Министерство образования, науки и молодежной политики
Республики Алтай
Стажировочная площадка
АОУ НПО РА «Профессиональное училище №84»
ПРОГРАММА
«ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА»
Программа социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их постинтернатная адаптация
Горно-Алтайск 2012
Организация – составитель: АОУ НПО РА «Профессиональное училище №84»
Составители:
Березикова А.С., заместитель директора по воспитательной работе АОУ НПО РА «Профессиональное училище -84»
Кубекова Е.Д., специалист «Центра карьеры» АОУ НПО РА «ПУ-84»
Мирошниченко Н.Ю., социальный педагог АОУ НПО РА «ПУ-84»
Санькова Ю.В., психолог АОУ НПО РА «ПУ-84»
Ящемская Т.Н., заместитель директора по учебной работе АОУ НПО РА «ПУ-84»
Программа предназначена для сотрудников образовательных учреждений, занимающихся вопросами социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе их постинтернатной адаптацией.
Содержание программы структурировано по разделам, которые могут обновляться в зависимости от запросов практики и потребностей развития данной тематики.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….. 4 стр.
Паспорт программы………………………………………………………..5-6 стр.
Адаптация как социально-педагогическое понятие.
Особенности социальной адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей ………………………………… 7-12 стр.
Создание системы управления процессом социальной
адаптации выпускников учреждений для детей-сирот,
межведомственное взаимодействие в организации
постинтернатного сопровождения выпускников.
Создание банка данных о выпускниках…….………………………... 12-14 стр.
Создание условий для получения выпускниками учреждений
для детей-сирот профессионального образования………………….. 15-18 стр.
Содействие в трудоустройстве выпускников, относящихся к
категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей………………………………………………………………. 19-21 стр.
Вовлечение некоммерческих организаций и бизнес-структур
в постинтернатную адаптацию выпускников……………………....... 22-25 стр.
Проекты………………………………………………………………… 26-28 стр.
Глоссарий………………………………………………………………. 29-31 стр.
Пояснительная записка
В настоящее время в Республике Алтай общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 1812 человек, из которых 350 находятся под надзором в организациях для детей-сирот. 1462 – находятся на воспитании в семьях граждан на различных формах воспитания.
236 человек проживают в городской местности, 1226- в сельской.
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые вышли из интернатных учреждений в 15-16 летнем возрасте и поступивших на учебу в профессиональные учреждения, остается острой проблемой.
Вступая в самостоятельную жизнь, дети-сироты сталкиваются с проблемами поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и построения собственной семьи и многими другими.
Принятая в Республике Алтай законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает права выпускников практически во всех жизненно важных сферах. Необходимость защиты состоит в том, что при поступлении в образовательные учреждения они не хотят и не могут достойно учиться, при наличии работы они ее легко теряют, получив жилье, лишаются его в результате сомнительных сделок или приводят его в негодность, отказываются от собственных детей или оказывают не соответствующий уход за ними. Таким образом, по всем критериям большинство выпускников находится в ситуации социальной депривации.
Следовательно, выпускнику интернатного учреждения необходима поддержка при переходе из довольно упрощенного и специфического мира интерната в сложный и трудный современный мир, чтобы найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. И роль "сопровождающих" выполняют члены педагогического коллектива, в котором выпускники интернатов продолжают учебу.
С этой целью была разработана и принята к реализации программа по постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Взлетная полоса».
Паспорт программы
Программа представляет собой совокупность организационных, методических, учебных, досуговых мероприятий, позволяет сформировать систему консультационной, информационной поддержки обучающихся и выпускников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цели программы:
-
Внедрение образовательных продуктов социальной адаптации и развития социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в практику работы учреждений профессионального образования.
-
Оказание социально-психологической помощи выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной: на обеспечение выживания, развития и активного участия выпускников в жизни общества, создание условий для формирования их субъективной позиции.
Задачи:
-
Создать систему социального партнерства с органами местного самоуправления, некоммерческими организациями и бизнес структурами по вопросам социализации детей-сирот;
-
Создать систему содействия трудоустройству выпускников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их адаптации на рынке труда;
-
Разработать механизмы правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников;
-
Разработать проекты в области социальной адаптации детей-сирот.
Реализация программы позволит:
-
Создать банк персональных данных выпускников детских домов, школ-интернатов Республики Алтай;
-
Создать банк вакансий рабочих мест для выпускников детских домов, школ-интернатов;
-
Создать условия для развития интересов выпускников и защиты их профессиональной подготовки с последующим трудоустройством;
-
Подготовить выпускников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельному и осмысленному действию в ситуации выбора вида трудовой деятельности и способствовать их мотивационной, эмоциональной готовности к трудовой деятельности;
-
Разработать систему дополнительного профессионального образования, подготовки, переподготовки кадров, повышения квалификации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ожидаемые результаты:
-
Сотрудничество с организациями и предприятиями города и региона по вопросам адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-
Создание информационно-аналитической системы, обеспечивающей данными о рынке труда и образовательных услуг обучающихся и выпускников;
-
Конкурентоспособность выпускников учреждений профессионального образования (профессиональная гибкость и мобильность, готовность к работе в современных условиях).
Срок реализации программы:
Август 2011- август 2013 гг.
Территория реализации:
Республика Алтай
Участники:
-
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
-
Педагогические коллективы базовых и стажировочных площадок;
-
Учреждения образования, здравохранения, правоохранительные органы и другиегосударственные и негосударственные структуры.
Площадки реализации проектов:
-
АОУ НПО РА «Профессиональное училище №84»
-
БОУ РА «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай»
-
ГОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова»
-
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай»
-
БОУ РА «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
-
АОУ ДОД РА «Республиканский центр дополнительного образования детей»
-
ГОУ СПО РА «Горно-Алтайский техникум строительной индустрии и сервиса»
-
АОУ НПО РА «Майминское профессиональное училище №49»
Проекты:
-
«Я живу среди людей». Создание широкой территории общения и социального взаимодействия. Формирование коммуникативной компетенции, расширение круга общественных связей.
-
«Равные возможности». Предоставление информации о профессии. Формирование мотивации на профессию.
-
«Отдыхай с пользой»
-
«Дорога в мир». Знакомство с неизвестным внедетдомовским миром, его особенностями, законами и трудностями.
-
«Финансовый ликбез». Обучение базовым компетенциям, овладение которыми способствует обеспечению адаптации ребенка в обществе (формирование умений рассчитывать затраты и распределять финансы и пр.).
-
«Имею право»
Поделитесь с Вашими друзьями: |