Рабочая программа дисциплины «логика» Уровень высшего образования Бакалавриат направление подготовки 031300. 62 Журналистика



Скачать 260,29 Kb.
Дата16.02.2016
Размер260,29 Kb.
#7890
ТипРабочая программа
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики

Кафедра теории и истории журналистики

Утверждено

«29» августа 2014 г.

Декан ФЖ
____________О.Д.Журавель
Рабочая программа дисциплины

«ЛОГИКА»


Уровень высшего образования

Бакалавриат

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

031300.62 ЖУРНАЛИСТИКА






Автор: д.филол.н., профессор Ю.В. Шатин





Общая трудоемкость дисциплины

в зачётных единицах

2




в часах

72




Аудиторная работа (в часах):

54




Лекции

36




Практические занятия

18




Самостоятельная работа (в часах):

17




Контактные консультации







Контактная работа

55




Форма итоговой аттестации по дисциплине

Зачёт

(1 ч.)




Новосибирск

2014

Рабочая программы дисциплины «Логика» входит в базовую часть профессионального цикла подготовки бакалавра по направлению подготовки 031300.62 – Журналистика.


1. Цели и задачи освоения курса


Целью преподавания дисциплины «Логика» является изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выяснение способа достижения

истинных знаний, выработка специфического логического аппарата и надежного метода познания.

Основные задачи курса:


  • дать понятие логики и сформулировать ее основные законы;

  • сформировать представление о понятиях, суждениях, умозаключениях;

  • изучить процесс аргументации и применение доказательств и опровержений в устной и письменной речи



2. Место курса в структуре образовательной программы


Содержание и преподавание учебной дисциплины «Логика» тесно связаны с дисциплинами гуманитарного и социального циклов «Философия», «Культурология», базовой части профессионального цикла «Основы теории коммуникации», «Современный русский язык» «Стилистика и литературное редактирование», а также «Культура письменной речи».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса
В результате освоения содержания курса студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК), определенными ФГОС ВПО:

- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);

- общенаучными:

способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

инструментальными:

свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного–национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций (ОК-17);



журналистская авторская деятельность:

выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определить дальнейший ход работы (ПК-39).

В результате изучения курса студенты должны:

знать:

– основные этапы развития логики;

– формы абстрактного мышления;

– основные логические законы;

– теорию аргументации: доказательство и опровержение; правила и

логические ошибки, встречающиеся в процессе аргументации; различные

«уловки», применяемые в споре;

– принципы построения гипотезы;



уметь:

– использовать аппарат символической логики;

– иллюстрировать различные виды понятий, суждений и умозаключений

новыми примерами, найденными в литературе;

– выделять основной тезис в доказательстве, определять вид аргументации

и способы демонстрации, правомерность употребления аргументов;

– находить логические ошибки в тексте или рассуждениях оппонентов;

– решать логические задачи.

− применять формы и методы познания в приобретенной квалификации

(степени) бакалавра.

- владеть навыками анализа, синтеза и обобщения как логическими приемами обработки информации;

- навыками аргументации и ведения дискуссионного рассуждения.



4. Структура и содержание курса «Логика»

4.1. Объем курса и виды учебной работы


Общая трудоемкость дисциплины

в зачётных единицах

2

в часах

72

Аудиторная работа (в часах):

54

Лекции

36

Практические занятия

18

Самостоятельная работа (в часах):

17

Контактные консультации




Контактная работа

55

Форма итоговой аттестации по дисциплине

Зачёт

(1 ч.)



4.2. Учебно-тематический план курса «Логика и теория аргументации»




п/п


Раздел

дисциплины



Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Лекции

семинары

СРС




  1. 1

Логика как наука. Место логики в системе культуры.

4

2

1




  1. 2

Понятие и суждение



4

0

2




  1. 3

Классификация понятий. Логические операции над понятиями.

4

0

2




  1. 4

Логические операции над суждениями.


4

2

2




  1. 5

Логические законы и ловушки языка


4

2

3




  1. 6

Доказательство, тезис, демонстрация – основные единицы аргументации.

4

4

2




  1. 7

Прямые и косвенные доказательства. Виды доказательств.


4

4

2




  1. 8

Ошибки в доказательстве.


4

2

2




  1. 9

Убеждения. Универсальные и контекстуальные формы убеждения.


4

2

2






Проведение зачета










1



Итого

36

18

17

1


4.3. Содержание разделов и тем

  1. Логика как наука. Место логики в культуре

Возникновение логики в 4в. до н. э. в Афинах. Необходимость разграничения логоса как фигур мысли и фигур языка. Логика и риторика. Роль майевтики Сократа в создании науки логики. Логика – наука об общих формах мысли независимо от их конкретного содержания. Почему Аристотель определял мышление как страдание? Два этапа развития логики – от Аристотеля до Лейбница, от Гегеля до наших дней. Различия формальной и диалектической логики. Базовые основания формальной логики. Лингвистические универсалии и воздействие специфики языка на мышление. Теория Сепира _ Уорфа.




  1. Понятие и суждение.

Ощущение, представление и понятие – три основных формы познания и ориентации в мире. Основные признаки, отличающие познание от суждения.

Субъект и предикат суждения. Дефиниция и дифференциация как способы создания понятий и суждений о них.


  1. Классификация понятий. Логические операции над понятиями.

Несравнимые и сравнимые понятия. Разделение сравнимых понятий на совместимые и несовместимые. Виды совместимых понятий: равнозначные, пересекающиеся, подчиняющие vs подчинённые. Виды несовместимых понятий: соподчинённые, противоположные, противоречащие. Принципы деления понятий. Объём понятия (единичные, множественные и бесконечные). Деление объёма понятий. 4 требования к операции деления объёма понятий. Логическая процедура определения понятий. 7 правил определения понятий. Основные виды определения понятий в формальной логике.


4.Логические операции над суждениями.
Суждение и предложение: общее и различное. Проблема истинности суждения в формальной логике и в культуре. Категорические суждения. Простые и сложные суждения. Виды сложных суждений: конъюнкция, дизъюнкция, импликация. Исключающие и неисключающие дизъюнкции. Условное суждение и его состав: антецедент, консеквент. Необходимое и достаточное в условном суждении. Несовпадение условного суждения в логике и грамматике. Таблицы истинности и их роль в логике. Модальность суждения. Аподиктические, ассерторические и проблематические суждения (специфика каждого, по И. Канту).


  1. Логические законы и ловушки языка.

Закон тождества и его применение в логике. Закон противоречия. Атаки на закон противоречия, предпринятые софистами. Противоречия в языке и в мышлении. Парадокс лжеца и его решение в неформальной логике 20 века. Закон исключённого третьего. Почему истинность отрицания равнозначна ложности утверждения? Область применения закона исключённого третьего. Закон достаточного основания Лейбница. Правило фальсификата К. Поппера.

Почему всякое описание не может быть одновременно полным и непротиворечивым?

Основные ловушки языка. Омонимия и полисемия в языке. Эквилокация и её виды. Неточность определения понятий. Вещи-в-себе и их несводимость к формально логическим суждениям. Изменение понятий в процессе развития науки. Ситуативные слова и их коммуникативная неоднозначность.

Суждение и умозаключение. Категорические и разделительные силлогизмы. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. Полная и неполная индукция. Виды неполной индукции: подтверждение следствий, целевое обоснование, Подтверждение общего положения примером.





  1. Доказательство тезис, демонстрация – основные единицы аргументации.

Сущность доказательства как логической операции. Три части доказательства. Доказательство и опровержение. Опровержение фактов и опровержение доводов. Истинность тезиса не исключает ложности доводов («Письмо к учёному соседу» А. П. Чехова). Два правила для придания доводам доказательной силы. Логически необходимое умозаключение как обоснованность доказываемого тезиса. Роль описательных и оценочных суждений в современных видах неформальной логики.




  1. Прямые и косвенные доказательства. Виды доказательств.

Доказательство как последовательность доводов и как целостная конструкция. Принципы разделения доказательств на прямые и косвенные. Косвенное доказательство как доказательство от противного. Виды косвенных доказательств: следствия, противоречащие фактам; внутренние противоречия следствия, reductio ad absurdum; разделительные доказательства. Опровержение, два вида опровержений: выведение из опровергаемого утверждения следствий, противоречащих истине; установление несостоятельности выдвигаемого положения путём доказательства его справедливости.




  1. Ошибки в доказательстве.

Формальные ошибки в доказательстве и их разновидности: ошибки, относящиеся к исходному тезису, Ошибки в выборе аргументов, ошибки в установлении связи между тезисом и аргументом. Потеря и подмена тезиса в ходе доказательства. Необоснованное сужение или расширения тезиса в процессе доказательства. Ложность аргумента и проблема порочного круга в доказательстве. Софизмы и их роль в борьбе с теорией аргументации. Отличия софизмов от апорий и парадоксов.


9. Способы убеждения.
Доказательство и убеждение: общее и различное. Недостаточность теории аргументации для убеждения. Психологические и риторические стратегии убеждения. Универсальные и контекстуальные способы убеждения. Теоретические и эмпирические аргументы универсальных убеждений. Опыт и верификация. Основные способы теоретической аргументации: Условия совместимости; возможность верификации и фальсификации. Разновидности контекстуальной аргументации: апелляция к традиции; апелляция к авторитету: два вида авторитетов – институциональный и профессиональный; аргументы здравого смысла: сила и слабость доксологических утверждений, здравый смысл и интуиция; апелляция к вкусу: о вкусах не спорят, но дискуссируют.

4.4. Практические занятия.
1. Логика как наука

  1. Понятие логики как науки

  2. Содержание и форма мышления

  3. Логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания

  4. Назначение и функции логики

Доклады:

  • Возникновение и этапы развития формальной логики.

  • Создание и развитие символической логики.

  • Становление диалектической логики.



2. Понятие как категория логики

Вопросы для обсуждения:

- Логическая структура понятия: содержание и объём понятия.

- Закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятия.

- Виды понятий

- Логические операции с понятиями: деление, определение, обобщение, ограничение



Практическое задание: подготовить выступление с речью на культурную или социальную тематику, которое содержало бы как можно больше разных видов понятий.
3..Анализ аргументации в статье на историко-философскую тему.

Литература:

Вячеслав Костиков. В потёмках русской души// Аргументы и факты. 2013. №29.

Вопросы.


  1. Как бы Вы сформулировали в одном предложении основную идею статьи?

  2. Что означает иллюстрация к статье Костикова? В какой мере она может служить остенсивным определением?

  3. Как Вы понимаете подзаголовок «Не буди лихо, пока оно тихо»?

  4. Можно ли привести аргументы «за» и «против» об особенностях русской души?

  5. Какие примеры приводит автор для доказательства различия русского характера от характера европейцев и американцев?

  6. Как Вы понимаете выражение Гёте «деятельное невежество»?

  7. Чем можно объяснить преобладание фактов над аргументами в статье В. Костикова?

  8. В разделе «Ваше мнение» автор просит привести 10 признаков, в которых ярче всего проявляется «русская особенность» приведите их и аргументируйте свой выбор.




  1. Анализ особенностей аргументации и логики в статье на литературную тему.

Константин Кудряшов «Гений лирики и рекламы// Аргументы и факты 2013. №29.


1.Возможно ли в заглавии статьи усмотреть логическое противоречие?

2.Выделите основные аргументы, которые автор приводит для доказательства основного тезиса.

3. Можно ли усмотреть в данной статье нарушение 4 законов формальной логики?

4.Удалось ли школьной программе «загубить» лирику Маяковского?. Обоснуйте свою точку зрения.

5. Каккие аргументы Вы могли бы привести в доказательство или опровержение тезиса, согласно которому Маяковского считают панком?

6. Какие нарративные средства использует автор для того, чтобы убедить читателя в правомерности своей концепции?

7.Какие художественные тропы и фигуры речи свидетельствуют о своеобразии авторского стиля?
5. Анализ статьи на темы образования.

Тамара Шкель. Без замалчиваний \\ Российская газета. 2013. 31 октября.


Вопросы.
1.Как Вы полагаете, нужен ли современному школьнику единый учебник истории?. Приведите аргументы «за» и «против».

2.Как Вы представляете себе оптимальный сценарий конкурса на написание учебника по истории?

3.Если бы Вам удалось написать учебник по истории, на какие 10 тёмных и 10 светлых страниц нашей истории Вы обратили бы внимание?

4.Как Вы полагаете, почему родилась шутка, что «у России не только непредсказуемое будущее, но и непредсказуемое прошлое»?.

5.С помощью каких логических и языковых средств авторы концепции единого учебника истории аргументируют тезис, согласно которому в школьном курсе «должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии истории»?. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

6.Почему, на Ваш взгляд, наибольшие споры у историков вызвали последние 20 лет нашего прошлого, тогда как по более ранним периодам удаётся достичь консенсуса?

7.Как бы Вы могли объяснить понятия «шоковая терапия», «рыночные реформы», «дефолт», «финансовые пирамиды», «исламский радикализм»?
6. Анализ статьи на тему нравственности.

Александр Кабаков. Помоги себе\\ Коммерсант, №144. 15.08. 2014.


Вопросы.

1.Что такое благотворительность? Чем она отличается от спонсорства и меценатства? Приведите примеры того и другого.

2.Каковы мотивы человека, совершающего акт благотворительности?

3. Чем отличается психология человека, верящего в благотворительность, от мировоззрения человека, считающего благотворительность излишней?

4.Какие образы, энтимемы и примеры использует автор для обоснования своей позиции?

5.Как Вы полагаете, почему автор считает неубедительным довод о достаточности благотворительности со стороны государства?

6. Как можно интерпретировать тезис А. Кабакова, что, совершая акт благотворительности, человек помогает прежде всего самому себе?
7. Анализ статьи на тему быта.
Александр Павлов. Апология Мак-косерватизма\\ Известия. 1.09.2014.
Вопросы.

1.Почему, на Ваш взгляд, автору статьи было стыдно признаться в том, что он тоже посещал «Макдоналдс»?

2. Какие аргументы «за» и «против» закрытия «Макдоналдса» приводит автор? Определите ценность каждого из этих аргументов.

3. Как Вы полагаете, может ли современная политическая ситуация повлиять на дальнейшую судьбу «Макдоналдса»? Опишите наиболее с вашей точки зрения сценарий будущего этого заведения.

4. Правомерен ли аргумент защитников «Макдоналдса»: «сами мы туда не ходим, но за народ обидно»?

5. Как вы понимаете тезис защитников американского фастфуда относительно того, что « по Макдоналдсу проведена граница нашей демократии»?

6.В чём, на Ваш взгляд, заключается разгадка того, что в «Макдоналдсе» _ всегда очередь, причём во всех странах мира?
8.Анализ статьи на тему иммиграционной политики.
Глеб Кузнецов. Окраина как образ жизни \\ Известия. №195. 17.10. 2014.
Вопросы.
1.В каком значении автор статьи употребляет слово «окраина» в заголовке?

2. Как связано помещённое фото с содержанием статьи?

3. Как Вы полагаете, почему Г. Кузнецов использует понятие «диаспора» в негативном контексте?

4. Назовите основные причины русского бунта, по выражению А. С. Пушкина, «бессмысленного и беспощадного»?

5. Прав ли автор статьи, утверждая, что ЛДПР перестала существовать как партия, представляющая интересы «окраин» и «нам нужна новая партия»? Приведите аргументы «за» и «против». Какова должна, по Вашему мнению, быть такая партия?

6. Каким образом автор оценивает деятельность полиции и как он аргументирует свою позицию? Как Вы думаете, привело ли переименование милиции в полицию к позитивным результатам? Приведите примеры.

7. Чем Вы можете объяснить стремление некоторых СМИ свести события В Бирюлёво к «русскому скотству» и «мигрантскому беспределу»? Как можно решить эту проблему изменив качество управления?


5. Образовательные технологии


Программа предусматривает использование в учебном процессе лекционных занятий в форме диалога, разбора конкретных ситуаций и дискуссий. На практических занятиях обсуждаются статьи на предмет выявления в них средств аргументации. В ходе анализа конкретных материалов развиваются профессиональные навыкистудентов, навыки логического анализа, творческого подхода к решению задач. В рамках курса предусмотрены интерактивные формы проведения занятий. Предусмотренные учебным планом виды учебной работы позволяют студентам усвоить базовые понятия дисциплины и выработать умения и навыки, необходимые как для профессиональной деятельности, так и для всестороннего развития личности. Проведение части лекций предусмотрено в интерактивных формах.

На практических занятиях на материале предложенных статей разных жанров студенты осваивают процесс аргументации, учатся применять доказательства и опровержения в устной и письменной речи. Практические занятия позволяют обучающимся овладеть культурой мышления, способностью к логическому анализу, обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, вырабатывают умение быть способным использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач.

Учебным планом для студентов предусмотрена самостоятельная работа, которая проводится дополнительно, вне зависимости от лекционных и практических занятий. Самостоятельная подготовка по предмету способствует более полному усвоению теоретических знаний, выработке навыков аналитической работы с литературой. Используются следующие формы самостоятельной работы обучающихся:

- изучение основной и дополнительной литературы;

- выполнение аналитической работы с текстом;

- подготовка к практическим занятиям;

- подготовка ответов на вопросы для котроля .

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения курса и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Для контроля усвоения курса «Логика» предусмотрены текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся (зачет).

В течение семестра производится текущий контроль подготовки студентов к лекционным занятиям, опросы и анализ ответов на практических занятиях. Выполнение указанных видов работ является обязательным для всех студентов. Результаты текущего контроля служат основанием для выставления оценок в ведомости контрольной недели на факультете.

Оценка текущей успеваемости студентов проводится с использованием балльно-рейтинговой системы, позволяющей учесть качество работы в течение семестра и получить допуск к промежуточной аттестации. Максимальный накопленный балл, который может быть накоплен студентом по дисциплине, составляет 100 баллов.


Баллы

Оценки

0-60

«незачет»

61-100 баллов

«зачет»

Студент может быть освобожден от промежуточной аттестации, если накопительный рейтинг достаточен высок для получения зачета.

6.1. Темы и задания для самостоятельной работы.

1. Чем обусловлена необходимость разграничения логоса как фигур мысли и фигур языка?

2. Каковы основные этапы развития логики?

3. Опишите три основных формы познания и ориентации в мире.

4. На материале статьи из периодической печати найдите общее и раздичное между суждением и предложением.

5. В статьях периодики найдите примеры категорических суждений.

6. Чем, по Канту, определяется специфика аподиктических, ассерторических и проблематических суждений?

7. В чем заключается парадокс лжеца и его решение в неформальной логике?

8. Что такое вещи-в-себе?

9. Почему истинность тезиса не исключает ложности доводов?

10. Назовите виды косвенных доказательств.

11. Каковы наиболее распространенные ошибки в выборе аргументов?

12. В чем заключаются психологические и риторические стратегии убеждения?

13. В чем сила и слабость доксологических утверждений?



14. Укажите логическую форму и логическое содержание приведённых ниже выражений:

    1. Если наш мир лучший из миров, то все люди в нём должны быть счастливы, но в нашем мире много несчастных людей, значит, наш мир не лучший из миров.

    2. Поскольку ты лжец, постольку всё сказанное тобой должно быть лживо, ноты не лжёшь в том, что ты лжец, а это значит, что ты не лжец.

    3. Любой творящий зло не является нравственным.

    4. Два плюс два равно четырём.

    5. Поскольку антагонист Бога является отцом лжи, постольку лживые речи имеют в нём свою формальную причину.

    6. Ничто не имеющее причины не существует.

  1. Установите объем и содержание понятия: дерево, кружка, военный человек, детская книжка, институт.

  2. Найдите понятие, к которому можно было бы отнести следующие признаки:

    1. теплая, дружественная, радостная, неожиданная;

    2. светлый, звездный, тяжелый, долгий;

    3. холодное, мрачное, серое;

    4. теплое, долгожданное, скоротечное, многообещающее.

  3. Для каждого, из приведенных ниже понятий, постройте такие логические ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему:

    1. животное;

    2. книга;

    3. Цезарь;

    4. здание;

    5. выдающаяся личность;

    6. знаменитый полководец;

    7. Московский Кремль;

    8. компьютер;

  4. Установите, какие из приведенных ниже предложений являются суждениями:

    1. Рукописи не горят.

    2. Нет такого лабиринта, из которого не было бы выхода.

    3. «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин).

    4. «Что яростной толпе сраженный гладиатор?» (М.Ю.Лермонтов).

    5. Кто автор сочинения «Война и мир»?

    6. Где наше не пропадала?

    7. Сколько волка не корми, он все в лес просится.

    8. «В речи, как и в жизни, надо всегда иметь в виду, что уместно» (Цицерон).

  1. Найдите субъект, предикат и связку в суждениях:

    1. Дисциплина важна в любом деле.

    2. Увеличение выброса диоксида углерода (СО2) ведет к росту приземной температуры.

    3. Общее потепление во много раз превысит адаптационные способности многих природных сообществ.

    4. Парниковый эффект может привести к быстрой гибели лесов.

    5. Не шведы победили в битве под Полтавой.

    6. Не каждый совершивший преступление виновен в преступлении.

  2. Переведите на символический язык сложные суждения:

    1. Либо Земля вращается вокруг Солнца, либо Солнце вращается вокруг Земли.

    2. Не бывает мрачных времен, бывают только мрачные люди.

    3. Нет смысла волноваться, если что-то можно сделать. Также нет смысла волноваться, если ничего нельзя сделать.

    4. Если другие тебе и повредили, во время встречи приветствуй их с улыбкой. Они со стыда потеряют решимость или же попросят извинения (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).

    5. Автомобиль подлежит конфискации, если он служил орудием преступления или был добыт преступным путем.

    6. Каждый из нас знает книгу или хотя бы имя Альфреда Брема.

    7. Неверно, что пять делится нацело на два или на три.

    8. Если событие воспринимается как реальное, то оно становится реальным по своим последствиям (теоремаУ.Томаса).

    9. Ни космическая станция, ни просветленный ум не могут возникнуть в один день (Его Святейшество Далай Лама XIY-й).

    10. Гражданину РФ начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы.



6.2. Вопросы для подготовки к зачёту.

1.Что изучает логика как наука?

2.Каковы основные формы абстрактного мышления. В чём различие между ощущением, представлением и понятием?

3. Основные отличия мышления от языка.

4. Что такое содержание и объём понятия?

5.Чем реальное определение отличается от номинального?.

6.Почему в логических определениях нельзя использовать метафоры и метонимии?

7.Какую логическую операцию называют делением понятия?

8. Правила деления понятия и возможные логические ошибки в процессе деления.

9. Основные отличия понятия от суждения.

10. Простое и сложное суждение. Виды сложных суждений. Таблицы истинности.

11. Как выражаются логические связки в естественных языках?

12. Что такое логический закон?

13. Четыре закона формальной логики. Почему закон достаточного основания был открыт позже остальных?

14. Умозаключение и его структура.

15. Модальность суждения и умозаключения.

16. Специфика и основные признаки дедуктивного умозаключения.

17. Индуктивные умозаключения. Полная и неполная индукция.

18. Типичные ошибки при использовании индуктивных умозаключений1.

19. Чем доказательство отличается от умозаключения?

20. Доказательство и опровержение: их сходство и различие.

21. Тезис, довод и демонстрация – основные элементы доказательства.

22.Прямые и косвенные доказательства.

23.Виды косвенных доказательств.

24. Основные ошибки в доказательстве. Потеря и подмена тезиса.

25. Убеждения и их виды. Универсальные и контекстуальные виды убеждения.


7. Материально-техническое обеспечение.

Для изучения дисциплины необходимо мультимедийное оборудование как для визуального представления лекционного материала, так и для проведения семинарских занятий (подготовка студентами презентаций).


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение.
Литература.

Основная
Гетманова А. Д. Учебник по логике со сб. задач. М., 2002.

Ивин А. А. Логика для журналистов. М., 2002.

Ивин А. А. Теория аргументации. Учебное пособие. М., 2000.

Рузавин Г. И. Логика и теория аргументации. М., 2003.


Дополнительная
Алексеев А. Г. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.

Гильмутдинова Н. А. Логика и теория аргументации. Ульяновск, 2006.

Гомбоева Л.В., Кузьмин А.В. Задачи по логике: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004.

Кириллов В. И. Логика. М..2002.

Кретов Б. И. Логика и теория аргументации. М., 2000.

Скачков А.С. Логика и теория аргументации. Методические задания, курс лекций, домашнее задание: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005.

Сычёва С. Г. Логика и теория аргументации. Томск, 2006.

Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:


  • http://www.philosophy.ru - портал «Философия в России». Содержит разделы: Справочники, учебники; Сетевые энциклопедии, справочники.

  • http://www.politstudies.ru - официальный сайт журнала «Полис»

  • http://www.gumfak.ru/logika.shtml - электронный каталог учебников по логике

Программа рассмотрена



на заседании кафедры теории и истории журналистики.
Протокол № 3 от 28 августа 2014 г.

Зав. кафедрой Журавель О.Д.
Каталог: xmlui -> bitstream -> handle -> nsu
nsu -> Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «социальная психология»
nsu -> Рабочая программа курса «Физическая культура»
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «конфликтология»
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «история зарубежной журналистики»
nsu -> Теория, методология и методы психологического исследования Фёдоров Александрович
nsu -> Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «современные теории массовой коммуникации»
nsu -> Программа лекционного курса и самостоятельной работы для студентов, специализирующихся на кафедре общей биологии и экологии
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «имиджелогия»

Скачать 260,29 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница