Рабочей программы учебной дисциплины Диагностика в образовании и управлении Общая трудоемкость – 3 зет место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «Диагностика в образовании и управлении»



Скачать 77,08 Kb.
Дата21.05.2016
Размер77,08 Kb.
#46438
Аннотация

рабочей программы учебной дисциплины

Диагностика в образовании и управлении

1.Общая трудоемкость – 3 ЗЕТ

2.Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина «Диагностика в образовании и управлении» относится к вариативной части блока Б1 «Дисциплины (модули)».



Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин учебного плана: «Методологические проблемы в психологии», «Планирование практических и прикладных следований».

Изучение дисциплины является предшествующим для освоения следующих дисциплин/ прохождения практик: «Современные теории и технологии управления», «Основные тенденции развития психологии образования».

3.Цель и задачи изучения дисциплины.

Цель – получение магистрами углубленных психодиагностических знаний, умений и навыков в области образования и управления. Приобретение таких знаний и навыков составляет важное условие для квалифицированного решения психологом широкого спектра задач в различных областях научной и практической психологии.

Диагностика в образовании проводится в дошкольных и детских домах, средне образовательных школах, интернатах, военных учебных учреждениях, психологических и психолого-педагогических центрах.



Основная цель психодиагностики в образовании – определение психологических и поведенческих особенностей субъектов образовательного пространства и, на основе этого, оказание им содействия в развитии и построении эффективной жизнедеятельности.

Диагностика может проводиться на предприятиях и в организациях, в государственных и муниципальных учреждениях, финансовых и силовых структурах.



Основной целью диагностики управления в организациях разного вида является оказание содействия администрации и работникам в обеспечении эффективности индивидуальной и совместной деятельности, психического и физического здоровья сотрудников, в принятии административных, социально-экономических и правовых решений.

Задачи преподавания дисциплины являются:

  • обеспечить формирование системы базовых знаний о теоретико-методологических и этических принципах психодиагностической деятельности при решении профессиональных научных и практических задач;

  • сформировать представление о становлении и развитии психодиагностики как области психологической науки и практики;

  • познакомить с многообразием психодиагностических методов и методик в области образования и управления;

  • способствовать формированию у магистров основ профессионального мышления и этики поведения в психодиагностических ситуациях;

  • подбор и разработка психодиагностических методик в соответствии с запросами разных сфер практики: образование и управление.

4.Содержание дисциплины:

Практические занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

1

История психодиагностики

Предистория психологического тестирования. Истоки возникновения психодиагностики (во второй половине ХIХ в.). Развитие психодиагностики в первой трети ХХ в. Тенденции и сферы развития, первые тесты. Кризис психодиагностики: причины и пути преодоления. Развитие психодиагностики в 1940-50-х г. Дискуссия о психологических тестах за рубежом в 1960-70-х г. Развитие психодиагностики в 1980-90-х г.

2.


Психологический диагноз

Разновидности диагноза по его предмету.

Медицинский и психологический диагноз.

Ошибки в постановке диагноза.


Способы применения диагноза.

3

Измерительные шкалы

Виды измерительных шкал (номинативная и порядковая шкала, шкала интервалов и отношений) и примеры тестов. Статистическая природа тестовых шкал. Представление о статистической природе. Кривая распределения тестовых показателей (нормальное распределение, асимметрия и эксцесс).Ошибки (погрешности) измерения.

4

Репрезентатив–ность и стандарт–ность


Репрезентативность и способ оценки.

Стандартность. Нормы и смысловое значение тестовых показателей. Стандартизация первичных тестовых показателей: рреобразование тестовых оценок в интервальную шкалу (стэнайны, стэны) и квантильная стандартизация.



5

Надежность и валидность

Надежность методики.Понятие надежности.Виды надежности. Ретестовая надежность: суть, возможности применения, проблема временного интервала. Надежность-согласованность: суть, возможности применения. Надежность параллельных форм: суть, возможности применения. Алгоритмы (процедуры) оценки надежности теста. Контрольные шкалы (шкалы достоверности и коррекции).

Валидность методики. Понятие валидности. Виды валидности. Концептуальная и конструктная валидность. Очевидная и содержательная валидность. Эмпирическая (критериальная) и прогностическая валидность. Конвергентная и дискриминантная валидность. Алгоритмы (процедуры) оценки видов валидности теста.





Лабораторные занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

1

Психодиагностика как наука

Понятие и задачи психодиагностики.

Сферы применения психодиагностики: образование и управление.

История психодиагностики.

Психологический диагноз.

Психодиагностическая методика.

Стандарты в психодиагностике.



2


Психометрические основы психодиагностики

Измерительные шкалы.

Репрезентативность и стандартность.

Надежность и валидность.

Разработка психодиагностических методик.

Адаптация зарубежных психодиагностических методик.


3

Психодиагностические методики и их применение

Методики объективного типа.

Методики субъективного типа.

Применение ЭВМ в психодиагностике.

Нормативно-документальное обеспечение психодиагностической работы.

Проведение психодиагностического обследования.


4

Проблема изучения персонала организации

Место кадрового менеджмента в управлении

Парадигмы кадрового менеджмента и организационная культура.

Цели оценки в управлении персоналом

Методы оценки персонала.



5

Методологические основы кадровой психодиагностики

Кадровая психодиагностика. Определение, история развития

Концепция личности как основа структуры теста и подхода к изучению индивидуально-психологических особенностей человека

Методологические принципы построения системы психологического отбора

Требования к психодиагностическим методикам, используемым в управлении персоналом

Правила применения психодиагностических методик.


6

Организация психодиагностического обследования

Процедурные правила проведения психодиагностического обследования

Формирование тестовой батареи

Технология анализа данных психодиагностики, совмещение результатов тестирования, собеседования и другой информации об испытуемом. Заключение по результатам

обследования кандидата (сотрудника)

Субъективные факторы, влияющие на результаты психодиагностики


7

Диагностика в образовании

Сравнение и анализ понятий: мониторинг, эксперимент и диагностика в образовании

Определение сущности образовательного мониторинга

Классификация мониторинга в образовании

Эксперимент как метод диагностики в системе мониторинга



5.Результаты обучения по дисциплине:


Код компетенции

Содержание компетенции, формируемой в результате освоения образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине

ПК-2

готовностью модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий;

Знать:

-классификацию психодиагностических методик;

-основные психометрические характеристики психодиагностических методик;

- процедуру разработки, модификации и адаптации психодиагностических методик;



Уметь:

- ориентироваться в различных типах психо–диагностических методик;

- работать с психодиагностическими методиками;

- осуществлять подбор методик с учетом особенностей предмета психодиагностики.



Владеть:

– основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; – навыками отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей статистической обработкой данных и их интерпретацией.



ПК-5

готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

Знать:

- предмет, задачи и область применения психодиагностики;



- общие теоретико-методологические принципы психодиагностики;

-организационные вопросы проведения психодиагностического обследования;

- процедуру и содержание постановки психологического диагноза;

- этические и правовые основы психодиагностической работы.



Уметь: формулировать цель психодиагностической деятельности в соответствии с проблемой, запросом клиента или организации;

планировать психодиагностический процесс;



Владеть: методикой проведения стандартного прикладного исследования в определенной области с применением психодиагностического инструментария;

ПК-8

способностью создавать диагностические методики для психологической экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности в различных профессиональных сферах.

Знать: место и роль психологической диагностики в системе психологического знания, а также в сфере образования и управления.

Уметь:

- проводить методические процедуры в соответствии с этическими и методическими правилами;

- описывать результаты и формировать психодиагностическое заключение;

- соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы.



Владеть: навыком подбора методик и методикой проведения диагностики.

6.Основные образовательные технологии: объяснительно-иллюстративное обучение, технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология учебной дискуссии.

7.Форма контроля: экзамен.
Каталог: site -> files -> site page
site page -> Рабочей программы учебной дисциплины
site page -> Аннотация рабочей программы дисциплины
site page -> Рабочей программы учебной дисциплины Актуальные проблемы теории и практики в современной психологии
site page -> 1. Общая трудоемкость – 3 зет. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «Современные теории и технологии психологии управления»
site page -> 1. Общая трудоемкость 2 зет. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Общая психология: эмоционально-волевая регуляция»
site page -> Общая трудоемкость 4 зет место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина Научные школы и теории в современной психологии относится к базовой части блока Б1 «Дисциплины (модули)»

Скачать 77,08 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница