Рабочая программа курса «Физическая культура»



Скачать 404,36 Kb.
страница1/3
Дата16.02.2016
Размер404,36 Kb.
#7317
ТипРабочая программа курса
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра физического воспитания

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

НОВОСИБИРСК


2012

Рабочая программа курса «Физическая культура» переработана и дополнена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования на основании типовой учебной программы по физической культуре, утвержденной Управлением образовательных программ и стандартов высшего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2002 года, с учетом изменений и дополнений внесенных приказом Министерства образования РФ, Министерством здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту. Российской академии образования № 2715/227/166 от 16.07.2002 года.

В программе учтены требования Министерства образования и науки РФ, объем учебной работы, состояние здоровья и физической подготовленности студентов НГУ, климатическая зона и специфика университета.

Предназначена для студентов и преподавателей кафедры физического воспитания НГУ.


Составитель: доцент кафедры В. Н. Федосеев

Издание 3-е, переработанное и дополненное.
В подготовке учебного материала для специализаций

по видам спорта принимали участие доценты кафедры

Жеребцов В. Н., Зигмантович В. П., Евтушенко С. В.,

Манеева О. П., Попова О. К., Пучкова Н. В.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на

заседании кафедры физвоспитания НГУ.

© Новосибирский государственный

университет, 2012


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Физическая культура в основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Как составная часть общей культуры и профессиональной подготовки студента на протяжении всего периода обучения, физическая культура входит как обязательный раздел в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование общечеловеческих ценностей – физического и психического благополучия, физического совершенства.

1. Цель и задачи курса

Цель физического воспитания студентов вузов – формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:


  • понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

  • знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

  • приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Знания:

Роли физической культуры личности в подготовке специалиста и по формированию мотивационно-ценностного отношения к физической культуре с установкой на здоровый образ жизни.



Умения:

Физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.



Навыки:

Поддержание своего организма в хорошей физической форме самостоятельно.



Активная форма: а) самостоятельная в присутствии преподавателя, б) под руководством преподавателя.

Интерактивная форма: спортивные соревнования по видам спорта.

2. Требования к уровню освоения содержания курса

В ходе реализации учебной программы «Физическая культура», при условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объеме 400 часов, должно быть полностью обеспечено выполнение следующих направлений Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (Федеральный компонент):



  • Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

  • Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

  • Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

  • Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

  • Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.


Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
Основная компетенция (ОКБ-9): готов правильно использовать представления о физической культуре и методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, обеспечивающих активную профессиональную деятельность.

При формировании компетенций дополнительный вклад в результаты обучения вносят ОКБ-2 и ОКБ-4.

ОКБ-2: готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе, способен к критическому переосмыслению своего опыта, к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности и к адаптации к различным ситуациям.

ОКБ-4: способен понимать значение культуры как формы человеческого бытия и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества, готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.


Требования к организации курса физической культуры

Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям не допускаются.

В основное учебное отделение зачисляются те студенты, которые, по своему здоровью имеют основную или подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.

Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.

В спортивное учебное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Физическая культура наиболее полно осуществляет образовательные и развивающие функции в целенаправленном процессе физического воспитания.

Учебный материал программы «Физическая культура» включает следующие разделы: теоретический, практический, состоящий из двух подразделов – методико-практического и учебно-тренировочного, и контрольный.

Распределение учебных часов на освоение основных разделов программы

Курс обучения

Количество часов по разделам программы

Теоретический

Практический

Контрольный




методико-практический подраздел

учебно-тренировочный подраздел



I

10

10

106

10

II

6

10

110

10

III

4

8

108

8

Всего:

20

28

324

28

Итого: 400 часов.

1. Теоретический раздел
Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности (таб. 1).
Таблица 1

Наименование тем, их объем в часах





Тема лекции

Краткое содержание

Объем в часах

Первый курс

1

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Физическая культура личности. Сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении

2 часа

2

Социально-биологические основы физической культуры

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

2 часа

3

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни

2 часа

4

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда

1 час

5

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

Часть 1.

Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Часть 2.

Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия



2 часа


6

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях

1 час

Второй курс

7

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений

Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

2 часа

8.

Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза.

Возможные формы организации тренировки в вузе.

Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Календарь студенческих соревнований. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта


2 часа

9

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля

2 часа

Третий курс

10

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов

I часть. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки.

Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

II часть. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности.

СХЕМА ИЗЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА на каждом факультете: основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии; основное содержание ППФП будущего бакалавра и специалиста; прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам обучения (семестрам) для студентов факультета



2 часа

11

Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста

Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.

2 часа


2. Практический раздел
Учебный материал раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Теоретический и методико-практический разделы программы принимаются преподавателем в процессе учебных занятий.

Рекомендуются следующие методико-практические занятия.

Для студентов первого курса:



  1. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).

  2. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.

  3. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т. д.).

  4. Основы методики массажа.

  5. Методика корректирующей гимнастики для глаз.

  6. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.

Для студентов второго курса:

  1. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.

  2. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).

  3. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).

  4. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.

  5. Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).

  6. Методика индивидуального подхода и применение средств направленного развития отдельных физических качеств.

  7. Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.

Для студентов третьего – четвертого курсов:

  1. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.

  2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.

  3. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.

  4. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения; приобретением личного опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно и профессионально необходимых навыков, психофизических качеств.
Обязательными видами физических упражнений для всех отделений являются: отдельные дисциплины легкой атлетики (бег 100 м – мужчины, женщины; бег 500 м – женщины; бег 1 000 м – мужчины), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, упражнения ППФП. Средства ППФП, подобранные в соответствии с задачами ППФП будущих специалистов, включают специально направленные физические упражнения, естественные факторы природы.
Для студентов основного и спортивного отделений, кроме базовых видов спорта, осуществляется специализация в избранном виде спорта. Специализация – это обучение основам спортивной специализации, начальная спортивная подготовка и спортивное совершенствование. Занятия по специализации предусматривают специфические средства и методы подготовки в конкретном виде спорта на базе более высоких, чем в базовых видах, объемов и интенсивности нагрузки.
Практический учебный материал для специального учебного отделения имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность. При его реализации необходим индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными патологическими факторами.


Каталог: xmlui -> bitstream -> handle -> nsu
nsu -> Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «социальная психология»
nsu -> Рабочая программа дисциплины «логика» Уровень высшего образования Бакалавриат направление подготовки 031300. 62 Журналистика
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «конфликтология»
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «история зарубежной журналистики»
nsu -> Теория, методология и методы психологического исследования Фёдоров Александрович
nsu -> Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «современные теории массовой коммуникации»
nsu -> Программа лекционного курса и самостоятельной работы для студентов, специализирующихся на кафедре общей биологии и экологии
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «имиджелогия»

Скачать 404,36 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница