МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского»
Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ
___________________________
"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины
Политическая социология
Направление подготовки
41.03.04 Политология (бакалавриат)
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр политологии
Форма обучения
Очная
Саратов,
2014
-
Цели освоения дисциплины
Политическая социология является одним из основных курсов для студентов отделения политологии юридического факультета. В рамках этого курса изучаются социологические подходы к исследованию политических процессов. Курс необходим как для общепрофессиональной подготовки политологов.
Предмет курса – политическая сфера жизнедеятельности общества, политические отношения между государственными институтами, общественными организациями и населением.
Цель курса «Политическая социология» – освоение предмета, основных методов и методик, применяемых в политической социологии. Курс способствует политической социализации студентов, их способности анализировать политическую реальность.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы из 144 часов.
-
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
-
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Коды формируемых компетенций:
ОК: 1-6, 8-14, 18, 21-23
ПК: 1-4, 6, 9-18
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать основные направления политической социологии, теоретические и эмпирические исследования российских и зарубежных специалистов по обозначенной проблематике.
Уметь использовать методики и понятийный аппарат социологических исследований политических явлений и процессов, грамотно оперировать важнейшими категориями политологии (государство, политическая власть, участие в политической жизни и д.р.) применительно к конкретной общественной ситуации.
Владеть практическими навыками анализа политических процессов, социальными инструментами организации коммуникации в профессиональной среде.
-
Структура и содержание дисциплины
№ п/п / Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной нагрузки
|
Формы текущего контроля (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестру)
|
л
|
с
|
ср
|
всего
|
|
Тема 1. Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания и взаимосвязь с другими общественными науками. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии.
|
3
|
1
|
2
|
2
|
4
|
8
|
Работа на семинаре
|
Тема 2. Исследование природы и функций государства, политической системы и ее подсистем.
|
|
|
4
|
4
|
8
|
16
|
|
Тема 3. Общая характеристика негосударственных участников политических процессов. Социологическое исследование партий и общественных движений.
|
|
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
Тема 4. Другие негосударственные участники политического процесса и социологические подходы к изучению групп интересов, групп давления и лобби.
|
|
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
Тема 5. Индивидуальное участие в политическом процессе и политическое поведение, в том числе проблемы политического абсентеизма.
|
|
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
Тема 6. Политическая культура как предмет социологического анализа.
|
|
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
Тема 7. Исследование влияния этно-национальных факторов на политический процесс.
|
|
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
Тема 8. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе.
|
|
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
Тема 9. Социологические подходы к исследованию политического лидерства.
|
|
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
Тема 10. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний).
|
|
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
Тема 11. Социологические подходы к исследованию влияния СМИ на массовое политическое сознание.
|
|
|
2
|
2
|
4
|
8
|
|
Тема 12. Молодежь и политика.
|
|
|
4
|
2
|
6
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен
|
Всего
|
|
|
28
|
26
|
54
|
|
|
Тема 1. Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания и взаимосвязь с другими общественными науками. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии.
В этом разделе характеризуется взаимосвязь политической социологии с другими науками - политологией, историей, этнологией, психологией и др. При этом определяется то общее, что есть между ними, а также отличие предмета политической социологии в отличие от других дисциплин. Раскрывается специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии.
Характеризуются основные направления политической социологии и рассматриваемые ею проблемы.
Тема 2. (2 лекции) Исследование природы и функций государства, политической системы и ее подсистем.
В данном разделе основное внимание уделяется определению политической системы, ее структуры и функций. Характеризуются основные подсистемы политической системы современного общества: государственные институты и неправительственные (негосударственные организации – общественные и частные), проблемы гражданского общества.
Рассматриваются основные вопросы социологического исследования государственных институтов, их отношений между собой, с населением, негосударственными участниками политического процесса.
Тема 3. Общая характеристика негосударственных участников политических процессов. Социологическое исследование партий и общественных движений.
В разделе характеризуются основные типы негосударственных участников политической системы современного общества, прежде всего, партии и движения. Определяется, чем отличаются партии от общественных движений, как осуществляется переход от общественных движений к политическим партиям.
Рассматриваются основные подходы в социологическом анализе политических партий и общественных движений, проблемы адаптации методик к подобным исследованиям.
Тема 4. Другие негосударственные участники политического процесса и социологические подходы к изучению групп интересов, групп давления и лобби.
В разделе даются определения таких понятий, как "группы интересов", "группы давления" и "лобби" в качестве участников политических процессов. Рассматривается, чем отличаются группы давления от групп интересов в политике.
Анализируется динамика отношения социологов к проблеме лоббирования в политике за рубежом и в России. Приводятся примеры социологических исследований названных негосударственных участников политических процессов.
Тема 5. Индивидуальное участие в политическом процессе и политическое поведение, в том числе проблемы политического абсентеизма.
В разделе рассматриваются основные проблемы индивидуального участия в политике, которые исследуются в политической социологии.
Особое внимание уделяется причинам политической апатии и абсентеизма, подходам к их исследованию в политической социологии. Определяется специфика применения социологических методов исследования индивидуального участия в политических процессах.
Тема 6. Политическая культура как предмет социологического анализа.
В разделе дается определение политической культуры. Характеризуются подходы зарубежных (Г.Алмонда, С.Вербы и др.) и российских социологов к исследованию политической культуры.
Рассматриваются познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры.
Анализируются такие характеристики политической культуры, как гомогенность и гетерогенность. Рассматриваются различия "официальной" политической культуры, субкультуры и контркультуры с точки зрения социологов.
Тема 7. Исследование влияния этно-национальных факторов на политический процесс.
В разделе определяется роль национальных и этнических факторов в политике.
Анализируется влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации.
Характеризуются методики социологического исследования межнациональных отношений в контексте политических процессов.
Тема 8. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе.
В начале изучения данной темы даются известные в социологии определения элит.
Анализируются различные подходы к исследованию элит (Г.Моска, В.Парето и других западных социологов).
Рассматриваются некоторые социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит.
Дается представление о том, что такое контрэлиты.
Тема 9. Социологические подходы к исследованию политического лидерства.
В разделе основное внимание уделяется проблемам исследования политического лидерства как феномена, а также конкретных политических лидеров.
Характеризуется роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом.
Рассматриваются некоторые социологические исследования политических лидеров.
Тема 10. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний).
В разделе рассматривается электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.
Оценивается роль института выборов в политической жизни России
Анализируется проблема манипулирования общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний.
Рассматриваются проблемы, которые могут выступать в качестве предмета исследования избирательных кампаний, а также перспективные задачи развития электоральной социологии в России на ближайшие годы.
Тема 11. Социологические подходы к исследованию влияния СМИ на массовое политическое сознание.
В этом разделе характеризуется влияние, которое оказывают средства массовой информации на массовое политическое сознание. Раскрываются возможности исследовать степень этого влияния в различных политических ситуациях, в том числе в ходе предвыборных кампаний.
Исследуется специфика методического аппарата, применяемого для исследования влияния СМИ на индивидуальное политическое сознание, в частности методики контент-анализа СМИ и т.п.
Тема 12. Молодежь и политика.
В разделе характеризуется молодежь как специфический субъект политики. Затрагиваются вопросы политической социализации молодого поколения. Исследуются вопросы нормы и девиации в политическом поведении молодежи. Анализируется динамика социологических подходов к проблеме участия молодежи в политическом процессе.
-
Образовательные технологии
В рамках учебного курса предусматривается использование и сочетание разнообразных видов учебной работы с задачами стимулирования и мотивацией учебно-познавательной деятельности студентов: проведение деловых и ролевых игр, создание проблемных ситуаций с привлечением интерактивных приемов (постановка и решение конкретных задач, разработка сценариев политических ситуаций), визуализация (использование видеоматериалов, карт, схем и т.д.), дискуссии, привлечение экспертов и специалистов, тестирование.
Задача инициации творческого процесса в учебной работе предполагает использование психологических тренингов и технологий (тренинги эффективной коммуникации, управлению карьерой, командообразованию и т.д.).
При проведении занятий со студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья используются адаптированные для них образовательные технологии. Форма проведения занятий для студентов-инвалидов определяется с учетом индивидуальных психофизических особенностей, и может включать в себя устные, письменные на бумаге, письменные на компьютере и иные виды образовательной активности.
-
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
В соответствии с п.2.12 Положения о промежуточной аттестации студентов (П1.03.10-2013) при проведении промежуточной аттестации у студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья используются адаптированные для них фонды оценочных средств. Форма проведения экзамена (зачета) для студентов-инвалидов определяется с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в виде тестирования и т.п.). В случае необходимости экзамен (зачет) для студентов-инвалидов может проводиться индивидуально, с выездом преподавателя на дом, и ли с помощью технологий, применяемых при дистанционном и электронном обучении.
Вопросы к экзамену по курсу «Политическая социология»
-
Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.
-
Основные трудности социологического анализа политической сферы жизнедеятельности общества.
-
Определение политической системы. Основные подсистемы политической системы современного общества.
-
Основные государственные институты политической системы современного общества. Проблемы социологического исследования государственных институтов.
-
Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества.Основные методики социологического анализа партий и общественных движений.
-
Группы интересов как участники политических процессов.
-
Лобби как участники политических процессов.
-
Основные факторы, определяющие индивидуальное участие в политическом процессе, исследуемые в политической социологии.
-
Причины политической апатии и абсентеизма, социологические подходы к их исследованию.
-
Определение политической культуры. Подходы зарубежных исследователей (Г.Алмонда, С.Вербы и др.) и российских социологов к исследованию политической культуры.
-
Познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры. Гомогенная и гетерогенная политическая культура.
-
Роль национальных и этнических факторов в политике.
-
Национальная политика и оценка ее эффективности в Российской Федерации.
-
Основные типы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Изучение динамики предпочтений этих форм населением России.
-
Основные типы субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города, автономные округа, национально-культурные автономии). Социологические исследования состояния межнациональных отношений в различных субъектах Российской Федерации.
-
Определения элит. Теории элит Г.Моска и В.Парето и других западных социологов.
-
Проблемы воспроизводства политических элит.
-
Определение и типология политических лидеров.
-
Роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом.
-
Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.
-
Роль института выборов в политической жизни России. Манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний.
-
Механизмы влияния СМИ на политические процессы.
-
Молодежь как специфический субъект политики.
-
Террор: политическая реальность современности.
-
Политическая реформа: сущность и содержание.
-
Политическая революция: теория и практика.
-
Политический экстремизм и современность.
-
Типология политического действия. М. Вебер.
-
Типология политического участия.
-
Политический конформизм.
-
Протестные формы политического поведения.
-
Политическая идентичность.
-
Глобализация: политический процесс.
Темы рефератов по курсу «Политическая социология»
1. Предмет и основные направления политической социологии, ее место в системе социологического знания и взаимосвязь с другими общественными науками. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии.
2. Определение политической системы.
3. Основные подсистемы политической системы современного общества.
4. Основные проблемы социологического исследования государственных институтов, их отношений между собой, с населением и негосударственными участниками политического процесса.
5. Основные подходы к социологическому анализу роли государства во взаимосвязи с гражданским обществом.
6. Общая характеристика и основные типы негосударственных участников политических процессов.
7. Социологические исследования партий и общественных движений.
8. Социологические подходы к изучению групп интересов, групп давления и лобби.
9. Изменение отношения к проблеме лоббирования в политике и придания ему правового характера.
10. Эмпирические исследования индивидуального участия в политическом процессе и политического поведения.
11. Исследование политической апатии и абсентеизма.
12. Политическая культура как предмет социологического анализа.
13. Подходы зарубежных исследователей (Г.Алмонда, С.Вербы и др.) и российских социологов к исследованию политической культуры.
14. Познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры.
15. Гомогенная и гетерогенная политическая культура.
16. "Официальная" политическая культура, субкультура и контркультура.
17. Исследование этно-национальных факторов в политических процессах.
18. Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации.
19. Социологические подходы к исследованию форм государственного устройства и административного деления.
20. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе.
21. Теории элит Г.Моска и В.Парето и других западных социологов.
22. Социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит.
23. Контрэлиты и их социологическое исследование
24. Социологические подходы к исследованию политического лидерства.
25. Роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом.
26. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний)
27. Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.
28. Роль института выборов в политической жизни России
29. Проблема манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний.
30. Перспективы развития предвыборных кампаний в России в ближайшие годы.
Вопросы теста
1. Что является предметом политической социологии:
-
люди;
-
политические институты;
-
отношение людей к политическим институтам.
Укажите номер правильного ответа
2. Какое место занимает политическая социология в системе научного знания:
-
часть социологии;
-
часть политологии;
-
самостоятельная наука, не входящая в состав ни одной другой науки.
Укажите номер правильного ответа
3. Расставьте в нужном порядке общественные науки по тесноте связей с ними политической социологии:
-
политология;
-
общая социология;
-
история;
-
психология.
Ответ: __ __ __ __
Укажите последовательность номеров всех перечисленных наук
4. Что сближает политическую социологию с такими науками, как политология, история, право:
-
изучаемая сфера общественных отношений;
-
методы исследования;
-
методики исследования.
Укажите номер правильного ответа
5. В чем специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии.
-
нет специфики;
-
некоторые методики не могут применяться в силу закрытости сферы политики;
-
социологические методики неприменимы для исследования политики.
Укажите номер правильного ответа
6. Политическая социология в теоретическом плане это:
-
общая социологическая теория;
-
нетеоретическая дисциплина;
-
теория среднего уровня.
Укажите номер правильного ответа
7. Есть ли в политической социологии эмпирическая база:
-
эмпирическая база отсутствует;
-
эмпирическая база есть.
Укажите номер правильного ответа
8. Расставьте в нужном порядке последовательность ваших действий при проведении исследования по политической социологии:
-
формулировка гипотез исследования;
-
сбор и анализ информации о предметной области, полученной в ходе исследования;
-
описание методики исследования;
-
формулировка предмета, объекта и цели исследования.
Ответ: __ __ __ __
9. Что из перечисленных проблем является одним из направлений политической социологии:
-
демография;
-
выборы;
-
корпоративная культура.
Укажите номер правильного ответа
10. Изучаются ли международные отношения одним из направлений политической социологии:
-
нет;
-
международные отношения являются одним из направлений политической социологии.
Укажите номер правильного ответа
11. Как называется направление политической социологии, занимающееся исследованием международных отношений:
-
мировая политика;
-
теория международных отношений;
-
социология международных отношений.
Укажите номер правильного ответа
12. Какая главная трудность социологического анализа политической сферы:
-
слишком много политических организаций;
-
закрытость политической сферы;
-
отсутствие методик анализа.
Укажите номер правильного ответа
13. Выберите определение политической системы:
-
государство;
-
совокупность государственных институтов и неправительственных организаций, участвующих в политических отношениях;
-
общественно-политические организации.
Укажите номер правильного ответа
14. Назовите основные подсистемы политической системы современного общества:
-
государственные институты и негосударственные организации, действующие в сфере политики;
-
государственные организации и партии;
-
партии и общественные движения.
Укажите номер правильного ответа
15. Кто впервые ввел понятие политическая система в социологические исследования:
-
Т. Парсонс;
-
Д. Истон, Г.Алмонд;
-
К. Поппер.
Укажите номер правильного ответа
16 Расположите государственные институты по убывающей значимости (на основе социологических исследований отношения к ним населения в современной России):
-
правительство;
-
Совет Федерации;
-
глава государства;
-
Государственная Дума.
Ответ: __ __ __ __
17. Какой тип государства по его роли в обществе пользуется наибольшей поддержкой в современной России:
-
максималистский;
-
социал-демократический;
-
праволиберальный.
Укажите номер правильного ответа
18 Что вы понимаете под гражданским обществом:
-
государственные организации;
-
все общество;
-
общественные структуры.
Укажите номер правильного ответа
19. Какую главную функцию призваны исполнять негосударственные (неправительственные организации):
-
участия в выборах;
-
посредника в продвижении интересов различных групп и слоев населения в отношениях с государством;
-
борьбы за власть.
Укажите номер правильного ответа
20. Расположите основные проблемы социологического исследования государственных институтов по убывающей значимости:
-
отношения между государственными институтами;
-
отношения населения с государственными институтами;
-
отношения населения с негосударственными участниками политического процесса;
-
отношения между негосударственными участниками политического процесса.
Ответ: __ __ __ __
21. Расположите основные методы (подходы) социологического анализа государства и его функций по убывающей значимости их использования:
-
сравнительный анализ;
-
системный анализ;
-
структурно-функциональный анализ;
-
моделирование.
Ответ: __ __ __ __
22. Назовите основные типы негосударственных участников политических процессов:
-
бизнес-структуры;
-
общественные организации;
-
правительство.
Укажите номер правильного ответа
23. Назовите основные типы общественных организаций:
-
группы интересов;
-
партии и общественные движения;
-
группы давления.
Укажите номер правильного ответа
24. Назовите основное отличие партий от общественных движений:
-
партии борются за политическую власть;
-
движения являются более многочисленными организациями, чем партии;
-
общественные движения ближе к народу.
Укажите номер правильного ответа
25. Что такое конфессиональные движения:
-
религиозные движения;
-
светские движения, объединяющие людей, поддерживающих ценности той или иной конфессии.
Укажите номер правильного ответа
26. Что такое лобби:
-
группа интересов;
-
группа давления;
-
объединение людей, профессионально и с выгодой для себя занимающихся проталкиванием нужных политических решений.
Укажите номер правильного ответа
27. Что такое политический абсентеизм:
-
отказ от работы в политике;
-
отказ от участия в выборах и других политических мероприятиях;
-
апатия.
Укажите номер правильного ответа
28. В чем главная причина политической апатии (по данным исследований):
-
недоверие к политической власти;
-
отсутствие финансирования;
-
лень, инертность.
Укажите номер правильного ответа
29. Может ли являться политическая культура предметом социологического анализа:
-
да, может;
-
нет, не может.
Укажите номер правильного ответа
30. Политическая культура это:
-
политическое поведение;
-
элемент сознания.
Укажите номер правильного ответа
31. Кто ввел понятие политической культуры в политическую социологию:
-
Ф. Энгельс;
-
Г. Алмонд;
-
В.Парето.
Укажите номер правильного ответа
32. Что такое гомогенная политическая культура:
-
высокая политическая культура;
-
однородная политическая культура;
-
официальная политическая культура
Укажите номер правильного ответа
33. Что такое познавательные ориентации в политической культуре:
-
метод познания политической культуры;
-
знания о политике, ее основных участниках.
Укажите номер правильного ответа
34. Что такое эмоциональные ориентации в политической культуре:
-
эмоциональное отношение к политической реальности, политическим лидерам, их действиям и т.п.;
-
оценка деятельности различных политических игроков.
Укажите номер правильного ответа
35. Что такое официальная политическая культура:
-
политическая культура, разделяемая большинством населения данного общества;
-
политическая культура, на которой основываются выступления политических деятелей, занимающих официальные государственные посты.
Укажите номер правильного ответа
36. Что такое субкультура в политике:
-
разновидность политической культуры, которую поддерживает большинство граждан данного общества;
-
разновидность политической культуры, которая разделяется небольшой частью населения и имеет некоторое отличие от доминирующей политической культуры.
Укажите номер правильного ответа
37. Что такое контркультура в политике:
-
разновидность политической культуры, которую поддерживает меньшинство граждан данного общества;
-
разновидность политической культуры, которая разделяется некоторыми политическими организациями и гражданами, которая настолько отличатся от официальной политической культуры, что может рассматриваться как ее альтернатива.
Укажите номер правильного ответа
38. Какой характер носит политическая культура в современной России (на основе данных социологических исследований):
-
гомогенный характер;
-
гетерогенный характер.
Укажите номер правильного ответа
39. Есть ли в современной России субкультуры в политической культуре:
-
да, есть;
-
нет, существует только официальная политическая культура.
Укажите номер правильного ответа
40. Существуют ли в современной России контркультуры в политике:
-
нет, не существуют;
-
существуют, но роль их невелика.
Укажите номер правильного ответа
41. Какой аспект этно-национальных факторов исследуется в политической социологии:
-
этнографические особенности различных народов и наций;
-
Роль национальных и этнических факторов в политике.
Укажите номер правильного ответа
42. Влияют ли этнонациональные факторы на государственное устройство Российской Федерации:
-
нет, не влияют;
-
да, влияют, и определяю государственное устройство РФ.
Укажите номер правильного ответа
43. Какой характер носит современная федерация в России:
-
унитарный;
-
ассиметричный.
Укажите номер правильного ответа
44. В чем проявляется асимметричность государственного устройства в современной России:
-
субъекты РФ имеют разную площадь территории;
-
субъекты РФ имеют разное географическое положение;
-
субъекты РФ образуются по разным основаниям (территориальному и национальному).
Укажите номер правильного ответа
45. В каком ракурсе исследуются в политической социологии средства массовой информации:
-
СМИ как каналы коммуникации;
-
влияние СМИ на политические отношения.
Укажите номер правильного ответа
46. Как называется направление прикладных исследований СМИ:
-
теория коммуникаций;
-
медиалогия.
Укажите номер правильного ответа
47. Может ли быть элита предметом социологических исследований:
-
да, может;
-
нет, не может.
Укажите номер правильного ответа
48. Элита существует только к сфере политики:
-
да, элита существует только в политике;
-
нет, элиты существуют в каждой сфере жизнедеятельности общества.
Укажите номер правильного ответа
49. Кто стоял у истоков социологического анализа элит в современном обществе:
-
К.Маркс;
-
Т.Парсонс;
-
В.Парето.
Укажите номер правильного ответа
50. Отличаются ли в современном российском обществе элиты на федеральном уровне от региональных и местных элит (на основе данных социологических исследований).
-
да, отличаются;
-
нет, не отличаются.
Укажите номер правильного ответа
51. Что относится к понятию политический лидер в политической социологии.
-
человек, занимающий высокий пост в государственных структурах;
-
лидер негосударственной политической организации.
Укажите номер правильного ответа
52. Какую роль играют политические лидеры в современной России:
-
малую;
-
большую;
-
среднюю.
Укажите номер правильного ответа
53. Расположите основные методики социологического исследования голосования избирателей на выборах по убывающей значимости их использования:
-
интервьюирование;
-
анкетный опрос;
-
экзит-полл.
Ответ: __ __ __
54. Расположите основные методики социологического исследования кандидатов на выборах по убывающей значимости их использования:
-
интервьюирование;
-
биографический анализ;
-
контент-анализ.
Ответ: __ __ __
55. Что нового дают социологические исследования кандидатов на выборах:
-
информацию о внешности кандидатов;
-
информацию об их интересах, планах участия в выборной кампании.
Укажите номер правильного ответа
56. Как называется направление политической социологии, занимающееся выборами:
-
социология абсентеизма;
-
электоральная социология.
Укажите номер правильного ответа
57. Какую роль играет институт выборов в политической жизни современной России:
-
малую;
-
большую;
-
среднюю.
Укажите номер правильного ответа
58. Что считать манипуляцией общественным мнением в ходе предвыборных кампаний:
-
влияние на потенциальный выбор избирателя того иного кандидата или партии;
-
предоставление избирателю заведомо неверной информации для того, чтобы склонить его к голосованию за определенного кандидата или партию;
-
распространение слухов.
Укажите номер правильного ответа
59. Приобрели вы полезные знания в ходе изучения курса политической социологии:
-
да;
-
нет.
Укажите номер вашего ответа
60. Считаете ли вы, что для лучшего усвоения курса было бы полезно издать дополнительные пособия по основным его темам:
-
да;
-
нет.
Укажите номер вашего ответа
7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС
Таблица 1.1 Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Семестр
|
Лекции
|
Лабораторные занятия
|
Практические занятия
|
Самостоятельная работа
|
Автоматизированное тестирование
|
Другие виды учебной деятельности
|
Промежуточная аттестация
|
Итого
|
3
|
10
|
0
|
40
|
20
|
0
|
0
|
30
|
100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программа оценивания учебной деятельности студента
3 семестр
Лекции
Посещаемость – от 0 до 5 баллов. (от 0% до 20% посещенных лекций – 0 баллов, от 21 до 40% посещенных лекций – 1 балл, от 41 до 60% посещенных лекций – 2 балла; от 61 до 80% посещенных лекций – 3 балла; от 81 до 90% посещенных лекций – 4 балла; от 91 до 100% посещенных лекций – 5 баллов)
Активность, участие в блиц-опросах по ранее пройденному материалу - от 0 до 5 баллов. (от 0% до 20% правильных ответов – 0 баллов, от 21 до 40% правильных ответов – 1 балл, от 41 до 60% правильных ответов – 2 балла; от 61 до 80% правильных ответов – 3 балла; от 81 до 90% правильных ответов – 4 балла; от 91 до 100% правильных ответов – 5 баллов)
Практические занятия
Посещаемость - от 0 до 15 баллов (от 0% до 20% посещенных лекций – 0 баллов, от 21 до 40% посещенных лекций – 3 балла, от 41 до 60% посещенных лекций – 6 баллов; от 61 до 80% посещенных лекций – 9 баллов; от 81 до 90% посещенных лекций – 12 баллов; от 91 до 100% посещенных лекций – 15 баллов)
Правильность выполнения контрольных заданий в аудитории – от 0 до 25 баллов. (по 1-2 балла за каждое семинарское занятие, в ходе которого было выполнено правильно задание)
Самостоятельная работа
Подбор источников и иных материалов для работы на семинарских занятиях – по 1-2 балла за каждое занятие
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме устного экзамена. Экзамен включает в себя вопросы теоретического обучения.
ответ на «отлично» оценивается от 25 до 30 баллов;
ответ на «хорошо» оценивается от 20 до 24 баллов;
ответ на «удовлетворительно» оценивается от 11 до 19 баллов;
ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 10 баллов.
Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 5 семестр по дисциплине «Государственная политика и управление» составляет 100 баллов.
Таблица пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Политическая социология» в оценку (экзамен):
91-100 баллов
|
«отлично»
|
75 - 90 баллов
|
«хорошо»
|
50 -74 баллов
|
«удовлетворительно»
|
0 - 49 баллов
|
«не удовлетворительно»
|
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Данилов М.В. Государственная политика и управление: Учеб.-метод. пособие для студентов гуманит. направлений. Саратов: Изд-во Латанова, 2014 – 86 с. ISBN 5-94-184-117-1 http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/853.pdf
2. Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии [Текст] : учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 574, [2] с. : табл. - (Учебник). - ISBN 978-5-7567-0522-5 (в пер.) : 480.00 р.Рекомендован М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов вузов
3. Политология [Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Вилкова. - Саратов : ИЦ "Наука", 2010. - 272, [2] с. - Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-9999-0336-5 : Б. ц.
|
|
б) дополнительная литература
-
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. //Портал «Экономика. Социология. Менеджмент»: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81534
-
Амелин В.Н. Социология политики. М., 1992.
-
Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства // Общественные науки и современность. 1996, №1. С. 105 - 114.
-
Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю. Пропорциональная избирательная система и опасности президенциализма: российский случай // Полис, 2007, №3.
-
Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание – и направления для дальнейших исследований // Политические исследования. 1995, №3.
-
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1994.
-
Афанасьев М.Н. Российские элиты развития: запрос на новый курс. М.: Фонд Либеральная миссия, 2009.
-
Бакитановский В.И., Согомонов Ю.В., Чуриков В.А. Этика политического успеха. М., 1997.
-
Борисов И. Гамма демократии. Современная избирательная система РФ. М., 2007.
-
Борисов И., Заславский С. Партии на выборах. М, 2007.
-
Браун А. Политика лидерства в России // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политика. 1998, №2. С. 59 - 77.
-
Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
-
Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М., 1998.
-
Васильев В.А. Гражданское общество: проблемы его исследования. М., 1995.
-
Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.
-
Гельман В.Я. Политические партии в России: от конкуренции – к иерархии // Полис. 2008, № 5. С. 135 - 153.
-
Гидденс Э. Социология. М., 2005.
-
Горохов В.И., Комаровский В.С. Связь с общественностью в органах государственной службы. М., 1996.
-
Гудименко Д.В. Политическая культура России // Политические исследования. 1994, №2.
-
Дахин А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами // ПОЛИС. 2009, №2. С. 52 - 59.
-
Дмитриев А.В., Латынов В.В., Яковлев И.Г. Политика, политология, интернет. М., 2002.
-
Долгова Г. Генезис партий и приватизация в России // Власть. 2005, №9. С. 32 - 43.
-
Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформируемом обществе. Основные подходы к изучению. М., 1994.
-
Дюверже М. Партийная политика и группы давления // Социально-гуманитарные знания. 2000, № 4.
-
Дюверже М. Политические партии. М., 2000.
-
Зимин А.И. Европоцентризм и русское национальное самосознание // Социс. 1996, №2. С. 55 - 62.
-
Иванов В.Н. Путинский федерализм: Централизаторские реформы в России в 2000-2008 гг. М.: Территория, 2008.
-
Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ // Социально-политический журнал. 1992, №6 - 7.
-
Леванский В.А. Позитивные и негативные образы политических лидеров // Моделирование в социально-политической сфере: научный альманах. 2007, №1.
-
Лейн Д. Перемены в России: рост политической элиты // Социологические исследования. 1996, №4. С. 30 - 39.
-
Лысенко Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технологии ее реализации (региональный аспект) // Социс. 2008, №4. С. 73 - 77.
-
Михалёва Н.А.Парламентские и президентские выборы в России. М, 2007.
-
Перегудов С.П. Политическая система России после выборов 2007 - 2008 гг.: факторы стабилизации и дестабилизации. Часть I. // Полис. 2009, № 2. С. 23 - 39.
-
Политическая социология: Учебник для вузов // Под ред. Ж.Т.Тощенко. М, 2002.
-
Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2004.
-
Тезаурус социологии // Под ред. Ж.Т. Тощенко. Статья «Общественные движения». М., 2009.
-
Тезаурус социологии // Под ред. Ж.Т. Тощенко. Статья «Политическая власть». М., 2009.
-
Трофимов Е.Н. Национально-культурная автономия: от идеи к реализации // Социс. 2008, №5. С. 91 - 99.
-
Туровский Р.Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Полис. 2009, №2. С. 77 - 85.
-
Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. М.: Университет, 1999. С. 138 - 142.
б) дополнительная литература:
-
Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Предисловие Е.Б. Шестопал // Полис. 1997. №6.
-
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс – Политика; 1992.
-
Ахременко А.С. Пространственное моделирование электорального выбора: развитие, современные проблемы и перспективы // Полис. 2007, №2.
-
Ашихмина Я.Г. Конкуренция элит на выборах как критерий современной демократии// Политическая экспертиза, 2007, № 2, http://www.politex.info/content/view/341/30/
-
Бианки В.А. Серавин А.И. Практика и психология регионального партстроительства. СПб., 2006.
-
Большаков А.Г. Судьба федералистских проектов на постсоветском пространстве // Полития. 2007, №1. С. 112 - 125.
-
Большаков С., Казьмин В., Гришина М. Средства массовой информации и выборы. М., 2003.
-
Бюрократия и общество. М., 1991.
-
Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт // Полис. 2007, № 4. С. 24 - 46.
-
Гражданское общество в многонациональных и поликонфессиональных регионах /под ред. А.Малашенко. М., 2005.
-
Даль Р. О демократии. М, 2000.
-
Делягин М.Г. Ценностный кризис: почему формальная демократия не работает // Полис. 2008, № 1. С. 109 - 123.
-
Дискуссия. Современные модели политических партий // Свободная мысль. 2003, №10.
-
Евстифеев Р.В. Моделирование электорального пространства российских регионов на основе показателей корреляционной близости политических альтернатив // Моделирование в социально-политической сфере: научный альманах. М., 2007, №1.
-
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М., 1995.
-
Интернет и российское общество. М., Московский Центр Карнеги. М., 2002.
-
Исследование политических ориентаций // Д.П. Гавра, Н.В. Соколов // Социс. 1999, №1. С. 66 - 77.
-
Комаровский В.С., Смирнов В.В. Политика, политология, политическое управление. М., 2001.
-
Круглый стол Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта // Полис. 2008, № 5. С. 55 - 74.
-
Мельвиль А.Ю., Тимофеев И.Н. Россия 2020: альтернативные сценарии и общественные предпочтения// Полис. 2008, №4. С. 66 - 86.
-
Мировое политическое развитие: век XX. М., 1995.
-
Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997.
-
Панов П.В. Выборы в России: институциональная перспектива // Полис. 2008, №5. С. 99 - 113.
-
Перегудов С.П. Трипартистские институты на Западе и в России: проблемы обновления // Полис, 2007, №3. С. 78 - 92.
-
Пушкарева Г.В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели // Полис. 2003, №3.
-
Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общей ред. В.С. Комаровского. М., 2001.
-
Соленикова Н.В. Политический Интернет в российских избирательных кампаниях (Тенденции развития) // Общественные науки и современность. 2007, №5. С. 69 - 74.
-
Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001.
-
Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2005.
-
Элита в «вертикальном обществе» (материалы круглого стола) // Общественные науки и современность. 2008, №3. С. 21 - 38.
в) программное обеспечение и интернет-ресурсы
-
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81534
-
http://www.globalaffairs.ru/numbers/33/9978.html
-
http://www.politex.info/content/view/341/30/
-
http://www.edinoros.ru
-
http://www.ldpr.ru
-
http://www.kprf.ru
-
http://www.spravedlivo.ru
-
http://www.politex.info/content/view/341/30/
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины
м/м оборудование
Учебная работа студентов проводится в виде лекций, семинарских занятий, консультаций, различных форм самостоятельной работы. При этом лекция и семинар не дублируются, а взаимно дополняют друг друга, поскольку некоторые практические аспекты учебного курса не рассматриваются на лекциях. Подготовка к семинару связана не только с темой и вопросами плана, но зависит также от формы проведения семинара, конкретных заданий, которые студент получает от преподавателя. Это может быть написание доклада, реферата, сценария политической ситуации, задания по сбору и обработке материала.
Метод изучения данной дисциплины является новаторским, интерактивным. Он помогает освоить навыки политического анализа ситуации. Это предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы по курсу и работу с индивидуальными заданиями, а также совместную групповую дискуссию в ходе семинаров.
Курс наряду с лекционным материалом включает практические занятия, проводимые как классические семинары с перечнем обсуждаемых вопросов, так и в форме ситуационного анализа, «мозговой атаки» и индивидуальных домашних заданий.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________.
Автор __________________ д.и.н., профессор Митрохин В.А.
Программа одобрена на заседании кафедры политических наук_______
от ___________года, протокол № _________________.
Подписи:
Зав. кафедрой ____________________________д.п.н., профессор Вилков А.А.
Декан факультета _______________________д.ю.н., профессор Комкова Г.Н.
Поделитесь с Вашими друзьями: |