III. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Дизайн» (далее – программа «Дизайн») разработана на основе Федеральных государственных требований (далее – ФГТ), утверждённых приказом № 159 от 12.03.2012 года Министерством культуры Российской Федерации.
Разработчик пояснительной записки –Бондаренко Т.В., зам. директора по УВР МБОУ ДОД «Барнаульская детская школа искусств № 1»,тел. 24-88-63;
Разработчики:
ПО.01. Художественное творчество:
УП.01. Рисунок – Ланскова Н.Б.;
УП.02. Живопись – Ланскова Н.Б.;
УП.03. Основы дизайн-проектирования:
1-3 классы (графический; средовой, архитектурный дизайн) – Бондаренко Т.В.;
4-5 классы (ландшафтный дизайн) Наумова Ю.В.;
6 класс(графический; средовой, архитектурный, ландшафтный дизайн) – Бондаренко Т.В., Наумова Ю.В.
УП.04. Компьютерная графика:
1-3 классы – Бондаренко Т.В.;
4-5 классы– Цимфер С.Н.;
6 класс – Бондаренко Т.В., Наумова Ю.В.
ПО.02. История искусств:
УП.01. Беседы об искусстве:
1 класс – Соколова Е.М;
У.П.02. История изобразительного искусства:
2 класс Соколова Е.М. (история архитектуры, монументального искусства и ДПИ);
3 и 6 классы Тейхриб Л.Ю. (история дизайна);
4класс – Соколова Е.М. (история садово-паркового искусства Европы);
5 класс – Наумова Ю.В. (история садово-паркового искусства России)
ПО.03. Пленэрные занятия:
УП.01. Пленэр – Бондаренко Т.В.;
В.01. Основы дизайн-проектирования:
1-3 классы (графический; средовой, архитектурный дизайн) – Бондаренко Т.В.;
4-5 классы (ландшафтный дизайн) Наумова Ю.В.;
6 класс (графический; средовой, архитектурный, ландшафтный дизайн) – Бондаренко Т.В., Наумова Ю.В.;
Рецензент – Попова Елена Викторовна, зам. директора по учебной работе НГХУ
В настоящее время в жизни российского общества актуальной проблемой становится многоступенчатое/ поэтапное образование в области декоративно-прикладного искусства. В высших учебных заведениях России всё больше открывается факультетов по подготовке художников-дизайнеров. Детские художественные школы и школы искусств являются начальным звеном в системе художественного образования в России. Период обучения в школах искусств самый важный период формирования ребенка и как человека, и как художника, поэтому на школу, на педагога школы возлагается особая задача эстетического и нравственного воспитания ребёнка через обучение по программе «Дизайн», которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
– выявление одарённых детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем детском возрасте;
– создание условий для художественного образования в области декоративно-прикладного искусства, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
– приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению декоративных работ;
– приобретение детьми опыта творческой деятельности в области ДПИ;
– овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
– подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства.
Срок освоения программы «Дизайн» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.Срок освоения программы «Дизайн»для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.
При приёме на обучение по программе«Дизайн»образовательное учреждение проводит вступительные экзамены – отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к деятельности в области изобразительного искусства. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную художественную работу.
Освоение программы «Дизайн», разработанной на основе ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме выпускных экзаменов, проводимой образовательным учреждением.
При реализации программы «Дизайн»со сроком обучения 5 лет общий объём аудиторной нагрузки обязательной части составляет1613, 5часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП).
ПО.01. Художественное творчество:
УП.01. Рисунок – 396 часов;
УП.02. Живопись – 396 часов;
УП.03. Основы дизайн-проектирования – 297 часов;
УП.04. Компьютерная графика – 165 часов;
ПО.02. История искусств:
УП.01. Беседы об искусстве – 49,5 часа;
УП.02. История изобразительного искусства – 198 часов;
ПО.03. Пленэрные занятия:
УП.01. Пленэр – 112 часов
При реализации программы «Дизайн»с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объём аудиторной нагрузки обязательной части составляет 1988 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП).
ПО.01. Художественное творчество:
УП.01. Рисунок – 495 часов;
УП.02. Живопись – 495 часов;
УП.03. Основы дизайн-проектирования– 363 часа;
УП.04. Компьютерная графика – 198 часов;
ПО.02. История искусств:
УП.01. Беседы об искусстве – 49,5 часа;
УП.02. История изобразительного искусства – 247,5 часа;
ПО.03. Пленэрные занятия:
УП.01. Пленэр – 140 часов
Вариативная часть даёт возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно (5 лет обучения):
В.01. Основы дизайн-проектирования – 264 часа;
Учебные предметы вариативной части (6 лет обучения):
В.01. Основы дизайн-проектирования – 330 часов.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объём времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку образования, реального объёма активного времени суток и планируется следующим образом(8 лет обучения):
Живопись – 1-3 классы – по 2 часа; 4-5 классы – по 3 час в неделю;
Рисунок – 1-3 классы – по 2 часа; 4-5 классы – по 3 час в неделю;
Основы дизайн-проектирования – 1-3 классы – по 1 часу; 4-5 классы – по 2 час в неделю;
Компьютерная графика 1-5 класс – по 1 часу в неделю;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю (6-й год обучения):
Рисунок – 6 класс – 3 часа в неделю;
Живопись - 6 класс - 3 часа в неделю;
Основы дизайн-проектирования - 6 класс – 1 час в неделю;
Компьютерная графика – по 1 часу в неделю;
История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
Объём максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам не превышает 14 часов в неделю(без учёта времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачёты, экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).
Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляется в формемелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Цель – обеспечить целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения программы «Дизайн»,практических и теоретическихзнаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи учебного предмета формулируются на основе заявленной цели и с учетом федеральных государственных требований, определяющихнаправленность образовательной программы«Дизайн», а именно:
–воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
– формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
–формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
– воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
– формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
– выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к чужому мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Чтобы реализовать поставленную цель педагогическую деятельность необходимо строить по основнымпринципам современной педагогики:
– свободы выбора декоративно-прикладного искусства;
– единства обучения и декоративно-прикладного искусства;
– педагогического оптимизма, а так же равноправного духовного контакта, взаимодействия и сотворчества педагога и учащегося;
–взаимодействия индивидуального подхода и коллективных методов обучения;
– реализации принципа междисциплинарной интеграции.
Базовая подготовка выполняет несколько функций в системе обучения:
• Функции первого-третьего годов обучения: вводная и адаптивная.
Задачи первого-третьего годов обучения:
1. Ввести учащихся в круг основных творческих проблем в области декоративно-прикладного искусства.
2. Сформировать начальный уровень умений и знаний, необходимых для дальнейшего обучения.
• Функции четвёртого-пятого годов обучения:развивающая и креативная.
Задачи четвёртого-седьмого годов обучения:
1. Помочь проявлению и реализации индивидуальных способностей.
2. Стимулировать учащегося на постоянный творческий поиск новых решений и подходов в декоративно-прикладном искусстве.
• Функции шестого года обучения: ориентационная и диагностическая.
1. Способствовать выявлению и развитию наклонностей учащегося в той или иной области декоративно-прикладного искусства.
В работе с учащимися используются разнообразные методы:
– наглядные;
– словесные;
– репродуктивные;
– объяснительно-иллюстративные;
– проблемное изучение.
Методическая база в процессе обучения:
В процессе работы по программе «Дизайн»преподавателю предстоит решить три главные проблемы:
1. Обучение.
Дать детям необходимые знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству (основам изобразительной грамоты и рисованию, прикладному творчеству, лепке, рисунку, живописи, композиции прикладной, работе в материале).
2. Воспитание.
• Эстетическое воспитание
Прививать детям любовь к декоративно-прикладному искусству. Развить художественный вкус, чувство красоты и правды.
• Нравственное воспитание
Воспитать любовь и уважение к родной природе, к старшим, к своей малой Родине.
3. Творчество.
В основе обучения декоративно-прикладному искусству положено творчество, развитие творческих способностей детей: воображение, чувство, представление.
Для того, чтобы выполнить задачу обучения, воспитания и творчества необходимо следующее:
– процесс обучения в школе искусств должен быть методически последовательным, развиваться от простого к сложному;
– должен быть доступным и посильным возрасту детей;
– должен вызывать чувство красоты, радости и пользы.
В процессе проведения практических заданий необходимо развить образно-ассоциативное мышление у учащихся и выявить индивидуальные способности в области декоративно-прикладного искусства, научить самостоятельно ставить творческие задачи и искать пути их экспериментального решения. Выполнение заданий и упражнений делает процесс обучения более эффективным, ведь практика – лучший учитель. Организация в ходе занятия заданий – важная методическая задача деятельности педагога (см. программы учебных предметов).
Прилагаемые кОП учебный план может быть дополнены и видоизменен в зависимости от целесообразности заданий. Но обязательно сохранён общий объём часов и неразрывная последовательность заданий.Учебный план программы «Дизайн»предусматривает следующие предметные области:
–художественное творчество;
– история искусств;
–пленэрные занятия
и разделы:
–консультации;
–промежуточная аттестация;
–итоговая аттестация.
Планируемые результаты освоения обучающимися
образовательной программы.
Результатом освоения программы «Дизайн» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
– знания терминологии изобразительного искусства;
– знания основных методов дизайн-проектирования;
– знания основных изобразительных и технических средств и материалов проектной графики, приёмов и методов макетирования
– умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
– умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
– умения применять средства компьютерной графики в процессе дизайнерского проектирования;
– навыков анализа цветового строя произведений живописи;
– навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
– навыков передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
– навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
– знания в объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;
– знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
– умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещённость;
– умения применять навыки, приобретённые на предметах «рисунок», «живопись», «композиция»;
в области истории искусств:
– знание основных этапов развития изобразительного искусства;
– умение использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности
– иметь первичные навыки восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
Результатом освоения программы «Дизайн»с дополнительным годом обучения является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
– знания классического художественного наследия, художественных школ;
– знания особенностей графики и макетирования на разных стадиях проектирования;
– умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
– умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи;
– навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
в области пленэрных занятий:
– знания закономерностей построения художественной формы и особенностей её восприятия и воплощения;
– умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
– умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
– навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;
в области истории искусств:
– знания основных произведений изобразительного искусства;
– умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их с определённой эпохой и стилем;
– навыков восприятия современного искусства.
Результаты освоенияпрограммы«Дизайн» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Рисунок:
– знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
– знание законов перспективы;
– умение использования приёмов линейной и воздушной перспективы;
– умение моделировать форму сложных предметов тоном;
– умение последовательно вести длительную постановку;
– умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
– умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
– навыки владения линией, штрихом, пятном;
– навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
– навыки передачи фактуры и материала предмета;
– навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Живопись:
– знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
– знание разнообразных техник живописи;
– знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
– умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
– умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
– навыки в использовании основных техник и материалов;
– навыки последовательного ведения живописной работы.
Основы дизайн-проектирования:
– знание профессиональной терминологии;
– знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
– знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
– знание основных элементов различных художественных стилей;
– знание современных принципов, методов и приёмов работы над дизайн-проектом в том числе особенностей аппаратных и программных средств, применяемых в дизайне;
– умение использовать основные техники и материалы;
– овладение языком графического дизайна, его особенностями и условностями;
– навыки в работе с графическими приёмами в композиции.
Компьютерная графика:
–знание основных возможностей различных графических программ, особенностей их применения в графическом дизайне;
– знание основных изобразительных техник и инструментов;
–умение выполнять графическую часть проекта, макет, оригиналы художественно-графических элементов проекта;
Беседы об искусстве:
– сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства
– знание особенностей языка различных видов искусства
– первичные навыки анализа произведений искусства
– навыки восприятия художественного образа
История изобразительного искусства:
– знание основных этапов развития изобразительного искусства
– первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
– знание основных понятий изобразительного искусства
– знать основные особенности искусства разных эпох с древнейших времен до современности.
– знание основных школ в западноевропейском и русском изобразительном искусстве
– сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
– умение выделять основные черты художественного стиля;
– умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
– умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
–навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему своё отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
– навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника.
Пленэр:
– знание закономерностей построения художественной формы и особенностей её восприятия и воплощения;
– знание способов передачи большого пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
– умение предавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
– умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
– умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
– навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
– навыки передачи световоздушной перспективы;
– навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Предполагаемая результативность может быть представлена рядом следующих показателей:
– развитие творческих способностей в области дизайн-проектирования;
– повышение престижа школы;
– сохранение контингента обучающихся;
– улучшение показателей адаптации в обществе (поступил в вуз, работает в области дизайна и т.д.)
– участие в творческих конкурсах и выставках.
Для 1–3 годов обучения:
– учащиеся должны овладеть основами дизайна;
– уметь компоновать, владеть азами дизайн-проектирования;
– уметь пользоваться материалами и владеть инструментами, используемыми в области дизайна.
Для 4 –5 годов обучения:
– учащиеся должны научиться проявлять и реализовывать свои индивидуальные способности, а так же подходить к работе творчески (искать новые решения в искусстве дизайна);
– легко владеть материалами и инструментами художника-дизайнера (тушь, рапидограф, кисти, гуашь, пластик, резак, аликабонт, поликарбонат, плёнка самоклеющаясяи др.);
– учащиеся должны определиться, в какой области дизайна им интереснее работать (графический, средовой, архитектурный, ландшафтный дизайн), и в этой области развивать свои навыки. Но в тоже время обучаемый, в конце обучения должен продемонстрировать навыки и умения во взаимосвязи областей и уровнейдизайна, как единой системы творческой деятельности;
– Выполнить самостоятельно натюрморт из нескольких предметов и драпировкой с полным тональным и цветовым разбором. Для успешного выполнения такого задания учащийся должен овладеть следующими знаниями и навыками:
• грамотно располагать предметы в листе (компоновка);
• точно передавать пропорции предметов;
• владеть конструктивным анализом формы по аналогии с простыми геометрическими формами;
• уметь поставить предметы на плоскость;
• передавать объем предметов с помощью светотени;
• передавать пространство двух-трех планов, материальность предметов;
• уметь обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;
• укладываться в заданные сроки выполнения работы.
– уметь работать графически на листе и обладать навыками работы в цвете, компоновать в листе и выполнять многофигурные композиции;
– уметь работать с материалами, используемыми художниками.
Для6-го года обучения:
При прохождении итоговой аттестации по окончании 6-го года обучения выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
– знание исторических периодов развития искусства дизайна во взаимосвязи с другими видами искусств, основных художественных школ;
– знание профессиональной терминологии, лучших образцов искусства дизайна;
– знание закономерностей построения художественной формы и особенностей её восприятия и воплощения;
– достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с использованием их изобразительно-выразительных возможностей;
– навыки исполнения работы по композиции;
– наличие кругозора в области искусства дизайна.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГРАФИК)
Поделитесь с Вашими друзьями: |