Утверждаю» __________________
Директор ГБОУ СОШ №494
О.Я. Бортникова
«01» сентября 2013
Рабочая программа
курса «Психология»
10а-11а класс
Учитель
_______________/А.С. Миняев/
Рассмотрено на заседании
М/О учитель Протокол №1 от
«___» августа 2012 г.
2013-2014 уч. год
Учитель: Миняев Алексей Сергеевич
Год составления: 2013/2014учебный год
Класс: 10 -11
Общее количество часов по плану: 68 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Пояснительная записка
Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков и старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.
Целями преподавания психологии в гимназии являются:
-
Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры.
-
Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).
-
Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
-
формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;
-
оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
-
развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
-
развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
-
раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
-
развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
-
обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.
Рабочая учебная программа “Основы психологии” составлена на основе:
-
программы уроков психологии (А.В. Микляева, 2003);
-
программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В. Дубровиной, 2003).
-
программы профессионального самоопределения для подростков “Я и моя профессия” (Г.В. Резапкина, 2000)
-
адаптированной программы элективного курса “Основы имиджелогии” для учащихся 10-11 классов (С.В. Кирдянкина, 2006).
Программа рассчитана на 4 года обучения (8-11классы, 34 часа ежегодно). Курс психологии рассчитан на подростков 12-16 лет, соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков и юношей.
Программа включает в себя четыре взаимосвязанных блока: “Встречи с самим собой” -блок психологии самопознании (8 класс), “Я среди других людей” - блок психологии общения (9 класс),“На пороге взрослой жизни” - блок этики и психологии семейной жизни (10 класс), “Коды доступа к успеху” - блок психологии профессионального самоопределения и основ имиджелогии (11 класс).
Преподавание психологии предусматривает теоретическую подготовку, а также ориентировано на обращение к тем проблемам (внедирективной форме), которые важны для подростков и юношей в силу возрастных особенностей развития. В 8-9 класс это: отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов и т.д.
Возраст учащихся 10-11 классов благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному. Поэтому с ними в учебной работе по психологии основное внимание уделяется формированию их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:
-
гуманизация образования
-
интеграция предметов
-
дифференциация и индивидуализация обучения
-
природосообразность материала
-
доступность образования
-
логичность и системность изложения материала
-
полнота и завершенность содержательных линий.
Урок психологии подчиняется, с одной стороны,общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:
Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.
Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях“психологического” взаимодействия, его целях и результатах.
Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Занятия содержат игровые элементы.
Ведется индивидуальная работа в тетради,которые после уроков сдаются и хранятся у педагога-психолога, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.
Работы в тетради проверяются и оцениваются: записывается мнение, реплика, риторический вопрос, размышление психолога как индивидуальная обратная связь.
Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.
В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста:
Ритуал приветствия (придумывается группой на первом занятии в каждом учебном году). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании –это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.
Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.
Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).
Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:
-
устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
-
“универсализация” трудностей через использование проективных форм “Один мальчик...”, “Большинство людей...”;
-
обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
-
тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;
-
контроль “уровня достижений” в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в “поле опыта” учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).
Механизм оценивания результатов:
1. Владение фактами:
- установление причин фактов
- установление взаимосвязей между фактами
- отличие основных фактов и фактов второстепенных
2. Владение проблематикой:
- формулирование проблем по теме
- умение отыскать возможные пути решения проблемы
3. Владение понятиями:
- раскрытие содержания понятий
- установление взаимосвязей между понятиями
- практическое применение понятий
4. Владение правилами и приемами:
- формулирование правил, требований, приемов
- раскрытие содержания правил, требований, приемов
- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов
5. Проверка навыков:
- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
- самоанализ результатов выполнения подобных действий
10 класс – первый раздел (первые часы в неделю)
№
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
1
|
Введение. Что такое самоопределение.
|
1
|
2
|
Юность – пора самоопределения
|
6
|
2.1
|
На пороге взрослой жизни
|
1
|
2.2
|
Сверстник своего поколения
|
1
|
2.3
|
Время в жизни человека
|
1
|
2.4
|
Временная перспектива и ее свойства
|
1
|
2.5
|
Мировоззрение и смысл жизни
|
1
|
2.6
|
Жизненные цели
|
1
|
3
|
Психология семейной жизни
|
20
|
3.1
|
Я – мужчина. Я – женщина
|
1
|
3.2
|
Психологические различия между полами. Стереотипы
|
1
|
3.3
|
Семья. Брак. Функции современной семьи. Моя семья
|
3
|
3.4
|
Нравственные основы семьи
|
1
|
3.5
|
Любовь в семье
|
1
|
3.6
|
Супружеские отношения. Совместимость супругов
|
2
|
3.7
|
“Трудные дети” и “трудные родители”
|
1
|
3.8
|
Кинотерапия “Бабуся”
|
4
|
3.9
|
Семейные роли
|
1
|
3.10
|
Дети в семье. Мои права в семье
|
3
|
3.11
|
Дом – полная чаша.
|
1
|
3.12
|
Кризисы семейной жизни
|
1
|
4
|
Нарушения процесса самоопределения
|
6
|
4.1
|
Психологические барьеры самоопределения
|
1
|
4.2
|
Стресс и фрустрация
|
2
|
4.3
|
Психологические зависимости – способы бегства от действительности
|
3
|
5
|
Я – состоявшаяся личность
|
1
|
|
Итого:
|
34
|
11 класс – второй раздел (вторые часы в неделю)
№
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
1
|
Профессиональное самоопределение
|
17
|
1.1
|
Профессия. Работа. Рабочий день, рабочее место
|
3
|
1.2
|
Классификация профессий. Диагностика
|
2
|
1.3
|
Ошибки в выборе профессии
|
1
|
1.4
|
Склонности. Способности. Диагностика. Профпригодность
|
2
|
1.5
|
Характер. Тип темперамента. Диагностика
|
2
|
1.6
|
Личный профессиональный план. Диагностика
|
2
|
1.7
|
Тип личности. Методика Голланда
|
2
|
1.8
|
Выбор вуза
|
1
|
1.9
|
Строим карьеру
|
2
|
2
|
Знакомство с основами имиджелогии
|
13
|
2.1
|
Ведение в имиджелогию
|
1
|
2.2
|
Имидж человека: ведущие типы и элементы
|
1
|
2.3
|
“Я – концепция”
|
2
|
2.4
|
Основы физиогномики и основные принципы языка тела
|
2
|
2.5
|
Психологическая теория цветовой гармонии
|
1
|
2.6
|
Роль макияжа в создании имиджа
|
1
|
2.7
|
Одежда и ее роль в формировании имиджа
|
1
|
2.8
|
Основы психологии общения
|
2
|
2.9
|
Имидж лидера
|
1
|
2.10
|
Имиджирование – путь к успеху
|
1
|
3
|
Навыки самопрезентации
|
3
|
4
|
Заключительный урок
|
1
|
Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы
-
Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
-
Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.
-
Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
-
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.
-
Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001.
-
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
-
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988.
-
Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.
-
Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.
-
Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.
-
Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
-
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002.
-
Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
-
Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.
-
Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.
-
Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002.
-
Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
-
Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
-
Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
-
Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.
-
Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.
-
Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
-
Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А.А. Кронина. – М., 1993.
-
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
-
Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.
-
Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. – М., 1991.
-
Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
-
Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
-
Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
-
Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова. – М., 1991.
-
Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.
Поделитесь с Вашими друзьями: |