Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики
Кафедра массовой коммуникации
Утверждено
«29» августа 2014 г.
Декан ФЖ
____________О.Д.Журавель
Направление подготовки
031300.68 «ЖУРНАЛИСТИКА»
Уровень подготовки
МАГИСТР
ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«ИМИДЖЕЛОГИЯ»
Автор: канд. истор. наук Беленко М.П.
-
Вид учебной работы
|
3 семестр
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72 часа
|
Контактная работа, в том числе:
|
38 часов
|
лекции
|
18 часов
|
семинары
|
18 часов
|
консультации
|
2 часа
|
Самостоятельная работа
|
33 часа
|
Промежуточный контроль
|
1 час
|
Зачетные единицы (кредиты)
|
2
|
Новосибирск 2014
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Основной целью дисциплины является формирование у студентов представления об имиджелогии и имиджмейкинге как о специфической области коммуникативистики. Во время обучения студенты знакомятся с понятием «имидж», его местом и ролью в современном обществе, с особенностями его анализа, формирования и управления им.
Для создания у студентов целостной картины возникновения имиджа и работы по его поддержанию и улучшению, необходимо решение следующих задач:
– познакомить студентов с понятийным аппаратом курса, ввести и разъяснить необходимые термины;
– представить типологию потребностей и ценностей целевых аудиторий, показать взаимосвязь между типами целевых аудиторий, их ценностями и имиджевыми ожиданиями;
– рассмотреть модели, структуру и инструментарий процесса формирования имиджа;
– определить особенности имиджевого воздействия на массовое сознание;
– показать и закрепить различные методики анализа уже сформированного имиджа, сложившегося у субъектов социальных процессов.
2. МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Курс «Имиджелогия» входит в вариативную часть профессионального цикла М2 образовательной программы магистратуры «Управление коммуникациями». «Входящими» компетенциями выступают:
базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (магистратура), направление подготовки 031300 «Журналистика», студент, прослушавший данный курс, должен обладать следующими компетенциями:
– владение базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных
государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами и т.д. (ПК-49);
– способность анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций, нацеленных на создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации (ПК-51);
– способность участвовать в формировании и продвижении корпоративной культуры на основе современных коммуникативных технологий; умение оценивать атрибуты корпоративной культуры и корректировать коммуникационную политику на основе проведенного коммуникацинного аудита (ПК-53);
– владение технологиями эффективной межличностной коммуникации, умением целенаправленно выстраивать и организовывать процесс взаимодействия в переговорах, анализировать конкретные переговорные ситуации с позиции межличностной коммуникации (ПК-55).
4. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен:
– знать структуру и типы имиджа; модели массовой коммуникации и фильтры восприятия; технику и технологию процесса убеждения; специфику работы с массовой аудиторией и различными информационными каналами; последовательность работы консультанта по имиджу; специфику работы с уже сформированным имиджем; технологии «отстройки» от имиджа конкурентов и защиты имиджа от контрпропаганды; приемы работы с командой «заказчика»;
– уметь анализировать потребности целевой аудитории и заказчика; заказывать и проводить необходимые социологические исследования; выстраивать необходимые информационные каналы; корректировать поведение и стиль речи заказчика; системно конструировать требуемый имидж и управлять им.
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
3 семестр
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72 часа
|
Контактная работа, в том числе:
|
38 часов
|
лекции
|
18 часов
|
семинары
|
18 часов
|
консультации
|
2 часа
|
Самостоятельная работа
|
33 часа
|
Промежуточный контроль
|
1 час
|
Зачетные единицы (кредиты)
|
2
|
5.2. Учебно-тематический план курса
Наименование тем
|
Количество часов
|
Самостоятельная работа
|
Всего часов по теме
|
лекции
|
семинары
|
Тема 1. Социально-психологические закономерности формирования и функционирования имиджа
|
4
|
4
|
8
|
16
|
Тема 2. Компоненты имиджа
|
2
|
2
|
4
|
8
|
Тема 3. Стратегии и тактики построения имиджа
|
4
|
4
|
5
|
13
|
Тема 4. Корпоративный имидж
|
4
|
4
|
6
|
14
|
Тема 5. Имидж руководителя
|
2
|
2
|
6
|
10
|
Тема 6. Индивидуальный имидж
|
2
|
2
|
4
|
8
|
Консультации
|
|
|
|
2
|
Промежуточный контроль
|
|
|
|
1
|
Итого
|
18
|
18
|
33
|
72
|
5.3. Содержание разделов и тем
Тема 1. Социально-психологические закономерности формирования и функционирования имиджа
Психологические предпосылки возникновения имиджа. Коммуникативная модель формирования имиджа (имидж как символическое взаимодействие). Тройственное понимание субъекта имиджа: субъект воспринимающий (аудитория), субъект транслирующий (прообраз) и субъект формирующий (имиджмейкер). Формирование имиджа как субъект-субъектное взаимодействие. Формирование имиджа как создание социальной реальности в сознании людей. Когнитивные процессы в основе формирования имиджа. Социальные стереотипы и установки. Значение и личностный смысл. Семиотические процессы формирования имиджа. Психологическая структура и типология имиджа.
Тема 2. Компоненты имиджа
Когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты имиджа. Сознательный и бессознательный уровни функционирования имиджа. Функциональные и психологические преимущества объекта. Ключевые имиджевые характеристики объекта. Личность как реципиент имиджа. Малая, средняя и большая социальные группы как аудитория имиджа. Массовая аудитория имиджа. Виды объектов имиджа: личность и организация. Виды имиджа. Профессиональный имидж. Типологии по области применения: бизнес, реклама, шоу-бизнес, политика, управление организацией.
Тема 3. Стратегии и тактики построения имиджа
Этапы имиджевой кампании: «оценка аудитории», «изучение объекта», «коррекция характеристик объекта», «планирование», «символизация», «презентация имиджа». Стратегия построения имиджа. Плюсы и минусы наличия стратегии. SWOT-анализ и его этапы. Особенности SO, ST, WO и WT-стратегий. Тактики работы с имиджем. Четыре задачи связей с общественностью (И. Викентьев): позиционирование, возвышение имиджа, «снижение» имиджа, возвышение «уроненного» имиджа (контрреклама или контрпропаганда). Позиционирование: отбор, утрировка, перевод, вербализация, эмоционализация, мифологизация. Контрреклама: прямое опровержение, непрямое опровержение, отвлечение внимания, молчание, предупреждение. Создание благоприятных ситуаций, менеджмент акций. Привлекающие и отвлекающие внимание ситуации. Создание благоприятных контекстов: изменение понимания реципиентом событий, явлений и персон путем изменения их взаимосвязи. Коррекция имиджа.
Тема 4. Корпоративный имидж
Функции и целевые аудиотории. Имиджевая коммуникация: причины и поводы. Структура имиджа организации (В. Королько). Четыре компонента имиджа организации (К. Шенфельд). Инструменты формирование имиджа. Реальный, «зеркальный» и идеальный имидж. Коррекция имиджа как процесс. «Имиджевые» вопросы (Г. Левинсон и А.Ю. Смирнов). Организация как дом (А.И. Чумиков).
Тема 5. Имидж руководителя
Образ руководителя как часть корпоративного имиджа. Функции имиджа руководителя: мотивирующая и нормативная функции, функции представительства и позиционирования организации во внешней среде. Почтение по отношению к авторитетам в социальном контексте, имидж «авторитетного человека».
Структура и компоненты имиджа руководителя. Модель внутреннего пространства личности. «Окно Джогарри»: открытая, «слепая», скрытая и неведомая зоны. Инструменты коррекции имиджа руководителя. Средства интернета для формирования имиджа. Технические средства самопрезентации: сайт, блог, подкастинг, социальные сети.
Тема 6. Индивидуальный имидж
Внешняя и внутренняя мотивация по созданию имиджа. Оригинальный и наведенный виды имиджа. Имидж, ориентированный на самоощущение, и имидж, ориентированный на восприятие. Я-концепция и Я-образ. Взаимоотношения имиджа, Я-реального, Я-идеального и Образа Я у других. Механизмы каузальной атрибуции. Тело, лицо, поведение человека как объект его имиджа. Закономерности зрительного восприятия лица и фигуры человека. Психологическая характеристика стилей одежды. Совершенствование рефлексивно-перцептивных способностей. Развитие способностей по диагностике и экспрессии эмоционального состояния. Самопрезентация. Факторы восприятия личности в общественном сознании. Критерии эффективности индивидуального имиджа. Навыки высокоэффективных людей (по Стивену Кови).
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
6.1. Примерные вопросы для подготовки к зачету
-
Имидж – понятие и общая характеристика.
-
Субъект и объект имиджа – варианты трактовок.
-
Мнение (общественное мнение) и другие уровни когнитивной сферы.
-
Основные элементы имиджевой коммуникации.
-
Имидж как миф.
-
Имидж как нарратив.
-
Имидж как сценарий.
-
Основные функции имиджа.
-
Типы имиджей.
-
Исследования имиджа.
-
Этапы имиджевой кампании.
-
Стратегия построения имиджа. Тактики работы с имиджем.
-
Коррекция имиджа.
-
Структура имиджа организации.
-
Имидж организации: базовые компоненты.
-
Формирование имиджа организации: этапы и составляющие.
-
Функции индивидуального имиджа.
-
Имиджформирующая информация индивидуального имиджа.
-
Программа формирования имиджа.
6.2. Литература и источники
Основная литература
-
Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 416 с. http://evartist.narod.ru/text10/29.htm
-
Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью: теория и технологии / В.Ф. Кузнецов. – М., 2005. – 300 с.
http://ru.scribd.com/doc/38630082/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2-%D0%92-%D0%A4-%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B8-%D1%81-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E-%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%92%D0%A3%D0%97%D0%BE%D0%B2-2007
Дополнительная литература
-
Кирюхина, И. А. Событийный маркетинг как средство продвижения товара / И. А. Кирюхина // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2001 .— № 5 .— С. 47-51.
-
Пратусевич, В.Р. АВIR-комплексный подход к имиджевым исследованиям / В.Р. Пратусевич // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2002 .— № 5 .— С. 19-25
-
Гуревич, Павел Семенович. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич .— М. : Искусство, 1991 .— 222 с.
-
Кравченко, Елена Ивановна. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства / Е.И. Кравченко ; [МГУ им.М.В.Ломоносова] .— Москва : [Б.и.], 1997 .— 222 с.
-
Чумиков, Александр Николаевич. Связи с общественностью : [Учеб. пособие для упр. спец. вузов] / А.Н. Чумиков ; МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. гос. упр., Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ .— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Дело, 2001 .— 295 с.
-
Феофанов, Олег Александрович (1928-1999) . Реклама: Новые технологии в России : [Учеб. пособие] / О.А. Феофанов .— СПб. и др. : ПИТЕР, 2000 .— 377 с.
-
Почепцов, Георгий Георгиевич. Профессия: имидж-мейкер / Г.Г. Почепцов .— 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Алетейя, 2000 .— 256 с.
-
Зарубин, Александр Леонидович (канд. экон. наук ; 1968-) . Репутация - капитал личности / А. Зарубин, В. Вагин .— М. : АПРИКОМ, 2007 .— 211 с.
-
Чуланова, Оксана Леонидовна (канд. пед. наук) . Имиджелогия : учеб.-метод. пособие [для вузов, ведущих подгот. магистров по направлению 521500 (080500) "Менеджмент" и специалистов по упр. персоналом] / О. Л. Чуланова ; Сургут. гос. ун-т, Магистратура .— Сургут : Изд-во СурГУ, 2007 .— 263 с.
-
Марков, Самуил. PR в России больше чем PR. Технологии и версии / С. Марков .— Москва : Астрель : АСТ, 2001 .— 283,
-
Чумиков, Александр Николаевич. Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Реклама и связи с общественностью" / А.Н. Чумиков .— Москва : Аспект Пресс, 2012 .— 157,
-
Чумиков, Александр Николаевич. Реклама и связи с общественностью : имидж, репутация, бренд : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) "Реклама и связи с общественностью" / А.Н. Чумиков .— 2-е изд., испр. и доп .— Москва : Аспект Пресс, 2014 .— 157,
6.4. Образовательные технологии
Лекции, проблемные лекции, лекции-дискуссии, интерактивные лекции. Контактные консультации включают ответы на вопросы студентов по темам курса в индивидуальном режиме, помощь в составлении списка литературы для подготовки к промежуточной аттестации.
В рамках преподавания дисциплины «Имиджелогия» используются следующие методы: работа в малых группах, деловые и имитационные игры, групповые дискуссии, презентации, проектная работа.
Активная и интерактивная форма проведения предусмотрена для 40% аудиторных занятий.
Поделитесь с Вашими друзьями: |