ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ
образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Орловский государственный университет»
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
по дисциплине
«Теория и методика профессионального обучения (Агроинженерия)»
направление подготовки 051000.68 - «Профессиональное обучение»
Составитель: доктор пед. наук В. Н. Правдюк
Орел 2012
Содержание программы
Теория и методика профессионального обучения
Введение. Предмет и задачи методики профессионального обучения. Концептуальные положения профессионального обучения молодежи на современном этапе. Связь предмета с различными образовательными и психолого - педагогическими дисциплинами. Место предмета в системе педагогических наук.
Задачи, содержание и процесс производственного обучения учебных заведениях системы. Модель современного рабочего - основа учебно-воспитательного процесса. Модель современного рабочего - основа учебно-воспитательного процесса. Процесс производственного обучения и его специфические особенности. Подходы к формированию и реализации задач по подготовке компетентных специалистов. Профессионально значимые качества личности, подготавливаемой к самостоятельной трудовой жизни.
Историко-педагогический образ развития трудового и профессионального обучения. Развитие трудового и профессионального обучения в России и зарубежных странах. Этапы развития отечественной системы профессионального обучения в XX1 веке. Комплексная программа по повышению уровня. Подготовки специалистов в свете реформы профессиональной школы.
Общая характеристика профессионально-педагогической деятельности и требования к личности педагога профессионального обучения. Содержание учебной деятельности мастера производственного обучения. Содержание внеклассной деятельности педагога профессионального обучения. Личностные и профессиональные качества преподавателя.
Дидактические принципы профессионального обучения. Классификация дидактических принципов и методические аспекты их применения: принципы научности, последовательности, перспективности, доступности, связи теории с практикой, межпредметных связей, индивидуального подхода и др.
Системы производственного обучения. Появление и развитие различных систем профессиональной подготовки, их сравнительный анализ. Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда. Характеристика инновационных технологий профессиональной подготовки.
Методы производственного обучения. Общие понятия о методах производственного обучения и их классификация. Методы передачи и усвоения учебной информации, их характеристика. Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков. Методы активизации учебной деятельности учащихся профессионального лицея.
Урок как основная форма организации профессионального обучения. Основные типы уроков и их особенности их особенности проведения в профессиональном лицее. Структура занятия по производственному обучению учащихся. Специальные формы уроков производственного обучения и методические особенности их проведения. Дидактические аспекты занятий производственного обучения.
Организационно-технические условия производственного обучения. Классификация форм организации учебной работы. Содержание и составление графиков перемещения учащихся. Формы организации труда мастеров производственного обучения.
Планирование процесса производственного обучения. Анализ учебного плана и сводно-тематического плана. Перспективно-тематическое планирование и его варианты. Содержание перечней учебно-производственных работ. Составление планов производственного обучения группы. Разработка учебно-технологической документации. Текущее планирование учебной работы с группой.
Нормирование учебно-производственных работ учащихся профессионального лицея. Цели и методы нормирования учебного процесса. Требования к нормированию. Определение ученической нормы времени.
Педагогическое, правовое и материальное обеспечение производственного обучения Содержание профессионального образования как педагогическая проблема. Правовые аспекты оборудования учебных мастерских и организации рабочих мест учащихся. Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях. Обеспечение безопасных условий труда. Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
Нормативы материального, гигиенического и трудоохранного обеспечения учебного процесса. Нормативы учебных помещений для производственного обучения. Нормативы гигиенического обеспечения учебного процесса. Организация работы по охране труда при производственном обучении.
Учет и ответственность мастера производственного обучения. Отчетность мастера производственного обучения. Учет выполнения учебных планов и программ. Учет успеваемости учащихся и посещаемости занятий.
Дидактические средства производственного обучения. Функции дидактических средств обучения в профессиональном лицее. Классификация дидактических средств обучения в профессиональном лицее. Особенности применения некоторых традиционных дидактических средств. Современная оргтехника для учебного процесса.
Методическая работа педагога профессионального обучения. Структура и функции методической работы в учебном заведении системы НПО и СПО. Роль и значение методической работы.
 Рекомендуемая литература
-
Анализ и оценка рабочих программ: Методические рекомендации для преподавателей ПТУ /Сост. Н.К.Окунева. — Челябинск, 1991.
-
Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения. — М., 1991.
-
Батышев С. Я, Подготовка рабочих-профессионалов. — М., 1995.
-
Батышев С. Я. и др. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих. — М., 1995.
-
Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие. — М., 1991.
-
Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
-
Варковецкая Г, М. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах. — М., 1989.
-
Волков Ю. Г. Homo Humanus. Личность и гуманизм: Социологический аспект / Науч. ред. А. В.Дмитриев. — М., 1995.
-
Гецов Г. Г. Работа с книгой: Рациональные приемы. — М., 1984.
-
Гребенюк О. С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся. — М., 1985.
-
Герасимов В. Г. От знаний к творчеству: Становление личности. — М., 1995.
-
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030500 / Профессиональное обучение (третий уровень высшего профессионального образования). — М., 1996.
-
Домашние задания: Книга для учителя: Пер. с нем. / Х.Древелов, Д.Хесс, Х.Век. - М., 1989.
-
Единая программа среднего (полного) общего и начального профессионального образования: цели, структура, проблемы / Науч. ред. А.А.Жохов, А. Т. Глазунов. — М., 2002.
-
Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. Разработка и применение тестов успешности обучения, — М., 1996.
-
Исследование приоритетных проблем развития профобразования: Сб. результатов научных исследований. — М., 2001.
-
Казанская В. П. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. — М., 1990.
-
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. — М., 2000.
-
Кормин А. И. Модель выпускника как основа организации педагогического процесса // Профессиональное образование. — 1997. — № 8.
-
Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие. — М., 2002.
-
Кругликов Г. И. и др. Основы технического творчества: Книга для учителя. - М., 1996.
-
Кубрушко П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. — М., 2001.
-
Лейбович А.Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. — М., 1996.
-
Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. — М., 1989.
-
Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.
-
Наин А. Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования // Педагогика. — 1994. — № 3.
-
Новиков А. М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. — М., 1997.
-
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. — М., 1999.
-
Правдюк В.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов со специализацией «Аграрная технология» /Монография. – Орел: Труд, 2001. – 264 с.
-
Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин / Под ред. В.И.Никифорова. — М., 1990.
-
Профессиональная педагогика: Учебник. — М., 1997.
-
Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под ред. А. П. Беляевой. ~ СПб., 1995.
-
Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н. Н. Кузьмин. — Антология педагогической мысли: В 3 т. — М., 1989. — Т. 2.
-
Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. — Екатеринбург, 1997.
-
Сборник документов по трудовому и профессиональному обучению. - М., 1987.
-
Сергеева Т. А., Уварова Н.М. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации). — М., 2003.
-
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
-
Сибирская М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. — М., 2002.
-
Скакун В. А. Введение в профессию мастера производственного обучения: Метод, пособие. — М., 1988.
-
Скакун В. А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах. - М., 2001.
-
Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведений. — М., 2001.
-
Скакун В. А Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения». — М., 1990.
-
Справочник мастера производственного обучения: Учеб. пособие / Под ред. Ю.А.Якубы. — М., 2003.
-
Учителю о производстве/ Под ред. Д.Д.Москвина. — М., 1991.
-
Худяков В. Л. Творческий поиск преподавателей профтехучилища. — М., 1991.
-
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М., 1996.
-
Щукин М. Е, Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения: Метод, пособие. — М., 1990.
-
Якиманская И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. — 1995. — № 2.
-
Якуба Ю.А. Методика тестирования качества производственного обучения. — М., 2001.
-
Якуба Ю.А. Современные методы контроля качества производственного обучения. — М., 2001.
Поделитесь с Вашими друзьями: |