Программа вступительного экзамена



Скачать 103,79 Kb.
Дата27.05.2016
Размер103,79 Kb.
#50691
ТипПрограмма
М
ИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

«Утверждаю»

Проректор по научной работе

__________________ И.П. Геращенко

«24» марта 2015 г.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

«Теория и методика обучения и воспитания (информатика)»


НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ

44.06.01 Образование и педагогические науки

(код, шифр, наименование направления подготовки)
Теория и методика обучения и воспитания (информатика)

(направленность, профиль)

Составители: д.п.н., проф., академик РАО М.П. Лапчик

д.п.н., профессор М.И. Рагулина
Программа рекомендована кафедрой

информатики и методики обучения информатике

Протокол № 11 от 18 марта 2014 г.
Зав. кафедрой ______________ М.П. Лапчик

Омск, 2014



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От соискателя на вступительном экзамене в аспирантуру по направлению «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)» требуется показать глубокое владение общей теорией обучения, научными основами информатики, теорией и методикой обучения информатике, а также понимание основных проблем, связанных с подготовкой учителя общеобразовательной школы, преподавателя среднего и высшего профессионального учебного заведения в области основных направлений развития и становления процесса информатизации образования. Кроме того, соискателю требуется показать способность к самостоятельному анализу и обобщению современных научно-методических проблем теории и методики обучения информатике, а также показать владение современными средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения педагогических задач.

Вступительный экзамен проводится в форме письменного экзамена по экзаменационным билетам. Экзаменационный билет содержит два вопроса: первый касается теории обучения, второй вопрос – по проблематике теории и методики обучения информатики.

Критерии выставления оценок на вступительном экзамене в аспирантуру по направлению «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)» (оценочные показатели по 100-балльной шкале):




Показатель

Степень выраженности показателя

Отсутствует

Слабая

Средняя

Высокая

1. Полнота и научность изложения

0

10

20

40

2. Объяснение основных терминов и понятий (точность, четкость)

0

10

20

30

3. Факты, примеры, подтверждающие теорию (схемы, таблицы, методические аспекты и т.д.)

0

10

20

30

Показатель № 3 (факты и примеры) оценивается баллом 10, если он не соответствует (не раскрывает) смыслу вопроса; баллом 20 – при наличии средней и баллом 30 – максимальной полноты ответа на вопрос (классический, либо убедительной и яркий пример, факт).



Баллы проставляются и суммируются по каждому из двух вопросов билета отдельно. Затем вычисляется средний балл. Например: сумма баллов по трем показателям (см. табл.) для первого вопроса равняется 20+30+10= 60 баллов, а по второму вопросу 40+20+20=80 баллов. Итоговая оценка (60+80):2= 70 баллов.

Основные компетенции, освоение которых осуществляется в ходе вступительного экзамена:

  1. готовность оперировать основными понятиями педагогики как науки;

  2. готовность применять знания, методы и средства информатики для решения профессиональных задач;

  3. способность обосновывать применение тех или иных педагогических технологий и разрабатывать авторские методики обучения информатике, апробировать и внедрять их в учебно-воспитательный процесс;

  4. способность оценивать возможности методической реализации обучения информатике на разных ступенях образования;

  5. способность эффективно использовать компьютер для представления результатов своей профессиональной педагогической деятельности;

  6. способность эффективно использовать образовательные ресурсы сети интернет для целей самообразования;

  7. владение знаниями об информационных аспектах современного этапа процесса развития цивилизации и об основных закономерностях глобального процесса информатизации общества;

  8. способность применять современные средства информационных технологий с учетом требования обеспечения информационной образовательной среды учебного заведения.


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (по разделам, темам)
Раздел 1. Теория обучения

Тема 1. Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.

Тема 2. Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

Тема 3. Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий.

Тема 4. Управление образовательными системами. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

Тема 5. Нормативно-правовое обеспечение образования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса.

Тема 6. Современные средства оценивания результатов обучения. Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, ее функции. Развитие системы тестирования в России и за рубежом. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Понятие теста. Виды тестов. Формы тестовых заданий. Компьютерное тестирование и обработка результатов. Интерпретация результатов тестирования. Другие средства оценивания (рейтинг, мониторинг); накопительная оценка («портфолио»).

Единый государственный экзамен, его содержание и организационно-технологическое обеспечение. Контрольно-измерительные материалы.



Тема 7. Методология психолого-педагогического исследования. Понятие о логике и структуре исследования. Методы и методики педагогического исследования. Анализ, оценка и интерпретация результатов исследования. Методологический аппарат диссертационного исследования.
Раздел 2. Теория и методика обучения информатике

Тема 1. Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Стандарт школьного образования по информатике. Содержание школьного образования в области информатики. Пропедевтика основ информатики в начальной школе. Базовый курс школьной информатики. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы. Предпрофильная подготовка. Элективные курсы. Организация проверки и оценки результатов обучения информатике. Организация обучения информатике в школе. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в реализации информационно-деятельностного подхода в обучении информатике и активизации познавательной деятельности учащихся.

Тема 2. Аудиовизуальные  технологии обучения информатике. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Тема 3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.




  1. Вопросы и экзаменационные задания

  1. Общие основы педагогики.

  2. Теория обучения.

  3. Педагогические технологии.

  4. Управление образовательными системами.

  5. Нормативно-правовое обеспечение образования.

  6. Современные средства оценивания результатов обучения.

  7. Методология психолого-педагогического исследования.

  8. Информатика как наука и учебный предмет в школе.

  9. Аудиовизуальные  технологии обучения информатике.

  10. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

  11. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.




  1. Список литературы для подготовки

а) основная литература

  1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2000. – 304 с. –– (Серия «Учебник нового века»).

  2. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. – Омск, изд-во ОмГПУ, 2007. - 144 с.

  3. Лапчик М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 182 с.

  4. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие / под ред. А.А. Кузнецова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 207 с.

  5. Теория и методика обучения информатике: учебник / под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с.

б) дополнительная литература


  1. Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник. Словарь. – М.: Физматлит, 2003. – 754 с.


  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

  3. Захарова Т.Б. Программы методической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика» с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения: метод. пособие / Т.Б. Захарова, Н.Н. Самылкина. – М.:. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 376 с.

  4. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.

  5. Кабинет информатики. Методическое пособие. / И.В. Роберт, Ю.А. Романенко, Л.Л. Босова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 125 с.

  6. Коноплева И.А. и др. Информационные технологии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 304 с.

  7. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

  8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с.

  9. Цветкова М.С. Информационная активность педагогов: метод. пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 352 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы


  1. Хуторская Л.Н. Информационная педагогика / URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0825.htm


  2. http://standart.edu.ru Портал «Федеральный государственный образовательный стандарт»

  3. http://infojournal.ru/journal/school Сайт журнала "Информатика в школе"

  4. http://infojournal.ru/journal/info Сайт журнала "Информатика и образование" (ИНФО)

  5. http://www.uroki.net/docinf.htm все для учителя информатики

  6. http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  7. http://inf548.blogspot.ru Сетевые информационные технологии в педагогической практике

  8. http://easyen.ru/forum/56-1286-2 Современный учительский портал

  9. http://www.uhlib.ru/pedagogika/pedagogika/p4.php Теория обучения

  10. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/18.php управление образовательными системами




Каталог: sites -> default -> files -> files -> basic -> %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D1%83
basic -> Основная образовательная программа 050400. 62 «психолого-педагогическое образование» Профиль: «Психология и педагогика начального образования»
basic -> Основная образовательная программа 050400. 62 Направление «Психолого-педагогическое образование» Профиль «Психология образования»
%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D1%83 -> Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения изобразительному искусству» направления подготовки аспирантов
basic -> Структура основной образовательной программы
%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D1%83 -> Программа вступительного экзамена
basic -> Пояснительная записка Настоящая программа является программой вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01. «Общая психология, психология личности, история психологии»
%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D1%83 -> Программа вступительного экзамена
%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D1%83 -> Программа вступительного экзамена «теория и методика обучения изобразительному искусству» направления подготовки аспирантов

Скачать 103,79 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница