«19» июня 2014 г.
Зав. кафедрой
Начальное образование. Дошкольное образование.
Начальное образование. Английский язык.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина по выбору «Основы светской этики» относится к вариативной части образовательной программы Блока 1. Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы.
Этика – это раздел философии, изучающий феномен морали. Большинство курсов этики начинаются с определения морали, однако, усвоение такого определения уже требует довольно-таки глубокой философской подготовки. Кроме того, курс был бы ущербным, если оказался бы завязан на каком-либо определении морали, даже очень емком. Дело в том, что интуитивное представление о морали есть у каждого, а любое определение будет ограничивать нашу интуицию жесткими рамками, а потому будет ограничивать сам предмет исследования. И, наконец, определение, чтобы его понять, должно быть выведено самостоятельно.
В основу курса заложены три основополагающих понятия: «ситуация морального выбора», «этическая система» и «этические принципы» (или законы этики).
В анализе ситуации морального выбора необходимо опираться на наш жизненный опыт. Осмысление этого опыта дает представление о том, что такое моральный выбор, чем руководствуется человек в ситуации морального выбора, как возможны такие ситуации.
Лучше понять наш жизненный опыт нам помогает анализ основных этических систем, как древности, так и современности, которые тоже в большинстве своем посвящены анализу ситуаций морального выбора. Каждая этическая система – это некий путь к пониманию и объяснению этого феномена.
Сопоставление различных этических систем позволит нам выявить некие общие этические принципы, которыми они руководствуются. Установление этих принципов дает нам необходимый рациональный критерий для их сравнения.
Цель учебной дисциплины по выбору «Основы светской этики» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями:
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).
Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения:
знать:
о роли философии в жизни человека и общества;
основные философские категории и проблемы: бытия, познания, человека, ценностей, общества;
основы философской, научной и религиозной картин мира;
уметь:
анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
самостоятельно осмысливать окружающую действительность в процессе ее социально-исторического развития;
осуществлять философский самоанализ своих знаний, умений, образа жизни и деятельности;
владеть:
навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;
основными процедурами мышления;
философскими методами познания мира.
Соотнесение целей и результатов обучения дисциплине «Основы светской этики» представлено в
Таблице 1.
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения
№ п/п
|
Компетенция
|
Конкретизированные цели освоения дисциплины
|
знать
|
уметь
|
владеть
|
1.
|
ОК-1
|
З.3
|
У.2
|
В.3
|
2.
|
ОК-5
|
З.2
|
У.1
|
В.2
|
3.
|
ОК-6
|
З.1
|
У.3
|
В.1
|