Рабочая программа основы нейропсихологии Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград 2010



Скачать 253,44 Kb.
Дата25.04.2016
Размер253,44 Kb.
#35573
ТипРабочая программа
ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

В г. КАЛИНИНГРАДЕ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основы нейропсихологии

Специальность: 030301.65 (020400) – Психология

Калининград

2010


Основы нейропсихологии: Рабочая программа/

Автор-составитель: Романчук А.Ю., Калининград, 2010.

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол № 1 от 26.08.10.

УМК утвержден на заседании Совета филиала,

протокол №1 от 07.09.2010

Пояснительная записка

Цели и задачи дисциплины

Цели освоения дисциплины «Основы нейропсихологии» — формирование естественнонаучного мировоззрения с позиции нейропсихологии, как составной части психологии и современных нейронаук; формирование знания о специфическом вкладе разных отделов мозга в реализацию психической деятельности; ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций.

Задачи — ознакомление с данными о нарушениях высших психических функций при локальных поражениях мозга как клинической модели изучения связи психических функций и мозга; с основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований; с методологией и методиками нейропсихологического синдромного подхода и методиками нейропсихологического исследования; с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.

Студент, обучающийся данной дисциплине, должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию, а также полученные при изучении дисциплин «Общая психология» и «Анатомия центральной нервной системы». Курс предваряет изучение «Основ патопсихологии», «Основ нейропсихологии», а также «Психофизиологии».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга, методологию нейропсихологии, основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи, методы и методики нейропсихологического обследования.

Уметь: ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга, применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач.

Владеть: структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга, представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития, методологией нейропсихологического обследования.

Содержание дисциплины

Наименование раздела


Содержание

Раздел I. Введение в теорию нейропсихологии

Тема 1.

Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии на современном этапе




Нейропсихология — область психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций, эмоционально-личностной сферы и сознания на моделях очаговых поражений головного мозга. А. Р. Лурия — основоположник отечественной нейропсихологии. «Источники» нейропсихологии: общая психология, нейроанатомия, нейрофизиология, неврология и нейрохирургия. Направления современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий (в норме), психофизиологическое направление и др. Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.

Задачи нейропсихологии в теоретическом плане — дальнейшая разработка системного подхода к описанию синдромов нарушений ВПФ при церебральных заболеваниях. В экспериментальном плане — исследования по проблеме локализации высших психических функций (ВПФ) с учетом инноваций в психогенетике и появления новых технологий визуализации мозга «invivo» (CT, MRT, fMRT, PET). В практическом отношении остаются задачи топической и функциональной диагностики, для выявления нарушенных ВПФ (описания структуры дефекта), для мониторинга динамики расстройств ВПФ в процессе лечебных воздействий и реабилитации когнитивного, эмоционального и личностного статуса пациентов.



Тема 2.

История развития представлений о локализации психических функций в мозге




Основные направления в подходе к вопросу о локализации ВПФ: узкий локализоцианизм (Ф. Галль, П. Брока, К. Вернике, К. Клейст) эквипотенциализм (П. Флуранс, А. Галлер, К. Лешли, эклектическое направление (Г. Хэд, К. Гольдштейн, К. Монаков, К. Поппер). Основные положения, значение фактов и выводов для современного уровня развития психологии и наук о мозге (дифференцированная роль мозговых структур, работа мозга как целого, деление психических функций на элементарные и сложные, гипотезы об иерархии уровней организации мозга и психики и т. д.). Рассмотрение психических функций в соответствии с основными психологическими концепциями. Взгляд на психические проявления как на структурно неделимые, атомарно связанные с мозговой тканью.

Раздел II. Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ)

Тема 3.

Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции




И. М. Сеченов о рефлекторной природе психики и центральном торможении (произвольная регуляция поведения). Работы И. П. Павлова о роли лобных долей мозга, А. А. Ухтомского о динамической локализации функций.

Концепция Л. С. Выготского о системном строении ВПФ, о расстройстве ВПФ при поражении различных зон мозга; о динамическом формировании ВПФ и обеспечивающих их мозговых механизмов в онтогенезе.

Выводы И. Н. Филимонова о функциональной многозначности мозговых структур, о поэтапном строении и реализации психических функций.

Особое значение теории П. К. Анохина о функциональных системах, а также работ Н. А. Бернштейна об уровнях организации движений и топологическом пространстве объединенных в мозге структур, обеспечивающих решение задачи.



Тема 4.

Концепция

А. Р. Лурия системной динамической локализации ВПФ


Психическая функция как функциональная система. Сходство и различия между психологическими и физиологическими функциональными системами. Изменение структурной организации ВПФ и обеспечивающих их мозговых отделов в процессе развития и в зависимости от условий деятельности – динамическая локализация функций. Локализация отдельных звеньев психологических систем в мозге. Системная взаимосвязь между различными ВПФ на основе общих структурных составляющих – нейропсихологических факторов.

Тема 5.

Проблема фактора в нейропсихологии




Нейропсихологический фактор как понятие, отражающее принцип работы различных структурно-функциональных единиц мозга, включающий в себя топический, нейрофизиологический и психологический уровни анализа. Соотношение понятий «симптом», «синдром» и «фактор» в нейропсихологии. Нейропсихологическая квалификация симптома на основе выявления фактора, связанного с очаговым поражением мозга. Значение для диагностики и реабилитации.

Тема 6.

Основные перспективы развития представлений о локализации психических функций в нейропсихологическом, психологическом контексте и в контексте нейронаук




Диагностико-реабилитационный путь развития нейропсихологии. Представления о функциональном диагнозе, структуре дефекта, возникающего при органических поражениях мозга. Значение функционального диагноза для построения реабилитационных процедур. Понятия комплекса синдромов и распределенной локализации поражений мозга при системных неврологических заболеваниях (эпилепсия, рассеянный склероз, сосудистые поражения и др.) и множественных поражениях мозга (ЧМТ, заболевания старческого возраста и др.). Роль нейропсихолога в комплексных междисциплинарных бригадах, обеспечивающих лечение и реабилитацию больных.

Роль современных методов объективного обследования (нейровизуализация, ЭЭГ, и др.) в уточнении мозговой организации и структуры психических функций. Возможности сопоставления данных различных нейронаук для развития нейропсихологии.

Использование нейропсихологических представлений о структурно-функциональной организации мозга для анализа состояния и характера изменения когнитивных функций при различных заболеваниях.


Раздел III. Основные принципы структурно-функциональной организации мозга

Тема 7.

Анатомические принципы организации мозга




Принцип выделения передних и задних отделов мозга. Мозговая организация сенсорной и моторной коры. Афферентный и эфферентный пути переработки информации.

Принцип вертикальной (корково-подкорковой) структурно-функциональной организации мозга или принцип иерархической организации мозга. Основные образования подкорковой области мозга и их роль в психических процессах.



Тема 8.

Концепция трех функциональных блоков мозга




Блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга. Мозговая организация и функции. Два типа активации мозга. Блок приема, переработки и хранения информации. Первичные, вторичные и третичное поля: строение и функции. Принципы работы второго блока мозга. Блок программирования, регуляции психической деятельности и контроля ее протекания. Мозговая организация и функции. Необходимость функционального вклада каждого блока мозга в обеспечение любых видов психической деятельности.

Тема 9.

Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействии




История изучения функциональной асимметрии мозга: анатомические, физиологические и клинические доказательства различий между левым и правым полушариями мозга. Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комиссура, мозолистое тело и др.). Концепция доминантности левого полушария мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга. Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Синдром «расщепленного мозга». Нейропсихологический подход к проблеме левшества. Методы исследования межполушарной асимметрии.

Раздел IV. Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии)

Тема 10.

Мозговая организация зрительного гнозиса




Основные принципы строения зрительного анализатора. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении подкорковых и корковых звеньев зрительного анализатора. Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочных и теменно-затылочных областей мозга. Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лицевая и др. Роль лобных долей мозга в зрительном гнозисе (псевдоагнозии). Межполушарная асимметрия в зрительно-гностической деятельности. Основные методики диагностики состояния зрительного гнозиса.

Тема 11.

Мозговая организация тактильного и кожно-кинестетического гнозиса.





Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора. Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения. Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга. Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), тактильная алексия, агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта. Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Особенности нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полушарий мозга. Роль кожно-кинестетической системы в обеспечении обратной афферентации движений. Методики исследования нарушений тактильного гнозиса.

Тема 12.

Мозговая организация акустического гнозиса. Две функциональные системы: речевой и неречевой слух



Сенсорные нарушения при поражении периферической части нервной системы. Нарушения восприятия и запоминания бытовых шумов (слуховая агнозия), амузии, трудности оценки и воспроизведения ритмических структур при поражении вторичных полей коры в височных отделах правого полушария мозга.

Нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти при поражении височных корковых структур в левой гемисфере.

Методики исследования слухового гнозиса в неречевой и речевой сферах.


Тема 13.

Мозговая организация произвольных движений и действий. Проблема апраксий




Произвольные движения и действия. Афферентные и эфферентные механизмы произвольного двигательного акта. Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина в современное понимание произвольного двигательного акта. Концепция Н. А. Бернштейна об уровневой организации мозговых механизмов двигательной системы. Пирамидная и экстрапирамидная системы. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторный коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.). Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.). Апраксии. Классификация апраксий по А. Р. Лурия. Два вида двигательных персевераций (элементарные, системные). Методики исследования произвольных двигательных функций руки (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.).


Тема 14.

Мозговая организация речи. Проблема афазий




Психологическая структура речи и ее функции. Лингвистические единицы речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Письмо и чтение как виды речевой деятельности. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы. Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация афазий, предложенная А. Р. Лурией. Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной системы (сенсорная, акустико-мнестическая, амнестическая (оптико-мнестическая), афферентная моторная, семантическая афазии). Нарушения эфферентной основы речевой функциональной системы (эфферентная моторная, динамическая афазии). «Речевые зоны» коры левого полушария мозга (у правшей). Нарушения разных видов речевой деятельности при различных формах афазии. Нейролингвистический подход к изучению афазий. А. Р. Лурия о нарушении парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария мозга. Роль правого полушария мозга в речевой деятельности. Методики исследования нарушений речевых функций.

Тема 15.

Мозговая организация мнестической деятельности




Память как функциональная система психики, направленная на формирование индивидуального опыта, его хранения и актуализацию следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Непроизвольная и произвольная память. Произвольное запоминание как мнестическая деятельность. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память. Теории забывания (ретроактивное и проактивное торможение). Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром. Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Нарушения памяти как активной мнестической деятельности (запоминание и воспроизведение) при поражении лобных долей мозга. Межполушарная асимметрия в процессах памяти. Методики исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти.

Тема 16.

Внимание и его мозговая организация




Психологическая структура внимания. Внимание как селективное протекание психических процессов. Факторы, воздействующие на внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медио-базальных отделов лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга. Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции. Психофизиологические исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений произвольного и непроизвольного внимания. Методики исследования нарушений внимания. Нарушение внимания, как распад функции контроля над протеканием сложных форм психической деятельности при поражении лобных отделов мозга.

Тема 17.

Мышление как ВПФ и его мозговая организация





Психологическая структура и мозговая организация мышления. Нарушения мышления при поражении подкорковых образований. Виды мышления. Нарушения разных видов мышления при поражении задних (зона ТПО, височная область левого полушария) и передних (премоторная и префронтальная область) отделов коры головного мозга. Специфика нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий мозга. Нарушения счета, виды акалькулий. Методики исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления и счетных операций.

Тема 18.

Мозговая организация произвольной регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом




Произвольная регуляция как возможность сознательного управления психической деятельностью на основе соотнесения исходного мотива, отвечающей ему программы деятельности и данных контроля. Произвольные формы психической деятельности. Речевая регуляция как высшая форма произвольной регуляции. Строение и функции лобных отелов мозга. Регуляция активности. Регуляция движений и действий. Нарушение функции программирования, контроля и регуляции в произвольных формах психической деятельности. Псевдоагнозии, регуляторная префронтальная апраксия, динамическая афазия, псевдоамнезия, нарушение мышления.

Раздел V. Эмоционально-личностная сфера и сознание при локальных поражениях мозга

Тема 19.

Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы




Регуляторная (инициирующая и контролирующая) функция эмоций в психической деятельности. Мозговая организация эмоций. Параметры эмоций. Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области.

Индивид, личность. Нейропсихологический подход к исследованию индивидуальных различий. Нейропсихология нормы. Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Методики исследования эмоционально-личностной сферы.



Тема 20.

Нейропсихологический анализ нарушений сознании




Изучение мозговой организации сознания. Проблема сознания в общей психологии. Современная нейропсихология о сознании как высшей форме отражения человеком внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) мира в виде символов (слов, знаков) и образов, как интегративном продукте деятельности мозга. Данные психиатрии о связи явлений сознания с работой мозга. Современная нейрофизиология о мозговых основах сознания (теории В. Пенфилда и Х. Джаспера, концепции В. Маунткастла и Е. Н. Соколова и др.). Клиника локальных поражений мозга о нарушениях сознания (А. С. Шмарьян, А. Р. Лурия, Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, Б. И. Белый). Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур. Межполушарные отношения в проявлениях сознания. Динамика восстановления сознания у больных с тяжелой черепно-мозговой травмой. Гипотезы о вкладе различных структур в мозговую организацию сознания: лимбической системы, левого и правого полушария, корково-подкорковых связей, префронтальных отделов мозга.

Раздел VI. Принципы и процедура синдромного анализа.

Тема. 21. Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы


Методология и основные этапы нейропсихологического синдромного анализа. Принцип выявления общего в психологической картине наблюдаемых симптомов (А. Р. Лурия). Принцип двойной диссоциации Г. Тойбера. Качественная и количественная оценка нарушений. Основные направления нейропсихологической диагностики (Луриевская, североамериканская).

Основные синдромы нарушений ВПФ, возникающие при поражении: зоны ТПО, гностических вторичных зон задних отделов мозга, медиальных отделов мозга, премоторной и префронтальной области.



Тема. 22.

Построение нейропсихологического заключения и коррекционных программ



Построение нейропсихологического заключения. Коррекция и развитие временной организации высших корковых функций. Принципы построения коррекционных программ в нейропсихологии.



Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семинары

СРС

Всего

1.

Введение в теорию нейропсихологии

2

2

6

10

2.

Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ)

6

8

6

20

3.

Основные принципы структурно-функциональной организации мозга

4

8

6

18

4.

Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии)

2

8

6

16

5.

Эмоционально-личностная сфера и сознание при локальных поражениях мозга

2

6

6

14

6.

Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы

2

4

6

12




Итого

6

2

64

72

Семинарские занятия

№ и наименование тем

Содержание семинарских занятий

Кол-во

часов


Тема 1. Введение в нейропсихологию. Основные понятия, направления и методические подходы

Определение нейропсихологии. Основные понятия (понятия первого и второго класса). Краткий исторический аспект отечественной нейропсихологии. Основные направления и методические подходы в нейропсихологии. Нейропсихология и её место в ряду социальных и биологических наук.

2


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Основы нейропсихологии» имеет важное значение для эффективного усвоения изучаемого материала. В учебном плане на самостоятельное изучение данной дисциплины отведено 36 часов. Часть этого времени отводится на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Особое внимание здесь следует уделить изучению отечественной литературы. Вниманию студентов предлагается обширный список литературы. Рекомендуется систематическое знакомство со статьями в периодической печати, журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология образования», «Психологическая газета».

Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы для составления докладов, схем ответов. Для успешной сдачи зачета необходимо изучить теоретическую часть, овладеть практическими навыками оценки деятельности менеджера и его ПВК.

Тема контрольной работы выбирается студентом, исходя из профессиональных интересов и возможностей экспериментальной площадки. Студент имеет право выбирать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. Желательна связь выбранной темы с профессиональной деятельностью, чтобы выполняемая работа помогала в решении практических задач. Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена (в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к оформлению работ). Студент выбирает тему из предлагаемого списка, однако за ним остается право выбора иной темы. В этом случае необходимо согласовать тему с преподавателем.



Темы рефератов (контрольных работ) по дисциплине «Основы нейропсихологии»


  1. Нейропсихология как наука. Ее связь с другими социальными и биологическими дисциплинами.

  2. Методы исследования в нейропсихологии.

  3. Основные принципы строения мозга. Блоки мозга по А. Р. Лурия.

  4. Теория А. Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций.

  5. Понятие о первичных и вторичных зонах затылочной и височной коры. Представление о третичных зонах коры.

  6. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

  7. Нейропсихологические синдромы, виды агнозий, аграмматизм, аграфия, виды афазий, апраксия, гемианопсия.

  8. Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга.

  9. Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов.

  10. Синдром нарушения пространственных синтезов.

  11. Нейропсихологические синдромы при поражении височных отделов мозга (латеральных, медиальных и базальных).

  12. Нейропсихологический синдром поражения «внеядерных» конвекситальных отделов височных долей мозга.

  13. Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга.

  14. Синдром нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении задне-лобных отделов мозга.

  15. Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов.

  16. Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей.

  17. Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга.

  18. Синдром поражения глубинных отделов лобных долей мозга.

  19. Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга

  20. Синдром «расщепленного мозга» при поражении мозолистого тела.

  21. Характеристика блоков восприятия, хранения и переработки информации.

  22. Нейропсихологические основы формирования эмоций.


Требование к выполнению контрольной работы (написанию реферата)

1. Оформление контрольной работы: титульный лист, оглавление контрольной работы, основная часть контрольной работы, выводы по работе, список использованной литературы в алфавитном порядке. Каждая ГЛАВА начинается с новой страницы. Точки в конце заголовков не допускаются.

2. Стандарты текста.

Текст работы набирается в редакторе, совместимом с MicrosoftWord 2003 (формат «doc») на одной стороне стандартного А4, ориентация книжная.

Размеры левого поля 30мм, правого 10 мм, верхнего 20 мм, нижнего 20мм. Шрифт: гарнитура – «TimesNewRoman», кегль – 14 (в рисунках и таблицах – не менее 12), цвет – черный. Абзац: первая строка – отступ 1,25 см, междустрочный интервал – полуторный (1,5), выравнивание – по ширине.

Во всей работе осуществляется сквозная нумерация страниц, начиная со второй странице в правом верхнем углу с «Оглавление» (первая страница не нумеруется).

Объем контрольной работы до 15 страниц машинописного текста.

3. Название таблиц и рисунков приводится в соответствии в общепринятыми требования. Например:

Таблица 1

Показатели работоспособности

















































































































Рис. 1 Показатели работоспособности


После каждой таблицы и рисунка обязательно необходимо описать данные и результаты исследования в таблице и рисунке (2–3 предложения).

  1. В контрольной работе должны активно использоваться не менее 3 источников. Не следует дословно переписывать изученную литературу, необходимо выделить основные идеи и предложить собственное отношение к ним; основные положения работы желательно иллюстрировать своими примерами. В тексте необходимо делать ссылки на использованную литературу с указанием страниц; в сноске указывается ФИО автора, название книги (статьи, сборника), место и год издания, номер страницы.

Главное в контрольной работе – творческое отношение к теме, умение систематизировать, анализировать, обобщать, делать выводы и связывать теоретические знания с практикой.

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Основы нейропсихологии»
1. Определение нейропсихологии. Краткий исторический аспект отечественной нейропсихологии.

2. Основные направления и методические подходы в нейропсихологии.

3. Нейропсихология и её место в ряду социальных и биологических наук.

4. Общие положения теории системной динамической локализации высших психических функций. Основные понятия в нейропсихологии (понятия первого и второго класса).

5. Понятия «гнозис», «мнезис», «праксис».

6. Представление о высших психических функциях, их отличия от высших корковых функций.

7. Основные направления (теории) решения проблемы «мозг и психика».

8. Мозг как субстрат психических процессов.

9. Поля коры и их функция.

10. Функциональная асимметрия – фундаментальная закономерность работы мозга.

11. Этапы, положения и направления в теории функциональной асимметрии мозга.

12. Общие положения практической нейропсихологии.

13. Методики, используемые в нейропсихологии.

14. Основные принципы строения анализаторных систем. Зрительный анализатор.

15. Нарушения зрительных функций при поражении разных уровней зрительной системы.

16. Формы зрительных агнозий.

17. Общая характеристика кожно-кинестетической чувствительности.

18. Поражение различных отделов путей кожно-кинестетической чувствительности. Тактильные агнозии.

19. Общая характеристика слухового анализатора.

20. Виды слуховых расстройств.

21. Слуховые агнозии.

22. Общие сведения, касающиеся нарушений произвольных движений.

23. Эфферентные механизмы произвольных движений.

24. Проблема апраксий.

25. Общие положения произвольной регуляции высших психических функций.

26. Нарушения произвольной регуляции высших психических функций при поражении различных отделов лобных долей.

27. Общие положения, касающиеся речи. Нарушения речи при локальных поражениях мозга.

28. Афазии. Формы афазий.

29. Общие положения, касающиеся нарушения памяти при локальных поражениях мозга.

30. Типы нарушений памяти.

31. Общие положения, касающиеся нарушения внимания при локальных поражениях мозга.

32. Типы нарушения внимания.

33. Общие положения, касающиеся вопросов изучения нарушения мышления при локальных поражениях мозга.

34. Типы нарушения интеллектуальных процессов при поражении височных, теменно-затылочных, премоторных и префронтальных отделов мозга.

35. Направления, по которым идет изучение нарушений мозга при локальных поражениях.

36. Общие положения, касающиеся нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.

37. Основные локализации поражения мозга, связанные с эмоциональными нарушениями.

38. Построение нейропсихологического заключения.

39. Коррекция и развитие временной организации высших корковых функций.

40. Принципы построения коррекционных программ в нейропсихологии.



ЛИТЕРАТУРА

Основная литература


  1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2006. - 384 с.

Дополнительная литература

  1. Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2006. – 960с.

  2. Хрестоматия по нейропсихологии / отв. ред. Е.Д. Хомская.– М.: Институт общегуманитарных исследований, Московский психолого-социальный институт, 2004. – 896с.


Иные информационные ресурсы

    1. Science Direct. URL: http://www. sciencedirect. com.

    2. Elsevier (платформа Science Direct). URL:http://www. sciencedirect. com.

    3. Sage Publications. URL:http://online. sagepub. com/

    4. Springer/Kluwer. URL:http://www. springerlink. com.

    5. Tailor & Francis. URL:http://www. informaworld. com

    6. Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН). URL:http://elibrary. ru/ 

    7. Университетская информационная система Россия. URL: http://www. cir. ru/index. jsp

    8. http://www. neuropsychologycentral. com/

    9. http://www. neuropsychologyarena. com/

Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Методические указания по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы для студентов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Психолого-педагогическая компетентность педагога психолога
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций

Скачать 253,44 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница