МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Негосударственное образовательной учреждение
высшего профессионального образования
« Томский экономико-юридический институт»
|
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной и
научной работе
__________________ К.В. Фадеев
«__»______________2014г.
|
ФГОС ВПО 2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина: Юридическая психология- Б3.В.ОД.12-
вариативная часть профессионального цикла дисциплин.
Направление подготовки: «Юриспруденция»
Профиль подготовки:030900. 62
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Курс: 4
|
|
|
|
|
Вид и объем занятий
|
Часов
|
ЗЕТ
|
Форма контроля
|
семестр
|
Объем по учебному плану, всего
|
108
|
3
|
Зачет
|
8
|
в том числе: Аудиторные занятия
|
54
|
|
|
|
Лекции
|
22
|
|
|
|
Семинары
Лабораторно-практические занятия
|
32
|
|
|
|
Самостоятельная работа
|
54
|
|
|
|
Форма обучения: заочная
Курс: 5
|
|
|
|
|
Вид и объем занятий
|
Часов
|
ЗЕТ
|
Форма контроля
|
семестр
|
Объем по учебному плану, всего
|
108
|
3
|
Зачет
|
9
|
в том числе: Аудиторные занятия
|
12
|
|
|
|
Лекции
|
4
|
|
|
|
Семинары
Лабораторно-практические занятия
|
8
|
|
|
|
Самостоятельная работа
|
96
|
|
|
|
Томск 2014
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2010 г. к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению (специальности) 030900.62 «Юриспруденция» рабочего учебного плана, утвержденного Ученым советом ТЭЮИ «10» июня 2014 г. протокол №6.
Программу разработал:
Канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права,
процесса и криминалистики О.А. Негодина
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовного права, процесса и криминалистики
Протокол №4 от 24.06.2014 г.
Зав. Кафедрой УППиК __________ С.Л. Лонь
Программа рассмотрена и одобрена Научно-методическим советом ТЭЮИ
Протокол №12 от 30.06.14г.
Председатель НМС ТЭЮИ ___________К.В. Фадеев
1. Цели освоения дисциплины
Дисциплина «Юридическая психология» является прикладной, практически ориентированной отраслью научных знаний, направлена на ознакомление студентов с основными психическими закономерностями взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе в ситуациях правового регулирования; формирование некоторых практических навыков саморегуляции и совместной деятельности с другими людьми. Знакомство с психическими процессами, свойствами, состояниями и другими психическими явлениями должно помочь обучающимся в понимании явлений правовой действительности, овладении приемами коммуникации, следственной, судебной и адвокатской тактики, преодоления профессиональной деформации.
Задачи дисциплины:
- формирование у обучающихся осознания социальной значимости своей будущей профессии, развитого профессионального правосознания;
- воспитание способности качественно выполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики и психологии;
- привитие навыков коллективного поведения, умения взаимодействовать с коллегами на основе общих представлений о психических явлениях и индивидуальных особенностей личности;
- усвоение основных понятий общей и юридической психологии и формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения практических ситуаций в правоприменительной деятельности;
- формирование умения вести конструктивный диалог, учитывая особенности поведения и настроения собеседника и аудитории;
- воспитание уважения к индивидуальности каждой человеческой личности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина Юридическая психология является вариативной частью ФГОС ВПО, определяемая по выбору ООП вуза (Б.3.В.11). Она базируется на дисциплинах базовой части, таких как: Правоохранительные органы, Профессиональная этика, Криминология, Уголовный процесс, Криминалистика.
Дисциплины, для которых изучение данной дисциплины является предшествующим:
-
Преступления в сфере экономики,
-
Адвокатура и адвокатская деятельность,
-
Теория доказательств
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
Обучающейся по итогам освоения дисциплины:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способен участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
- сотов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Студент должен знать:
- основные понятия и категории общей и юридической психологии, понимать физиологические основы психической деятельности;
- основные психические свойства личности, особенности их формирования в процессе воспитания и влияние на поведение человека;
- психологию противоправного поведения, психологические методы предупреждения преступлений;
- требования, предъявляемые обществом к личным и профессиональным качествам субъектов правоприменительной (в том числе, уголовно-процессуальной) деятельности и ее результатам;
- общие свойства и закономерности протекания познавательных, волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов;
- психологию следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса, юрисконсульта и психологические особенности их труда; причины возникновения и проявления профессиональной деформации;
- психологические основы следственной и судебной тактики.
Студент должен уметь:
- учитывать психологические закономерности при осуществлении правоприменительной деятельности;
- применять психологические знания для анализа информации и поведения личности;
- распознавать собственные и чужие психические реакции на внутренние и внешние раздражители; управлять своими эмоциями;
- анализировать индивидуальные особенности личности, определять направления и способы коррекции поведения человека;
-определять эффективные с точки зрения психологии тактические приемы, направленные на преодоление лжи и сокрытия информации;
- применять знания о психологии личности для прогнозирования поведения человека и профилактики правонарушений.
Студент должен владеть:
- культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- правилами построения логически верной, аргументированной устной и письменной речью;
- культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
- представлением о физиологической основе психических явлений, основных законах нервной деятельности человека, внешних проявлениях психических феноменов: осознать роль этих знаний в профессиональной деятельности юриста;
- навыками самонаблюдения и наблюдения за поведением других людей, навыками анализа психологических явлений;
- приемами корректного общения, возбуждения и удержания внимания слушателей; навыками свободного публичного выступления;
- навыками здорового образа жизни, как необходимым условием преодоления профессиональной деформации;
- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
4. Виды и формы контроля
Текущий контроль проводится на лекционных и семинарских занятиях с целью установления уровня овладения студентами учебным материалом. Выполнение контрольных работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления баллов текущего контроля.
Итоговый контроль проводитсядля контроля усвоения данной дисциплины. Учебным планом, предусмотрен зачет.
Зачет проводится в устной форме в виде собеседования преподавателя со студентом по изученным темам.
Для получения максимальной положительной оценки следует ориентироваться на высокие требования, предъявляемые к ответу.
-
Структура и содержание дисциплины
-
Общая трудоемкость дисциплины для очного отделения составляет:
3зачетных единиц (108часов).
|
Наименование тем
|
Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Формы текущего, и итогового контроля успеваемости
|
Лекции
|
Семинары
|
|
| |
Введение в юридическую психологию: предмет, история развития, задачи и система юридической психологии.
|
2
|
2
|
4
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
зачет по дисциплине.
| |
Психологическая характеристика личности. Понятие о сознании и личности в психологии. Врожденное и приобретенное в структуре личности. Активность личности и ее истоки.
|
2
|
4
|
4
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
кейс-стади
зачет по дисциплине
| |
Общая характеристика психических процессов, состояний и свойств, их классификация. Мотивы, их сущность и значение в организации деятельности и поведения.
|
2
|
4
|
4
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
кейс-стади
зачет по дисциплине
| |
Психология общения. Язык, общение и речевая деятельность. О качествах личности, необходимых для успешного общения.
|
2
|
4
|
4
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
кейс-стади
зачет по дисциплине
| |
Психологическая характеристика следственной деятельности и личности следователя.
|
2
|
4
|
4
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
зачет по дисциплине
| |
Психологическая характеристика личности преступника.
|
2
|
4
|
6
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
кейс-стади
зачет по дисциплине
|
7.
|
Психология группового преступления.
|
2
|
4
|
6
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
кейс-стади
зачет по дисциплине
|
8.
|
Психологическая характеристика преступления. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в преступном поведении.
|
2
|
2
|
8
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
зачет по дисциплине
|
9.
|
Психология осмотра места происшествия и обыска. Психология допроса и очной ставки
|
2
|
2
|
8
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
зачет по дисциплине
|
10.
|
Понятие и компетенция судебно-психологической экспертизы.
|
2
|
2
|
6
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
зачет по дисциплине
|
|
Итого
|
22
|
32
|
54
|
|
|
Всего за курс
|
108
|
|
|
|
-
Общая трудоемкость дисциплины для заочного отделения составляет:
3 зачетных единиц (108 часов).
|
|
Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Формы текущего, и итогового контроля успеваемости
|
Лекции
|
Семинары
|
|
| -
|
Введение в юридическую психологию: предмет, история развития, задачи и система юридической психологии.
|
1
|
|
8
|
зачет по дисциплине
| -
|
Психологическая характеристика личности. Понятие о сознании и личности в психологии. Врожденное и приобретенное в структуре личности. Активность личности и ее истоки.
|
1
|
|
10
|
зачет по дисциплине
| -
|
Общая характеристика психических процессов, состояний и свойств, их классификация. Мотивы, их сущность и значение в организации деятельности и поведения.
|
1
|
|
10
|
зачет по дисциплине
| -
|
Психология общения. Язык, общение и речевая деятельность. О качествах личности, необходимых для успешного общения.
|
1
|
|
10
|
зачет по дисциплине
| -
|
Психологическая характеристика следственной деятельности и личности следователя.
|
|
2
|
10
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
кейс-стади
зачет по дисциплине
| -
|
Психологическая характеристика личности преступника.
|
|
2
|
10
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
кейс-стади
зачет по дисциплине
|
7.
|
Психология группового преступления.
|
|
2
|
10
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
кейс-стади
зачет по дисциплине
|
8.
|
Психологическая характеристика преступления. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в преступном поведении.
|
|
2
|
10
|
оперативный опрос;
решение ситуационных задач;
зачет по дисциплине
|
9.
|
Психология осмотра места происшествия и обыска. Психология допроса и очной ставки
|
|
|
10
|
зачет по дисциплине
|
10.
|
Понятие и компетенция судебно-психологической экспертизы.
|
|
|
8
|
зачет по дисциплине
|
|
Итого
|
4
|
8
|
96
|
|
|
Всего за курс
|
108
|
|
|
|
-
Теоретический курс
Поделитесь с Вашими друзьями: |