять средства компьютерной графики в процессе дизайнерского проектирования;

– навыков анализа цветового строя произведений живописи;

– навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

– навыков передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

– навыков подготовки работ к экспозиции;

в области пленэрных занятий:

– знания в объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

– знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

– умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещённость;

– умения применять навыки, приобретённые на предметах «рисунок», «живопись», «композиция»;

в области истории искусств:

– знание основных этапов развития изобразительного искусства;

– умение использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности

– иметь первичные навыки восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.

Результатом освоения программы «Дизайн»с дополнительным годом обучения является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области художественного творчества:

– знания классического художественного наследия, художественных школ;

– знания особенностей графики и макетирования на разных стадиях проектирования;

– умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

– умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи;

– навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;



в области пленэрных занятий:

– знания закономерностей построения художественной формы и особенностей её восприятия и воплощения;

– умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

– умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

– навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;

в области истории искусств:

– знания основных произведений изобразительного искусства;

– умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их с определённой эпохой и стилем;

– навыков восприятия современного искусства.

Результаты освоенияпрограммы«Дизайн» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

Рисунок:

– знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;

– знание законов перспективы;

– умение использования приёмов линейной и воздушной перспективы;

– умение моделировать форму сложных предметов тоном;

– умение последовательно вести длительную постановку;

– умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

– умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

– навыки владения линией, штрихом, пятном;

– навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;

– навыки передачи фактуры и материала предмета;

– навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.



Живопись:

– знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

– знание разнообразных техник живописи;

– знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

– умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

– умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

– навыки в использовании основных техник и материалов;

– навыки последовательного ведения живописной работы.



Основы дизайн-проектирования:

– знание профессиональной терминологии;

– знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

– знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

– знание основных элементов различных художественных стилей;

– знание современных принципов, методов и приёмов работы над дизайн-проектом в том числе особенностей аппаратных и программных средств, применяемых в дизайне;

– умение использовать основные техники и материалы;

– овладение языком графического дизайна, его особенностями и условностями;

– навыки в работе с графическими приёмами в композиции.

Компьютерная графика:

–знание основных возможностей различных графических программ, особенностей их применения в графическом дизайне;

– знание основных изобразительных техник и инструментов;

–умение выполнять графическую часть проекта, макет, оригиналы художественно-графических элементов проекта;



Беседы об искусстве:

– сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства

– знание особенностей языка различных видов искусства

– первичные навыки анализа произведений искусства

– навыки восприятия художественного образа

История изобразительного искусства:

– знание основных этапов развития изобразительного искусства

– первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

– знание основных понятий изобразительного искусства

– знать основные особенности искусства разных эпох с древнейших времен до современности.

– знание основных школ в западноевропейском и русском изобразительном искусстве

– сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;

– умение выделять основные черты художественного стиля;

– умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;

– умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

–навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему своё отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

– навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника.



Пленэр:

– знание закономерностей построения художественной формы и особенностей её восприятия и воплощения;

– знание способов передачи большого пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

– умение предавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

– умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;

– умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

– навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

– навыки передачи световоздушной перспективы;

– навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

Предполагаемая результативность может быть представлена рядом следующих показателей:

– развитие творческих способностей в области дизайн-проектирования;

– повышение престижа школы;

– сохранение контингента обучающихся;

– улучшение показателей адаптации в обществе (поступил в вуз, работает в области дизайна и т.д.)

– участие в творческих конкурсах и выставках.



Для 1–3 годов обучения:

– учащиеся должны овладеть основами дизайна;

– уметь компоновать, владеть азами дизайн-проектирования;

– уметь пользоваться материалами и владеть инструментами, используемыми в области дизайна.



Для 4 –5 годов обучения:

– учащиеся должны научиться проявлять и реализовывать свои индивидуальные способности, а так же подходить к работе творчески (искать новые решения в искусстве дизайна);

– легко владеть материалами и инструментами художника-дизайнера (тушь, рапидограф, кисти, гуашь, пластик, резак, аликабонт, поликарбонат, плёнка самоклеющаясяи др.);

– учащиеся должны определиться, в какой области дизайна им интереснее работать (графический, средовой, архитектурный, ландшафтный дизайн), и в этой области развивать свои навыки. Но в тоже время обучаемый, в конце обучения должен продемонстрировать навыки и умения во взаимосвязи областей и уровнейдизайна, как единой системы творческой деятельности;

– Выполнить самостоятельно натюрморт из нескольких предметов и драпировкой с полным тональным и цветовым разбором. Для успешного выполнения такого задания учащийся должен овладеть следующими знаниями и навыками:

• грамотно располагать предметы в листе (компоновка);

• точно передавать пропорции предметов;

• владеть конструктивным анализом формы по аналогии с простыми геометрическими формами;

• уметь поставить предметы на плоскость;

• передавать объем предметов с помощью светотени;

• передавать пространство двух-трех планов, материальность предметов;

• уметь обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;

• укладываться в заданные сроки выполнения работы.

– уметь работать графически на листе и обладать навыками работы в цвете, компоновать в листе и выполнять многофигурные композиции;

– уметь работать с материалами, используемыми художниками.

Для6-го года обучения:

При прохождении итоговой аттестации по окончании 6-го года обучения выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

– знание исторических периодов развития искусства дизайна во взаимосвязи с другими видами искусств, основных художественных школ;

– знание профессиональной терминологии, лучших образцов искусства дизайна;

– знание закономерностей построения художественной формы и особенностей её восприятия и воплощения;

– достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с использованием их изобразительно-выразительных возможностей;

– навыки исполнения работы по композиции;

– наличие кругозора в области искусства дизайна.


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГРАФИК)

Каталог: upload -> files
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
files -> Столяренко Л. Д. Психология
files -> Примерная тематика курсовых работ
files -> Социальная установка: понятие, структура, формирование Понятие аттитюда
files -> Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства
files -> 1974 Кокорина Наталья Петровна Некоторые вопросы клиники и социально-трудовой реабилитациии больных приступообразно прогредиентно-протекающей шизофрениии
files -> Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница