Рабочая программа дисциплины история и философия науки



страница1/3
Дата21.04.2016
Размер0,61 Mb.
#24601
ТипПротокол
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра философии и культурологии


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«19» июня 2014 г.

Протокол № 11

Зав. кафедрой



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История и философия науки

Направление: 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Уровень образования: магистратура


Профильная направленность:

Правовой менеджмент в сфере образования.

Челябинск, 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «История и философия науки» относится к вариативной части образовательной программы Блока 1. Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы.

Цель учебной дисциплины «История и философия науки» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями:

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);

способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2).

Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения:

знать:


  1. содержание и смысл ключевых теорий философии науки;

  2. содержание и смысл главных проблем философии науки;

  3. основные теоретические и прикладные аспекты науки;

уметь:

  1. характеризовать научное знание в историческом контексте;

  2. анализировать роль и значение науки в жизни человека и общества;

  3. анализировать этические проблемы, связанные с ролью науки в современном обществе, с социальной и моральной ответственностью ученого;

владеть:

  1. понятийным аппаратом, отражающим структуру, методы и закономерности научного исследования;

  2. способами концептуальной систематизации материала по конкретной научной проблеме;

  3. приемами научной аргументации.

Соотнесение целей и результатов обучения дисциплине «История и философия науки» представлено в Таблице 1.

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения

п/п


Компетенция

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

1.

ОК-1

З.1

У.1

В.1


2.

ОК-3

З.2

У.2


В.2

3.

ПК-2

З.3


У.3

В.3



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание первой части Программы «Основы философии науки» и второй части «Философские проблемы социально-гуманитарных наук», «Философские проблемы естественных и технических наук» соответствуют первому и второму вопросам экзаменационных билетов. Для их изучения предусмотрены лекционные и практические занятия (коллоквиумы). Содержание третьей части Программы «История науки» изучается аспирантами самостоятельно. В качестве отчета по данной работе предоставляется реферат. Реферат необходимо сдать до экзамена.

Обучение начинается с материала первого раздела и далее по порядку.

Подготовка к изучению курса философии включает в себя:


  1. ознакомление с программой, планом лекций и семинаров;

  2. прохождение вводного анкетирования на сайте http://borisovsv.webnode.com/ с целью выявления преподавателем интересов и потребностей студентов по поводу содержания дисциплины и форм и методов обучения;

2) выбор основного учебного пособия (Борисов С.В. Наука глазами философов: Что было? Что есть? Что будет? М.: Флинта; Наука, 2015).

Для эффективной работы на лекции необходимо:



1) умение слушать рефлексивно, т.е. анализируя услышанное и выделяя главную мысль;

2) ведение опорного конспекта, содержащего полные ответы на поставленные преподавателем вопросы и задания.

Изучая теоретический материал раздела, студенту необходимо самостоятельно проверить степень его усвоения и выявить пробелы в знаниях, произведя реферирование литературы по темам лекций.

Подготовка к практическим занятиям (коллоквиумам) включает в себя:



1) чтение философского произведения (обязательно) и учебной или специальной литературы (желательно), по теме коллоквиума;

2) составление тезисов выступлений в соответствии с планом коллоквиума.

На коллоквиумах предусматриваются самостоятельные выступления студентов с ответами на вопросы плана и их обсуждением.

Выступая на коллоквиумах, помните:

1) мнение не может быть «верным» или «неверным», а может быть логически аргументированным;

2) важен коллективный поиск истины, в процессе которого выявляются логические изъяны в рассуждениях;

3) каждый имеет право отстаивать свое мнение, но итогом обсуждения должен быть компромисс.

Реферат один из видов самостоятельной научно-исследовательской работы студента при изучении третьей части дисциплины «История науки». Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде истории исследуемой студентом научной проблемы. В реферате должны быть представлены:


  1. титульный лист;

  2. план-оглавление (названия 3-5 параграфов);

  3. введение (объясняется значимость темы, ее актуальность; указываются цель и задачи по исследуемой теме реферата; могут быть перечислены зарубежные и отечественные исследователи);

  4. основная часть (в каждом параграфе необходимо раскрыть одну из сторон исследуемой проблемы; каждый последующий параграф должен быть логическим продолжением предыдущего);

  5. заключение (подводятся итоги, даются обобщенные выводы по теме);

  6. список используемой литературы (при разработке реферата необходимо использовать не менее 5-8 научных источников).

Все виды учебной работы являются необходимым условием для накопительного рейтинга. Последним этапом инвариантной части самостоятельной работы является контрольное on-line тестирование на сайте http://borisovsv.webnode.com/.

Подготовка к экзамену предполагает повторение изученного курса и приведение его в четкую систему. Основой систематизации знаний перед экзаменом служит программа курса и основное учебное пособие. Подготовку к экзамену целесообразно закончить ко времени предэкзаменационной консультации.

По окончании изучения дисциплины желательно пройти итоговое анкетирование на сайте http://borisovsv.webnode.com/ с целью выявления преподавателем степени удовлетворенности студентов содержанием дисциплины и формами и методами обучения.

Промежуточная аттестация проводится в два этапа. Первый этап проводится форме контрольного on-line тестирования. Второй этап – собственно экзамен в установленные расписанием сессии сроки. Форма проведения экзамена – устные ответы на вопросы экзаменационных билетов. Единый порядок начисления баллов для промежуточной аттестации устанавливается «Положением о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов освоения основных профессиональных образовательных программ в Челябинском государственном педагогическом университете».

Во время экзамена учащимся разрешается пользоваться всеми материалами, представленными в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины» настоящей рабочей программы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2.

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности



п/п

Наименование части


Виды учебной деятельности

(в часах)

Л

ПЗ

СР

Всего

1

Основы философии науки

3

10

18

31

2

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

3

10

18

31

3

История науки







19

19

Всего:

6

20

55

81

Экзамен

27

27

Итого:

108


Таблица 3.

Содержание Раздела 1

Основы философии науки

ОК-1: З.1; У.1; В.1;

ОК-3: З.2; У.2; В.2;

ПК-2: З.3; У.3; В.3.


Содержание раздела

Темы лекций


Темы коллоквиумов

Предмет и основные концепции современной философии науки.

Мировоззренческие и методологические основания науки.

Функции науки в современном обществе. Наука как социальный институт.

Структура научного познания. Уровни научного исследования.

Основания науки. Идеалы и нормы исследования.

Научная картина мира. Философские основания науки.

Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности.

Становление идей и методов неклассической науки.

Современная постнеклассическая наука.



Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (1936).

Кун Т. Структура научных революций (1962).

Поппер К. «Предположения и опровержения» (1963).

Лакатос И. «История науки и ее рациональные

Реконструкции» (1972).

Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания (1975).



Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Работа с философскими текстами (подготовка к коллоквиуму).

Письменная работа (on-line тест).



Реферирование литературы по темам лекций.


Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции

Оценочное средство

ОК-1: З.1; У.1; В.1

Письменная работа (on-line тест)

ОК-3: З.2; У.2; В.2;

ПК-2: З.3; У.3; В.3.



Реферирование литературы по темам лекций.

ОК-3: В.2;

ПК-2: В.3.



Работа с философскими текстами (подготовка к коллоквиуму).


Таблица 4.

Содержание Раздела 2

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

ОК-1: З.1; У.1; В.1;

ОК-3: З.2; У.2; В.2;

ПК-2: З.3; У.3; В.3.


Содержание раздела

Темы лекций


Темы коллоквиумов

Объект и субъект социально-гуманитарных наук.

Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания.

Общество как исторический процесс.

Человек как феномен и предмет социально-гуманитарного познания.

Объектная философско-антропологическая парадигма: проблемы адаптации и интеграции человека.

Субъектная философско-антропологическая парадигма: проблемы индивидуализации и персонализации человека.

Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

Философские проблемы сознания.

Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

Интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

Методологическое значение философской концепции ценностей в социально-гуманитарном познании.

Специфика современного социально-гуманитарного познания.



Проблемы социально-гуманитарных наук в контексте постиндустриального развития и глобализации современного мира.

Бергсон А. Творческая эволюция (1907).

Номологическая и идеографическая методология.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре (1910)

Герменевтика как базис «понимающей» парадигмы в социально-гуманитарном познании.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике (1969).

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики (1960).

Номологическая и идеографическая методология.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре (1910).

Герменевтика как базис «понимающей» парадигмы в социально-гуманитарном познании.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике (1969).

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики (1960).




Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Работа с философскими текстами (подготовка к коллоквиуму).

Письменная работа (on-line тест).



Реферирование литературы по темам лекций.


Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции

Оценочное средство

ОК-1: З.1; У.1; В.1

Письменная работа (on-line тест)

ОК-3: З.2; У.2; В.2;

ПК-2: З.3; У.3; В.3.



Реферирование литературы по темам лекций.

ОК-3: У.2; В.2;

ПК-2: У.3; В.3.



Работа с философскими текстами (подготовка к коллоквиуму).



СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЧАСТЬ   I. Основы философии науки
 1.1. Реферирование литературы по темам лекций (6 ч.)
1. Предмет современной философии науки.

Закономерности развития научного знания как предмет истории науки. Понятие науки. Дисциплины, изучающие науку: философия науки, науковедение, социология науки. Наука как форма знания и как социальный институт. Наука как форма общественного сознания и производительная сила общества. Споры о месте и роли науки в культуре: сциентизм и антисциентизм. Понятия: знание, наука, рациональность, истина и заблуждение – их соотношение. Интернализм и экстернализм – две соперничающие концепции истории науки: А.Койре и Дж.Бернал как примеры реализации подходов. Куммулятивистский и антикуммулятивистский модели движения научного знания. Проблема дискретности и непрерывности развития научного знания.

2. Наука и другие формы знания: проблема соотношения и взаимовлияния.

Наука и религия. Наука и искусство. Наука и философия. Роль философии в формировании и становлении науки. Научное и обыденное знание: здравый смысл и истина. Наука как особый способ освоения мира. Сущность науки как преобразовательной деятельности. Основные задачи науки. Главные особенности научного познания. Ориентация науки на предметное и объективное исследование действительности. Влияние изменения типа культуры на стандарты изложения научного знания, способы видения реальности, стили мышления. Включение социокультурных факторов в процесс генерации научного знания. Взаимодействие науки с другими формами духовной деятельности человека (обыденным познанием, художественным мышлением и т.п.).



3. Функции науки в современном обществе. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

Возрастание роли и актуальности науки в эпоху научно-технического прогресса. Проблема классификации функций науки. Культурная функция науки. Наука как фактор социальной регуляции. Воздействие науки на потребности общества. Наука как фактор и условие рационального управления. Наука и глобальные проблем современности. Гуманистическая функция науки. Экологическая функция науки. Наука и современная образовательная система. Роль науки в формировании основных компонентов образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс как «место встречи» индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности. Наука как фактор изменений в образовательной системе на операционном, межоперационном, тактическом, стратегическом и глобальном уровнях.



4. Научная картина мира.

Основания науки. Структура оснований. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Выражение основных этапов развития научных знаний в модификации конкретно-исторических форм картины исследуемой реальности. Конкурирующие и альтернативные друг другу представления о реальности. Картина мира в системе научного знания. Соотношение картины мира как теоретической модели исследования реальности и теорией. Основные типы научной картины мира: общенаучная, естественнонаучная, социальная и локальная (специальная) научные картины мира. Динамика научного знания, представленного эмпирическим и теоретическим уровнями посредством специальной научной картины мира. Общекультурный смысл научной картины мира.

5. Идеалы и нормы научного исследования.

Идеалы и нормативы научного исследования как выражение представлений о целях научной деятельности и способах их достижения. Познавательные установки, регулирующие процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания. Социальные нормативы научного исследования. Особенности процесса коммуникации исследователей, научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом. Познавательные идеалы науки, образующие схему метода исследовательской деятельности. Признаки, отличающие науку от других форм познания. Понятие стиля мышления и его культурно-историческая обусловленность. Конкретизация идеалов и норм научного исследования применительно к специфике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии, социальных наук и т.п.). Структура идеалов и норм исследования: идеалы и нормы объяснения и описания; доказательности и обоснованности знания; построения и организации знаний. Социокультурная размерность идеалов и норм научного исследования. Регулятивная роль идеалов и норм науки по отношению к научной картине мира, теоретическим моделям и законам, а также к осуществлению наблюдений и формированию фактов.



6. Философские основания науки.

Философские идеи как основа онтологических постулатов науки, гносеологических нормативов научного поиска и аксиологических установок (идеалов и норм). Философские основания науки как условия «стыковки» научной картины мира (схемы объекта) с идеалами и нормативными структурами науки (схемы метода). Философские идеи как условия эвристики научного поиска. Соотношения философской эвристики и философского обоснования в науке. Гетерогенность философских оснований науки. Проблема избирательности философских оснований для научных систем. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.



Каталог: upload -> kafedri -> obshchevuzovskie -> filosofii-i-kulturologii
filosofii-i-kulturologii -> Рабочая программа дисциплины по выбору
filosofii-i-kulturologii -> Рабочая программа дисциплины по выбору
filosofii-i-kulturologii -> Рабочая программа дисциплины современная философия и методология науки
filosofii-i-kulturologii -> Рабочая программа дисциплины по выбору
filosofii-i-kulturologii -> Рабочая программа дисциплины по выбору
filosofii-i-kulturologii -> Рабочая программа дисциплины философия конфликта и мира
filosofii-i-kulturologii -> Рабочая программа дисциплины культура и межкультурное взаимодействие в современном мире


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница